Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преемственность традиций в балетной музыке Б.В. Асафьева






Балетный театр всегда привлекал внимание Бориса Владимировича Асафьева (1884-1949). Его произведения сыграли значительную роль в развитии советского хореографического искус­ства. Многие годы композитор был связан с Мариинским театром в качестве концертмейстера балета, композитора, консультанта по репертуару.

Глубоко изучив законы балетной драматургии, Асафьев написал около 30 балетов. К числу его первых творческих опытов можно отнести: «Дар феи» (1910), «Лукавая Флорента» (1912), «Пьеро и маски» (1914), «Белая лилия» (1915), «Карманьола» (1918).

В основе многих сочинений Асафьева лежат выдающиеся образцы русской и зару­бежной литературы. Он особенно часто обращался к наследию А.С. Пуш­кина. Во многих театрах были поставлены балеты «Бахчисарайский фонтан» (1934), «Кавказский пленник» (1938), «Барышня-крестьянка» (1946); хореографическую пушкиниану пополнили также «Граф Ну­лин» (1941), «Гробовщик» (1943), «Каменный гость» (1946).

Среди других классических сюжетов, перенесенных композитором на балетную сцену, являются: «Ночь перед рождеством» по Н.В. Гоголю (1938), «Утраченные иллюзии» по О. Бальзаку (1936), «Красавица Радда» хореографическая легенда по М. Горькому (1938), «Ашик-Кериб» по М.Ю. Лермонтову (1940), «Суламифь» по повести А.И. Купри­на (1941), «Франческа да Римини» по А. Данте (1947). Несколько сочи­нений этого жанра построены Асафьевым на основе музыки других композиторов, например, «Ледяная королева, или Сольвейг» по произве­дениям Э. Грига и «Весенняя сказка», в которой использован мелодиче­ский материал П.И. Чайковского.

Во многих балетах ярко ощущается творческий метод композитора, заключающийся в «сочетании музыковедческой и композиторской сторон его деятельности: «Пламя Парижа», своеобразный музыкально-исторический роман, в котором использованы подлинные материалы французских композиторов революционной эпохи; в «Бахчисарайском фонтане» тонко стилизована музыка пушкинской поры; в «Партизанских днях» слышатся интонации, близкие попевкам терских и кубанских казаков». [24]

В своем балетном творчестве Асафьев стремился отразить и революционную тематику: о событиях гражданской войны повествует балет «Партизанские дни» (1937). Борьба народов против фашизма получила воплощение в балете «Милица» (1947).

Этапным балетным спектаклем стал балет «Бах­чисарайский фонтан», поставленный Р.В. Захаровым на музыку Б.В. Астафьева по сценарию Н.Н. Волкова. Оформил балет художник В.М. Ходасевич. Гармоническое сочетание всех компонентов спектакля – сценария, музыки и хореографии – позволило полностью раскрыть идейно-образное содержание лирической поэмы А.С. Пушкина.

Мир Марии в музыкальной и хореографичес­кой партитуре балета противо­поставлялся дикому, воинствен­ному миру Гирея и чувственно-страстному миру Заремы. Отсю­да композиционно балет стро­ился на контрастном сопостав­лении образов Марии и Заре­мы, Вацлава и Гирея, внутрен­ней жизни польского замка и ханского дворца, форм национального польского танца: по­лонез, краковяк, мазурка, и восточных плясок.

Главной темой спектакля была тема нравственной победы Марии над дикой натурой Ги­рея. Последний акт раскры­вал до конца тему Гирея, его состояние после гибели Марии, разрешал основной конфликт всего спектакля, основную идею – появление большого чувства Гирея к Марии.

Танцевальный текст балета давал возможность создать конкретные образы. «Партия Марии строилась на плавных линиях, арабесках и горделивых позах польского танца. У Заремы преобладали стремительные вращения, прыжки, острые изломанные линии, дви­жения ее отличались кошачьей грацией. Образ Гирея решался и пантомимными средствами, и с использованием таких штрихов, как походка, позы, жесты. Все действия Гирея точно совпадали с музыкой, приобретая особую пластическую завершенность и вы­разительность. Музыкальная партитура Асафьева от эпизода к эпизоду развивала драматургию балетного спектакля, давала возможность органического слияния танца и пантомимы, жанр хореодрамы предполагал слияние танца и драматической игры балетных артистов. Это рождало танец в образе, ранее не известный балетному театру». [25]

Премьера балета состоялась в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова 28 сентября 1934 г. Это был первый советский балет на пушкинскую тему.

 

Краткое содержание балета.

Балет в четырех действиях.

Бал в замке польского магната. Из ярко осве­щенной залы в старинный парк, окружающий замок, выходит княжна Мария. За ней ее жених Вацлав. Взволнованно говорят они о своей любви. Вбегает начальник стражи и сообщает, что полчища хана Гирея окружили замок. Мужчины берутся за оружие, закипает бой. Стремительно входит хан Гирей. Пораженный красотой Марии, он бросается к ней. Вацлав преграждает ему путь, но падает, сражен­ный клинком Гирея. Хан приказывает отвезти Марию к нему в гарем.

Бахчисарайский дворец. Гарем хана Гирея. Среди узниц гарема любимая его жена – Зарема. К Гирею бросается Зарема, но тот не замечает ее. Его внимание приковано к Марии.

Наступает ночь. Мария засыпает. Зарема проскальзывает в опочивальню Марии, умоляя вернуть ей Гирея. Но Мария чистосердечно говорит Зареме, что никогда не полюбит Гирея. Зарема верит ей, но вдруг замечает лежащую на полу шапку Гирея – значит, он был здесь. И вновь загорается в ней отчаянная ревность. Зарема выхватывает кинжал. Вбегает Гирей, но Зарема успевает сразить Марию насмерть. Гирей в от­чаянии застывает над телом Марии. Зарема просит убить ее, но Гирей не внемлет ей.

Двор бахчисарайского дворца. Гирей не мо­жет забыть Марию. Стража ведет Зарему на казнь. С высокой ска­лы Зарему сбрасывают в пропасть. Но и к ее участи душа Гирея остается безучастной. Хан идет к воздвигнутому им в память о Марии мраморному фонтану.[26]

 

Образцом героического спектакля стал балет «Пламя Парижа», посвященный событиям Великой Французской революции в постановке Заслуженного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР В.И. Вайнонена. Напи­сали сценарий В.В. Дмитриев и Н.Д. Волков, оформил спектакль художник В.В. Дмитриев. Помогал режиссировать спектакль в самом начале работы С.Э. Радлов. Сюжетные мотивы первого акта были навеяны романом Ф. Гра «Марсельцы». «Узловым событием явилось для нас 10 августа (1792 г.), то есть взятие Тюильрийского дворца, – писал Н.Д. Волков, – таким образом, темой нашего балета явилась тема «побежденного феодализма»[27]. В спектакле особенно удачно были поставлены массо­вые народные танцы, прекрасно разработаны танцевальные характеристики основных героев.

В партитуре композитор широко использует мелодии, став­шие своего рода символами революции. Это всемирно известные «Мар­сельеза», «Карманьола», «Все вперед». В хореографический контекст произведения органично включены и хоровые эпизоды. Этот балет, так же как «Бахчисарайский фонтан» и «Барышня-крестьянка», неодно­кратно ставился за рубежом.

Спектакль был построен на соединении классического, характер­ного и народных танцев, которые неотделимы от общего действия, тесно переплетались с пантомимой. Это фарандола, которая создавала образ неунывающих веселых парижан, кар­маньола, передающая дух возмущения и бунта, танцы басков, овернцев.

Музыка Асафьева помогала угадать, почувствовать танцы времен Великой Французской революции. И балетмейстер, никогда не видевший фольклорного французского танца, очень точно воспроизвел народные танцы. Например, знаменитые танцы басков, поставленные Вайноненом, французы признали за свой народ­ный танец. Новым было в балете и то, что народный танец поднялся до образного обобщения, какое считалось доступным лишь класси­ческому танцу. В «Пламени Парижа» классический и на­родный танцы дополняли друг друга, давая возможность балетмейстеру и исполнителям создать яркие, убедительные образы героев. Получился монументальный реалистический спектакль – истори­ческая эпопея революционных событий в Париже 1789 г.

Первыми исполнителями балета были В.М. Чабукиани и А.А. Ер­молаев, Н.А. Анисимова и Н.М. Стуколкина, О.С. Иордан, О.В. Лепешинская, Г.С. Уланова, Н.М. Дудинская. Балет на французскую историческую тему стал созвучен рево­люционным событиям в России, в нем угадывались черты совре­менности и дух Октябрьской революции 1917 г.

Премьера балета состоялась в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова 7 ноября 1932 г.

 

Краткое содержание балета.

Балет в четырех действиях, шести картинах.

В лесу, недалеко от Марселя, крестьяне собирают хворост. Среди крестьян – Гаспар с дочерью Жанной и сыном Пьером. Через лес проходит батальон марсельских добровольцев, направляющихся в Париж.

Слышны звуки приближающейся охоты. Крестьяне испуганы – это охотится в своих лесах сын маркиза, владельца этих земель – молодой офицер граф Жофруа. Увидев Жанну, он пытается ее обнять. Жанна резко отталкивает гра­фа. Гаспар бросается защитить свою дочь, но егеря – слуги графа – избивают, а затем уводят с собой старого крестьянина. Дети Гаспара Пьер и Жанна призывают крестьян расправиться с маркизом, и возмущенная толпа идет на приступ замка.

Тюрьма. Егеря ведут арестованного Гаспара. Народ штурмует тюрьму, обезоруживает охрану, взламыва­ет двери и освобождает пленников маркиза. Появляется отряд марсельцев. Они зовут крестьян объединиться с ними и идти защищать революцию.

Версаль. Зал придворного оперного театра. Появляются король и королева. Офицеры восторженно встречают их и клянутся в верности. Они топчут трехцветное знамя революции и срывают с себя трехцветные повязки, заменяя их бурбонскими кокар­дами с белыми лилиями.

Париж. Площадь. Демонстрация молодежи несет чучела короля и королевы. Под звуки песни «Са ira» толпа движется на Штурм королевского дворца.

Дворец Тюильри. Во дворец врываются марсельцы. Бой завязыва­ется на парадной лестнице. Во время схватки на Жанну нападает маркиз. Пьер, защищая сестру, убивает его. Бой кончается победой народа. Марсельцы срывают висящий портрет Людовика XVI, топчут его. Толпа ликует.[28]

 

Выдающийся балет Асафьева «Партизанские дни» в постановке В.И. Вайнонена по сценарию В.В. Дмитриева и В.И. Вайнонена – балет на историко-революционную тему. Его действие происхо­дит в период гражданской войны в России. Авторы впервые обратились к этой теме, стремились создать народно-героический спектакль о борьбе за Со­ветскую власть. Драматургия балета строилась на про­тивопоставлении революционного народа и белогвардейского казачества. В спектакле «отсутствовала традиционная партия балерины, он решался только средствами характерного танца и пантомимы, что казалось необычным»[29].

Музыка Асафьева в этом балете в достаточной мере иллюстративна и лишена яркого тематизма, но опирается на музыкальный фольклор, помогая вывести на сцену народный танец. Поставленные Вайноненом казачьи пляски, танцы гор­ских племен, партизанская пляска создавали обобщенный об­раз народа, включались в сюжетное действие. Ярким примером этому был народный свадебный обряд, решенный как действен­ная сцена.

Премьера балета состоялась 10 мая 1937 г. в Ленинграде, в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова.

 

Краткое содержание балета.

Балет в четырех действиях, пяти картинах. Действие балета происходит в годы гражданской войны.

Праздник в станице. Появляется отряд белогвардейцев, который возглавляет отец Андрея. Белогвардейцы призывают молодежь вступать в их ряды. Андрей откликается первым и агитирует казаков последовать его примеру. Не­сколько молодых людей присоединяются к белогвардейцам. Большевик Григорий старается их остановить, обращаясь к народу с призывом бороться против помещиков.

Свадьба Андрея и Насти. Пьяные казаки издеваются и глумятся над бедняком Федькой. Настя вступается за него. Андрей грубо отталкивает девушку. Тогда Настя срывает фату и обручальное кольцо.

Радостно встречают партизан горцы, готовые объединиться с ними для общей борьбы. Отец Керима приветствует молодых бойцов, которые дают торжественную клятву верности свое­му революционному долгу. Настя и Керим рады встрече. Теперь они, вместе — в одном ряду борцов за свободу.

Ночью в лагере партизан Настя случайно обнаруживает затесав­шихся в отряд мародеров. Девушка требует от них прекратить бес­чинства. Но они оскорбляют ее. Керим, заступаясь за Настю, в гневе убивает кинжалом одного из мародеров. Григорий приказывает Кериму сдать оружие, считая, что он не имел права самочинно вершить суд. Но Керим отказывается выполнить приказ и убегает. Партизаны узнают, что на город наступают белые. Григорий решает, что отряд должен пока покинуть город. Партизаны уходят, но среди них нет Керима. Григорий посылает за ним Настю. Керим хочет вернуться в отряд. Но в это время выследившие Керима Андрей с отцом хватают его и уводят, Настя тайно идет следом за ними.

Настя разыскивает Керима в родной станице. Народ недоволен властью белых офицеров. Каждое мгновение может вспыхнуть бунт. Приводят пленных, среди них — Керим. Расправа над пленными рождает возмущение в рядах бедных казаков. Настя призывает освободить пленных. Андрей узнает Настю и в злобе стреляет в нее. Восставшие хватают Андрея и убивают его. Внезапно появляются белогвардейские отряды. Восставшие окру­жены. Но на помощь им приходят партизаны во главе с Григорием. Белые отряды разбиты. Счастье победы придает силы раненой Насте.

Осознав свою вину, Керим хочет отдать Григорию оружие. Но оставляет его Кериму, радуясь возвращению друга в отряд. Приходит сообщение о приближении Красной Армии. Партизаны, исполненные революционного духа и готовности продолжать борьбу до конца, встречают ее бойцов.[30]

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.