Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хореодрама как новое явление в советском балетном искусстве 30-х годов






Расцвет жанра хореодрамы наступил в 30-50-е годы XX векав СССР. Хореодрама – это балеты лирико-драматического жанра, в которых основой балета является достойное литературное произведение. Советская хореодрама – это великая Г.С. Уланова, создание балетной Пушкинианы, это легендарные танцовщики-артисты В.М. Чабукиани, А.Н. Ермолаев, К.М. Сер­геев, С.Г. Корень и многие другие, плеяда выдающихся балерин Петербурга и Москвы. Это, наконец, «истинная гармония и синтез танца, пантомимы, му­зыки, серьезной исторически достоверной сценографии и тончайшей актер­ской игры»[56].

Балетмейстеры в лирико-драматических спектаклях по-новому ставили проблему действенного танца. Он стал в них средством характеристики героев, передачи их чувств и настроений, средством создания новых хореографических произведений.

В 1956 г. на взлете жанра советской хореодрамы состоялись знаменательные гастроли труппы Большого театра в Великобритании с балетами «Ромео и Джульетта», «Бахчисарайский фонтан», когда Галина Уланова потрясла своим искусством весь балетный мир. Тогда и появился термин «большой балет», который надолго закрепился в международном балетоведении. Эти слова не означали только определение труппы Большого театра СССР – их значение было гораздо шире и относилось ко всему нашему отечественному балету, к русскому балету, который в середине XX века достиг своей вершины.

Суть хореодрамы заключена в самом этом слове: драма, раскрываемая хореографическими средствами – танцем и пантомимой. Подлинная драма должна основываться на серьезном литературном источнике. Советская хореодрама очень избирательно относилась к материалу либ­ретто, ориентируясь на сочинения большой литературы, глубоко философские наполненные гуманистического содержания и высокой нравственности.

К наиболее значительным произведениям хореодрамы можно отнести:

1. «Пламя Парижа» по роману Ф. Гросса на музыку Б.В. Асафьева в постановке В.И. Вайнонена. В балете описывается хроника событий Великой Французской революции – идея обретения свободы, равенства, братства. Героем балета авторы сделали знаменитый марсельский батальон, который пришел в Париж летом 1792 г. и стал во главе народных масс, штурмовавших королевский дворец Тюильри. Премьера балета состоялась в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова в 1932 г.

 

Краткое содержание балета.

Балет в четырех действиях, шести картинах.

В лесу, недалеко от Марселя, крестьяне собирают хворост. Среди крестьян – Гаспар с дочерью Жанной и сыном Пьером. Через лес проходит батальон марсельских добровольцев, направляющихся в Париж.

Слышны звуки приближающейся охоты. Крестьяне испуганы – это охотится в своих лесах сын маркиза, владельца этих земель – молодой офицер граф Жофруа. Увидев Жанну, он пытается ее обнять. Жанна резко отталкивает гра­фа. Гаспар бросается защитить свою дочь, но егеря – слуги графа – избивают, а затем уводят с собой старого крестьянина. Дети Гаспара Пьер и Жанна призывают крестьян расправиться с маркизом, и возмущенная толпа идет на приступ замка.

Тюрьма. Егеря ведут арестованного Гаспара. Народ штурмует тюрьму, обезоруживает охрану, взламыва­ет двери и освобождает пленников маркиза. Появляется отряд марсельцев. Они зовут крестьян объединиться с ними и идти защищать революцию.

Версаль. Зал придворного оперного театра. Появляются король и королева. Офицеры восторженно встречают их и клянутся в верности. Они топчут трехцветное знамя революции и срывают с себя трехцветные повязки.

Париж. Площадь. Демонстрация молодежи несет чучела короля и королевы. Под звуки песни «Са ira» толпа движется на Штурм королевского дворца.

Дворец Тюильри. Во дворец врываются марсельцы. Бой завязыва­ется на парадной лестнице. Во время схватки на Жанну нападает маркиз. Пьер, защищая сестру, убивает его. Бой кончается победой народа. Марсельцы срывают висящий портрет Людовика XVI, топчут его. Толпа ликует[57].

 

2. «Бахчисарайский фонтан» по поэме А.С. Пушкина на музыку Б.В. Асафьева в постановке Р.В. Захарова. Сущность балета заключалась в идее перерождения дикой души хана Гирея, через страдания – к обретению высшего духовного состояния. Премьера балета состоялась в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова в 1934 г. Это был первый советский балет на пушкинскую тему.

Краткое содержание балета.

Балет в четырех действиях.

Бал в замке польского магната. Из ярко осве­щенной залы в старинный парк, окружающий замок, выходит княжна Мария. За ней ее жених Вацлав. Взволнованно говорят они о своей любви. Вбегает начальник стражи и сообщает, что полчища хана Гирея окружили замок. Мужчины берутся за оружие, закипает бой. Стремительно входит хан Гирей. Пораженный красотой Марии, он бросается к ней. Вацлав преграждает ему путь, но падает, сражен­ный клинком Гирея. Хан приказывает отвезти Марию к нему в гарем.

Бахчисарайский дворец. Гарем хана Гирея. Среди узниц гарема любимая его жена – Зарема. К Гирею бросается Зарема, но тот не замечает ее. Его внимание приковано к Марии.

Наступает ночь. Мария засыпает. Зарема проскальзывает в опочивальню Марии, умоляя вернуть ей Гирея. Но Мария чистосердечно говорит Зареме, что никогда не полюбит Гирея. Зарема верит ей, но вдруг замечает лежащую на полу шапку Гирея – значит, он был здесь. И вновь загорается в ней отчаянная ревность. Зарема выхватывает кинжал. Вбегает Гирей, но Зарема успевает сразить Марию насмерть. Гирей в от­чаянии застывает над телом Марии. Зарема просит убить ее, но Гирей не внемлет ей.

Двор бахчисарайского дворца. Гирей не мо­жет забыть Марию. Зарему стража ведет ее на казнь. С высокой ска­лы Зарему сбрасывают в пропасть. Но и к ее участи душа Гирея остается безучастной. Хан идет к воздвигнутому им в память Марии мраморному фонтану[58].

 

3. «Ромео и Джульетта» по трагедии В. Шекспира на музыку С.С. Прокофьева в постановке Л. Лавровского. Основная тема балета – тема любви, которая сильнее вражды и смерти. Премьера состоялась в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова в 1940 г.

Краткое содержание балета.

Балет в трех действиях, пятнадцати картинах с прологом и эпилогом.

В Вероне живут две семьи – Монтекки и Капулетти. Они издавна враждуют между собой. На балу во дворце Капулетти Ромео встречает Джульетту и узнает, что Джульетта – дочь его заклятого врага. Но лю­бовь оказывается сильнее давней вражды. Ночью Ромео пробрался в сад Капулетти и объяснился с Джульеттой. На утро влюбленных тайно обвенчал патер Лоренцо.

От руки Тибальдо – кузена Джульетты – гибнет друг Ромео Мерку­цио. В поединке Ромео убивает Тибальда, отомстив за смерть Мерку­цио. Теперь он должен навсегда покинуть Верону и жить в изгнании.

Отец, не зная о тайном браке Ромео и Джульетты, принуждает дочь выйти замуж за графа Париса. В отчаянии Джульетта обращается к патеру Лоренцо. Он дает Джульетте напиток, который заставит ее за­быться глубоким сном. Родственники решат, что она умерла, и отнесут ее в фамильный склеп. Священник освободит Джульетту и отведет ее к Ромео.

Ромео, услышав о смерти Джульетты, возвращается в Верону. Он приходит в склеп и выпивает яд, чтобы умереть рядом с любимой. Про­снувшись, Джульетта видит мертвого Ромео. В отчаянии Джульетта убивает себя. Над телами молодых супругов происходит примирение[59].

 

4. «Лауренсия» по драме Лопе де Вега «Овечий источник» на музыку А. Крейна в постановке В. Чабукиани. Балетмейстер, обращаясь к драме «Овечий источник» хотел выразить свое отношение к событиям современности через историю крестьянского бунта, тему борьбы за свободу и социальную справедливость. Авторов «Лауренсии» увлекала задача показать неукротимый порыв восставшего народа, его несгибаемую волю, его стойкость. Премьера балета состоялась в 1939 г.

 

Краткое содержание балета.

Действие первое. В испанской деревушке Фуэнте Овехуна ожида­ют возвращения Командора. Жители рассчитывают, что удачный по­ход смягчил жестокий нрав их повелителя. Среди крестьян – красави­ца Лауренсия и ее поклонник Фрондосо. Начинаются танцы. Прибывает Командор, он поражен красотой Лауренсии. Разогнав жителей деревни, он остается с девушкой. С ней ее подруга Паскуала. Отказ Лауренсии в ответ на домогания Командора вызывает его ярость. Он отдает обеих девушек под стражу. Чудом им удается бежать.

Действие второе. Фрондосо объясняется в любви Лауренсии. Девушка не успевает ответить ему, появляется Командор. Он хочет поцеловать Лауренсию. На помощь любимой бесстрашно бросается Фрондосо. Командор клянется отомстить обоим.

Действие третье. Лауренсия отвечает согласием на предложение Фрондосо стать его женой. Вся деревня весело празднует свадьбу. Внезапно появившийся Ко­мандор прерывает веселье. Он приказывает отвести Фрондосо в тюрь­му, а Лауренсию – к себе в замок. Это вызывает негодование кресть­ян. Ночью они собираются в лесу. Появляется истерзанная Лауренсия. Унижение не сломило ее во­лю. Ее гневные речи поднимают народ на восстание. Вооружившись ви­лами, косами и топорами, толпа крестьян идет на штурм замка. Освобожденный из тюрьмы Фрондосо в поединке с Командором убивает тирана. Красный плащ юноши реет как знамя победы[60].

 

В комедийном жанре были созданы такие балеты как: «Мирандолина» (хореография В.И. Вайнонена по комедии К. Гольдони), «Барышня-крестьянка» (хореография Р.В. Захарова, по одноименной повести А.С. Пушкина). Таким образом, балет осваивал большую литературу на достойном уровне.

Важнейшей особенностью жанра советской хореодрамы являлось то, что она базировалась на системе К.С. Станиславского, на его приемах и постулатах. «Еще А.А. Горский в самом начале XX века очень интересовался достижениями Московского Художественного театра и заставлял своих танцовщиков и балерин изучать опыт мхатовцев, использовать его в балетной практике»[61]. Масте­ра советской хореодрамы последующих лет продолжили этот опыт. Пропагандистами советской хореодрамы были Ростислав Захаров, Василий Вайнонен, Леонид Лавровский, Константин Сергеев.

У жанра хореодрамы были не только сторонники, но и противники, называвшие этот жанр унизительно – «драмбалет», а его мастеров – «драмбалетчики». Особенно противостояли хореодраме ленинградские мастера и критики Ф.В. Лопухов, П.А. Гусев, Л.В. Якобсон, Ю.И. Слонимский. По­рой дискуссии на научных конференциях и в печати носили очень бурный характер. Однако практика доказывала жизненность хореодрамы.

Жанр советской хореодрамы постепенно уходил со сцены, хотя лучшие его творения идут на сцене и сегодня. Так, балет «Пламя Парижа», очень сложный в постановочном отношении и требующий грандиозного кор­дебалета, на сцене Будапештской оперы шел более двадцати лет после его премьеры в 1950 г. Более двадцати лет сохранялся в ленинградском репертуаре «Медный всадник». До сих пор с успехом идут на сценах «Ромео и Джульетта» Л.М. Лавровского и «Бахчисарайский фонтан» Р.В. Захарова. Уже в XXI веке в них танцуют прима-балерины новой эпохи У.В. Лопаткина, С.Ю. Захарова, Н.Г. Ананиашвили.

Жанр хореодрамы продолжает свою жизнь на новом витке времени и в новой ипостаси: таковы постановки Ю.Н. Григоровича, О.М. Виноградова, Н.Н. Боярчикова. А после премьеры своего балета «Анюта» Владимир Васильев чет­ко заявил, что продолжает линию балета-хореодрамы. Законы развития искусства таковы, что один стиль и жанр уступает место другому, более новому. Но в каждом новаторском шаге есть отражение предшествующих традиций.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.