Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значимость балетов Д.Д. Шостаковича в освоении современной тематики






Балетное творчество Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906-1975) занимает скромное место. Шостакович обращается к этой сфере лишь в первое десятилетие своей композиторской деятельности. Однако следует отметить, что три балета, созданных композитором, сыграли значительную роль в развитии советского балета на определенном этапе в освоении хореографией современной тематики. Композитор стремился отразить в них разные стороны жизни страны, оптимистическую устремленность строителей советского общества, новые взаимоотношения людей.

Первый балет – «Золотой век», премьера которого состоялась 26 октября 1930 г. Поставили спектакль хореограф В.И. Вайнонен и режиссер Э.И. Каплан. В 1929 г. Ленинградский театр оперы и балета объявил конкурс на лучшее балетное либретто на современную тему. Од­ной из премий было отмечено либретто «Золотой век» кинодра­матурга А.В. Ивановского.

Сам сюжет произведения, в котором важную роль играет спортивная тематика, определил бодрый, жизнерадостный характер музыки, дал основание для введения в хореографию элементов акробатики и гимнастики, контрастных пластических характеристик героев. Однако драматургическая основа балета была весьма слабой, что не могло не сказаться на его сценической судьбе. Несмотря на участие в первых спектаклях выдающихся танцоров, в том числе Г.С. Улановой, К.М. Сергеева, В.М. Чабукиани, балет не удержался в репертуаре.

В основе сю­жета – приключения советской футбольной команды за рубе­жом. Элементы эстрадного обозрения и детектива соединялись здесь с противопоставлением двух миров: «они» и «мы». Компози­тор так писал о своем замысле: «В основу музыки к балету «Золотой век» входят два элемента: музыка, относящаяся к современной западноевропейской буржуазной культуре, и музыка пролетарской советской культуры. Советские люди, положительные герои характеризуются музыкой, интонации которой близки к массовой песне; буржуазия, отрицательные персонажи – музыкой, содержащей элементы джаза, и современными танцами».[19]

В 1982 г. этот балет был возрожден на сцене Большого театра СССР в хореографической редакции и постановке Ю.М. Григоровича.

 

Краткое содержание балета.

Балет в трех действиях.

На индустриальную выставку в одной из капиталистических стран приезжает команда советских футболистов. Наиболее существенный экспонат выставки – огромная пушка.

Следуют рекламные выступления к состязанию в боксе между негром и фашистом. В холле на выставке «золотая молодежь» танцует фокстрот. (Сейчас этот наиболее популярный номер балета часто ис­полняют в концертах). Местная танцовщица – фашистка Дива развлека­ет гостей. Её эротическим танцам противопоставлена пляска советских спортсменов. Начальник советской команды отказывается от тоста, предложенного фашистами, чем вызывает их возмущение. Первый акт заканчивается смятением фашистов: мяч в руках советского спортсме­на они приняли за бомбу.

Второе действие начинается с провокации фашистов – они под­брасывают начальнику советской команды листовки и арестовывают его спутников.

Рабочий стадион. Следует дивертисмент танцев и спортивных игр. Маршируют советские спортсмены. Игра в футбол – кульминационная сцена действия. Показана и карточная игра фашистов (интермедия «Каждый развлекается по-своему»).

Третье действие снова происходит на выставке. Чечетка, полька и ряд других танцев составляют дивертисмент, в заключение которого звучит канкан.

Рабочие освобождают из тюрьмы политзаключенных. Финал бале­та – танец солидарности западных рабочих и советских спортсменов.[20]

 

Второй балет – «Болт» по сценарию В. Смирнова, поставлен в Ленинградском театре оперы и балета 8 апреля 1931 г. Это был пер­вый опыт создания балета на основе советской производствен­ной тематики. Здесь показывалась борьба с разгильдяйством и пьянством, давались сатирические характеристики представите­лей мещанства (поп, бюрократ, барышня-эстетка). Им противопоставлялись образы рабочих, комсомольцев и красноармейцев. Крайне незначи­тельное и незамысловатое действие решалось исключительно пантомимными средствами. Либретто произведения, содержащее много недоработок, не соответствовало стремлению композитора к целостной, сквозной музыкальной драматургии.

Балет, поставленный Ф.В. Лопуховым, продержался на сцене всего около двух месяцев. Композитор, самокритично относившийся к своему творчеству, сознавал и болезненно переживал безуспешность этих балетных опытов.

В 2005 г. балет был возрожден на сцене ГАБТ в постановке художественного руководителя труппы Большого театра А.О. Ратманского. Главные партии исполнили: Денис Савин, Анастасия Яценко, Ян Годовский, Морихиро Ивато. А. Ратманский изменил либретто балета: главный «негодяй» в новом спектакле из вредителя превращается в человека, производственную линию уравновесил любовной: комсомольский вожак Мария будет метаться между Яном и несознательным Димкой.

 

Краткое содержание балета.

Хореографический спектакль в трех действиях, семи картинах.

Рабочие празднуют пуск нового цеха. Прогульщика и пьяницу Леньку Гульбу выгоняют с завода. Во втором действии он хочет отомстить за то, что его выгнали с завода, и уговаривает молодого рабочего Гошку за­ложить в станок болт, чтобы устроить аварию.

Действие третье: окончен трудовой день, рабочие расходятся. Гошка закладывает болт в станок. Борис – бригадир ударной бригады, возвращается в цех и видит, как мальчишка возится у станка. Он бросается к нему, но паренек убегает. Тогда Ленька запирает цех, оставив Бориса в ловушке.

Авария. Прибегает охрана завода. Бориса арестовывают. Гошка, чувствуя свою вину, рассказывает рабочим всю правду. Бориса освобождают, Леньку берут под стражу. Гошку, проявившего мужество, решают принять в пионеры. [21]

 

Третий балет – «Светлый ручей» увидел свет рампы в Ленинграде 4 апреля 1935 г. и имел бесспорный успех. В конце года прошла премьера в московском Большом театре. В его постановке участвовали выдающиеся артисты: О.Б. Лепешинская, А.М. Мессерер, П.А. Гусев, А.Н Ермолаев, В.А. Рябцев, И.А. Моисеев.

«Светлый ручей» – это балет о жизни колхоза. В нем Шостакович стремился показать на балетной сцене образы простых совет­ских людей с их повседневными заботами и проблемами. К это­му же стремились и постановщики балета, насытившие спек­такль весельем и юмором. Сюжет балета – комедийный, построенный на забавных не­доразумениях, веселой путанице, переодеваниях, розыгрыше. По жанру этот балет можно определить как «танцевальную комедию». Постановщик «Светлого ручья» Ф.В. Лопухов – убежденный сторонник классического танца – пытался сделать его здесь основным выразительным средством: «группе столичных арти­стов, характеризовавшихся языком классического танца, про­тивостояла группа колхозной молодежи, развертывавшей свой праздник в характерных танцах».[22]

«Светлый ручей» недолго сохранялся в репертуаре, и Шостакович больше не обращался к жанру балета.

 

Краткое содержание балета.

Комический балет в трех действиях, четырех картинах с прологом.

В колхозе «Светлый ручей» только что закончилась уборка урожая. Начинается торжество с плясками и хороводами. В танцах принимаю участие Зина с Петром, заметно расположенные друг к другу

Второе действие: палатка, где назначено собрание участников предстоящего на следующий день колхозного праздника. Участники выбирают костюмы для выступлений. За забытой вещицей в палатку забегает танцовщица и случайно сталкивается с Петром. Увлеченный столичной артисткой, молодой агроном принимается шутливо ухаживать за ней. Это видит пришедшая Зина. Ее появление заставляет Петра смутиться.

Репетиция, в которой принимают участие собравшиеся на поляне артисты и колхозная молодежь, то и дело прерывается веселыми шутками и забавными выходками. Зина, используя маску и балетный костюм своей подруги, задумывает подшутить над Петром и вместе с тем проверить прочность его чувства к ней. Под видом танцовщицы Зина кокетничает с Петром, а затем открывает ему свой обман. Шутка завершается примирением.

Третье действие открывается долгожданным праздником урожая. На большой поляне, где начинается торжество, царят радость и веселье. Приезжие артисты вместе с Зиной открывают колхозный карнавал. Начинаются танцевальные выступления. [23]

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.