Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отражение патриотической темы в балетах Рейнгольда Морицевича Глиэра (1875-1956)






На протяжении всего творческого пути композитора привлекал балетный жанр. В первых двух балетах он только искал подход к балетному жанру, отдавая предпочтение пантомимическим эпизодам. Но с созданием «Красного мака» композитор освоил все виды «большой хореографии» – адажио, вариации, массовые пляски, характерные и народные танцы.

В 1912 г. Глиэр выступил с балетом-пантомимой «Хризис». В 1926 г. музыкальная студия МХАТа показала его балет «Клеопатра» на сюжет «Египетских ночей» по А.С. Пушкину.

Самым значительным достижением Р.М. Глиэра в музыкально-хореографической сфере стал балет «Красный мак» («Красный цветок») по сценарию М.И. Курилко. Это был первый советский балет на революционную тему. Балетмейстерами спектакля являлись Л.А. Лащилин и В.Д. Тихомиров, а главную роль Тао Хоа исполняла прославленная балерина Е.В. Гельцер. За прошедшие годы «Красный мак» неоднократно ставился лучшими советскими и зарубежными театрами. К нему обращались многие балетмейстеры, среди которых Л.М. Лавровский, Ф.В. Лопухов, Р.В. Захаров, а главную партию исполняли В.В. Кригер, Г.С. Уланова, О.В. Лепешинская, О.Г. Иордан.

Глиэр писал: «В работе над балетом «Красный мак» на сюжет из китайской жизни мне очень помогли встречи со студентами-китайцами, учившимися в Коммунистическом университете трудящихся Востока, где я в течение нескольких лет вел хоровые кружки, я писал там множество народных песен…Занятия с хоровыми кружками расширили мой музыкальный колорит, принесли мне новые, интересные впечатления».[14]

«Красный мак» знаменовал собой появление на балетной сцене спектаклей социальной тематики, впервые в балете были выведены наравне с главными действующими лицами народные массы: создан обобщенный образ советских людей в танцах моряков и, особенно в танце «Яблочко», который временами приобретал символический характер, и образ угнетенного, но постепенно поднимающегося на борьбу за свое освобождение китайского народа в сценах работы и танцах кули, в сценах народного восстания.

В спектакле основным выразительным средством стал клас­сический танец. Но он был обогащен национальными русскими и китайскими элементами, характерным и бытовым танцем, драматической пантомимой. Принципиально важное значение имела психологическая обрисовка характеров в танце, особенно образа Тао Хоа.

Л.А. Лащилин блестяще поставил танцы «Интернационал матросов» и «Яблочко». В интернациональной матросской пляске он рисовал пять разных национальных характеров, а «Яблочко», следовавшее под занавес и демонстрировавшее стать и ловкость, заразительную веселость и уверенность в себе сценических персонажей, было «насыщено пафосом современности, горячей струей советского патриотизма»[15].

Очень зрелищный, с широкой танцевальной палитрой спектакль был поставлен не только в Москве, он успешно шел на сценах многих городов страны. В 1929 г., например, премьера «Красного мака» состоялась в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова. В Москве же в течение двух лет он выдержал 200 представлений. А затем возобновлялся в 1949 и в 1957 гг.

 

Краткое содержание балета.

Балет в трех действиях. Действие происходит в Китае в 20-е годы XX века.

Большой портовый город. К зданию ресторана рикши подвозят группу иностранных гостей. Ли Шанфу, которому принадлежит большинство увеселительных заведений города, встречает гостей и с особым подобострастием склоняется перед Боссом. Портовые рабочие полны ненависти к Боссу, его прислужнику Ли Шанфу и прочим господам. В молодом кули Ван Личене зреет протест и решимость отстаивать свои права.

На площади перед рестораном появляется паланкин. Из него выходит артистка Тао Хоа, любимица трудового народа. Тао Хоа задерживается около Ван Личена – молодые люди любят друг друга. Ван Личен призывает кули к забастовке. Рабочие – все как один присоединяются к своему вожаку.

Снова портовая площадь. У причала стоит советский пароход, доставивший голодающим китайским рабочим хлеб в подарок от советских профсоюзов. С радостью китайские рабочие встречают этот дар. С глубоким волнением следит Тао Хоа за происходящим. Советские люди открыли ей новый мир – мир человечности и дружбы. В честь гостей она исполняет забавный и грациозный «танец с пальцами». Ли Шанфу делает вид, что ничего не имеет против выступления своей танцовщицы, преподносит ей от имени Босса букет цветов. Советский капитан выбирает к корзине цветочницы большой красный цветок и дарит его Тао Хоа.

Начинается большой праздник. Танец Ван Личена и его друзей символизирует готовность китайского народа к борьбе за независимость и свободу своей родины. В ответ советские моряки исполняют любимую флотскую пляску «Яблочко».

Увидев в руках девушки красный цветок, Ли Шанфу приходит в ярость. Тао Хоа, вырвавшись из его рук, убегает. Ее спасают проходившие мимо кули.

В городе началось восстание. В панике покидают его иноземные хозяева и представители власти. На площадь врывается толпа революционного народа, во главе с Ван Личеном. Тао Хоа видит среди рабочих переодетого Ли Шанфу, но не успевает задержать его. Ван Личен, поднявшись на баррикаду, выступает перед народом. Ли Шанфу стреляет в него, а Тао Хоа закрывает его собой и падает, сраженная пулей. Десятки рук подхватывают народную героиню. Ли Шанфу задержан.

Прижимая к груди заветный цветок, девушка умирает. Именем погибшей за счастье народа Ван Личен клянется довести дело народно-освободительной борьбы до победного конца.[16]

 

14 марта 1949 г. Ленинградский театр им. С.М. Кирова с успехом осуществил постановку балета «Медный всадник». За это сочинение Р.М. Глиэру была присуждена Государственная премия СССР. Балет в четырех действиях, восьми картинах с прологом, либретто П.Ф. Аболимова по одноименной поэме А.С. Пушкина. «По масштабности идейного замысла, значительности и многогранности его содержания, по яркости и глубине раскрытия философско-исторической темы балет «Медный всадник» не имеет себе равных в мировой музыкально-хореографической литературе, – отмечает З.К. Гулинская. – Прежде всего, благодаря непревзойденной пушкинской первооснове, а также музыке Глиэра, создавшего в широком симфоническом развитии сложную систему образов, отражающих содержание балета». [17]

 

Краткое содержание балета.

Балет в четырех действиях, восьми картинах с прологом.

Действие происходит в Петербурге в начале XVIII века (1-я и 2-я картины) и в 1824 г.

Петербург. В гавани на верфях заканчивается постройка корабля. Император Петр I осматривает новый корабль, любуется пополнением русского флота.

Сенатская площадь. Возле медного всадника народное гулянье. Здесь же молодой Евгений, он встречается со своей возлюбленной Парашей.

Домик на берегу залива, в котором живет Параша с матерью. Чистым и нежным чувством охвачены Евгений и Параша. Надвигаются тучи, буря нарастает. Евгений прощается с Парашей и уходит.

Комната Евгения. Раздаются отдаленные пушечные выстрелы, возвещающие о наводнении. Евгений в тревоге: домик параши у самого залива, он спешит к заливу. Разбушевавшаяся стихия несет сломанные деревья, бревна, будку стражника.

Буря утихла. Нет старого домика. Потрясенный горем, Евгений теряет рассудок. Сенатская площадь, Медный всадник. Безумец с ненавистью смотрит на памятник, но в то же время боится – ему кажется, что памятник ожил. Он в ужасе бежит и слышит за собой цоканье копыт всадника. Последняя его мысль о Параше: он видит ее гибнущей в волнах. Евгений падает замертво. [18]

 

В 1931 г. на сцене Большого театра состоялась премьера балета Глиэра «Комедианты», сюжетной основой которого стала пьеса «Овечий источник» Лопе де Вега. Во второй редакции в 1955 г. этот балет получил название «Дочь Кастилии» и был поставлен на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Для того же театра в 1950 г. Глиэр вместе с С.Н. Василенко подготовил новую редакцию балета Ц. Пуни «Эсмеральда». В последние годы композитор обратился к гоголевской теме, создав балет «Тарас Бульба». Глубокое знание музыкального фольклора разных народов, в том числе и украинского, дало возможность Глиэру насытить этот балет украинским колоритом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.