Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направления и задачи психологической коррекции детей с ДЦП в сочетаниис задержкой психического развития






 

Наименование и содержание блока Психокоррекционные задачи и приемы Формы ДЦП
Мотива­ционный Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия Формирование познаватель­ных мотивов: — создание проблемных учеб­ных ситуаций; — стимулирование активности ребенка на занятии; — анализ типа семейного воспитания (при доминант­ном типе снижается позна­вательная активность у ребенка). Приемы: — создание игровых учебных ситуаций; дидактические и развивающие игры Задержанное развитие у детей с двигатель­ными нарушениями, обусловленное соци­ально-педагогической запущенностью
Операционно-регуляторный Неумение планировать свою деятель­ность по времени и содержанию Обучение ребенка планирова­нию деятельности во времени. Предварительная организация ориентировки в задании. Предварительный анализ с ребенком используемых средств деятельности. Все формы ДЦП в сочетании с ЗПР церебрально-органиче­ского генезиса
Наименование и содержание блока Психокоррекционные задачи и приемы Формы ДЦП  
  Прием: — обучение ребенка продуктивным видам деятельности (конст­руирование, рисование, лепка, моделирование)    
Блок контроля Неумение ре­бенка контро­лировать свои действия и вносить не­обходимые коррективы Обучение контролю по резуль­татам деятельности. Обучение контролю по способу деятельности. Обучение контролю по ходу выполнения деятельности. Приемы: — дидактические игры и упраж­нения на внимание, память, наблюдательность; — обучение конструированию и рисованию по моделям Задержанное разви­тие у детей с ДЦП  
         

 

Очень важна при психокоррекции детей с церебральным па­раличом работа с родителям. Перед психологом стоит задача смягчить тот эмоциональный дискомфорт, который испытывают родители в связи с тяжелой болезнью ребенка. Сформировать у родителей положительные установки на активную помощь ре­бенку и найти адекватный стиль семейного воспитания детей с ДЦП. В диссертационном исследовании С. Чавес Беги, проведен­ном под нашим руководством, было выявлено, что родители де­тей с ДЦП склонны к неадекватной оценке их психических и физических возможностей. Преобладающим стилем воспитания больных детей является потворствующая гиперпротекция, что в значительной степени снижает самостоятельность детей, негативно отражается на их коммуникативных и эмоционально-волевых ка­чествах. Наблюдается также воспитательная неуверенность у ро­дителей, проекция на ребенке своих детских положительных ка­честв и недостатков. В процессе работы с родителями необходимо формировать у них адекватные представления о личности и пси­хофизических возможностях больного ребенка. Правильно орга­низованная система психокоррекционных воздействий (групповая дискуссия, индивидуальная беседа, анализ конфликтных си­туаций и проч.) способствует позитивной перестройке отноше­ний родителей к больному ребенку, гармонизирует семейные от­ношения в целом, помогает редукции их негативных пережива­ний. Опыт нашей работы показал целесообразность организации родительских ассоциаций и клубов с целью взаимной поддерж­ки родителей тяжелобольных детей. Необходима также психоте­рапевтическая работа с родителями, особенно с отцами. Важ­ным является включение родителей в процесс психолого-педа­гогической реабилитации ребенка.

Таким образом, психологическая коррекция — одно из основ­ных звеньев всей системы психолого-педагогической помощи де­тям с церебральными параличами. Главная цель психокоррекции — исправление имеющихся нарушений в психическом развитии де­тей, гармонизация их личности и профилактика возможных откло­нений в развитии, обусловленных как внутренней спецификой психического нарушения (тяжесть и структура дефекта), так и внешней (средовые факторы). Важное значение в психокоррек­ции детей с ДЦП имеет ориентация на сложные системно-структур­ные и онтогенетические модели их психического дизонтогенеза. Опираясь на системно-структурные модели психического дизонто­генеза при различных формах детского церебрального паралича с учетом их возраста, можно разработать дифференцированные ме­тоды психокоррекционных воздействий с ориентацией на степень тяжести и специфическую структуру дефекта. Предполагаются два основных направления в психокоррекции: первое — возврат к ран­ним онтогенетическим этапам развития познавательных процес­сов и личности, активизация этих процессов в качестве доселе не использованных резервов и второе — ориентация на уровень бли­жайшего развития ребенка. Например, при формировании зри­тельно-пространственных функций у детей с церебральным па­раличом мы применяем обучение детей предметно-практическим манипуляциям, формированию у них ориентировочной и моти-вационной основы действия. При развитии коммуникативных на­выков и эмоционально-волевой устойчивости используются раз­личные игры и расслабляющие техники, направленные на более низкий уровень психического реагирования (Лебединский и др., 1990) — на базальные уровни эмоциональной регуляции. Второе направление — это стимуляция взросления личности детей с це­ребральным параличом, оно включает в себя развитие их само­оценки,

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.