Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С детским церебральным параличом






Эмоциональные нарушения у детей и подростков с различ­ными формами детского церебрального паралича проявляются по-разному. Это могут быть тяжелые неврозоподобные наруше­ния и психопатоподобные нарушения на фоне органического по­ражения ЦНС, которые нередко встречаются при спастической диплегии и гемипаретической формы ДЦР (Калижнюк, 1985; Ко­валев, 1987, и др). Однако у детей и подростков с ДЦП могут наблюдаться эмоциональные расстройства в связи с наличием физического дефекта, воспитанием по типу гиперопеки или ран­ней социальной и психической депривацией (Мамайчук, Пята­кова и др., 1990).

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у де­тей — это целесообразно организованная система психологиче­ских воздействий. Основное ее направление - смягчение эмо­ционального дискомфорта у детей и подростков, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных лично­стных реакций, таких как агрессивность, повышенная возбуди­мость, тревожная мнительность и др., обусловленных эмоциональ­ными нарушениями. Важным этапом работы с этими детьми яв­ляется коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции (И. И. Мамайчук).

Психологическая диагностика эмоциональных расстройств у детей с ДЦП требует тщательного дифференцированного подхода к этой проблеме. Перед психологом стоит задача обозначить на­правленность конфликта у ребенка. Традиционно выделяют три вида направленности конфликта: конфликт в рамках межлично­стных отношений, интрапсихический конфликт (внутриличност-ный) и смешанный конфликт (Запорожец, Неверович, 1974; Ма-майчук, 1996; Миланич, 1998).

Дети, у которых эмоциональные проблемы проявляются в рам­ках межличностных отношений, отличаются повышенной возбу­димостью, что выражается в бурных аффективных вспышках в процессе общения, особенно со сверстниками. Негативные эмо­циональные реакции у этих детей могут возникнуть по любому незначительному поводу. По нашим данным, межличностные кон­фликты наблюдаются у детей с различными формами ДЦП и в значительной степени обусловлены не столько тяжестью цереб­рально-органического дефекта, сколько особенностями воспита­ния ребенка (Мамайчук, Чавес Вега, 1992).

У детей с внутриличностной направленностью конфликта в поведении прослеживается повышенная тормозимость, слабовы-раженная общительность. Дети глубоко переживают обиду, у боль­шинства из них наблюдаются стойкие неврозоподобные реакции (энурез, страхи и др.). Эти явления достаточно часто наблюда­ются у детей с ДЦП, но, в отличие от детей с неврозами, они обусловлены не только наличием психогенных переживаний, но и церебрально-органической недостаточностью мозга (Калижнюк, 1987; Ковалев, 1985).

Дети с внутриличностными и межличностными конфликтами (смешанный тип) отличаются агрессивностью, импульсивностью. Опыт нашей работы показывает, что у подавляющего большин­ства детей с церебральным параличом наблюдается этот вид на­правленности конфликта.

Успешность диагностики направленности конфликта зависит от способности психолога замечать и анализировать эмоциональные проявления ребенка. Прежде всего это достигается в процессе наблюдения за игрой ребенка, направленной беседы с родителя­ми и педагогами. Рекомендуется использование психологических методик для уточнения полученных в процессе наблюдения и бе­седы данных.

Экспериментально-психологическое обследование детей необхо­димо проводить как индивидуально, так и в присутствии родите­лей. Перед психологом стоит трудная задача: дать оценку роди­тельской позиции по отношению к ребенку, родительской уста­новке и стилю воспитания, психологическому климату в семье.

Наибольшую информацию психолог может получить из со­вместной игры родителей с детьми, разыгрывания семейных си­туаций с обменом ролями (родители участвуют в роли детей, а дети - родителей). Опыт нашей работы показывает огромное преимущество игровых методов в системе диагностики стилей и методов семейного воспитания детей с ДЦП. Следует подчерк­нуть, что сам процесс диагностики продолжается и на других этапах психокоррекционного комплекса, так как одним из определяю­щих принципов психологической коррекции, как было отмечено выше, является единство диагностики и коррекции.

Особое место занимает содержательный анализ психической травмы ребенка. Нередко острые психические травмы у детей с ДЦП приводят к страху самостоятельного передвижения.

Например, мальчик с ДЦП со спастической диплегией в воз­расте 6 лет начал самостоятельно передвигаться. В момент пере­движения он был напуган собакой и стал бояться самостоятель­но ходить. По истечению пяти лет, после направленной психоло­гической коррекции, ребенок стал передвигаться самостоятельно.

Из исследований видно, что наибольшее патогенное влияние на личность ребенка с ДЦП оказывают не острые психические травмы, а пролонгированные (хронические). Для него пролонги­рованной психотравмирующей ситуацией является физическая бес­помощность вследствие двигательной недостаточности, вынужденная изоляция, частая госпитализация. Следует подчеркнуть, что па­тогенное влияние оказывает не столько сама тяжесть физическо­го дефекта, сколько его значимость для ребенка и его родителей.

Эмоциональное неблагополучие у детей с ДЦП может быть обусловлено органическими патохарактерологическими особенно­стями. У подавляющего большинства детей с раннего возраста отчетливо прослеживается повышенная раздражительность, тре­вожное беспокойство, капризность, негативизм. Все это благо­приятный фон для формирования таких личностных характери­стик, как противоречивость, сенситивность, наивность, эгоцен­тризм, импрессивность. Важными факторами, предрасполагающими ребенка с ДЦП к эмоциональному неблагополучию, являются не­адекватные родительские установки и дисгармоничный стиль се­мейного воспитания (Мамайчук, Чавес, 1992). Анализ показал, что преобладающий стиль семейного воспитания детей с ДЦП — безграничная гиперопека и гиперпротекция, что проявляется в излишней концентрации родителей на проблемах ребенка. Пато­генное влияние на стиль воспитания оказывает наличие у роди­телей, особенно матерей, чувства вины за рождение больного ре­бенка. Это в значительной степени влияет на дисгармоничность личности, формирует у детей с ДЦП инактивность и зависимость.

Немаловажное значение в психокоррекции эмоциональных на рушений детей с ДЦП имеют игровые методы. Опыт, накоплен­ный в результате длительной работы, говорит об эффективности проведения сюжетно-ролевых игр, зависящих от интеллектуаль­ных и физических возможностей ребенка, его социального опы­та, от особенностей его представлений о людях, их чувствах и взаимоотношениях. Игровую психокоррекцию в форме сюжетно-ролевой игры рекомендуется применять при работе с детьми с ДЦП с потенциально сохранным интеллектом, а также с выра­женными межличностными конфликтами и с нарушением пове­дения. В процессе коррекции целесообразно предложить детям не только игровое воспроизведение прошлого или настоящего опы­та, но и моделирование нового опыта в возможных стрессовых условиях, например на этапах послеоперационного лечения, в си­туации вынужденного общения и т. п.

Для детей с ограниченным вследствие физической и психиче­ской неполноценности социальным опытом используются игры-драматизации на темы знакомых сказок. Основной целью игр-драматизаций является коррекция эмоциональной сферы ребенка Проведению игры-драматизации предшествуют подготовительные занятия с ребенком. Психолог вместе с ребенком обсуждает со­держание знакомой ему сказки по заранее намеченным вопро­сам, которые помогают ребенку воссоздать образы персонажей сказки и проявить к ним эмоциональное отношение. Сказка ак­тивизирует воображение ребенка, развивает у него умение пред­ставлять игровые коллизии, в которые попадают персонажи. Соз­дается образ персонажа. Способность ребенка входить в роль и уподобляться образу - это важное условие, необходимое для кор­рекции не только эмоционального дискомфорта, но и негатив­ных характерологических проявлений. Свои отрицательные эмо­ции и качества личности дети переносят на игровой образ, наде­ляя персонажи собственными отрицательными эмоциями и чертами характера. Нами разработаны игры-драматизации на тему госпи­тализации и оперативного лечения (Мамайчук, Ортис, 1989).

Групповые методы психокоррекции достаточно широко исполь­зуются психологами и психотерапевтами при коррекции эмоцио­нальных нарушений у детей и подростков (Спиваковская 1988; Захаров, 1995).

Во время проведения групповых занятий по психокоррекции детей с ДЦП особое внимание следует уделять положительной установке родителей и детей на сам процесс занятий. С этой целью используются разнообразные психотехнические приемы: органи­зация веселой, эмоционально насыщенной игры с детьми в нача­ле психокоррекции с привлечением родителей, организация встречи

родителей, дети которых успешно закончили курс психокоррек­ции, с начинающими. Место, где проводятся занятия, играет не последнюю роль в установочном этапе психокоррекции. Это долж­но быть просторное, хорошо оборудованное помещение с мяг­ким освещением, со специальными креслами и ходунками для детей, помещение, где ребенок должен чувствовать себя безопасно.

В процессе групповой психокоррекции каждый участник мо­делирует свою реальную жизненную ситуацию, использует при­вычные для него типы эмоционального реагирования на ситуа­цию, реализует конкретные эмоциональные установки и отноше­ния. В атмосфере откровенности и доверия ребенок свободно делится своими эмоциональными проблемами, получает эмоцио­нальную поддержку, модифицирует свои эмоциональные отноше­ния, переживания и способы реагирования.

С учетом сложной структуры эмоциональных расстройств у детей с ДЦП нами выделены четыре основные фазы процесса групповой психокоррекции (см. таблицу 4).

Таблица 4






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.