Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные формы и методы психологической коррекции






Основной задачей психокоррекции детей с дисгармонигным раз­витием является гармонизация их личностной структуры, семей­ных взаимоотношений и решение актуальных психотравмирующих проблем.

В основе нарушения поведения у детей с дисгармонией раз­вития лежит недостаточность его произвольной регуляции. Опи­раясь на деятельностный принцип в психологии, можно выде­лить основные блоки структуры поведения ребенка.

Мотивационный блок — включает в себя умение выделить, осознать и принять цель поведения.

Операционно-регуляторный блок — умение планировать пути достижения цели как по содержанию, так и по.времени.

Блок контроля — умение контролировать свое поведение и вносить необходимые коррективы.

Трудности осознания своего поведения свойственны многим детям с дисгармонией психического развития. Это проявляется в слабой рефлексии, в незнании своих характерологических осо­бенностей, а также в недооценке ребенком или подростком имею-

щейся психотравмирующей ситуации, способствующей дезоргани­зации его поведения. В связи с этим задача психокоррекции — раскрыть ребенку или подростку его личностный потенциал. Пси­холог на основе комплексного психологического и патопсихоло­гического обследования ребенка или подростка выделяет систе­мообразующий фактор, определяющий их поведение. В качестве системообразующего фактора могут выступать мотивы, установ­ки, субъективно-личностные отношения, эмоциональные состоя­ния и др. У подростков с нарушением поведения, вследствие дис­гармонии психического развития, такими системообразующими факторами чаще всего являются субъективно-личностное отно­шение к психотравмирующим воздействиям и эмоциональное со­стояние. Все это способствует формированию разнообразных па-тохарактерологических реакций: оппозиции, протеста, агрессии, бродяжничества и др.

После проведения психологической диагностики психолог в доступной для подростка форме рассказывает об особенностях его личности, позитивных и негативных ее сторонах. Желатель­но такую беседу подкреплять иллюстрациями, графиками, схе­мами, примерами из жизни подростка. Психологу необходимо про­будить у подростка интерес к самому себе, к своей личности и особенностям поведения.

Вторая задача психокоррекции поведения детей и подростков с дисгармонией развития — это обучение их умению распозна­вать и объективизировать психотравмирующие ситуации.

Для каждого типа дисгармоничного развития характерны свои специфические реакции на различные психотравмирующие воз­действия, которые способствуют нарушению поведения. Напри­мер, для гипертимного подростка это ситуации, требующие сдер­живания проявлений его энергии, для истероидного подростка — недостаток внимания к нему как к личности, для сенситивного подростка психотравмирующей ситуацией может быть недобро­желательное отношение окружающих к нему, а для подростка с шизоидной акцентуацией — вынужденное общение с окружаю­щими. Перед психологом стоит задача научить подростка объек­тивно оценивать эти трудные для него ситуации, смотреть на них как бы со стороны. С этой целью целесообразно проводить груп­повые занятия с подростками на уровне реального поведения. Подросткам предлагается трудная для них ситуация в форме ро­левой игры. Психолог выполняет роль родителя или приятеля и предлагает подростку разрешить эту ситуацию и выбрать наибо­лее приемлемые варианты выхода из нее. Все члены группы вы­ступают в главной роли и разрешают ситуацию. После этого ре­зультаты игры обобщаются. На доске выписываются все предложенные варианты поведения, а затем обсуждается, какие вариан­ты наиболее приемлемы для каждого подростка. Сами ситуации психолог подбирает из реальной жизни подростка.

Третья задача психокоррекции поведения детей и подростков с дисгармонией в развитии — обучение их расширению диапа­зона возможных вариантов поведения в трудных для них ситуа­циях.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста ре­комендуется проводить занятия в форме игры с использованием кукол, масок и других игровых материалов. Детям предлагаются драматизации, в которых отражены их страхи, аффективные пе­реживания, поведенческие особенности.

Например, у девочки 7 лет наблюдался выраженный эгоцен­тризм, что проявлялось в желании быть в центре внимания, в бурных протестах, когда ей отказывали в удовлетворении ее просьб. Перед началом коррекционной работы психолог совместно с ро­дителями изучал реальные ситуации, при которых у девочки воз­никали патохарактерологические реакции, и на основе этого бы­ли разработаны сценарии игровой психокоррекции. В игре участ­вовали психолог, кот Мурзик (игрушка) и девочка. Психолог выполнял роль ведущего, кот Мурзик был главным героем и в процессе игры реагировал на ситуации таким же образом, как девочка в реальной жизни (был упрямым, закатывал истерики, ругался и даже пытался драться). Девочка выступала в роли по­други кота, его матери, бабушки, воспитательницы и др. После каждого игрового сеанса психолог вместе с девочкой обсуждал поведение Мурзика, обращал внимание на негативные и пози­тивные стороны его поступков. После занятия девочке предлага­лось домашние задание — придумать ситуации, где Мурзик ведет себя правильно, проявляет героизм и т. д. После двух месяцев игровой коррекции родители обратили внимание на улучшение поведения ребенка.

Для подростков рекомендуются специальные групповые заня­тия с использованием игр-драматизаций, в которых должны быть отражены потребности и проблемы каждого участника группы. Опыт нашей работы показал целесообразность проведения таких занятий не только в группе подростков, но и в совместных с родителями группах.

Для коррекции поведения важно развивать саморегуляцию. С этой целью используется система психорегулирующих трени­ровок, разработанная нами для детей и подростков (Мамайчук, 1987). Основной целью этих занятий является: смягчение эмо­ционального дискомфорта, формирование приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.,

Занятия проводятся небольшой (до 5 человек) группой через день поэтапно с учетом возрастных и индивидуально-психологи­ческих особенностей ребенка.

Первый этап — успокаивающий, в процессе которого исполь­зуется вербально-музыкальная психокоррекция для снятия пси­хического напряжения. Затем предлагаются зрительно-музыкаль­ные образы, помогающие убрать тревожность и создать позитив­ные установки на последующие занятия.

Второй этап — обугающий. На этом этапе дети осваивают ре-лаксирующие упражнения. Используются упражнения на вызы­вание тепла, регуляцию дыхания, ритма и частоты сердечных со­кращений.

Третий этап — восстанавливающий. На фоне релаксации под­ростки выполняют специальные упражнения, помогающие кор­ректировать настроение, развивать коммуникативные навыки, пер­цептивные процессы и проч.

Опыт нашей работы показал, что психорегулирующая трени­ровка (ПРТ) способствует повышению устойчивости детей и под­ростков в экстремальных ситуациях, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения. При систе­матических ПРТ у детей и подростков нормализуются тормоз­ные процессы, что дает им возможность управлять своим эмо­циональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гне­ва. Рационально использовать ПРТ с подростками, у которых эмоциональные проблемы возникают в основном в сфере меж­личностных конфликтов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.