Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дисгармония психического развития в детском возрасте






К дисгармонии психического развития относятся психопатии и психопатическое развитие личности у ребенка. Как правило, диагноз психопатии не ставится в детском возрасте, и традици­онно эти состояния называются психопатическими синдромами, которые приводят к выраженным нарушениям поведения.

В. В. Ковалев определяет психопатические синдромы как от­носительно устойчивые сочетания аномальных свойств личности, возникшие в результате нарушения ее формирования, под влия­нием различных эндогенных и экзогенных факторов. К экзоген­ным факторам могут быть отнесены и психогении, т. е. различ­ные психические травмы, с которыми сталкивается ребенок.

Этиология психопатий обширна, она может быть связана ли­бо с генетическими, наследственными факторами, либо с экзо­генными вредностями, действующими на ранних этапах онтоге­неза. Некоторые виды психопатий имеют как наследственное, так и экзогенное происхождение. Возможно формирование психопа­тий под влиянием длительно действующих и деформирующих раз­витие личности ребенка средовых факторов.

В отечественной психиатрии классификация психопатий по­строена по этиологическому принципу. Г. Е. Сухарева выделяет три группы психопатий: конституциональные, органические и сме­шанные.

Конституциональные психопатии, как правило, имеют наслед­ственное происхождение. К ним относятся: шизоидные, эпилеп-тоидные, циклоидные, психостенические и истерические психо­патии.

Дисгармоничное развитие детей с психопатическим синдро­мом по шизоидному типу проявляется в сочетании повышенной чувствительности с отсутствием непосредственности, жизнерадо­стности, внешней сухости по отношению к своим родным и близ­ким. Главенствующим свойством их личности является аутизм. Им свойственна своеообразная асинхрония психическогого раз­вития уже с раннего детства. Развитие речи обгоняет развитие моторики, в связи с чем у детей затруднены навыки самообслу­живания. В играх дети предпочитают одиночество или общение со взрослыми и более старшими детьми. У большинства детей с психопатическим развитием по шизоидному типу наблюдается пре­обладание интеллектуальных интересов. Они предпочитают точ­ные науки, отличаются сухостью. Однако их аутистические уста­новки не проявляются в полном отрыве от окружающих, как это имеет место при шизофрении. Для них свойственно замещающее общение, т. е. вместо общения с детьми — общение со взрослы­ми, вместо игры — ранняя фиксация на интеллектуальных инте­ресах.

Психопатическое развитие у детей по эпилептоидному типу выражается в стойких характерологических особенностях в виде эмоциональной вязкости, напряженности эмоций и влечений, в склонности к немотивированным колебаниям настроения, в по­лярности эмоций.

Циклоидный тип психопатического развития отличается явной склонностью к немотивированным колебаниям настроения от пониженного субдепрессивного, до повышенного маниакального. В детском возрасте это проявляется в преобладании повышен­ного фона настроения, в склонности к озорству, в чрезмерной общительности, которые сменяются подавленностью, апатией и др.

Психопатическое развитие по психастенигескому типу в дет­ском возрасте заметно в повышенной мнительности, в навязчи­вых страхах, в тревожности. В более старшем возрасте наблюда­ются навязчивые сомнения, опасения, ипохондричность.

Истеригеское психопатигеское развитие чаще, чем остальные формы, встречается в детском возрасте. Оно выражается в повы­шенном эгоцентризме, внушаемости и демонстративном пове­дении. В основе данного варианта психопатического развития лежит психическая незрелость. Это проявляется в неспособности ребенка и подростка к волевому усилию, в жажде признания, что состав­ляет сущность психической дисгармонии.

Психопатическое развитие по неустойгивому типу также мо­жет наблюдаться у детей с психофизическим инфантилизмом. Их отличает незрелость интересов, поверхностность, неустойчивость привязанностей, импульсивность. У таких детей отмечаются за­труднения в длительной целенаправленной деятельности, для них характерны безответственность, нестойкость моральных принци­пов, социально-отрицательные формы поведения. Этот вариант психопатического развития может быть как конституционально­го генеза, так и органического. Органические психопатии обу­словлены ранним поражением нервной системы во время внут­риутробного периода развития, при родах или в первые годы жизни. Нередко они сочетаются с задержкой психомоторного раз­вития ребенка.

Г. Е. Сухарева выделяет две основные группы органических психопатий: возбудимые (эксплозивные) и бестормозные. При пер­вом типе наблюдаются немотивированные колебания настроения в виде дисфории. В ответ на малейшие замечания дети начинают бурно протестовать, уходят из дома, школы. Для органических психопатов по бестормозному типу характерны повышенный фон настроения, эйфория, некритичность. Все это является благопри­ятной почвой для формирования патологии влечений, импуль­сивных сексуальных эксцессов, бродяжничества.

При анализе психопатического развития в детском возрасте необходимо учитывать биологические и социальные факторы. Роль неблагоприятных социальных факторов проявляется в декомпен­сации психических состояний у детей с психопатическим разви­тием. И наоборот, благоприятные социальные факторы могут сгла­живать патологические черты.

Динамика формирования психопатических синдромов прохо­дит в три этапа: сначала возникают отдельные патологические реакции, которые носят неустойчивый характер. Например, ре­акция негативизма, протеста в подростковом возрасте. Затем — более длительные патологические состояния и формирование пси­хопатии как стойкой девиации поведения.

К типу дисгармоничного развития кроме психопатий отно­сится также патологигеское формирование лигности. Если в этио­логии психопатий лежат наследственные или другие биологиче­ские факторы, то при патологическом формировании личности этиологическим фактором являются неблагоприятные условия воспитания, длительная психотравмирующая ситуация в семье (А. Е. Личко, В.В.Ковалев).

В патогенезе патологического формирования личности основ­ная роль принадлежит двум факторам: закреплению патоло­гических реакций (протест, негативизм, отказ и др.)» которые представляют собой форму ответов на психотравмирующую си­туацию и становятся устойчивыми, и непосредственному воспи­танию таких черт характера, как возбудимость, неустойчивость, истеричность, в результате прямой стимуляции отрицательным примером.

Отклонения темпа полового созревания также рассматривают­ся как особый вид дисгармоничного развития (В. В. Лебединский).

При задержке полового развития церебрально-органического генеза может наблюдаться недоразвитие моторики, эмоциональ­но-волевой сферы при высоком уровне вербализации. Причем эти особенности могут носить временный характер.

Ускоренное половое созревание вследствие церебрально-ор­ганической патологии мозга также приводит к аномалии психи­ческого развития. Это сказывается в односторонней взрослости интересов, связанных с ранним пробуждением сексуальности, эф­фективности, взрывчатости, ограниченности познавательной ак­тивности, примитивности.

Патопсихологических исследований дисгармонии психического развития далеко недостаточно. В. В. Лебединский описывает дис­гармонию внутри эмоционально-волевой сферы, что заметно в асинхронии развития элементарных и высших эмоций. Харак­терные динамические расстройства проявляются в повышенной возбудимости, лабильности, вязкости и проч. Недостаточность высших эмоций наиболее часто проявляется при психопатиях. Кроме того, при дисгармоническом развитии наблюдается несо­ответствие между интеллектуальной и эмоционально-волевой сфе­рами. Высокий уровень интеллекта при некоторых вариантах пси­хопатий не регулирует эмоциональную сферу. Она сама оказы­вает более значительное, чем при нормальном развитии, влияние на интеллект.

Дисгармоническое психическое развитие — этого тип дизонтогенеза, основой которого является врожденная или рано приобретенная диспропорциональность развития психики ре­бенка, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Этот вид дизонтогенеза клинически определяется как психопатия или па­тологическое развитие личности. Дисгармоничность психики из­начально обусловлена нарушениями в эмоционально-волевой сфере ребенка, при первично сохранном интеллекте. Для таких боль­ных характерна неадекватная реакция на внешние средовые раз­дражители, вследствие чего происходит сбой в поведении ребен­ка и его адаптации к окружающей среде.

Парциальный дефект аффективно-волевой сферы негативно от­ражается на особенностях мышления у этих больных. Это про­является в аффективной окраске интеллектуальных функций и способствует их искажению, формированию сверхценных идей. В зависимости от клинической формы данного вида дизонтогене-за встречаются различные нарушения эмоционально-волевой сферы. При психопатическом развитии отмечается повышенная возбу­димость, патологическая лабильность или наоборот — инертность, вязкость, вялость аффекта, недостаточность высших эмоций. Со­хранный интеллект не регулирует эмоционально-волевые процессы у ребенка или подростка. При патохарактерологическом разви­тии наблюдается парциальность эмоционально-волевого дефекта, что чаще проявляется в сенситивности, эмоциональной лабиль­ности, тревожности или повышенной возбудимости и эгоцентризме.

Особенности детей с психопатиями и патологическим развитием личности сказываются на их пове­дении, которое можно охарактеризовать словами: протест, демон­стративные или агрессивные реакции, страх и негативизм. Ре­бенку становится трудно приспособиться к обычным дисципли­нарным требованиям, нарушается процесс его социализации, что, в свою очередь, в значительной степени усугубляет его личност­ную дисгармонию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.