Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая коррекция родительско-детских отношений






Особые трудности в процессе психокоррекции детей с нару­шениями поведения вызывают неправильные, искаженные роди­тельские установки на проблемы ребенка. К сожалению, боль­шинство родителей ориентируются на отдельные симптомы по­ведения. Например, мать жалуется на то, что сын «без спросу берет чужое, ворует», и просит психолога помочь ребенку изба­виться от этого. Такой формальный, поверхностный взгляд на проблемы ребенка формирует у некоторых родителей потреби­тельское отношение к психологической помощи, и они всю от­ветственность за результат полностью возлагают на психолога. Изменение подобной позиции родителей, а также их установки в отношении психокоррекционного процесса и собственной роли в нем является принципиальным положением при построении психокоррекционной программы. Перед психологом стоит задача пе­реориентации внимания родителей с симптома на личность ре­бенка в целом. Это достигается в процессе направленных бесед с родителями, с их обязательным знакомством с результатами пси­ходиагностических данных, а также в процессе совместных заня­тий с детьми, организация которых обеспечивает личностный рост каждого участника за счет приобретения нового уникального опыта социального взаимодействия.

Семейную психокоррекцию мы рассматриваем как комплекс психокоррекционных воздействий, способствующих гармонизации личностной структуры и семейных взаимоотношений, а также ре­шению актуальных психотравмирующих проблем, обсусловлен-ных сложностями в этих отношениях.

Учитывая многоуровневую структуру поведенческих наруше­ний у подростков, были выделены основные блоки психокоррек-ционной работы с ними: гностический, конструктивный, органи­зационный и коммуникативный (Мамайчук, 1984; Чавес Вега, 1990).

Основная цель гностигеского блока — формирование у под­ростков и их родителей адекватного представления о своих лич­ностных особенностях, переживаниях и потенциальных возмож­ностях. Этот блок чрезвычайно важен в психокоррекционном комплексе. Конструктивный блок психокоррекции направлен на проектирование психокоррекционного процесса, отбор средств и методов психокоррекции. Основной целью организационного бло­ка психокоррекции является практическая реализация психокор­рекционных задач. На этом этапе требуется обучить участников психокоррекции (родителей и подростков) умению распознавать и объективизировать психотравмирующие ситуации и причины нарушений поведения у подростков, а также активизировать роль каждого участника в психокоррекции. Это в значительной степе­ни зависит от индивидуально-психологических характеристик лич­ности участников психокоррекции, особенностей семейного вос­питания. Подросток и его родители объективно должны научиться оценивать трудные для них жизненные ситуации, видеть их как бы со стороны. Для этого целесообразно проводить занятия с семьей в форме ролевой игры, но опираясь на примеры реально­го поведения. Например, подросток выполняет роль родителя или приятеля, и ему нужно разрешить ситуацию и выбрать наиболее приемлемые варианты выхода из нее. В игре задействованы все члены семьи, они также предлагают свои варианты. После заня­тия результаты игры обобщаются. Выписываются все предложенные варианты поведения, обсуждается, что наиболее приемлемо для семьи. Многие родители, испытывая существенные трудности при выполнении ролей, отказывались их выполнять, замыкались. Перед

психологом стояла задача усиления мотивации родителей на вы­полнение ролевых игр. Это достигалось с помощью следующих психотехнических приемов: активная поддержка психологом всех членов семьи в процессе игры; непосредственное участие психо­лога в ролевой игре; разъяснение родителям цели и задачи игры, т. е. создание положительной установки на игру.

С целью расширения диапазона возможных вариантов пове­дения родителей и подростков в трудных для них ситуациях ре­комендуется устраивать специальные групповые занятия с несколь­кими семьями.

Подбор семей проводится с учетом их желания и сходства проблем. Целесообразно использовать групповые дискуссии, чтобы совместно выработать оптимальное решение той или иной жиз­ненной ситуации, основываясь на понимании ее психологиче­ского смысла. В ситуациях должны быть отражены потребности и проблемы каждого участника группы. Психологом предлагает­ся ряд жизненных задач, после чего все по очереди высказыва­ют свою точку зрения на представленную проблему. Высказыва­ния записываются, а затем принимается коллективное конструк­тивное решение. Однако цель групповой дискуссии отнюдь не нахождение каких-то оптимальных, конкретных вариантов вы­хода из трудной ситуации, а повышение мотивации и вовлечен­ности участников группы в решение обсуждаемых проблем. В про­цессе дискуссии психолог фиксирует отношение родителей к си­туациям по следующим параметрам: мотивация, эмоциональное или рациональное отношение к ситуации, конструктивный или неконструктивный выход из нее. Опыт работы показал, что боль­шинство родителей склонны к эмоциональной оценке ситуации. Это проявлялось в таких высказываниях, как: «это меня шоки­рует», «расстраивает», «у меня пропадает сон» и др., что спо­собствовало неконструктивным способам решения семейных про­блем. В процессе групповых дискуссий родители научились осоз­навать свои проблемы, но еще испытывали затруднения в реализации своих педагогических возможностей, что проявля­лось в неадекватных формах поведения по отношению к под­ростку.

Помимо психокоррекционных занятий, которые проводит пси­холог, он вместе с родителями составляет учебный план, план организации досуга на определенный период времени, просмат­ривает и обсуждает роль каждого из родителей в том или ином виде деятельности подростка.

Важным критерием эффективности занятий организационно­го блока являлось свободное выражение родителями и подрост­ком собственных эмоций, понимание и раскрытие своих проблем,

осознание родителями своей роли в развитии конфликтной си­туации с подростком.

Коммуникативный блок отвечает за установление оптималь­ных взаимоотношений между всеми участниками коррекционно-го процесса (подростком, родителями, прародителями и другими членами семьи), а также за формирование новых приемов и спо­собов общения и поведения с подростками.

Важным принципом семейной психокоррекции нарушения по­ведения является онтогенетическая ориентация психокоррекци-онного подхода, впервые предложенная В. В. Лебединским с со­авторами. Данное направление психокоррекции включает в себя гармонизацию личностной структуры подростка за счет воздей­ствия на его эмоционально-волевую, потребностно-мотивацион-ную и коммуникативно-поведенческую сферы. Предполагается возврат к ранним онтогенетическим этапам поведения, общения, саморегуляции. Перед психологом стоит задача организовать си­туационно-личностное и ситуационно-деловое общение подрост­ка с родителями. Мы использовали такие психотехнические игры, как «чтение мыслей», «живая скульптура», которые про­водились в семейной группе (родитель—подросток). Психолог предварительно договаривался с подростком, и тот изображал определенные чувства: «разочарование», «удивление», «досаду», «радость» и др. Родитель должен был угадать, какое чувство изо­бражает ребенок. Затем, наоборот, родитель становился актером, а подросток — экспертом его таланта. При выполнении упражне­ния «живая скульптура» подросток и родитель изображали жи­вотных, предметы и др. Такие игры вызывали положительные эмоции у участников группы, способствовали свободному выра­жению, спонтанному поведению. Кроме того, мы использовали ролевые игры, содержание которых составляли ранние детские воспоминания о счастливо и несчастливо пережитых ситуациях. Подростку предлагали обыграть их в присутствии родителей или изобразить в рисунке. В процессе таких занятий проходило осо­знание, рационализация и творческая переработка психокоррек-ционной информации.

Стимуляция оптимальных взаимоотношений между подрост­ками и их родителями успешно достигается не только в семей­ных, но и в детско-родительских группах, состоящих из несколь­ких семей. Опыт нашей работы показал, что участие в родитель­ских группах помогает некоторым семьям восстановить гармонию не только родительских, но и супружеских отношений. Группо­вая психокоррекция создает специфические условия для раскры­тия внутриличностной и внутрисемейной проблематики с помо­щью моделирования и анализа актуального группового межличностного взаимодействия. Опыт многочисленных психокоррекци­онных и психотерапевтических групп, обобщенный русскими и зарубежными психологами, показал, что групповая форма рабо­ты способствует конструктивному переосмыслению личностных проблем, формирует как эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, так и новые, более адек­ватные эмоциональные реакции, вырабатывает ряд социальных навыков, особенно в сфере межличностного общения.

Сам процесс групповой коррекции коммуникативного блока включает в себя четыре основные фазы. На первой, установочной, фазе перед психологом стояла задача сформировать группу как целое, вызвать у членов группы положительный настрой на занятие. Основными психотехническими приемами на данной фазе были спонтанные игры, направленные на развитие положитель­ного эмоционального фона. Каждая семья (состоящая из двух или трех человек) выбирала лидера или капитана команды. Участ­никам психокоррекционных занятий предлагалось выполнить ряд упражнений на ловкость, смекалку, решить 3-4 задачи. Развле­кательная форма занятий на установочной фазе способствовала сближению членов группы, создавала положительную эмоциональ­ную установку на занятие. Неопределенность целей занятий и свобода самовыражения в спонтанных играх иногда вызывали тревогу у родителей. Поэтому рекомендуется проводить не более двух-трех занятий установочной фазы. Основной целью подгото­вительной фазы семейной групповой психокоррекции являлось структурирование группы, формирование активности и самостоя­тельности ее членов. Это достигалось с помощью специальных сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций, направленных на снятие эмоционального напряжения. Использовались такие ролевые иг­ры, как «Мостик через пропасть», «Автобус в час пик», «Оче­редь» и др. Эти игры представляли собой своеобразные имита­ционные модели проблемных ситуаций межличностного общения. Психолог фиксировал отношение членов группы друг другу, осо­бенности их межличностного общения. На этом этапе также ре­комендуется использование приемов невербального взаимодейст­вия с помощью таких игр, как «Узнавание на ощупь другого че­ловека», «Поводырь», когда члены группы с завязанными глазами двигаются по комнате с помощью ведущего.

Реконструктивная (основная) фаза групповой семейной пси­хокоррекции решала следующие задачи: коррекция неадекватных эмоциональных реакций; обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования. Это достигалось с помощью психодраматических «постановок» одной из семей, где родители и подросток менялись ролями. После «просмотра» психодрамы члены группы приступали к совместному обсуждению проблемы. На первоначальных этапах сюжеты выбирал психо­лог: например, сын украл у матери деньги и сделал ей подарок или дочь требует от родителей отделения, размена квартиры и проч. На последующих этапах разыгрывались жизненные про­блемы конкретных семей, участвующих в психокоррекции, с по­следующим обсуждением.

В процессе групповой психокоррекции анализировалось воз­действие на ее участников на трех уровнях: эмоциональном, ког­нитивном и поведенческом. В таблице представлены оценочные радикалы коммуникативного блока психокоррекции.

Таблица 7






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.