Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика групповой психокоррекции детей с церебральным параличом






Фаза Задачи Психотехни- Субъект
    ческие приемы психокоррекции
1. Образование группы Спонтанные Для детей со
Устано- как целого. игры. спастической
вочная Формирование поло- Игры на невер- диплегией и
  жительного настроя бальные комму- гемипарезами не
  на занятие. никации. больше пяти
  Диагностика поведе- Коммуникатив- человек.
  ния и особенностей ные игры Дети с ДЦП
  общения   с гиперкинезами
      не больше трех
      человек
2. Структурирование Сюжетно- Для детей с ДЦП
Подго- группы. ролевые игры. со сниженным
тови- Приучение к активно- Игры-драматиза- интеллектом игры-
тель- сти и самостоятель- ции для снятия драматизации.
ная ности. эмоционального С сохранным
  Формирование эмо- напряжения интеллектом —
  циональной поддерж-   сюжетно-ролевые
  ки у членов группы   игры

Оконгание табл.

Фаза Задачи Психотехни- Субъект
    ческие приемы психокоррекции
3. Коррекция неадекват- Разыгрывание Для детей с ДЦП
Рекон- ных эмоциональных детьми конкрет- возможно привле-
струк- реакций. Вытеснение ных жизненных чение родителей
тивная негативных пережива- проблемных  
  ний. Обучение само- ситуаций  
  стоятельному нахож-    
  дению нужных форм    
  эмоционального    
  реагирования    
4. Закрепление адекват- Специальные Детям с ДЦП
Закреп- ных форм эмоцио- сюжетно- необходима
ляю- нального реагирования ролевые игры, помощь психолога
щая на конфликт. Форми- предложенные в выборе игры.
  рование адекватного детьми Рекомендуется
  отношения к себе и   включать
  окружающим   в игру родителей
      и здоровых
      сверстников

Большое значение в коррекции эмоциональных расстройств у детей с ДЦП имеет психорегулирующая тренировка (Мамайчук, 1997).

Основными целями этих занятий являются: смягчение эмо­ционального дискомфорта, формирование приемов релаксации, раз­витие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Заня­тия проводятся через день, поэтапно с учетом возрастных и ин­дивидуально-психологических особенностей ребенка, с небольшой (до пяти человек) группой детей.

/ этап — успокаивающий, в процессе которого используется вербально-музыкальная психокоррекция для снятия психическо­го напряжения. Детям предлагаются зрительно-музыкальные сти­мулы, чтобы убрать тревожность и создать позитивные установ­ки на последующие занятия. Чем младше ребенок, тем в мень­шей степени он осознает свой физический дефект и тем сложнее поддерживать у него интерес к упражнениям. Важный принцип психорегулирующей тренировки — создание игровой ситуации в процессе занятий (например, занятия вместе с куклой, игра в сказку и т. п.). У детей более старшего возраста, особенно подростково­го, на первый план выступает стимулирование потребности быть

самостоятельным, волевым, здоровым. Психолог рассказывает детям 0 значении психорегулирующей тренировки, о ее применении в спорте, в космонавтике, в профессиях, связанных с высоким нервно-психическим напряжением. Следующий принцип - это создание эмоционально-волевого настроя к занятиям. Больной или группа больных располагаются в креслах или на диване в зависимости оТ физического состояния детей. Психолог предлагает закрыть глаза и сосредоточиться на прослушивании музыкального произ­ведения. Нами подобраны аудиозаписи, оказывающие положитель­ное эмоциональное воздействие на слушателя и дающие успо­каивающий эффект. Это произведения Чайковского, Рахманино­ва, Баха, Бетховена. Каждому музыкальному произведению и темпу его исполнения соответствуют определенные субъективные пере­живания и ассоциации. Сеанс длится 25-30 минут. Задача перво­го этапа считается выполненной, если ребенок проявляет инте­рес к занятию и расслабляется. На фоне музыки больному пред­лагаются упражнения на общее успокоение с традиционными формулами (например: «Я совершенно спокоен, меня ничто не тревожит. Мышцы моего тела все больше и больше расслабля­ются»). Больному советуют запомнить формулы и использовать их перед засыпанием.

II этап - обучающий, его целью является обучение детей релаксирующим упражнениям. Используются упражнения на вы­зывание тепла, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердеч­ных сокращений. После того как ребенок, находясь в удобной позе, расслабился и успокоился с помощью приемов, усвоенных на I этапе занятий, ему необходимо сосредоточить свое внима­ние на руках и ногах. Некоторые авторы рекомендуют начинать тренировку с мышц рук, в которых легче вызвать ощущение рас­слабленности и тепла. Каждое слово формулы должно сопровож­даться подготовленными мысленными образами. Например, при слове «руки», ребенок должен мысленно увидеть свои руки со всеми их особенностями; при произнесении слов «расслабляют­ся» и «теплеют» - источник тепла, который согревает руки (те­плая ванна, рефлектор, грелка). Чем точнее и конкретнее мыс­ленный образ, тем отчетливее ощущается его действие. После успешного усвоения первых упражнений, на что требуется от 4 ДО 10 занятий в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, можно приступать к упражнениям на рас­слабление других групп мышц: ног, шеи, туловища, лица. На ов­ладение упражнениями этого этапа требуется от 12 до 30 заня­тий. Опыт нашей работы показал эффективность использования занятий I и II этапов с целью смягчения эмоционального дис­комфорта ребенка в послеоперационный период (Мамайчук, 1987).

Ill этап — восстанавливающий. На фоне релаксации дети вы-полняют специальные упражнения, направленные на коррекцию настроения, развитие коммуникативных навыков, перцептивных процессов, двигательных функций и проч. Так, психолог предла­гает ребенку, который находится в состоянии аутогенного рас­слабления (пассивного бодрствования), выполнять идеомоторный проигрыш конкретного двигательного акта (например, больному с гемипаретической формой ДЦП советуют представить, что он берет ложку или карандаш больной рукой либо выполняет дру­гие манипулятивные действия). Идеомоторные проигрыши реко­мендуется повторять 3-4 раза в день. Мы использовали идеомо­торные тренировки на фоне аутогенного погружения с детьми, у которых имеются фобические расстройства, при обучении их ходьбе в послеоперационный период.

Например, Елена Ш. 14 лет, с диагнозом — ДЦП, спастиче­ская диплегия, множественные контрактуры нижних конечностей, подвывих в правом тазобедренном суставе. До операции самостоя­тельно не передвигалась. Выраженные фобии высоты, передви­жения, в связи с чем девочка отказывалась заниматься с методи­стом ЛФК. Психологический статус: недоразвитие зрительно-про­странственного анализа и синтеза, уменьшение объема слухоречевой памяти. Уровень осведомленности, суждения, обобщения в пре­делах возрастной нормы. Эмоционально-волевая сфера — высо­кий уровень реактивной и личностной тревожности, повышенная зависимость от окружающих, робость, отсутствие самостоятель­ности в разрешении конфликтных ситуаций, необщительность. Учит­ся в 8-м классе по общей программе, успеваемость удовлетвори­тельная за исключением математики.

До оперативного лечения с девочкой были проведены два этапа занятий (успокаивающий и обучающий). После операции ежедневно проводились гетерогенные идеомоторные тренировки. После до­стижения состояния аутогенного расслабления перед больной стави­ли формулу: «Представь, что ты стоишь на костылях, твои ноги уверенно опираются на пол, твои руки крепко удерживают кос­тыли. Ты высокого роста, прямая, уверенная в себе. Все окру­жающие любуются тобой. Ты держишься спокойно, тебе легко и приятно. Правой рукой ты выставляешь костыль вперед и легко подтягиваешь правую ногу, затем то же самое делаешь левой ру­кой и левой ногой. Ты сделала первые шаги, ты уверенно шага­ешь дальше, чувствуешь себя легко и спокойно. Ты делаешь вто­рой, третий, четвертый шаг...» После восьми занятий больная стала уверенно передвигаться, страхи ходьбы и высоты уменьшились.

Для коррекции интрапсихических конфликтов и межличност­ных отношений разыгрываются различные психодраматические ситуации, с использованием специальных сценариев. Их цель — дать возможность отреагировать на конфликт, разрешить его, адап­тироваться к трудностям, нормализировать отношения.

Опыт нашей работы показал, что психорегулирующая трени­ровка способствует повышению устойчивости детей к экстремаль­ным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения. При систематических занятиях у детей нормализуются тормозные процессы, что дает возможность ре­бенку управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева. Рекомендуется использовать пси-хорегулирующие тренировки с детьми, у которых эмоциональные проблемы в основном проявляются в сфере межличностных кон­фликтов.

Кроме психорегулирующих тренировок для коррекции эмо­ционального напряжения у детей с двигательными нарушениями целесообразно практиковать психомышечные тренировки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.