Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направления и задачи психологической коррекции детей с различными формами ЗПР






Наимено­вание Содержание блока Психокоррекционные од ЯЯЧИ Формы ЗПР
блока и приемы    
Мотива- Неумение ре- Формирование Психофизический
ционный бенка выде- познавательных инфантилизм
  лить, осознать мотивов:  
  и принять — создать проблем-  
  цели действия ные учебные Психогенные
    ситуации; формы ЗПР
    — стимулировать  
    активность ребен-  
    ка на занятии;  
    — обратить внима-  
    ние на тип семей-  
    ного воспитания.  
    Приемы:  
    создание игровых  
    учебных ситуаций;  
    — дидактические  
    и развивающие  
    игры  
Блок Неумение пла- Обучить ребенка Соматогенная
регуляции нировать свою планировать форма ЗПР
  деятельность деятельность во  
  во времени времени.  
  и по содержа- Предварительно Органический
  нию организовать ориен- инфантилизм
    тировки в заданиях.  
    Предварительно  
    проанализировать с ЗПР церебрально-
    ребенком используе- органического
    мые способы дея- генеза
    тельности.  
    Приемы:  
    —обучение детей  
    продуктивным  
    видам деятельно-  
    сти (конструиро-  
    ванию, рисова-  
    нию, лепке,  
    моделированию)  

 

Наимено­вание Содержание блока Психокоррекционные задачи Формы ЗПР
блока и приемы    
Блок Неумение ре- Обучить контролю по ЗПР церебрально-
само- бенка контро- результатам. органического
контроля лировать свои Обучить контролю генеза
  действия и по способу деятельности.  
  вносить необ-    
  ходимые Обучить контролю в Соматогенная
  коррективы по процессе деятель- форма ЗПР
  ходу их выпол- ности  
  нения. Приемы:  
    — дидактические Психогенная
    игры и упражнения форма ЗПР
    на внимание,  
    память, наблюда-  
    тельность;  
    — обучение конструи-  
    рованию и рисова-  
    нию по моделям  

Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуаль­но, так и в группе. Важным является единство требований к ре­бенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, осо­бенно при коррекции способности контроля своих действий. Это успешно достигается при тщательном соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключая воз­можность незавершения начатых ребенком действий.

Обучение ребенка самоконтролю успешно достигается в про­цессе занятий по конструированию. Особый интерес представля­ет метод обучения детей модельному конструированию, разрабо­танный А. Р. Лурия и его учениками (1948) и успешно исполь­зуемый нами при психокоррекционной работе с детьми с ДЦП и с ЗПР церебрально-органического генеза (Мамайчук, 1978, 1984). Суть этого метода заключается в том, что образцы-модели предъ­являются ребенку заклеенными плотной белой бумагой и, преж­де чем начать строить, ребенок должен был сам планомерно ис­следовать образец, подобрать к нему соответствующие детали, т. е. модель-образец предлагает ребенку определенную задачу, но не дает способа ее решения. А. Р. Лурия (1948) провел следующий эксперимент: он разделил детей-близнецов на две группы. Одна

группа обучалась конструированию с наглядных образцов, а их братья и сестры — конструированию с образцов-моделей. После нескольких месяцев обучения конструированию психологи обсле­довали детей, изучали особенности их восприятия, мышления, рисования. Результаты обследования выявили, что дети, обучаю­щиеся конструированию по моделям, показали более высокую ди­намику в умственном развитии, чем их братья и сестры, кото­рым было предложено конструирование традиционным способом. Формированию самоконтроля и самостоятельных способов решения задач способствует обучение детей конструированию по услови­ям, предложенное Н. П. Подъяковым (1972). Ребенку предлага­ют сделать из готовых деталей предмет, который может быть использован в конкретных, заранее заданных условиях, т. е. в этом случае ребенок не имеет перед собой образца, а ему только даны условия, исходя из которых необходимо определить, какой должна быть постройка, а затем сконструировать ее. Несомненно важ­ным при таком способе обучения конструированию является то, что мыслительные процессы детей приобретают более опосредо­ванный характер, чем при конструировании по образцу. Напри­мер, получив задание построить из готовых блоков такой «гараж», который мог бы вмещать в себя «грузовую машину», ребенок начи­нает предварительно анализировать величину машины, отвлека­ясь от всех других ее свойств. Для этого необходим достаточно высокий уровень абстрагирования, что дает возможность форми­рованию у детей специфических способов соотнесения опреде­ленных свойств условий с соответствующими свойствами постройки. Конструирование по моделям и условиям успешно формируют у детей ориентировочную деятельность, способствуют развитию са­моконтроля своих действий в процессе выполнения конструктив­ных заданий и при анализе их результатов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.