Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выполнить задания. Задание 1.Скажите, как зависит интонация речи от состояния говорящего (крайнее возбуждение, восторг






Задание 1. Скажите, как зависит интонация речи от состояния говорящего (крайнее возбуждение, восторг, апатия, испуг, равнодушие, радость, безразличие, покой, взволнованность, гнев)? Влияет ли характер интонации на адресата? Как? При каких ситуациях?

Задание 2. Понаблюдайте за речью людей, когда они чем-то расстроены, на что-то негодуют, чему-то радуются, отчего-то пришли в восторг. Определите, как эмоциональное состояние человека отражается в его речи.

Задание 3. Продолжите ряд определений, характеризующих тон голоса: крикливый, пронзительный, резкий...

Задание 4. Сгруппируйте глаголы, прилагательные, наречия, учитывая, на какие особенности звучащей речи они указывают. Дополните каждую группу новыми словами

Чеканить слова, рубить слова, мямлить, канючить, захлебываться словами, рапортовать, растягивать слова, завораживать словами, усыплять своим разговором, сюсюкать; однотонная речь, прерывистая речь, взволнованная, крикливая, размеренная, невнятная, отчетливая, затрудненная, спокойная, плавная, певучая, мягкая, странная, теплая, пламенная, захватывающая, тихая, громкая, сухая, высокопарная; говорить тихо, громко, быстро, медленно, спокойно, вежливо, грубо, решительно, с жаром, с трудом, с увлечением, с гордостью, любезно, откровенно, охотно, задушевно, приветливо, пламенно, эмоционально, живо, восторженно, гневно, зло, вызывающе, миролюбиво.



Задание 5. Произнесите предложения со всеми возможными интонациями.1. Мы поедем завтра в зоопарк. 2. Я не люблю, когда жарко. 3. Ты хочешь знать мое мнение. 4. Как хороши, как свежи были розы. 5. И что ты по этому поводу думаешь. 6. Все давно ушли.

Произнесите скороговорки с разными интонациями.

1. Проворонила ворона воронёнка.

• произнесите с жалостью;

• поругайте ворону.

2. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

• произнесите с возмущением;

• произнесите с иронией.

3. На дворе трава, на траве дрова.

• произнесите с сомнением;

• подразните кого-нибудь.

Задание 6. В каком случае пауза делает предложение нелепым?

От радости в зобу // дыханье сперло.

От радости // в зобу дыханье сперло.

Задание 7. Разбейте данные ниже предложения на речевые такты и определите, как при этом изменяется их смысл. Например: Чужим // телефоном пользоваться запрещается. Чужим телефоном // пользоваться запрещается.

1. Недавно приехавший доктор выступил в печати. 2. В городе недавно заработанные деньги таяли. 3. Через час после поступления дела ко мне позвонил Колесников. 4. Они сообщают о получении корреспонденции с большим опозданием. 5. На остановке стояли мужчины и женщины с детьми.

Задание8. Какие чувства выражают: 1) поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот; 2) нахмуренные брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы; 3) сведенные к переносице брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ; 4) сияющие глаза, приподнятые уголки губ, широкая улыбка.

Задание 9. Дайте толкование каждому фразеологизму. В каких ситуациях они могут быть использованы? Вытаращить глаза, глаза на лоб лезут, делать большие глаза, прятать глаза, пялить глаза, хлопать глазами, строить глазки; нахмурит брови, и бровью не шевельнуть; поджать губы, скривить губы; лоб наморщить; раскрыть рот, разинуть рот; вешать голову, опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой; развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, протянуть руку; погрозить пальцем; показать нос.

Задание 10. Произнесите эти образные выражения, сопровождая их ритмическими жестами. Понаблюдайте, чем ваши жесты различаются и чем это обусловлено.

С юмором, легкой насмешкой образно говорит народ о темпе речи некоторых выступающих: У него слово слову костыль подает; Говорит, чтоводу цедит; За твоим языком не поспеешь босиком; Строчит, как из пулемета.

Задание 11. Напишите, на какое чувство, на какое состояние указывают сочетания. Бить себя в грудь, глаза на лоб лезут, стукнуть кулаком по столу, ударить (хлопнуть) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, сжать губы, надуть губы, указать на дверь.

Задание 12. Определите, что означают жесты и какими словами, восклицаниями, возгласами они обычно сопровождаются.Большой палец правой руки указывает за правое плечо; большой палец указывает под ноги; большой палец правой руки поднят вверх; пальцы правой руки указывают в середину груди, одновременно следует кивок головы.

Задание 13. Задание 19. Проверьте, угадают ли ваши родные, друзья, что вы имеете в виду, если жестом изобразите следующие предметы: Штопор, петля, молоток, веник, пила, зубило, пишущая машинка, ножницы, подушка, телефон, топор, автомобиль, губная помада, карандаш, мыло, стакан, скрипка, дирижер, фортепьяно, вентилятор.

Например: У меня кончилась (изображается, как чистят зубы). Ответ - зубная паста.

Задание 14. Найдите описание жестов, которые соответствуют содержанию приведенных предложений. Воспроизведите каждый из указанных жестов.1. Вареники лепят вот так. 2. Ну, это что-то такое огромное, необъятное. 3. Замкнутый круг какой-то. 4. Машинка шьет зигзагами. 5. Есть у вас дырокол? 6. Его надо держать крепко, а то разболтается. 7. Полюбуйтесь-ка на него.

Материал для справки: вытянутая ладонь; указательным пальцем правой руки описывается круг; разводящие движения обеими руками в воздухе; сжатый кулак; движение в воздухе указательным пальцем налево-направо, снизу вверх или сверху вниз; движение сжатой в кулак правой руки вниз с нажимом; защипывающие движения пальцами.

Задание 15. Определите, какие жесты могут быть использованы при произнесении фраз

1. Все это не для меня. 2, Стучат, стучат и вверху и внизу. 3. Пришли и те и другие.., Пусть это останется между нами. 5. Мы-то с тобой поймем друг друга. 6. Пускай, пускай, оставь его. 7. Да что там, ну пусть. 8. Избавьте меня от этого, я этого не хочу. 9. Нет-нет, ни за что! 10. Так все напутано, такая неразбериха. 11. Никто ничего не поймет, полная сумятица. 12. Все это не совсем так. 13. Тут как-то все, знаете, эдак.

Задание 16. Выпишите из какого-либо художественного произведения часть текста, в которой описывается какие-либо жесты. Укажите тип этого жеста (ритмический, указательный, эмоциональный, изобразительный, символический).

Задание 17. Во время просмотра телевизора обратите внимание, как ораторы используют жесты, мимику. Как вы думаете, насколько осознанно они пользуются «языком движений»? Приведите конкретные примеры.

Задание 18. Произнесите по-разному этикетную формулу начала речи «Дамы и господа!» (равнодушно, торжественно, выражая просьбу, иронию, радость и т.д.).

Задание 19. Во время выступления оратор услышал шум в аудитории. Придумайте фразу, с какой он обратится к слушателям, и произнесите ее по-разному: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой и т.д.

Список литературы

1. Волков А.А. Курс русской риторики. – М.: Издательство храма св. муч. Татианы, 2001.

2. Кохтев Н.Н. Риторика. – М.: Просвещение, 1996. – С. 133 – 138, 164 – 172.

3. Михальская А.К. Основы риторики. – М.: Просвещение, 1996. С. 210 – 261.

4. Мурашов А.А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех. – М., 2000. – С. 75 – 82.

5. Сопер Поль. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – С. 306 – 324.

6. Шейнов В.П. Риторика. – Минск: Амалфея, 2000. – С. 481 – 537.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.