Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Нововведения как объект инновационного менеджмента






Вопросы:

1. Виды инноваций, их особенности.

2. Сферы инновационной деятельности.

 

Цель и задачи: рассмотреть особенности разных видов инноваций, сфер инновационной деятельности.

 

Содержание вопросов:

Существуют различные виды классификации инноваций.

В зависимости от используемых критериев различают:

по видам работ – научные, технические (конструкторские и технологические), опытно-экспериментальные и производственные инновации;

по конкретным результатам процесса нововведений (инноваций) – патенты, изобретения, новые или модифицированные изделия, прогрессивные технологические процессы, услуги, стандарты, новые методы управления и организации производства;

по степени новизны – принципиально новые, новые, модификационные (модифицирующие) и псевдоинновации (псевдонововведения);

по предметному (вещественному) содержанию – продуктовые, технологические, социально-экономические, экологические, информационные, организационные и управленческие инновации;

по виду эффекта – научно-технические, экономические, социальные, экологические, информационные и политические инновации;

по охвату основных сфер деятельности – производственно-технологические, организационно-управленческие, социально-политические и финансово-экономические инновации.

Базисная инновация (радикальная) – это такое нововведение, которое базируется на научном открытии или крупном изобретении и направлено на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений.

Улучшающая инновация (приростная) – это нововведение, направленное на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических процессов.

Стабильное развитие организации достигается посредством осуществления потоков инноваций в ходе изменений внешней среды и развития рынков. Потоки инноваций состоят из множественных инноваций разной степени радикальности, посредством которых организация одновременно получает преимущества от периодов улучшающих инноваций и формирует направление и темп базисной инновации.

Производственные инновации воплощаются в новых продуктах, услугах или технологиях производственного процесса, т.е. они представляют собой реализацию нового знания в новых продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный процесс.

Управленческие инновации – это то новое знание, которое воплощено в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных структурах. Они могут представлять собой, например, введение новых методов организации работы, структурирования задач, распределения ресурсов, определения вознаграждения и т.п.

Темпы осуществления производственных инноваций выше, чем управленческих, в результате возникает организационный лаг. Причина - производственные инновации легче оценить, предвидеть, увидеть результат. Производственные инновации определены внутренними потребностями организации, управленческие развиваются под воздействием изменений внешней управленческой среды.

Продуктовая инновация включает получение нового продукта или услуги с целью удовлетворить определенную потребность на рынке. Продуктовые инновации имеют рыночную ориентацию и диктуются, главным образом, потребителем.

Процессная инновация означает новые элементы, введенные в производственные, управленческие, организационные, маркетинговые и другие процессы. Процессные инновации определяются в основном внутренними факторами и диктуются, главным образом, соображениями эффективности.

При исследовании динамики продуктовых и процессных инноваций применяются два подхода, или две модели:

1) модель лага - подход, при котором продуктовые и процессные инновации рассматриваются как циклически сменяющие друг друга, т.е. осуществление одного типа инноваций приводит через определенный промежуток времени к реализации инноваций другого типа;

2) синхронная модель - подход, который предполагает одновременное осуществление продуктовых и соответствующих процессных инноваций.

Инновационная сфера – часть системы экономических отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления новшеств, основанных на интеграции участия в инновационной деятельности новаторов, инноваторов, предпринимательских структур и государства в условиях рыночной экономики.

Инновационная сфера занимает промежуточное положение между научной и производственной сферами, имеет специфичные функции, связанные с инновационным процессом и деятельностью.

Компонентами инновационной сферы являются:

- рынок новаций (новшеств);

- рынок инноваций (нововведений);

- рынок инвестиций (капитала).

Основным товаром на рынке новаций является интеллектуальный продукт как результат НИОКР, который имеет следующие особенности: является продуктом умственной, творческой деятельности, не отчуждаются полностью от его изобретателя, а заимствуются, имеет либо материальную, либо идейную форму, которая является объектом правовой защиты.

К интеллектуальному продукту можно отнести: новые открытия, изобретения, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, рационализаторские предложения, ноу-хау. На интеллектуальный продукт распространяются авторские права, защищаемые законодательно.

Субъектами рынка являются научные организации.

Рынок инноваций – место признания новшеств как результата научно-исследовательской и иных научных работ. Инновация на данном этапе становится товаром и имеет свойства: уникальная продукция, свойства которой еще неизвестны потребителю, сложность изготовления и необходимость послепродажного обслуживания, имеет короткий жизненный цикл, дорогой товар, высокий относительный экономический эффект.

Объектом купли-продажи могут быть – экспериментальные разработки, опытные образцы, аналитические отчеты по НИОКР, конструкторская и техническая документация, консультационные, инжиниринговые, маркетинговые и т.п. услуги, патенты, лицензии.

Субъектами рынка являются инновационные организации - научно-технологические парки, малые инновационные предприятия, венчурные организации, финансово-промышленные группы (ФПГ).

Третий элемент – рынок капитала.

В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, т.к. инновационный процесс длится в среднем 3-5 лет и более. Источниками инвестиций могут быть собственные средства организации, банковские кредиты, средства венчурного фонда, бюджетные средства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.