Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Предмет и структура курса. Терминология и понятийный аппарат






Вопросы:

1. Инноватика как наука, ее предмет.

2. Понятие инновации, ее черты.

3. Инновационная деятельность, сущность, субъекты, цель, ресурсы, средства.

4. Жизненный цикл инновации.

 

Цель и задачи: определить понятийный аппарат и категории инновационного менеджмента.

 

Содержание вопросов:

Инноватика — это область знаний о сущности инновационной деятельности, её организации и управлении инновационными процессами, обеспечивающими трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества как на коммерческой основе, так и некоммерческой базе.

Становление инноватики как мультидисциплинарной области научного знания прежде всего было связано с возросшими потребностями научно-технического и социально-экономического развития индустриальных стран во второй половине XX века. Особое влияние на становление инноватики оказали потребности развития техники, развитие системного анализа, теории организаций и управления, кибернетики, новейших информационных и социальных технологий.

В формировании и развитии науки инноваций Ю. Яковец выделяет периоды:

1) 1910-1930-ые гг. – формирование фундаментальных основ теории;

2) 1940-1960-ые гг. – развитие и детализация базовых инновационных идей предыдущего периода;

3) середина 1970-ых – первое десятилетие ХХI века – новый теоретический прорыв, связанный с освоением и распространением пятого технологического уклада.

Объект инноватики — инновационная деятельность как процесс осуществления инноваций в социально-экономических системах.

Предмет инноватики — принципы, законы и закономерности инновационных процессов в социально-экономических системах, модели и методы описания, исследования, организации и управления инновационной деятельностью на макроуровне (национальные инновационные системы), мезоуровне (отраслевые и региональные инновационные системы, инновационные кластеры) и микроуровне (стратегии инновационного развития отдельных предприятий и организаций).

Инноватика включает основные разделы:

· теоретические основы инновационной деятельности;

· модели и моделирование инновационных процессов;

· организация и управление инновационной деятельностью;

· государственное регулирование инновационной деятельности;

· управление инновационным бизнесом;

· управление инновационным проектом;

· управление инвестициями в инновационные проекты;

· коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности;

· управление человеческими ресурсами в процессе инновационного развития социально-экономической системы;

· управление рисками в инновационной деятельности;

· технический маркетинг (маркетинг на ранних стадиях жизненного цикла продукта или технологии);

· логистика инновационных процессов;

· управление интеллектуальной собственностью.

Анализ современной литературы по инновационному менеджменту свидетельствует, что в авторы трактуют инновации как:

- научную, технологическую, организационную и финансовую деятельность, ведущую к коммерческому введению нового (или улучшенного) продукта или нового (или улучшенного) производственного процесса, или оборудования;

- новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Официальное определение инноваций дает международный документ «Руководство Осло», данное определение также закреплено в ФЗ РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г.: «Инновация (нововведение) - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».

Признаками инноваций являются: новизна, востребованность, реализуемость и наличие устойчивого полезного эффекта.

Инновации выполняют три функции: воспроизводственную, инвестиционную, стимулирующую.

Инновационная деятельность – это использование результатов законченных научных исследований, опытно-конструкторских разработок либо иных научно-технических достижений для создания нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, их распространение, а также связанные с этим дополнительные научные исследования, разработки и опытно-конструкторские работы.

Инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций. Основными видами инновационной деятельности являются:

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);

- технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний;

- приобретение патентов, лицензий и ноу-хау;

- инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов;

- сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления;

- маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции;

- подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др.

Инновационная деятельность направлена на использование и получение экономической выгоды от результатов научных разработок, исследований, расширение (обновление) перечня и улучшение качества изготавливаемой продукции (услуг, товаров), совершенствование технологий производства с последующим внедрением, а также эффективной реализацией на внутренних и внешних рынках.

Главная цель – повышение конкурентоспособности организации, ее продукции (услуг).

В Российской Федерации субъектами инновационной деятельности являются принимающие участие в инновационной деятельности юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности; физические лица – граждане Российской Федерации; органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ; органы местного самоуправления; иностранные организации и граждане.

Субъектам инновационной деятельности для ее осуществления необходимы различные ресурсы. С целью обобщающей характеристики ресурсов, которые организация, отрасль, регион, государство могут привлечь в ходе осуществления инновационной деятельности, используется понятие инновационного потенциала. Таким образом, инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) – это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, используемые для осуществления инновационной деятельности.

Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

Жизненные циклы инновации различаются по видам инноваций. Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий.

Основные стадии жизненного цикла нового продукта:

1) разработка нового продукта;

2) выход на рынок;

3) развитие рынка;

4) стабилизация рынка;

5) уменьшение рынка;

6) подъем рынка;

7) падение рынка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.