Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Стадии становления инновационного менеджмента






Вопросы:

1. Сущность инновационного менеджмента, его функции.

2. Модели инновационного менеджмента.

 

Цель и задачи: определить сущность, функции и модели инновационного менеджмента.

 

Содержание вопросов:

Инновационный менеджмент представляет собой совокупность принципов и методов, форм и инструментов управления инновационными процессами и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.

Другими словами, инновационный менеджмент как самостоятельная область экономической науки и профессиональной управленческой деятельности представляет собой одну из разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии.

Исходными моментами инновационного менеджмента являются:

- целенаправленный поиск идей, служащих базисом для конкретных инноваций;

- организация инновационного процесса для данной инновации (развертывание работ от идеи до практического воплощения инновации);

- процесс продвижения и реализации инноваций на рынке.

В инновационном менеджменте можно выделить два направления:

1) стратегический инновационный менеджмент отражает теории социального управления инновационными системами, стратегии инновационного развития, а также разного изменения, необходимые для реализации механизма инновационного управления;

2) функциональный (оперативный) инновационный менеджмент, который рассматривает прикладные аспекты теории организации и управления инновационной деятельностью, формирует научно-методическую базу для принятия решений в области инновационной деятельности, осуществления разного вида инноваций, управления персоналом при реализации инновационных проектов и т.п. Направлен на достижение эффективности инновационного процесса и деятельности.

Различия стратегического и оперативного менеджмента отражены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Различия стратегического и оперативного менеджмента по функциям

Функции управления Стратегический аспект Оперативный аспект
Прогнозирование Разработка стратегии и приоритетов развития и роста (тенденции НТП, рыночные изменения) Прогнозирование направлений новых товаров и услуг, технологий
Планирование Экспансия на новые рынки Повышение качества и конкурентоспособности товаров
Организация Стратегические решения по миссии, стратегии и целям организации Оперативные решения по разработке, внедрению и производству новшеств
Координация Обеспечение единства стратегии и тактики Согласование работы всех звеньев управления и производства
Мотивация Обеспечение динамического развития и роста организации Обеспечение высокой производительности труда, качества товаров и процессов, обновление производства
Контроль Выполнения миссии организации, результатов достижения стратегических целей Контроль выполнения дисциплины и качества, достижения оперативных целей

 

В процессе эволюции подходов к управлению инновациями и инновационной деятельностью сложились несколько моделей инновационного менеджмента.

Модель технологического толчка (первое поколение: 1955 – середина 1960-х гг.) характеризуется простым линейно-последовательным процессом с упором на роль НИОКР и отношением к рынку лишь как к потребителю технологической активности производства, слабой реакцией на сигналы рынка (рисунок 1).

 

 


 

 

Рисунок 1 – Модель технологического толчка

Модель «вытягивания рынком» (второе поколение: конец 1960-х – начало 1970-х гг.). Модель «вытягивания рынком» представляет собой линейно-последовательную модель с упором на важность рынка, на потребности которого реагирует НИОКР (рисунок 2).

Производство
Продажи  
Разработка
Рыночная потребность

           
     


 

Рисунок 2 – Модель «втягивания рынком»

При управление инновациями стали применяться программно-целевой метод, методы, сфокусированные на достижении конкретной стратегической задачи, проектный менеджмент.

Критерий успеха инновационного развития — эффективное управление маркетингом.

Интерактивная, рекрусивная, сопряженная (совмещенная модель) (третье поколение: 1970-е — середина 1980-х гг.) В значительной степени это комбинация I и II поколений с акцентом на связи технологических способностей и возможностей с потребностями рынка. Инновационный процесс третьего поколения, по Ротуэллу, все еще последовательный, но с обратными связями (рисунок 3).

 

 

Рисунок 3 – Совмещенная модель по Ротуэллу

Источником инновации становятся не только фундаментальные исследования (новые знания) и рыночные потребности, но и новые знания, возникающие в результате взаимосвязей, возникших в результате налаженных коммуникаций между элементами инновационного процесса.

Критерий успеха — эффективный инновационный менеджмент, использование методов управления знаниями, управление рисками.

Интегрированная модель (четвертое поколение) инновационного процесса, появившаяся в практике компаний во второй половине 1980-х гг., обозначила переход от рассмотрения инновации как преимущественно последовательного процесса к пониманию инновации как параллельного процесса, включающего одновременно элементы исследований и разработок, разработки прототипа, производства и т.д. (рисунок 4).

Важнейшими особенностями четвертой модели стали интеграция НИОКР с производством, более тесное сотрудничество с поставщиками и передовыми покупателями, горизонтальное сотрудничество между предприятиями, а также создание межфункциональных рабочих групп, объединяющих технологов, конструкторов, маркетологов, экономистов и др.

 

 

Рисунок 4 – Интегрированная модель

 

Критерий успеха – инновационный менеджмент, предполагающий выход за пределы организации, управление инновационным процессом по цепочке ценностей, организация интеграции всех участников инновационного процесса по цепочке ценности, создание оболочечной виртуальной сетевой организации.

Модель пятого поколения (настоящее время – будущее) характеризуется тем, что в ней к параллельному процессу добавляются новые функции. Это процесс ведения НИОКР с использованием новейших информационных систем, интернета и т.п., с помощью которых устанавливаются стратегические связи. Новаторы обмениваются электронными данными с партнерами, поставщиками, потребителями.

Управление инновационным процессом усложняется, т.к. во-первых, успешные идеи должны быть найдены на ранних стадиях данного процесса, во-вторых, процесс разработки продукта является чрезвычайно затратным, поэтому, чтобы преуспеть, необходимо доводить до стадии разработок только наиболее перспективные идеи. В связи с этим многие авторы в представляемых ими моделях делают акцент на процессе отбора инновационных идей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.