Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Этапы инновационного менеджмента






Вопросы:

1. Определение целей и стратегии инновационной деятельности.

2. Выбор приемов управления инновациями.

3. Разработка программ управления инновациями, их реализация и контроль.

4. Анализ и оценка эффективности приемов управления инновациями.

 

Цель и задачи: охарактеризовать этапы инновационного менеджмента.

 

Содержание вопросов:

Целью инновационной политики предприятия является разработка инновационного проекта, ориентированного на получение прибыли и повышение конкурентоспособности организации.

Разработка инновационной политики предприятия представляет собой достаточно сложный процесс, который включает в себя три основных этапа:

1. Выбор направления инновационной политики. На данном этапе задача состоит в том, чтобы проанализировать варианты возможной будущей обстановки на рынке и спрогнозировать возможные цели организации в будущем. После этого необходимо сформировать идеи в альтернативные цели, которые бы хотела реализовать организация.

По мнению известного американского специалиста в области менеджмента П. Друкера, «подтолкнуть» предпринимателя к активному поиску инновационной идеи способны следующие факторы:

- неожиданное событие — успех, неудача, неожиданное внешнее событие;

- неконгруэнтность — несоответствие между реальностью, какая она есть на самом деле, и представлениями о ней («такая, какой она должна быть»);

- нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки, которые должны быть устранены);

- внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;

- демографические изменения;

- изменения в восприятии, настроениях или ценностных установках людей;

- появление новых знаний, как научных, так и ненаучных.

Итогом работы может стать портфель инновационных проектов.

Существует несколько методов выбора направления инновационной политики: написания сценариев, теории игр, метод Дельфи и др.

2. Стратегическое планирование инноваций. На этом этапе необходимо разработать варианты альтернативных путей и средств достижения выбранных на предыдущем этапе целей. Затем путем сравнения и оценки отбросить все лишние варианты и выработать окончательную стратегию. Эта стратегия должна описывать общее направление поиска и развития нововведения, способы достижения цели инновации, а также ее технико-экономическое обоснование.

Под инновационной стратегией компании обычно понимают стратегию использования нововведений.

Выделяют следующие основные типы инновационных стратегий:

- наступательная — характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам, или так называемым фирмам — эксплерентам, специализирующимся на создании «прорывных» нововведений. Почти все средства, по большей части привлеченные, тратятся такими компаниями на НИОКР;

- оборонительная — направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии — активизировать соотношение «затраты — результат» в инновационном процессе. Такая стратегия также требует интенсивных НИОКР. К ним могут прибегать как крупные, так и средние компании;

- имитационная — используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции. При этом копируются основные потребительские свойства нововведений, выпущенных на рынок другими компаниями. Такая стратегия обычно характерна для крупных компаний (так называемых фирм-виолентов), которые стараются опередить конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба;

- стратегия «ниши» — заключается в приспособлении к узким сегментам широкого рынка (нишам) путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками. Фирмы — патиенты могут быть разных размеров: малые, средние и изредка даже крупные. Для таких компаний, как правило, характерны средние расходы на НИОКР.

Выбирая конкретную стратегию, можно воспользоваться следующей матрицей «рынок-технология» (рисунок 5).

 

    Рыночная позиция сильная Приобретение другой фирмой Стратегия следования за лидером Интенсивное НИОКР, технологическое лидерство
средняя Рационализация   Поиск выгодных сфер приложения технологий
слабая ликвидация рационализация Организация рискового проекта
  слабая средняя сильная
  Технологическая позиция

Рисунок 5 – Матрица «Рынок – технология»

 

3. Оперативное планирование инновации. Здесь инновационный проект разбивается на отдельные этапы. В составе полученных этапов необходимо запланировать отдельные мероприятия, целью которых является реализация разработанной стратегии. Каждое мероприятие определяет сроки начала и окончания конкретной работы, количество исполнителей, необходимый объем ресурсов и т.д. Таким образом, в результате оперативного планирования можно получить подробный последовательный план действий по осуществлению инновации.

В общем виде процесс управления инновациями представлен на рисунке 6.

Рисунок 6 – Процесс управления инновациями

 

В системном представлении контроль выполняет функцию обратной связи в процессе управления инновациями: информационные потоки в нем направлены от объекта к субъекту управления. Наличие обратной связи выступает обязательным условием завершенности системы управления. Контроль в ней формируется как целостная подсистема, имеющая свое организационное построение, исполнительные органы, методы осуществления оценки, анализа и выработки решений, а также свою информационную базу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.