Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перевод В. Набокова 15 страница






Урок 151*. «Победоносцев над Россией простер совиные крыла...» 7

Россия в 1880—1890-х гг. Идеологическая и политическая обстановка в стране. Творчество писателей-классиков. Особенности прозы и поэзии конца XIX в.8

Урок может быть проведен в форме лекции с элементами беседы. Основное содержание лекции может быть законспектировано десятиклассниками в форме таблицы (см. здесь).

В ходе лекции учителя уместно повторить изученные ранее произведения этого периода, такие, как «Левша» Лескова, стихотворения в прозе Тургенева, «После бала» Л. Толстого и др.
Лекцию могут сопровождать и сообщения учащихся о важных литературных произведениях этой эпохи.
Примерная тематика сообщений учащихся
1. «Таинственные повести» И. С. Тургенева «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич».
2. Философский характер стихотворений в прозе И. С. Тургенева.
3. Эпоха безвременья в творчества В. М. Гаршина.
4. «Странные» типы людей в рассказах В. Г. Короленко.
5. Горькая правда жизни в рассказах Г. Успенского.
6. «Общественный роман» в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина.
7. Религиозно-нравственные и художественные искания позднего Л. Толстого.
Рассказ учителя о поэзии 1880—1890-х гг. можно проиллюстрировать выразительным чтением стихов С. Надсона, А. Апухтина, К. Фофанова, К. Случевского, М. Лохвицкой.
Вопросы для итоговой беседы
1. Как общественная атмосфера 1880—1890-x гг. отразилась в прозе этого периода? Приведите примеры.
2. Что нового появилось в темах, идеях, сюжетах, героях прозы эпохи безвременья?
3. Какие настроения являются ведущими в поэзии этого времени?
Итог урока. Эпоха безвременья ярко отразилась в литературе 1880—1890-х гг. Реакционная атмосфера породила появление в литературе интереса к подсознательному, мистическому. Социально-бытовые проблемы нередко облекаются в литературе в жанр притчи, иносказания. Герои литературы мучаются сознанием сложности, непонятности жизни, их внутренний мир крайне запутан и усложнен. В поэтике художественных произведений преобладает внимание к «мелочам жизни». Однако в некоторых произведениях, например в рассказах Короленко, видно стремление писателя помочь человеку «безвременья» обрести нравственные ориентиры в тумане «прозы жизни». Повышенным трагизмом окрашена и поэзия «чистого искусства», наполненная пейзажной символикой.

Урок 152. «Поборник разума, добра и красоты» 9

Судьба и творчество осетинского поэта Коста Хетагурова. Основные темы творчества. Сборник «Осетинская лира» («Ирон фандыр»).

Задачи урока — познакомить учащихся с представителем осетинской литературы, который проповедовал идеи освобождения народа; выделить основные направления его творчества; показать традиционность тем поэзии Хетагурова, связь с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова.
В стихотворении «Завещание» поэт сам определил основное направление своего творчества и цель всей своей жизни:

Прости, если отзвук рыданья Услышишь ты в песне моей: Чье сердце не знает страданья, Тот пусть и поет веселей. Но если б народу родному Мне долг оплатить удалось, Тогда б я запел по-другому, Запел бы без боли, без слез.

Почему же так трагична поэзия осетинского певца? Ответ нужно искать в его биографии. Рассказ о судьбе Коста Хетагурова десятиклассники могут подготовить дома. Задача учителя — проследить, чтобы в сообщениях были представлены основные моменты жизни и творчества поэта.

Основные этапы судьбы и творчества Хетагурова

1. Коста (Константин Леванович) Хетагуров (1859—1906) писал и на русском, и на осетинском языках. Мир его детства — мир Северной Осетии, где Коста родился 15 октября 1859 г. в горном ауле Нар. В поэме «Мать сирот» он пишет: «Спит на круче черной Нар, аул глухой». Здесь, у вечных ледников Главного Кавказского хребта, почти рядом с небом, слушал мальчик легенды и сказки о гордых и смелых людях. Таким был отец Леван Елизбарович, не терпящий лжи, хвастовства. Матери Коста не помнил, она рано ушла из жизни, оставив сына в грудном возрасте. Вы́ ходила его подруга матери.
2. Мир его творчества — мир Ставрополя и Петербурга. Будущий поэт учился в Ставропольской гимназии с 1871 по 1881 г. Любил рисовать, читать. Затем юноша поступает в Петербургскую Академию художеств. В Петербурге он знакомится с творчеством И. А. Крылова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, И. Е. Репина, И. И. Сурикова. У них начинающий поэт учился служению народу.
3. Мир его борьбы — тяжелое время 1880-х гг. Поэт знакомится с передовыми общественными идеями. 1880-е гг. — период выступлений и возмущений народных масс. Коста формируется как борец за интересы народа. Первая ссылка — 1891—1898 гг. Поэта два раза ссылали, сажали в тюрьму, запрещали стихи, но заставить замолчать не смогли.
4. Мир родного аула — мир тяжелой жизни. Немногие плодородные земли на склонах гор захватили богатые. Некоторые крестьяне вообще не имели земли. Поэт слышал притчу о том, что осетин пришел обрабатывать землю, скинул бурку и земли не нашел, так как ее прикрыла сброшенная с плеч бурка. В поэме «Мать сирот» показана горькая доля вдовы, у которой муж погиб под обвалом:

На полу холодном — Кто в тряпье, кто так — Пять сирот голодных Смотрят на очаг.

Женщина завидует мужу и мечтает о смерти, но плачут дети, хотят есть. Она ставит котелок с водой на огонь и «варит» воду, пока дети не уснут. Такую безотрадную картину часто наблюдал поэт в своем родном ауле.
5. Мир его природы — мир красоты и силы. Горы, которые поднимались до самых небес, голубые ледники, очарование горной природы — все это нашло отражение в стихах первого осетинского поэта. Поэт Николай Тихонов в статье о творчестве Коста Хетагурова писал: «Во времена детства Коста Хетагурова это была... порядочная глушь, но глушь красочная, живописная, романтическая. Старые боевые башни стояли на скалах. Снежные горы поднимали свои строгие вершины, над которыми, напоминая сказочных Нартов, красовались ярко освещенные на закате облака, точно там стояли на страже богатыри, закутавшиеся в тяжелые бурки».
6. Коста Хетагуров — это поэт, прозаик, драматург, художник, публицист, журналист, общественный деятель, основоположник осетинской литературы. Его поэтическое наследие огромно: лирические стихи, романтические и сатирические поэмы, басни, стихи для детей, народные предания и притчи в оригинальной художественной трактовке. На русском языке создана книга «Стихотворения» (1895), на осетинском — «Осетинская лира» («Ирон фандыр») (1898).

Основные темы лирики Хетагурова

1. Тема Родины, судьба родной земли, стремление быть полезным своей стране.
2. Страдания народа, особенно страдания женщин, детей, солдат.
3. Обращение к народу с призывом подняться на борьбу.
4. Обращение к молодому поколению.
5. Тема любви.
6. Слово благодарности русским писателям.

Своеобразие творчества Коста Хетагурова

1. Связь с традициями русской литературы.
2. Фольклорные мотивы.
3. Своеобразие в изображении пейзажа: суровая красота гор.
4. Образность и сдержанность: минимум изобразительных средств, но повышенная образность, емкие сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения.
Вопросы и задания
по творчеству Коста Хетагурова
1. Проанализируйте произведения о нелегкой доле народа («Мать сирот», «Песня бедняка», «Колыбельная», «Горе» и другие). Определите, какие приемы использует поэт для создания тяжелой картины жизни.
2. Какие два начала можно увидеть в стихах о детях («Шалун», «Колыбельная»)? Как сочетаются в них горькие строки и слова любви?
3. Как оценивает Хетагуров культурное значение русской литературы («Памяти Лермонтова», «Памяти Плещеева», «Перед памятником», «Памяти Грибоедова», «Памяти Островского»)?
4. Докажите, что поэзия осетинского поэта близка русской. Для этого выполните сопоставительный анализ произведений Хетагурова и русских поэтов:
— «Утес» Хетагурова и «Утес» Лермонтова;
— «Памяти Плещеева» Хетагурова и «Памяти Добролюбова» Некрасова;
— «Завещание» Хетагурова и «Газетная» Некрасова;
— «Мать сирот» Хетагурова и «Мороз, Красный нос» Некрасова;
— «Колыбельная» Хетагурова и одноименные стихотворения Лермонтова и Некрасова.
5. Найдите изобразительные приемы в стихах Хетагурова, определите их особенности.
Вся жизнь поэта была посвящена своей Родине. В колыбельной «А-лол-лай» мать поет сыну:

Наша жизнь страшней могилы. Только черный труд постылый Знает твой отец... Спи, птенец!.. Как умру — не вздумай в горе Ты покинуть наши горы. Ты люби свой край... А-лол-лай!

Итоги урока. Коста Хетагуров — это основоположник осетинской литературы, создавший свою творческую манеру, обращаясь к литературе русского народа, творчество которого любил и ценил. Заслуга осетинского поэта в его безграничной любви к своей стране, людям и отражении этого в поэтическом творчестве.

1 См.: Николаев Д. П. Сатира Щедрина и ее реалистический гротеск. — М., 1977.
2 См.: Лесков Н. С. Граф Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский как ересиархи (Религия страха и любви) // Н. С. Лесков. Полн. собр. соч.: В 30 т. — М., 1996—2000.
3 См.: Лесков Н. С. Очарованный странник // Н. С. Лесков. Полн. собр. соч.: В 30 т. — М., 1996—2000.
4 См.: Горький М. Н. С. Лесков // Несобранные литературно-критические статьи. — М., 1941.
5 См.: Горький М. Н. С. Лесков // Несобранные литературно-критические статьи. — М., 1941.
6 См.: Лесков Н. С. Соборяне // Н. С. Лесков. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1989.
7 Блок А. А. Возмездие // А. А. Блок. Сочинения в одном томе. — М.—Л., 1946. — С. 251.
8 Отдельный урок по этой теме проводится только в гуманитарном классе. В классах базового уровня лекционный материал может быть включен в обзорную лекцию о русской литературе второй половины XIX в. (урок 56).
9 См.: Хетагуров Коста. Памяти А. А. Плещеева // К. Херагуров. Осетинская лирика. — Владикавказ, 1974.

Уроки 153—154*. «Мы — поэты заката, упадка, гибели» 1

Символизм в Европе. А. Рембо. «Пьяный корабль». Формирование художественных идеалов символизма в русской литературе 1880— 1890 гг.

Уроки могут быть проведены в виде лекции с элементами беседы и включать в себя сообщения учащихся и исследовательскую работу по изучению лирики А. Рембо.

Основные положения вводной лекции учителя

1. Рождение «декаданса» имело в своей основе антибуржуазную направленность. Однако творчество декадентов носило крайне индивидуалистические формы, когда отрицалось не только «торжествующее свинство» буржуазии, но и способности человека переделать уродливый мир с помощью разума и общественной борьбы. Декаденты отрицали воспитательную роль искусства, провозглашали равнодушие к социальным проблемам, отводя главное внимание к изображению субъективного мира в сочетании с необычной художественной формой. (Показ и комментирование репродукций картин французских художников-импрессионистов.)
2. Символизм как литературное направление появился во Франции в 1870—1880-е гг. и стал особенно популярен на рубеже XIX—XX вв. К зачинателям символизма относят французских поэтов Ш. Бодлера, С. Малларме, П. Верлена, А. Рембо, а также бельгийского драматурга М. Метерлинка. (Сообщения учащихся о сборнике Бодлера «Цветы зла», стихах Верлена и Малларме и пьесе Метерлинка «Синяя птица». Выразительное чтение стихотворений «Альбатрос» и «Падаль» Бодлера; «Парижский набросок», «Женщина и кошка» и «Осенняя песня» Верлена; «Лебедь» Малларме. Чтение по ролям или просмотр в видеозаписи сцен из спектакля по пьесе Метерлинка «Синяя птица» в Московском художественном театре.) Может прозвучать и стихотворение Метерлинка «Моя душа больна весь день...»

Моя душа больна весь день, Моя душа больна прощаньем, Моя душа в борьбе с молчанием, Глаза мои встречают тень. И под кнутом воспоминанья Я вижу призраки охот. Полузабытый след ведет Собак секретного желанья. Во глубь забывчивых лесов Лиловых грез несутся своры, И стрелы желтые — укоры — Казнят оленей лживых снов. Увы, увы! везде желанья, Везде вернувшиеся сны, И слишком синее дыханье... На сердце меркнет лик луны.

3. В 1880—1890-е гг. художественные идеалы символизма стали формироваться на русской почве. Их целью был выход из мировоззренческого тупика литературы «безвременья». Идеологической основой русского символизма стало религиозно-мистическое учение богослова и поэта Владимира Соловьева. Сущность его теории в воплощении космическими силами идеи Прекрасного в различных формах земной материи с помощью созидательной энергии творческого духа, одухотворение земных явлений светом Красоты и Вечной Женственности. (Чтение и комментирование стихотворений В. Соловьева «Милый друг, иль ты не видишь...», «Бескрылый дух, землею полоненный...», «В тумане утреннем неверными шагами...», «В Альпах» — по выбору учителя.)
4. Свою концепцию религиозно-культурного обновления пропагандировал А. Л. Волынский на страницах журнала «Северный вестник». Главной задачей искусства теоретик считал «созерцание жизни в идеях духа, в идеях божества и религии». Именно эти теоретические предпосылки привлекли в журнал литературных идеологов русского символизма. (Чтение отдельных стихотворений Д. Мережковского, З. Гиппиус, Н. Минского, Ф. Сологуба.)
На втором уроке учащиеся познакомятся с личностью и творчеством французского поэта Артюра Рембо, проанализируют его стихотворение «Пьяный корабль».

Основные положения рассказа учителя

1. Творчество А. Рембо (1854—1891) положило начало тенденциям эстетики символизма. Рембо при жизни не был так известен, как Малларме и Верлен. Рембо умер совсем молодым, не дожив и до 40 лет, о чем в медицинской книге марсельской больницы было записано: «Артюр Рембо, негоциант, 37 лет», а о его поэтической профессии даже не упомянуто.
2. Артюра Рембо впоследствии назвали Франсуа Вийоном своего времени. Он также мало прожил, столь же мало известна и местами просто загадочна его биография, и удивительна поэтическая судьба. О его творчестве спорят до сегодняшнего дня. Во французском литературоведении появился даже термин, отражающий сложность отношения к его поэтическому наследию — «миф Рембо».
3. Разорванность и хаотичность поэтического стиля Рембо отразили сложность общественной жизни Франции после поражения Парижской Коммуны. Его эстетика, безусловно, зависит от мировоззрения и социального бытия поэта, от наследуемых литературных традиций, особенностей дарования и обстоятельств личной жизни.
4. Детство и юность Рембо прошли в строгой буржуазной семье маленького провинциального городка Шарлевиля. Уже в самом раннем, почти детском творчестве мы видим яростное отрицание скучной мещанской среды, в которой он рос. Он несколько раз бежал из дома, его влекли путешествия, мерещилась великая судьба. Его необычный внешний вид: растрепанные длинные волосы, огромная трубка в зубах — противоречили принятым нормам поведения и давали повод к насмешкам. Рембо, узнав о революции в Париже, спешит туда, но попадает в столицу только после разгрома Коммуны. Там он знакомится с Верленом, и они начинают вместе странствовать, предпочитая образ жизни богемы.
5. В поэтическом творчестве он пытался создать особую поэтику ясновидящего с его обостренным ощущением мира и занимался «алхимией слова». Его первые поэтические и прозаические опыты вылились в сборники фрагментов «Лето в аду» (1873) и «Озарения» (1873—1875). Это были короткие, не всегда объяснимые тексты, которые он сам в 1878 г. стал называть ошибочными.
6. Не сумев стать провидцем в поэзии, он решает отказаться от поэзии вообще, не мысля для себя возвращения к ее общепринятым нормам. Им овладела «охота к перемене мест», он стал искать землю, куда бы не проникла ненавистная для него буржуазная цивилизация, где он мог бы стать сильным и свободным. Таким местом ему представлялась Африка. Перед отъездом он написал: «Я вернусь с железными руками, смуглой кожей, бешеным взглядом». Однако на родину он вернулся умирать.
7. Поэтическое творчество Рембо продолжалось всего около 10 лет. В его поэзии переплелись лиризм и ирония, ставшая, как заметил А. Блок, выражением одиночества человека в мире конца XIX в. Первой темой стихов ученика шарлевильского колледжа стала тема романтического бунта, основанного на отрицании всех сторон общественного бытия Второй империи. Рембо клеймит религиозное ханжество, тупость чиновников, бесчеловечность франко-прусской войны. (Выразительное чтение стихотворений «Наказание Тартюфа», «Заседатели», «Зло».) Поиски героического и влияние романтизма В. Гюго приводят Рембо, который видел в народе грозную и справедливую силу, к теме революции, к стихам о Парижской Коммуне. (Выразительное чтение стихотворений «Париж заселяется вновь» и «Руки Жанны-Марии».)
8. Главные черты поэтического стиля Рембо — это:
— взволнованная лирическая интонация;
— смелость образов, образы-воплощения (Париж — «красная блудница», Парижская Коммуна — «пожаров прилив» и др.);
— подчеркнутая грубость деталей, отсутствие запретных тем и запретных слов;
— ломка привычных размеров, привычных границ дозволенного, шокирующая поэзия;
— свободный перенос строфы, одной строки в другую;
— субъективизм, тяготение к символическим образам, подчеркнутая музыкальность и живописность стихов. Выразительное чтение и анализ сонета «Гласные» («Цветной сонет»).
Стихотворение «Пьяный корабль» написано шестнадцатилетним Рембо в Шарлевиле. В нем отразилось стремление юного поэта к опасным приключениям, известным ему из книг «Труженики моря» Гюго, «Двадцать тысяч лье под водой» Жюля Верна, экзотических описаний Шатобриана.
Вопросы и задания к стихотворению «Пьяный корабль»
1. Что необычного в названии стихотворения? Докажите, что образ пьяного корабля — это пространная метафора. Прочитайте фрагменты из стихотворения, где поэт отождествляет себя с кораблем.
2. Сквозная метафора «Пьяного корабля» и его главная мысль трактовались критиками по-разному: «хочу все познать, все перечувствовать»; «жизнь человеческая подобна пьяному кораблю»; «жизнь поэта — плавание в безбрежном море». Пользуясь текстом, подтвердите или опровергните каждую из точек зрения.
3. Охарактеризуйте цветовой колорит стихотворения. Докажите, что цвет корабля и окружающего мира находится в движении, в постоянных переходах и переливах. Какой художественный смысл при этом выявляется?
4. Проследите движение человека-корабля в пространстве. Какие изменения с ним происходят? Как это влияет на настроение стихотворения? Приведите примеры, показывающие, что картина мира в стихотворении создает ощущение головокружения, потерянности. Как это связано с названием стихотворения?
5. Можно ли утверждать, что в стихотворении показана сложность и многоцветность жизни, или текст изображает невыносимость мира, наполнен щемящей тоской много пережившего и повидавшего человека? Приведите примеры в защиту той или иной позиции.
6. Какой «водоем» становится у поэта символом Европы в финале стихотворения?
7. Почему финал стихотворения называли пророческим? Чем он созвучен биографии самого поэта?
8. Индивидуальное задание (для классов с углубленным изучением французского языка). Сопоставьте французский оригинал первой и второй строф стихотворения «Пьяный корабль» с его переводами. Укажите, как переводчики пытаются передать необычную стиховую форму оригинала, его цветовые и музыкальные образы.

LE BATEAU IVRE Poè me d’Arthur Rimbaud, 1871 Comme je descendais des Fleuves impassibles, Je ne me sentis plus guidé par les haleurs: Des Peaux-rouges criards les avaient pris pour cibles, Les ayant cloué s nus aux poteaux de couleurs. J’é tais insoucieux de tous les é quipages, Porteur de blé s flamands ou de cotons anglais. Quand avec mes haleurs ont fini ces tapages, Les Fleuves m’ont laissé descendre où je voulais.

Пьяный корабль (1—2-я строфы)

Перевод В. Набокова

В стране бесстрастных рек спускаясь по теченью, хватился я моих усердных бурлаков: индейцы ярые избрали их мишенью, нагими их сковав у радужных столбов. Есть много кораблей, фламандский хлеб везущих и хлопок английский, — но к ним я охладел. Когда прикончили тех пленников орущих, открыли реки мне свободнейший удел.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.