Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перевод В. Набокова 13 страница






4. Полифонизм романа.
М. М. Бахтин в книге «Проблемы поэтики Достоевского» пишет: «Достоевский — творец полифонического романа. Он создал существенно новый романный жанр. Поэтому-то его творчество не укладывается ни в какие рамки, не подчиняется ни одной из тех историко-литературных схем, какие мы привыкли прилагать к явлениям европейского романа».
— Как вы понимаете определение полифонии, данное Бахтиным: «Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского»?
— Какие отношения между автором и героем существуют в романах Достоевского? Докажите, что герой занимает диалогичную позицию по отношению к автору.
— Какой смысл вложен в слова «саморазвитие героя»?
— Почему автор романа часто использует массовые сцены, собирая в одном месте множество героев, которые поднимают разные (свои) темы? Какова роль массовых сцен?
— Бахтин говорит, что Достоевский любит создавать парных героев (двойников). Какова их роль в романе «Преступление и наказание»?
— В основе романа — драматический принцип единства времени, поэтому время движется очень быстро (по определению Бахтина, в романе «вихревое движение» времени). С какой целью автор романа использует этот принцип?
— Раскрывая понятие полифонии, Бахтин пишет: «Все, что он видит и наблюдает, — и петербургские трущобы, и Петербург монументальный, все его случайные встречи и мелкие происшествия, — все это вовлекается в диалог, отвечает на его вопросы, ставит перед ним новые, провоцирует его, спорит с ним или подтверждает его мысли». Как вы понимаете это высказывание?
Вывод. Полифонический роман — это жанр, где герои самостоятельны и являются не только «объектом авторского слова», но и «субъектом собственного значащего слова». Каждый герой имеет свой голос, не сливающийся с другими.
Итог уроков. «Колорит этого романа, и уже затем эпизоды его, весь он в своей неразрывной цельности — есть новое и удивительное явление во всемирной литературе, есть одно из глубочайших слов, продуманных человеком о себе», — писал В. В. Розанов.

Уроки 139—140. «В первый раз человека видела» 4

Обзор романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Проблемы и герои романа.

Для Достоевского характерен вечный спор с самим собой, поиски ответов на вопросы, над которыми до сих пор бьется человек. Он видел главную опасность в бездуховности, об этом предупреждал в романе «Идиот», знакомству с которым можно посвятить уроки внеклассного чтения.
Роман создавался в Швейцарии и в Италии в 1867— 1868 гг. тоскующим по Родине писателем. У романа две редакции: 1-я — князь-бунтарь; 2-я — «тихие» черти. Почему же Достоевский меняет характер главного героя? Его главная цель — «изобразить вполне прекрасного человека». Поэтому в герое два начала: Дон Кихот и Иисус Христос.
Черты Дон Кихота
— Смешной, невпопад действующий рыцарь.
— Пытается защитить обиженных и пробудить в душах людей свет.
Черты Иисуса Христа
— Внешность, поведение (не от мира сего).
— Черты характера (отсутствие корысти и эгоизма, безответность).
— Страдание, страдальческое — высший повод для уважения.
— Лишен плотского начала.
— Произносит проповеди.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Какое чувство вызывает князь Мышкин? (Он не должен быть смешон, в нем много автобиографического: болен эпилепсией, испытал чувство человека перед казнью, несветскость.)
2. Зачем автор придает его облику черты Дон Кихота? (Сколько добра ни сей, добро превращается в этом мире во зло.)
3. Зачем в облике черты Иисуса Христа? («Я есмь пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Евангелие от Иоанна). Князь Мышкин нравственно и духовно совершенен.)
4. Почему происходит столкновение князя Мышкина с миром? (Князь Мышкин: тихий голос; скромная внешность; подкупающая откровенность; умение видеть хорошее в людях; стремление помочь; сострадание; желание стать «братом». Внешний мир: мир денег и бездуховности. «А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Нагорная проповедь. Евангелие от Матфея).)
5. Возможно ли «сотворить и научить» в этом мире? (Мир безумен, бездуховен — невозможность милосердия — князь немыслим вне милосердия — сумасшествие.)

Дон Кихот мир его высмеяли Иисус Христос мир его распяли Князь Мышкин мир сходит с ума

6. Можно ли считать князя жертвой этого мира? (Суть его натуры — человеколюбие, что роднит его с Иисусом Христом.)
7. Как понять фразы из романа, сказанные о князе Мышкине: «В первый раз человека увидала» (Настасья Филипповна); «Я с человеком прощусь» (Ипполит)?
Вывод. Главные проблемы романа — это:
— борьба добра со злом в жизни, во внутренней природе человека;
— сила внутренняя и внешняя, путь на крест возможен только при самом сильном развитии личности;
— эгоизм и самопожертвование;
— жизненное призвание человека;
— страдание и протест.
Итог уроков. В романе «Идиот» изображены «все глубины души человеческой». Роман трагичен, идея «воспитания» мира по христианским законам человеколюбия терпит крах. Зло побеждает. Князь Мышкин сходит с ума, так как он не может постичь этот мир, мотив «горя от ума» по-иному претворяется в романе. Но появление князя Мышкина не осталось бесследным, его помнят и помнят его проповеди, его веру в человека. Князь Мышкин — это «Раскольников наоборот», не насилие, а терпение и доброта.

Уроки 141—142*. «Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет» 5

М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина (обобщение ранее изученного)6.

Первый урок может быть проведен в форме лекции с элементами беседы и включением в него сообщений учащихся. Начать урок можно с знакомства с рассказом А. И. Куприна «Исполин».
Учитель гимназии, преподающий русскую литературу и грамматику, господин Костыка, изменил идеалам молодости, превратился в бездушного чиновника. Однажды он учинил экзамен великим русским писателям. Их портреты, «приобретенные когда-то давным-давно, в телячьи годы восторженных слов, и сохраненные частью по скупости, частью по механической привычке», висят у него в кабинете. Они его враги, страшные и неуязвимые. Как злосчастным ученикам, он выставляет им двойки и единицы за поведение, Пушкину, Лермонтову, Гоголю.
«Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами, — глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку. [Это — глаза Щедрина.]
— Ваше превосходительство... — залепетал Костыка и весь холодно и мелко задрожал.
И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо:
— Раб, предатель и...
Пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное слово, которое великий человек, если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило ему глаза, озвездило его зрачки молниями...»
Вопросы для беседы
— Почему испугался Костыка? (Писателя боялись все, в ком была совесть нечиста.)
— Каким вам видится сатирик в рассказе Куприна?
— Как понять смысл названия рассказа?
У Салтыкова-Щедрина есть сказка-элегия «Приключение с Крамольниковым». В ней автор рассказывает о себе, о своей писательской деятельности, о своих горестях и радостях, вместе с тем — и о муках русского подневольного литератора. «Крамольников был коренной пошехонский литератор. Он глубоко любил свою страну. Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет. В этом собственно и заключалась задача всей его деятельности».
(Сообщение учащегося «Облик писателя в сказке Салтыкова-Щедрина „Приключение с Крамольниковым“».)
Используя учебник, учитель составит вместе со школьниками хронологическую таблицу, отражающую факты жизни и творчества писателя. Начать работу можно в классе, а закончить дома.

Основные положения лекции учителя

15 (27) января 1826 г. Родился в семье богатых помещиков Тверской губернии. Шестой ребенок. Безрадостное, тяжелое детство. Жестокая, жадная мать, нищета крестьян — ненависть к крепостному праву. Воздействие Евангелия на духовное развитие будущего писателя. Картины детства отразились в «Пошехонской старине», а родительского дома — в «Господах Головлевых».
1836 г. Московский Дворянский институт, где воспитывались В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов. Раннее творчество испытывает на себе влияние Лермонтова.
1838 г. В числе лучших учеников Михаил Салтыков переведен в привилегированный Царскосельский лицей, где когда-то учился Пушкин. Но в 1840-е гг. здесь царствовали муштра и убогие знания, хотя в нем готовили высокопоставленных чиновников. Демократические убеждения М. Е. Салтыкова, страсть к чтению, увлечение Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Белинским. Первые стихи, напечатанные в «Библиотеке для чтения» и «Современнике».
1844—1848 гг. Служба чиновником в канцелярии Военного министерства, но мысли его только о литературе. Критические статьи, рецензии в журналах «Современник» и «Отечественные записки». Влияние на писателя личности Белинского. Участие в кружке М. В. Буташевича-Петрашевского до 1847 г. Арест общества петрашевцев. Повести «Противоречия» (М. Непалов) и «Запутанное дело».
1848 г. Репрессии российского самодержавия, связанные с революцией во Франции.
26 апреля 1848 г. За публикацию «Запутанного дела» лично Николай I подписывает приказ об аресте писателя и ссылке в Вятку.
(Сообщение ученика о повести «Запутанное дело».)
1848—1856 гг. 8 лет ссылки. Тяжелый период: пошлость, произвол, бесправие, отсутствие друзей.
1856—1557 гг. Из Вятки в Петербург. Книга «Губернские очерки» (Н. Щедрин). Галерея паразитов, сосущих кровь народа.
(Сообщение ученика о повести «Губернские очерки».)
1857—1863 гг. Циклы сатирических рассказов. Критика реформ. Призыв к делу.
1858—1868 гг. Государственная служба, литературная деятельность. Вице-губернатор в Рязани, в Твери, председатель Казенной палаты в Пензе, служил в Туле, защищал народ. Разногласия М. Е. Салтыкова-Щедрина с Писаревым. Отрицательная оценка писателем романа Чернышевского «Что делать?». Закрытие «Современника».
1868—1884 гг. Некрасов приглашает Салтыкова-Щедрина в «Отечественные записки», где писатель работает до их закрытия. После смерти Некрасова он становится редактором журнала. Борьба с цензурой. «Эзопов язык». Мысли о свержении существующего строя. Роман «История одного города». Сатирический цикл «Помпадуры и помпадурши».
(Сообщение ученика о цикле «Помпадуры и помпадурши».)
1870-е гг. Болезнь, напряженная работа, поездка за границу, новые впечатления.
1880 г. Отдельное издание «Господ Головлевых».
(Сообщение ученика о романе «Господа Головлевы».)
1880-е гг. Раздумья над судьбой русского народа. Сказки — итог. Ненависть к поработителям, любовь к народу.
1884 г. Закрыты «Отечественные записки». Написана «Пошехонская старина».
(Сообщение ученика о романе «Пошехонская старина».)
28 апреля (10 мая) 1889 г. Салтыков-Щедрин умер. Тифлисские рабочие писали, что творчество Салтыкова-Щедрина будит сознание народа, зовет на борьбу против зла, угнетения, на поиски правды и света.
В заключение урока звучит стихотворение Пушкина «Пророк».
Итоговые вопросы
— Какова связь между стихотворением Пушкина и жизнью Салтыкова-Щедрина?
— Почему А. Н. Островский назвал сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина пророком?
Итог урока. Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии «М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество» (1985) так определил место писателя в русской и мировой литературе: «Минувшие века дали миру немало выдающихся писателей-сатириков. В Англии жили и творили Свифт, Диккенс и Теккерей, во Франции звучал победоносный смех Рабле, Мольера и Вольтера. В Германии блистал язвительным остроумием Гейне... Кантемир, Фонвизин, Новиков, Капнист — таков далеко не полный перечень русских писателей XVIII в., целиком посвятивших себя сатире... Вот к этой „фаланге великих насмешников“ и принадлежал, наряду с Грибоедовым и Гоголем, Салтыков-Щедрин».
Второй урок следует посвятить изучению проблематики и поэтики сказок Салтыкова-Щедрина и обобщить информацию о сказках, изученных в основной школе и прочитанных самостоятельно.
Сам писатель называл их сказками «для детей изрядного возраста». На уроке необходимо выделить несколько главных положений:
1. «Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок — 28 созданы в течение четырех лет с 1882 по 1886 г.
2. Изучение «Сказок» предполагается в контексте соотнесения социального и общечеловеческого в творчестве Салтыкова-Щедрина. В сатирических образах писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя. (Таков герой сказки «Премудрый пискарь» — от слова «писк», так как рыба пескарь, если ее схватить рукой, издает звук, похожий на писк.)
3. Сказки Салтыкова-Щедрина — это не речь народа-сказителя. Это философско-сатирические сказки. Они о жизни, о том, что видел и наблюдал писатель в действительности. Чтобы убедиться в этом, можно сопоставить сказки Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками и отметить в них общие и отличительные черты.

Сказки Салтыкова-Щедрина Сказки русского народа
Общие черты
зачин сказочный сюжет фольклорные выражения народная лексика сказочные персонажи концовка

 

Отличительные черты
сатира сарказм смешение категорий добра и зла нет положительного героя уподобление человека животному юмор гипербола победа добра над злом положительный герой очеловечивание животных

4. О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? («Дети изрядного возраста» должны возмужать и перестать быть детьми.) Каковы же объекты сатиры Салтыкова-Щедрина:
— правительственные круги и господствующее сословие;
— обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция;
— бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность;
— бездуховность.
5. Сатирические приемы, используемые в сказках писателем:
а) разные способы смеха:
— ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;
— сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
— гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;
б) иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой;
в) «эзопов язык» — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;
г) гипербола — чрезмерное преувеличение.
Учащиеся могут вспомнить сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик», изученные в 7 классе, или другие сказки, прочитанные самостоятельно, и найти в них объекты сатиры Салтыкова-Щедрина и сатирические приемы, использованные в сказках писателем. Эта информация может быть изложена и в форме индивидуальных сообщений учащихся, обобщающих ранее изученное.

Примерный план анализа сказок

1. Основная тема сказки (о чем?).
2. Главная мысль сказки (зачем?).
3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
4. Особенности образов сказки:
— образы-символы;
— своеобразие животных;
— близость к народным сказкам.
5. Сатирические приемы, использованные автором.
6. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
7. Соединение фольклорного, фантастического и реального.
При наличии времени можно организовать коллективный разбор сказки «Медведь на воеводстве», так как она является переходным мостиком к изучению «Истории одного города».
Начать следует с лексического комментария к слову «трущоба», отметив общеупотребительное значение этого слова и особенности субъективно-авторского значения слова «трущоба» у Салтыкова-Щедрина.

Трущоба
В словаре русского языка С. И. Ожегова В сказке Салтыкова-Щедрина
а) труднопроходимое место (лес, бурелом); б) глушь, захолустье, а также грязная, тесно застроенная часть города, обычно на окраинах, где живет беднота Трущоба — это слово-образ, многозначность которого имеет больший смысл, а лексическое значение расширяется за счет подтекста, так как использован «эзопов язык»

Вопросы и задания для анализа
сказки «Медведь на воеводстве»
1. Чем отличается сказка писателя от народных сказок? (В центре сказки изображена жизнь в лесной трущобе, но образ Магницкого разрушает иллюзию сказки.)
2. Традиционны ли герои сказки Салтыкова-Щедрина? (Сказочные образы традиционны: Медведь, Орел, Лев, — но они приобретают дополнительные нюансы. Лев — враг просвещения и искусств, мечтает изловить чижика. Невежественен, неграмотен. Резолюцию «нацарапал». Таким образом, Салтыков-Щедрин смешивает в героях различные черты: они и звери, и люди.)
3. Почему же сказка была под запретом до 1906 г.? (Предполагают, что в образах сказки современники угадывали черты правительства: Лев — Александр III, Осел — 1-й советник Победоносцев, Топтыгин I и Топтыгин II — граф Д. Толстой и министр внутренних дел Игнатьев.)
4. Вспомните отрывок из романа Салтыкова-Щедрина «История одного города», изученный в 8 классе. Что общего можно заметить в сказках писателя и отрывке из романа? (Параллели сказки «Медведь на воеводстве» и романа «История одного города»: лесная трущоба — город Глупов; Топтыгин, Осел, Лев — градоначальники; лесные мужики — глуповцы.)
Можно предложить учащимся, используя материалы урока, выполнить дома на выбор одно из индивидуальных заданий.
Индивидуальные задания для самостоятельной работы
1. Самостоятельный анализ одной из сказок писателя, прочитанной дома (на основе плана анализа сказки).
2. Анализ библейского контекста сказок Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и «Христова ночь».
3. Пересказ народной сказки в стиле Салтыкова-Щедрина.
4. Написание собственной сказки с использованием стилистики Салтыкова-Щедрина.
Итог урока. Основная проблематика сказок Салтыкова-Щедрина и особенности сатирического изображения действительности в них могут быть записаны в виде таблицы.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина
Проблематика Художественные особенности
— самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»); — отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»); — положение народа («Коняга», «Кисель»); — подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»); — трусость обывателя («Премудрый пискарь»); — правдоискательство («Дурак», «Христова ночь») — фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика); — гротеск (переплетение фантастики и реальности); — «эзопов язык» (иносказание и метафоричность); — социальная сатира (сарказм и реальная фантазия); — обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности); — гиперболизация

Уроки 143—144. «Книга Щедрина не только величайшая антиутопия на темы российской истории. Это еще и философский роман о парадоксе человеческого существования» 7

М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников.

Урок можно начать с лекционного вступления, в котором учитель обозначит особенности романа «История одного города», что поможет его адекватному восприятию и пониманию.

Основные положения вступительного слова учителя

1. Замысел и история создания романа.
2. Особенности его названия.
3. Конфликт произведения.
4. Основные проблемы романа.
5. Принципы художественного историзма автора.
6. Особенности композиции романа.
7. Пародирование известных древнерусских памятников.
8. Фольклорное начало в романе.
9. Сатирическое изображение градоначальников и многовекового терпения народа.
Вопросы и задания к главе
«Опись градоначальникам»
1. Что обозначает слово «опись»?
2. Почему автор назвал главу «Опись градоначальникам»? Это оговорка писателя или нет? (Нет, не оговорка. Автор использует яркий сатирический прием и называет главу так, чтобы показать читателям, что перед ними не люди, а «механизмы», вещи, куклы-марионетки, действующие по заданной программе.)
3. Докажите, что в главе совмещаются два художественных плана повествования. Какую роль играет здесь прием образного и стилевого контраста? (Первый план — жизнеподобные детали, строгий стиль официальных документов. Второй план — комический, в котором соединяются фантастика и гротеск.)
4. Проанализируйте причины, по которым градоначальники лишались власти. Сделайте вывод о качестве их правления.
5. Какой художественный смысл приобретает нумерация градоначальников?
6. Как Салтыков-Щедрин развивает в описании градоначальников гоголевский мотив абсурда?
7. Какой обобщенный образ самодержавия создан в главе?
8. Какой смысл приобретают в изображении действительности приемы фантастики и гротеска?
9. Попытайтесь определить, черты каких реальных правителей России отразились в образах глуповских градоначальников.
10. Подумайте, что же такое «История одного города» в жанровом отношении: сатира на самодержавие, величайшая антиутопия на темы российской действительности или философский роман о парадоксах человеческого существования? Найдите аргументы для доказательства каждой позиции. (Вопрос остается открытым, так как каждая версия имеет убедительные аргументы в свою пользу.)
Может быть, на уроке родится еще одна точка зрения на проблему жанра романа, о которой учащиеся выскажутся в ходе обсуждения.
В центре уроков — размышления об образах наиболее отличившихся градоначальников. Эту работу уместнее всего организовать в группах и предложить учащимся заполнить таблицу — характеристику правителей города.
Группа 1. Дементий Варламович Брудастый.
Группа 2. Семен Константинович Двоекуров.
Группа 3. Петр Петрович Фердыщенко.
Группа 4. Василий Семенович Бородавкин.
Группа 5. Иван Пантелеич Прыщ.
Группа 6. Эраст Андреевич Грустилов.
Группа 7. Угрюм-Бурчеев.

Примерный план анализа образов градоначальников

1. Фамилия, имя, отчество градоначальника (говорящие фамилии, фамилии-клички).
2. Внешность и черты характера.
3. Методы управления.
4. Жизнь народа в период правления градоначальника.
5. Исторические аналогии.
6. Сатирические приемы, использованные автором для создания образа.
7. Авторская позиция.
В ходе исследований школьники должны выявить приемы сатирического изображения героев, использованные Салтыковым-Щедриным в романе:
1. Приемы типизации сатирического образа-персонажа.
2. Гротеск в изображении комических ситуаций, где действуют герои произведения.
3. Пародирование законодательных документов.
4. Стилизация повествования под слог летописцев-архивариусов.
5. «Эзопов язык».
Итог уроков. Перед глазами читателей прошла целая галерея диких, полоумных, наглых и жестоких правителей города, а значит — страны, так как границы города Глупова расширяются до пределов всей России. В нем совмещены деревни, села, уездные и губернские города и даже столицы. Это город-гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны многих явлений жизни: узаконенный грабеж, войны, откровенный террор, голод, разруха и рабская психология глуповцев.
В романе проявилось высокое мастерство писателя в использовании приемов сатирического изображения действительности и умелых социальных обобщениях. Иго градоначальников делает положение глуповцев поистине бедственным. Состраданием к угнетенному народу проникнуты главы «Сказание о шести градоначальницах», «Голодный город», «Соломенный город». Автор подчеркивает масштабность социальных и исторических катастроф, к которым может привести и беспредельное терпение, и стихийный бунт. В покорности народа он видит не только позор и беду русской нации, но и причины страшных социальных болезней и трагедий будущего.

1 Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Ф. М. Достоевский. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1958. — Т. 5. — С. 558.
2 Беляева Н. В. Олимпиады по литературе: Искусство побеждать. — М., 2006. — С. 12.
3 См.: Розанов В. В. О Достоевском // Наше наследие. 1991. № 6.
4 Достоевский Ф. М. Идиот // Ф. М. Достоевкий. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1958. — Т. 6. — С. 179.
5 Салтыков-Щедрин М. Е. Пиключение с Крамольниковым // М. Е. Салтыков-Щедрин. Избр. соч. — М. — Л., 1946. — С. 577.
6 В уроки по изучению творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина включены материалы заслуженного учителя РФ В. А. Фаткулловой.
7 См.: Дмитренко С. Ф. Щедрин: незнакомый мир знакомых книг. — М., 1999.

Урок 145*. Салтыков-Щедрин «создает произведения, в которых гротеск является не просто литературным приемом, а принципом, определяющим художественную структуру в целом» 1

Особенности стиля М. Е. Салтыкова-Щедрина. Подготовка к домашнему сочинению по анализу эпизода.

Урок можно организовать в виде практикума по обучению сопоставительному анализу эпизодов и выявлению их роли в романе. Следует также обратить внимание на приемы развития речи и формирование умения «вчитываться в текст», находя в нем детали, помогающие его более глубокому пониманию. Кроме того, необходимо обсудить финал романа, чтобы выявить его социальный и общечеловеческий смысл.
Для сопоставления возьмем фрагменты, посвященные описанию двух катастроф, изображенных в главах «Органчик» и «Подтверждение покаяния». Это поломка головы органчика — Брудастого и укрощение реки Угрюм-Бурчеевым. В образе Брудастого необходимо выявить обобщающий смысл щедринского гротеска — органчика на плечах градоначальника, исполняющего всего две «мелодии», которых вполне достаточно для победного управления глуповским народом. При знакомстве с образом Угрюм-Бурчеева учащиеся уже определили смысл его идеи уравниловки всех глуповцев, выстраивания их по прямой линии.
Вначале следует сосредоточить внимание учащихся на самом факте поломки органчика.
Вопросы и задания для анализа фрагментов
1. Есть ли реальная причина аварии этой «государственной машинки» — органчика? (Для ответа на этот вопрос можно прочитать такой фрагмент: «То был прекрасный весенний день. Природа ликовала; воробьи чирикали; собаки радостно взвизгивали и виляли хвостами. Обыватели, держа под мышками кульки, теснились во дворе градоначальнической квартиры и с трепетом ожидали страшного судьбища.
Наконец ожидаемая минута настала. Он вышел, и на лице его впервые увидели глуповцы ту приветливую улыбку, о которой они тосковали. Казалось, благотворные лучи солнца подействовали и на него (по крайней мере, многие обыватели потом уверяли, что собственными глазами видели, как у него тряслись фалдочки). Он по очереди обошел всех обывателей и хотя молча, но благосклонно принял от них все, что следует. Окончивши с этим делом, он несколько отступил к крыльцу и раскрыл рот... И вдруг что-то внутри у него зашипело и зажужжало, и чем более длилось это таинственное шипение, тем сильнее и сильнее вертелись и сверкали его глаза. „П...п... плю! “ — наконец вырвалось у него из уст; с этим звуком он в последний раз сверкнул глазами и опрометью бросился в открытую дверь своей квартиры».)
2. Прокомментируйте необычные для сатирического описания детали: «прекрасный весенний день», «приветливая улыбка». Как они связаны с поломкой органчика? Почему Салтыков-Щедрин отказывается здесь от сатирического изображения пейзажа? (Когда градоначальник «улыбнулся», машина государственности вдруг заработала в не свойственном для нее режиме — режиме естественности, человечности. И сломалась.)
3. Докажите, что гротеск в создании образа Брудастого является принципом его изображения на протяжении всей главы. Подтвердите свои мысли примерами.
4. Как идея формальной государственности, упорядоченности и идея человечности живой природы, неестественности и «естества» отразились в эпизоде укрощения реки Угрюм-Бурчеевым? (В этом эпизоде несоответствие живой природы и формальной «жизни» доводится до предела. Результат — катастрофа, начало которой в бунте реки. Город разрушить ему удалось, а вот устранить реку — нет.) «Едва успев продрать глаза, Угрюм-Бурчеев тотчас же поспешил полюбоваться на произведение своего гения, но приблизившись к реке, встал как вкопанный. Произошел новый бред. Луга обнажились; остатки монументальной плотины в беспорядке уплывали вниз по течению, а река журчала и двигалась в своих берегах, точь-в-точь как за день тому назад».
5. Почему план Угрюм-Бурчеева сорвался? Что хотел покорить он? (Он оказался бессильным покорить природу, «естество». Природа отказалась повиноваться мертвящей воле «мрачного идиота».) «По-прежнему она текла, дышала, журчала и извивалась, по-прежнему один берег ее был крут, а другой представлял луговую низину, на далекое пространство заливаемую в весеннее время водой».
6. В чем символический смысл образа реки? (Главное в описании реки не детальное изображение конкретных примет природы. Река здесь символ жизни. «Вода» в понимании писателя — это начало вечное, живительное, щедрое к человеку.) «Но слепая стихия шутя рвала и разметывала наносимый ценою нечеловеческих усилий хлам и с каждым разом все глубже и глубже прокладывала себе ложе».
7. Сравните изображение народа в главах «Органчик» и «Подтверждение покаяния». Как сама история помогает глуповцам излечиться от «упорного начальстволюбия»?
8. Прокомментируйте финал угрюм-бурчеевской катастрофы? (Финал угрюм-бурчеевской катастрофы — в появлении «Оно» и «прекращении истории». Взбунтовавшееся «естество» сметает с лица земли угрюм-бурчеевскую утопию. Стихийный бунт природы оказался поддержанным в конце концов и людьми. Они увидели, что единственные цели, которые преследует идиот, — погасить солнце, провертеть в земле дыру, через которую можно было бы наблюдать, что делается в аду. Совесть их проснулась поздно. И понесли глуповцы суровое наказание: «Север потемнел... История прекратила течение свое».)
9. Что общего в двух катастрофах, происшедших с градоначальниками? Как в смене и крахе градоначальников отразилась «отрицательная эволюция» общества? Как в эпизодах «работает» прием щедринского гротеска?
10. Индивидуальное задание. Докажите, что в изображении Непреклонска писатель развенчивает утопические идеи. Сравните Непреклонск Щедрина и Единое Государство Замятина. Есть ли здесь основания для сопоставления?
Итоговые вопросы урока
— О какой истории идет речь в финальной фразе романа? Угрюм-Бурчеевской? Или шире — глуповской? Или истории человечества? Не предупреждение ли это тем, кто хочет позабыть прошлое и не задумывается о будущем?
Финал произведения остается «темным», о чем свидетельствуют его различные трактовки в литературоведении. Первая и вторая трактовки иносказательные, третья — основана на конкретном художественном материале, четвертая — носит обобщенный характер русской истории, а пятая, философская, — связана с библейским подтекстом:
1) появление «Оно» означает предсказание народной революции, так как активизировались «неблагонадежные элементы, возжаждавшие освободить город от „бывого прохвоста“»;
2) «Оно» знаменует начало еще более жестокой реакции, так как повествование завершается 1825 г. (разгром восстания декабристов), а роман создавался в 1860-е гг., когда после недолгого периода либерализма и реформ опять наступила реакция;
3) «Оно» — это приход к власти Перехват-Залихватского, о котором Угрюм-Бурчеев скажет: «Идет некто за мной, который будет еще ужаснее меня»;
4) «Оно» — это широчайшее итоговое обобщение всего того, что враждебно жизни, народу, общественному развитию. «Оно» — это не только то, что обрушивалось на глуповцев в истории, но и то грозное и непонятное, что обрушится на них в дальнейшем;
5) «Оно» — это неизбежное возмездие, суд Высшей силы, связанный с апокалиптическим предсказанием о конце человеческой истории и установлении Благодати. В этом плане финал романа можно считать оптимистическим.
Итог урока. А может, это пришло спасение души? Ведь Салтыков-Щедрин все время в романе повествует о жителях города Глупова, то есть о народе России. В традициях Гоголя он обнаруживает у него живую душу, разум и чувства, способность страдать, сострадать и весело смеяться. Народ выделяет из своей среды таких людей, как ходок Евсеич, который посвящает себя поискам правды и верит, что правда будет добыта и народ непременно выживет: «Много годов я выжил!.. Много начальников видел! Жив есмь!»
Может быть, вслед за Гоголем Салтыков-Щедрин верит в воскресение души человеческой, ведь он с детства знал и научился прекрасно понимать Библию, в особенности Евангелие, сыгравшее уникальную роль в его самовоспитании. Писатель так передает впечатление от соприкосновения с Книгой книг: «Таким животворным лучом было для меня Евангелие. Для меня эти дни принесли полный жизненный переворот... Главное, что почерпнул я из чтения Евангелия, заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой совести». Отныне Салтыков-Щедрин становится защитником «униженных и оскорбленных», борцом против духовного рабства, поэтому он восклицает: «Я не дам в обиду мужика!», свято верит в его силы, в его живую душу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.