Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов.
За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее.
✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать».
Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами!
Перевод В. Набокова 12 страница
Уроки 132—133. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» 5
Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.
В центре урока — духовные искания Родиона Раскольникова и способы их выявления. Теория Раскольникова — это индивидуалистический бунт героя. Необходимо исследовать истоки его теории, внешние и внутренние причины ее возникновения и этапы формирования, выявить мотив «горя от ума» в идеях Раскольникова. Первый урок можно начать со слов В. Шкловского: «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления». Поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а стремление понять, почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь. Раскольников совершает преступление. Может быть, он преступник по своей сути? Попытаемся доказать, что это не так. Для этого нужно изучить поступки Раскольникова до преступления (он помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство. Почему? Для ответа на этот вопрос исследуем причины, побудившие Раскольникова к убийству. 1. Внешние — идеи, витающие в воздухе: — взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира, проповедующие идеи насильственного свержения власти; — идеи бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности); — тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф; — судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница). 2. Внутренние — идеи, порожденные самим героем: — состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать); — характер героя (сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый). Следует обратить внимание учащихся на: — говорящую фамилию героя; — часто повторяющееся по отношению к нему слово «болезненный»; — нравственные истоки теории Раскольникова, которая порождена состраданием, но странно, «бредово» понятым героем (Наполеон — сострадание), и имеющая противоречия между целью и средствами (защитить одних, убивая других); — нечеткость, противоречивость теории, отчего герой мечется между собой и теорией. На втором уроке может быть организована исследовательская работа с текстом. Десятиклассникам предлагается пронаблюдать за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния.
Развитие идеи
| Состояние Раскольникова
| Первая встреча с Аленой Ивановной
| Отвращение
| Случайно подслушанный в трактире разговор студента и офицера
| Мысли, которые были нечеткими и пугающими, совпали со словами студента, указав Раскольникову путь действия
| Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб; сидя в углу, как паук
| «Вся эта теперешняя тоска нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения»
| Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, ее облик
| Отвращение к старухе и «предприятию». «Неужели такой ужас мог прийти мне в голову?»
| Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым «уже некуда больше идти», письмо матери, встреча с пьяной девочкой на бульваре
| Ужас. «Да разве то будет?»
| Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе
| Отвращение к убийству. «Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика... Я ведь не вытерплю, не вытерплю!»; «Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Кажущаяся свобода от идеи
| Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной
| Час пробил
| Вопросы для итоговой беседы 1. Как расценить рассуждения Раскольникова относительно «твари дрожащей» и «право имеющих»? Убедительны ли его идеи? 2. Как в теории трансформируется идея нового Мессии, Спасителя человечества? 3. Через что переступает Раскольников, совершая преступление? 4. Символом чего является старуха-процентщица? Лизавета? 5. Если преступление — это попытка доказать что-то прежде всего себе, то каков смысл этого преступления? 6. Как сразу же в момент убийства развенчивается «гуманная» сущность теории Раскольникова? 7. Почему все происходит как будто случайно? (Случайно подслушал разговор, случайно узнал, что Лизаветы не будет дома.) Достоевский писал, что в романе воплощены идеи, которые носятся в воздухе. В 1890 г. П. Лафарг написал статью «Дарвинизм на французской сцене» по поводу пьесы А. Доде «Борьба за существование». В центре пьесы — впечатления от процесса Лебье-Баррэ. Молодые люди, убив старуху-молочницу (один брал у нее деньги взаймы), объясняли в суде свой поступок теорией борьбы за существование. Достоевский сумел почувствовать эти идеи задолго до того, как они переросли в циничное воплощение. Итог уроков. Подробно разбирая теорию Раскольникова, прослеживая, как она формируется, Достоевский показывает, насколько опасна идея, которая может подчинить себе человека. Он начинает развенчивать теорию с самого начала, подчеркивая ее антигуманную сущность. Насилие не способствует утверждению человечности, нельзя спасать одних людей ценой жизни других. Человек не имеет права распоряжаться жизнью другого, вообразив себя Богом.
Урок 134. «Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают. Плуты и подлецы они...» 6
«Двойники» Раскольникова.
«Двойниками» Раскольникова называют героев романа, которые по жизненным позициям близки теории Раскольникова и которые тоже считают возможным распоряжаться жизнями других людей. Это Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов. На уроке необходимо выяснить, что их сближает с Раскольниковым, а в чем они отличны, какова их роль в романе. «В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают», — говорит Раскольников, пытаясь убедить себя в правильности своей теории. Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли» он «дрожащая» или «право» имеет, предполагала следующее практическое воплощение: — убить старуху-процентщицу, жизнь которой значит не больше чем жизнь «вши»; — взять ее деньги, которые иначе пойдут в монастырь; — на эти деньги сделать много хороших дел. В романе герой смог воплотить только первый шаг. Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом. Зачем же рядом с Раскольниковым показаны Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов? Можем ли мы считать их «двойниками» Раскольникова? 1. Старуха-процентщица Алена Ивановна. — Что мы о ней знаем? Чем она занимается? Почему все время боится? — Какой видит ее Раскольников? Какое чувство она вызывает? — Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете? — Можем ли мы назвать Алену Ивановну «двойником» Раскольникова? Вывод. Ее можно считать «двойником» Раскольникова, так как она занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью людей. Ей это право дают деньги. Но в ней нет идеи наполеонизма, сильной личности, поэтому зло, которое приносит она, косвенное. 2. Петр Петрович Лужин. — В связи с чем появляется он в романе? Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем из письма? — Зачем Лужину брать в жены бесприданницу? — Зачем автор сталкивает Лужина с Соней? — Какой смысл в том, что в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин? — Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»? — Почему Лужин боится полиции? — Как его теория, выраженная в словах «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует...», связана с теорией Раскольникова? — Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова? Вывод. Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, так как в основе его теории — та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом. 3. Аркадий Иванович Свидригайлов. — В чем сложность и противоречивость этого образа? — Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? (О них сообщается в одном письме.) В чем особенность появления Свидригайлова? (О Лужине в письме говорится хорошо — затем раскрывается его подлая натура; о Свидригайлове сразу очень плохо — потом появляются вопросы об этом герое.) — Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом? Зачем дано прошлое героя, как он меняется? — Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя? Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»? — Какие взгляды героя раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»? — О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните: Раскольников не может забыть Алену Ивановну и Лизавету, убитых им.) — Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником? — Как объяснить его отношение к Дуне, к детям Мармеладова? — Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством? Почему так описана сцена самоубийства? (Ч. 6, гл. 7.) Какую роль играет здесь природа («молочный густой туман») и описание места («скользкая, грязная мостовая»; «холод и сырость»; «уныло и грязно»; «брюзгливая скорбь»)? Вывод. Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире — преступник. Поступившись однажды совестью (история с Марфой Петровной), он уже не может вернуться к честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем (кошмары — это муки совести), любовь к Дуне «перемолола» его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых. Он просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти. Смерть Свидригайлова — это нежелание жить по-прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова — это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью. Итог урока. «Двойники» Раскольникова выведены в романе не случайно: автор показывает, что может произойти с человеком, если он переживет спокойно свое преступление. Муки совести Раскольникова — это путь к возрождению, к победе в нем человеческого. «Двойники» помогают увидеть себя со стороны, ужаснуться и повернуть на другой путь.
Урок 135. «Вечная Сонечка» 7
Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Сопоставление Раскольникова и Сони.
В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна одна правда, другая — ложна. Чтобы понять, где истина, нужно сравнить этих героев, в судьбе которых много общего.
Соня
| Раскольников
| Кроткая, добрая
| Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие
| Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане — мученица
| Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане — преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?
| Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке
| Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, — это оправдание его предчувствий
| Живет, исходя из требований жизни, вне теорий
| Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог — тупик. Теория не может учесть все в жизни
| Полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие
| Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик
| Божественная правда — в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа
| В нем правда ложная. В рай ценой чужой крови попасть нельзя
| У нее есть смысл жизни: любовь, вера
| У него нет смысла жизни: убийство — это бунт для себя, индивидуалистический бунт
| Работая на уроке, следует остановиться на двух эпизодах романа, изображающих разговоры Раскольникова с Соней, — ч. 4, гл. 4 и ч. 5, гл. 4. Проблемный вопрос Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню? (И Соня, и Раскольников переступили нравственные законы общества ради других. Но Соня сделала это ради конкретных людей, «убив себя», а Раскольников — ради абстрактного человечества, «убив других». Поэтому Соня — нравственный ориентир автора.) Анализ первого эпизода (ч. 4, гл. 4) 1. Докажите, что во время первой встречи Раскольников «проверяет Соню на прочность». (Раскольников, выбрав Соню, считал, что у них много общего: он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву. Он проверяет, до каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться».) 2. Проследите, как Раскольников пытается сломить Соню. Покажите, что он в этом эпизоде выступает как змей-искуситель. (Раскольников говорит Соне: — Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли». — «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била». — «А с вами что будет?» — «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет». — «А коли вы теперь заболеете». — «Дети на улицу всей гурьбой пойдут». — «С Полечкой, наверно, то же самое будет».) 3. Каков результат первого разговора Раскольникова и Сони? (Результат этого мучительного разговора: Соня не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников чувствует ее силу. Отсюда — его понимание Сони: «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая» — святая.) 4. Почему Раскольников заставляет Соню читать Евангелие? (Раскольников не случайно заставляет Соню читать Евангелие, каждый из них вкладывает свой смысл в это чтение. В сцене «Воскресение Лазаря» — два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря — это надежда на воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня — святая, мученица.) 5. Как в лексике эпизода отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется? (Если выписать опорные слова, станет ясно, что слабость Сони постепенно сменяется силой, которую она черпает в вере, а сила Раскольникова сменяется нерешительностью и неуверенностью.) Анализ второго эпизода (ч. 5, гл. 4) 1. Зачем Раскольников приходит к Соне второй раз? (Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит.) 2. Докажите, что Раскольников хочет спровоцировать Соню на бунт. С каких позиций Соня оценивает преступление Раскольникова? (Раскольников начинает с проверки своей теории, пытаясь опять спровоцировать Соню на бунт. Но она понимает все с позиций народной нравственности. На Руси преступников считали несчастными, так как они нарушили божеские заповеди.) 3. Докажите цитатами, что Раскольников меняет свои убеждения, а Соня остается верна своей нравственной позиции.
Раскольников — Соне
| Соня — Раскольникову
| «Кого убить: Лужина или Катерину Ивановну?»
| «И кто меня тут судьей поставил?»
| «Зачем только тебя-то я пришел мучить?»
| «Ох, как вы мучаетесь!»
| Признание
| «Нет тебя несчастнее никого»
| 4. Что в разговоре с Соней заставляет Раскольникова понять ложность своей теории? (Соня не может понять причины, побудившие Раскольникова пойти на убийство. Можно понять, если человек голоден, если он хочет помочь матери, но ради какой-то идеи — понять сложно. Раскольников понимает вздорность своей теории: «Все вздор». Но отказаться от нее он не готов: «Я в каторгу-то, может, и не хочу».) 5. Как анализ лексики эпизода помогает понять его смысл? (Наблюдая за лексикой, можно проследить, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.) Итог урока. Образ Сони — один из важнейших в романе. Соня — нравственный ориентир автора, символ самоотрицания и жертвенности. Героиня противопоставила уму Раскольникова душу и сердце, она оказалась сильнее его в нравственном плане. Именно Соня спасает героя, ведет его к вере через любовь и надежду.
1 См.: Толстой Л. Н. Анна Каренина // Л. Н. Толстой. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1987. 2 Письма Л. Н. Толстого 1848—1910. Собр. и ред. П. А. Сергеенко. — М., 1910. — Т. 1. — С. 146. 3 См.: Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. — М., 1970. 4 Шекспир У. Гамлет // У. Шекспир. Полн. собр. соч. — М., 1949. — Т. 5. — С. 41. 5 Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Ф. М. Достоевский. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1958. — Т. 5. — С. 435. 6 Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Ф. М. Достоевский. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1958. — Т. 5. — С. 436. 7 Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Ф. М. Достоевский. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1958. — Т. 5. — С. 79.
Урок 136. «Их воскресила любовь» 1
Композиционная роль эпилога в романе «Преступление и наказание».
На уроке-практикуме можно обсудить с учащимися ключевые проблемы эпилога романа.
Примерный план анализа эпизода2
Эпизод как самостоятельный структурный элемент, законченное целое
| Эпизод как часть произведения, звено в общей цепи событий
| 1. Сюжет эпизода
| 1. Место эпизода в сюжете и композиции произведения
| 2. Речевой строй эпизода
| 2. Герои эпизода в системе образов произведения
| Диалог
| Повествование
| Описание
|
| основной конфликт
| события и их динамика
| что и как описано (портрет, пейзаж, интерьер)
| речевые характеристики
| герои, их поступки
| чьими глазами дано описание
| авторские ремарки
| взаимосвязь героев и событий; причинно-следственные связи
| способы описания состояния
| подтекст
| пространственно-временные связи
| роль художественных деталей
| 3. Функция эпизода: характерологическая, психологическая, оценочная
| 3. Отражение в эпизоде особенностей жанра, творческого метода, литературного направления
| 4. Роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде
| 4. Связь проблемы эпизода с общей проблематикой произведения
| 5. Эмоциональный пафос эпизода
| 5. Конфликт эпизода в связи со спецификой конфликта всего произведения
| 6. Мастерство писателя, особенности писательского стиля
| 6. Развитие в эпизоде темы и идеи произведения. Выражение позиции автора, его идейно-эстетических взглядов
| Место эпизода в контексте творчества писателя
| Место эпизода в русской и мировой литературе и культуре
| Для обсуждения ключевых проблем эпилога классу предлагается система вопросов. Основные вопросы урока 1. Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников? 2. В чем выражалась его болезнь? 3. Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучил ее? 4. Как складываются его отношения с окружающими? 5. Почему он отделен от мира, кто в этом виноват? 6. Что для него страшнее каторги? 7. Почему он не раскаялся в своем преступлении? 8. Почему каторжники полюбили Соню? 9. Какую роль в возрождении Раскольникова сыграли болезнь и сон, приснившийся ему во время болезни? 10. Что помогло возродиться Раскольникову? 11. Как Раскольников помог Соне? 12. Какую роль отводит автор эпилогу в понимании смысла всего романа? Итог урока. Роль эпилога очень важна в романе, так как это истинное раскаяние Раскольникова, отказ от своей теории. Это воплощение Достоевским библейской темы смирения — «Смирись, гордый человек!». Это воплощение главной идеи романа — только любовь к ближнему способна победить зло.
Уроки 137—138. «Общий дух романа... — это тайна автора» 3
Мастерство Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание». Полифонизм романа. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова «Ф. М. Достоевский. „Преступление и наказание“». Подготовка к домашнему сочинению.
На сдвоенном уроке целесообразно организовать семинарское занятие, на котором будут рассмотрены следующие проблемы: 1. Споры вокруг романа «Преступление и наказание». 2. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова «Ф. М. Достоевский. „Преступление и наказание“». 3. Мастерство Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание». 4. Полифонизм романа. Для подготовки к семинару учащимся в качестве опережающего домашнего задания предлагаются блоки вопросов. 1. Споры вокруг романа «Преступление и наказание» — Почему разгорелись споры вокруг романа «Преступление и наказание»? — Как повлияло время написания романа на такое отношение к нему? — Какие точки зрения высказывались, как в них оценивался роман? — Что не устраивало в героях романа и его проблемах революционных демократов, что не нравилось сторонникам либеральных взглядов? — Какие позиции ближе всего вам? Выводы. Роман «Преступление и наказание» появился в печати в 1866 г. Это был год выстрела Д. Каракозова в Александра II. Следствием террора стало ужесточение правительственной политики, начались аресты, преследования писателей и журналов, усилились цензурные требования. В частности, в 1866 г. были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово». Главным в России этого периода был вопрос о возможных путях развития, каждый предлагал свой: и западники, и славянофилы, и либералы, и революционные демократы, и многие другие. В основе всех направлений лежали идеи, людьми двигали идеи, поэтому Достоевский и поднимает вопрос об идее, подчинившей себе человека. Роман и его герои оценивались по-разному. Сторонники революционных преобразований отказывались от Раскольникова. Д. И. Писарев в статье «Борьба за жизнь», рассматривая героя с материалистических позиций, писал: «Теория Раскольникова не имеет ничего общего с теми идеями, из которых складывается миросозерцание современно развитых людей». Противники нигилистических взглядов, например Н. Н. Страхов, видят в Раскольникове страдающего человека. В. В. Розанов оценивает роман и героев с философско-религиозных позиций. Споры вокруг романа «Преступление и наказание», продолжающиеся до сих пор, свидетельствуют о его сложности и неоднозначности. 2. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова «Ф. М. Достоевский. „Преступление и наказание“». — Как вы понимаете слова Н. Н. Страхова: «Это не смех над молодым поколением, не укоры и обвинения, это — плач над ним»? — Что позволяет автору статьи говорить о сострадании Достоевского своему герою? — Почему так часто в статье встречается слово «несчастный», в чем, по мнению Страхова, заключается несчастье Раскольникова? Прокомментируйте такие слова: «Несчастный убийца-теоретик, этот честный убийца... выходит тысячекратно несчастнее простых убийц». — Называя идейного преступника нигилистом, тем самым связывая его с тургеневским Базаровым, автор видит различия этих двух героев. В чем оно? — Как оценивается в статье гуманизм Достоевского? Прокомментируйте фразу из статьи: «...представил нам человека в самом убийце, как умел отыскать людей и во всех блудницах, пьяницах и других жалких лицах». — Подтвердите фактами из романа правильность утверждения Страхова: «Показать, как в душе человека борется жизнь и теория, показать эту схватку на том случае, где она доходит до высшей степени силы, и показать, что победа осталась за жизнью, — такова была задача романа». — Как показано противостояние человека, исполненного жажды жизни, и среды, «в которой все помутилось»? — Какую роль в поступках героя играет теория? Как связывается она с убийством? — Что такое «взгляды просвещенного деспотизма»? — Как в статье трактуется идея «горя от ума»? — Почему Страхов называет Раскольникова «истинно русским человеком», говоря о его преступлении? Выводы. Критик Страхов в романе «Преступление и наказание» отмечает сострадание автора своему герою, так как тот несчастен. «Я себя убил» — приводятся в статье слова Раскольникова. Сам убийца, по мнению автора статьи, страдает от содеянного. Гуманизм Достоевского в том, что он видит человека в преступнике и глубоко переживает за него. В статье обвиняется среда, способствующая рождению безумной теории, которая затем подталкивает к убийству, и люди, разрешающие себе все средства, считая своей целью благо человечества. Страхов так определил основную тему романа «Преступление и наказание»: «Глубочайшее извращение нравственного понимания и затем возвращение души к истинно человеческим чувствам и понятиям». 3. Мастерство Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание». В. В. Розанов в статье «О Достоевском» писал: «Среди хаоса беспорядочных сцен, забавно-нелепых разговоров (быть может, умышленно нагроможденных автором) — чудные диалоги и монологи, содержащие высочайшее созерцание судеб человека на земле: здесь и бред, и ропот, и высокое умиление его страдающей души. Все в общем образует картину, одновременно и изумительно верную действительности, и удаленную от нее в какую-то бесконечную абстракцию, где черты высокого художества перемешиваются с чертами морали, философии, наконец, религии». Слова В. В. Розанова показывают, насколько сложен и глубок роман «Преступление и наказание», жанр которого так непросто определить. Определение жанра — Как можно определить жанр романа, исходя из цитаты В. В. Розанова? — Можно ли назвать роман детективом, хотя там нет тайны преступления? — Какую роль играют три беседы Раскольникова с Порфирием Петровичем? Допрос ли это или что-то другое? — Докажите, что роман можно назвать психологическим, анализируя беседы преступника с сыщиком. — Можем ли мы считать роман социальным? Докажите свою точку зрения. — Какие события относят роман к философско-религиозному жанру? Особенности композиции — Как название романа связано с композицией? Как построение романа подчиняется названию? — Докажите, что название имеет конкретное воплощение в тексте романа и обобщенное звучание. — Кто является преступником в нравственном плане? Только ли Раскольников? Можем ли мы утверждать, что почти все герои совершают нравственные преступления? В каждом ли случае за преступлением следует наказание? — Докажите, что в романе Достоевский проводит мысль о преступности мира, а не одного человека. Своеобразие места и времени действия — Где происходит действие романа? Какую роль играет тот факт, что конкретное действие разворачивается в двух крайних точках: в Петербурге и в Сибири? — Как расширяет место и время действия обращение к Евангелию, ко времени раннего христианства? — Как связаны со временем и местом сны Раскольникова о детстве и о моровой язве, охватившей весь мир? — Определите временные рамки действия. Проследите конкретное время, в течение которого происходит убийство и признание (примерно две недели). Почему автор так точно определяет временные рамки конкретного действия? — О каком времени упоминается еще? (Статья написана за полгода до преступления, месяц Раскольников готовится к действию, чтение Евангелия, упоминание Страшного суда Мармеладовым.) Есть ли границы времени в романе? — Докажите, что в романе представлено прошлое, настоящее и будущее не только самого Раскольникова, но и всего человечества. Художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер — Найдите в романе художественные детали и определите их роль (топор, говорящие фамилии, удар кнута, шляпа Раскольникова, ступени и т. д.). — Почему Достоевский так подробно описывает портреты своих героев? Какие отличительные детали портретов вы можете отметить? Почему именно их выделяет автор? Как вы понимаете выражение «психологический портрет»? Докажите, что в романе именно психологические портреты. — Какую роль играет пейзаж? Почему разные герои по-разному видят Петербург? Как природа и описание города связаны с героями: Раскольников видит пыльный и душный город, Свидригайлов — сумрачный и грязный? — Почему красивый город представляется только в мечтах Раскольникова, хотя на самом деле Петербург не только мрачный, но и прекрасный город, с парками и скверами? — Если город — это «лицо общества», то квартира — это «лицо человека». Что вы можете сказать о героях по их жилищу? Как характеризует Раскольникова его комната под самой крышей, с низким потолком; Соню — комната с вытянутым углом; Мармеладовых — проходная, закрытая старой простыней; старуху-процентщицу — чистенькая, убранная квартира, где все сундуки и шкафы заперты на замок? Выводы. Мастерство Достоевского выражается в глубоком проникновении в психологию человека, в умении показать его в крайних состояниях. Все подчинено раскрытию внутреннего мира героя. Автор отбирает детали, пейзажные зарисовки, интерьер, способствующие проникновению во внутренний мир человека. Особенно интересен портрет, где отдельные детали говорят больше, чем все описание. В композиции и сюжете роман поднимается до всечеловеческого обобщения, утверждая преступность мира, где люди, совершая нравственные преступления, не считают себя преступниками.
|