Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов.
За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее.
✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать».
Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами!
Перевод В. Набокова 7 страница
Урок 95. «Разночинная пылкая ссора / И в любви его темой была...» 3
Тема любви в лирике Н. А. Некрасова. Ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др.
Тема любви своеобразно преломилась в творчестве Некрасова, который, по идейным убеждениям революционеров-демократов, считал, что любовь, как и другие человеческие «слабости», мешает общественной борьбе. Однако тема любви проходит через всю лирику поэта и отражается в ней не только как любовь мужчины и женщины, но и в более широком, общечеловеческом контексте, например как любовь матери к детям и детей к матери, любовь к Родине. Уже в раннем стихотворении «Тройка» мы видим ожидание любви, мечту о счастливой возможности свободного чувства. Но в условиях социального неравенства для крестьянской красавицы этот путь невозможен, и она пройдет по обычной, тяжелой стезе женщины в крестьянской семье, не сумев ни полюбить, ни почувствовать счастья взаимности. Даже если «проезжий корнет» загляделся на ее красоту, то вряд ли это обещает любовь и счастливую идиллию, подобную той, что выпала на долю Дуни в «Станционном смотрителе» Пушкина. Вероятнее, что ее путь обещает лишь продвижение по обычному руслу: несчастливое замужество, тяжелый физический труд, несправедливые притеснения в семье и раннюю смерть. Причины такого будущего Некрасов объясняет только крепостным укладом тогдашней России, в которой угнетенному человеку непозволительно даже мечтать о любви. В этом контексте можно вспомнить рассказ няни о своем замужестве из романа Пушкина «Евгений Онегин», созвучный судьбе некрасовской героини. Вопросы и задания к стихотворению «Тройка» 1. Какова композиция стихотворения «Тройка»? Какой смысл выявляется при сопоставлении двух его частей? 2. Почему оба жизненных пути, предначертанных поэтом для крестьянской девушки, полны драматизма? 3. Проанализируйте ключевые слова первой и второй части. Как характер лексики помогает понять смысл стихотворения? 4. В чем первый путь напоминает судьбу Дуни из «Станционного смотрителя» Пушкина? Почему идиллия счастливого будущего для крепостной крестьянки была практически невозможна? 5. Какая жизнь, по мнению лирического «я», наиболее вероятна для нее? Каковы причины ее трагической судьбы? 6. Какой смысл придает тексту форма развернутого монолога? Какие чувства в нем звучат: сожаление, предостережение, обреченность? Подтвердите свои мысли текстом. 7. Как понять слова поэта «погрузишься ты в сон непробудный»? 8. Почему поэт считает, что обычная судьба крепостной крестьянки обещает ей лишь «бесполезно угасшую силу и ничем не согретую грудь»? Прокомментируйте эти слова. 9. Почему лирический герой сначала рисует крестьянской девушке картины ее безрадостного будущего, а потом призывает ее не глядеть «с тоской на дорогу»? Нет ли здесь противоречия? 10. Индивидуальное задание. Сопоставьте картины безрадостного будущего героини стихотворения Некрасова «Тройка» с рассказом няни о своем замужестве из романа Пушкина «Евгений Онегин». В главной части урока можно прочитать и проанализировать стихи Некрасова, входящие в так называемый «панаевский» цикл. Начать эту работу можно с сообщения о любви Некрасова к Авдотье Яковлевне Панаевой, которая была его гражданской женой в течение 15 лет. Отношения с Панаевой породили своеобразный цикл стихов, не объединенных самим поэтом, но имеющих идейно-эстетическую общность. Некоторые из этих стихотворений о любви могут прозвучать на уроке, войдя в небольшую литературную композицию: «Если, мучимый страстью мятежной...», «Ты всегда хороша несравненно...», «Письма», «Давно — отвергнутый тобою...», «Тяжелый год — сломил меня недуг...», «Где твое личико смуглое...», «Как ты кротка, как ты послушна...», «Тяжелый крест достался ей на долю...», «Прости», «Слезы и нервы» и др. Два стихотворения: «Я не люблю иронии твоей...» (1850) и «Мы с тобой бестолковые люди...» (1851) — могут быть проанализированы коллективно. Вопросы и задания для выявления читательского восприятия 1. Какими предстают в этих стихах лирический герой и его подруга? Чем дорога для него ее любовь? 2. Чем отличается любовная лирика Некрасова от стихов о любви в русской поэзии? 3. Почему любовь в лирике Некрасова представляется не безмятежным чувством, а полна жизненной прозы, ссор, взаимных упреков? 4. В чем любовная лирика Некрасова близка прозе? Вопросы и задания к стихотворению «Я не люблю иронии твоей...» 1. Какие чувства любящих людей стали поводом к созданию стихотворения? 2. Что явилось причиной их размолвки? 3. Какой предстает лирическая героиня стихотворения? Можно ли объяснить черты ее характера стремлением к свободе и эмансипации женщины? 4. Почему лирический герой считает, что им еще рано предаваться иронии? Почему он хочет не разрушить, а сохранить те светлые чувства, которые владели душами горячо любивших людей? 5. Докажите, что лирический герой предчувствует неизбежную развязку. 6. Какой символический смысл приобретает в стихотворении описание осенней реки? 7. Охарактеризуйте строфику текста. В чем символический смысл кольцевой композиции каждой строфы? 8. Индивидуальное задание 1. Изучите экспрессивную лексику текста. Как в ней передается сложность взаимных чувств? 9. Индивидуальное задание 2. Исследуйте динамику глагольной лексики. Какой смысл в том, что в последней строфе всего один глагол, а предикативность выражается нулевыми связками? Вопросы и задания к стихотворению «Мы с тобой бестолковые люди...» 1. Какую оценку дает лирический герой своим отношениям с любимой? Найдите в стихотворении оценочную лексику и дайте ей характеристику. 2. Какой выход он предлагает, чтобы избежать ссор? 3. Почему, по мнению лирического «я», «проза в любви неизбежна»? 4. Прав ли поэт, говоря, что «после ссоры так полно, так нежно возвращенье любви»? 5. В чем гуманистический, общечеловеческий и вневременной смысл этого стихотворения? 6. Индивидуальное задание. Проследите динамику глагольной лексики. Как глаголы передают нарастание конфликта и его разрешение? В заключительной части урока можно прослушать заранее подготовленное индивидуальное сообщение на тему «Образ матери в лирике Некрасова»: на примере стихотворений «Родина», «Внимая ужасам войны...», «Орина, мать солдатская...», «Рыцарь на час» (отрывок), «В полном разгаре страда деревенская...», «Мать» («Она была исполнена печали...»), «Из поэмы: Мать» («В насмешливом и дерзком нашем веке...»), «Великое чувство! У каждых дверей...». Итог урока. Тема любви занимает значительное место в лирике Некрасова, однако его отношение к любви обусловлено общественной средой, условиями века, в котором жил поэт. Любовь среди угнетенных и униженных, в крепостнической кабале невозможна, потому что там жизнь подчинена законам выживания, а женщина вдвойне бесправна. В собственно любовной лирике Некрасова лирический герой любит умную, свободную, эмансипированную женщину, но такая любовь неизбежно рождает ссоры, бурные выяснения отношений, иронию, ведущие к непониманию и разрыву. Для стихов Некрасова о любви характерна прозаизация этого чувства, ее обратная сторона, порождаемая обыденными, неромантическими отношениями. Подлинной любовью поэт считает любовь к матери и ее любовь к детям. Именно матери посвящены самые искренние строки поэта о любви. Именно мать вспоминает он в муках, уже находясь на смертном одре.
Урок 96. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» 4
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».
Основные положения лекции учителя
1. Замысел поэмы. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — эта строка из «Элегии» объясняет позицию Некрасова по отношению к крестьянской реформе 1861 года, которая только формально лишила помещиков их былой власти, а на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь. 2. История создания поэмы. Поэма была начата вскоре после крестьянской реформы. Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 г., то есть около 14 лет. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых — как и во всей России — нет счастливого. Поиски счастливого среди верхов общества были для Некрасова лишь композиционным приемом. Счастье «сильных» и «сытых» было для него вне сомнения. Само слово «счастливец», по Некрасову, — синоним представителя привилегированных классов. Не случайно в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» звучит горькая строчка: «...но счастливые глухи к добру». Изображая господствующие классы (попа, помещика), Некрасов прежде всего акцентирует внимание на том, что реформа ударила не столько «одним концом по барину», сколько «другим по мужику». 3. Композиция поэмы. За время работы над поэмой ее замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции, нет точного расположения ее глав. — Поэт называет странников «временно обязанными», чем показывает, что поэма начата не позднее 1863 г., так как позже этот термин очень редко применялся к крестьянам. — Под главой «Помещик» имеется поставленная автором дата — 1865 г., которая свидетельствует, что до этого поэт работал над ее первой частью. — Даты написания других глав: «Последыш» — 1872 г.; «Крестьянка» — 1873 г.; «Пир на весь мир» — 1877 г. — Некрасов писал «Пир на весь мир», уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге. — Литературный критик В. В. Гиппиус в статье «К изучению поэмы „Кому на Руси жить хорошо“» еще в 1934 г. писал: «Поэма осталась незавершенной, замысел поэта непроясненным; отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном порядке. Два вопроса, первоочередные при изучении поэмы, остаются до сих пор спорными: 1) о взаимном расположении дошедших до нас частей и 2) о реконструкции частей ненаписанных и, прежде всего, развязки. Оба вопроса, очевидно, теснейшим образом связаны, и решать их приходится совместно». — Именно В. В. Гиппиус нашел в самой поэме объективные указания на последовательность частей: «Время расчислено в ней „по календарю“: действие „Пролога“ начинается весной, когда птицы вьют гнезда и кукует кукушка. В главе „Поп“ странники говорят: „А время уж нераннее, подходит месяц май“. В главе „Сельская ярмонка“ есть упоминание: „Лишь на Николу вешнего погода поуставилась“; видимо, в день Николы (9 мая по старому стилю) проходит и сама ярмарка. „Последыш“ также начинается точной датой: „Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос“. В „Пире на весь мир“ сенокос уже кончается: крестьяне едут с сеном на базар. Наконец, в „Крестьянке“ — жатва. События, описанные в „Пире на весь мир“, относятся к ранней осени (Григорий в IV главе собирает грибы), а задуманная, но не осуществленная Некрасовым „петербургская часть“ должна была происходить в зимнее время, когда странники придут в Петербург искать доступа „к вельможному боярину, министру государеву“. Предположительно петербургскими эпизодами и могла завершиться поэма». 4. Жанр поэмы. Принято считать поэму эпопеей, так как в ней изображена жизнь целого народа в героический период его развития. Объективность изображения жизни выражается в том, что голос автора слит с коллективным сознанием нации, автор рисует жизнь, оценивая ее с позиций народа. Отсюда связь поэмы с фольклором, с народным восприятием бытия. Однако поэму «Кому на Руси жить хорошо» можно рассматривать в одном ряду с «Мертвыми душами» Гоголя и «Войной и миром» Л. Толстого, потому что Некрасов, как и они, создает «эпопею современной жизни», в которой видны противоречия между идеальным, героическим началом в прошлом и неидеальным современным состоянием мира. Поэтому героическое соседствует с комическим, поэтическое с сатирическим, вечное с временным, что создает сложное стилистическое многоголосие поэмы. Можно предложить учащимся самим провести исследовательскую работу с текстом и найти в нем указания на временную последовательность частей. Это поможет школьникам вчитаться в текст, потому что в современных публикациях главы располагаются по времени их написания. Вопросы и задания для обсуждения «Пролога» 1. В чем суть спора между мужиками? Почему они решили отправиться на поиски счастливого в ответственное для крестьянина время весенней страды? (Это говорит о важности самой проблемы счастья для народного самосознания.) 2. Какую клятву дают они в конце «Пролога»? («В домишки не ворочаться... покуда не доведают... кому живется счастливо, вольготно на Руси».) 3. Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе»? (Фантастические элементы русских сказок; число «семь»; народные приметы, связанные с крестьянским трудом и бытом; загадки; очеловечивание мира природы; стилевая манера неторопливого фольклорного повествования и др.) 4. Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период? (Названия деревень, волости, губернии; указания на то, что крестьяне не всегда были сыты и одеты, что они должны были на себе испытать грабительский характер крестьянской реформы.) 5. Какой смысл приобретает в «Прологе» мотив пути? (Мужики, отправляясь на поиски счастливого, становятся странниками Божьими, сознательно выбирая вечную участь скитальцев, паломников и пилигримов.) 6. Какова сюжетно-композиционная роль «Пролога» в поэме? Можно ли считать, что «Пролог» — это заявка автора на новое изображение «энциклопедии русской жизни», на этот раз прежде всего жизни народной, крестьянской? Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп» 1. Какой смысл выявляется в том, что глава открывается картиной «широкой дороженьки»? 2. Можно ли считать, что образ Руси постоянно сопровождает странствия мужиков, является своеобразным «героем» поэмы? Подтвердите свои суждения текстом. 3. Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это? 4. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю? 5. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним? 6. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему в пореформенное время несчастливы не только мужики, но и поп? 7. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе? Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка» 1. Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми? 2. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе? 3. Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению? 4. Какое настроение вызывает глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие черты русского мужика восхищают автора? 5. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы? 6. Каков пафос изображения дороги в главах «Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь»? Итог урока. Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы — русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер крестьянской реформы и ухудшение народной участи. Важный образ поэмы — это образ дороги, который сближает авторскую позицию с мотивами библейского крестного пути, с традициями Гоголя и русским фольклором. Вместе с тем в задачу автора входило и сатирическое изображение «верхов», где поэт следует гоголевским традициям. Но главное — это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора. Композиция поэмы сложна прежде всего потому, что на протяжении времени менялся ее замысел, произведение так и осталось незавершенным, а ряд фрагментов не был опубликован из-за цензурных запретов.
Уроки 97—98*. «На мерочку господскую крестьянина не мерь!» 5
Многообразие крестьянских типов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Проблемы осмысления Некрасовым народного бунта. Образы помещиков и их идейный смысл. Дореформенная и пореформенная Россия. Тема социального и духовного рабства.
На первом уроке можно организовать работу с текстом поэмы, используя групповую форму обучения. В первой половине урока каждая группа будет анализировать один из крестьянских типов, подготовившись к этой работе дома. Для сопоставления результатов наблюдений можно предложить учащимся воспользоваться общим для всех образов планом сообщения. Каждое высказываемое положение должно подкрепляться цитатами из текста.
План анализа образа крестьянина
1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид? 2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю? 3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе? 4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится? 5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут? 6. Почему странники не признали героя счастливым? 7. Можно ли заметить смысл в говорящей фамилии героя? 8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о героях? Кроме того, каждой группе могут быть предложены и специальные вопросы, проясняющие смысл каждого из образов крестьян в поэме и помогающие обобщить свои наблюдения. Группа 1. Яким Нагой. (Ч. I, гл. 3.) 1. Как в образе Якима Нагого отразились противоречия «души народной»? 2. Как этот образ помогает читателю понять, что судить о народном горе или радости можно только изнутри народного уклада жизни? Группа 2. Ермила Гирин. (Ч. I, гл. 4.) 1. Как в поединке крестьянина с купцом Алтынниковым отразились нравственные принципы народа? 2. Как в образе Ермилы Гирина показан механизм «крестьянской демократии», основанный на нравственных законах и нормах совести? Группа 3. Савелий, богатырь святорусский. (Ч. III, гл. 3.) 1. Охарактеризуйте страну-утопию под названием Корежина, выходцем из которой был Савелий. В чем сила и слабость Савелия? 2. Как понять афоризм Савелия: «Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть»? Как соотносятся в его сознании понятия «свобода» и «рабство»? Группа 4. Матрена Тимофеевна Корчагина. (Ч. III, пролог, гл. 1, 2.) 1. Почему Матрена Тимофеевна осуждает мужиков за их странничество в период крестьянской жатвы? Что такое крестьянский труд для Матрены? Почему она говорит о нем, употребляя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? 2. Как она воспитывалась до замужества и почему приняла предложение Филиппа Корчагина? Какой была ее жизнь в доме мужа? Группа 5. Матрена Тимофеевна Корчагина. (Ч. III, гл. 4—8.) 1. Какие муки перетерпела Матрена в связи со смертью сына Демушки? В чем ее образ созвучен «Хождению Богородицы по мукам»? Докажите, что описание ее жизни напоминает житие. 2. В чем автор видит нравственный подвиг крестьянки? Вывод. Крестьяне пореформенной России понимают, что живут несчастливо и кто виновен в их бедственном положении, но это не мешает им сохранять внутреннее достоинство, честность, чувство юмора и своей внутренней правоты. Особенно тяжела на Руси во все времена была доля женщины, поэтому главе «Крестьянка» уделено в поэме особое место. Все герои протестуют против сложившегося уклада жизни, они способны на борьбу, обладают волей, энергией. В образе Якима Нагого показан стихийный протест, а другие персонажи способны на сознательную борьбу. В связях с народной общиной сила Ермилы Гирина, во внутренней свободе и несломленности обаяние облика Савелия, которого даже каторга не заставила смириться. Образ Матрены Тимофеевны — это символ мудрости, трудолюбия, долготерпения русской женщины. Она несет в себе черты великомученицы, способной на непосильный труд и духовное смирение. Она считает, что ее судьба «счастливее» других, несмотря на все испытания, так как ее жизнь улучшает добрая губернаторша Елена Александровна. Авторское отношение к образам крестьян не вызывает у читателя жалости, поэт восхищается своими героями и считает, что они способны участвовать в крестьянской революции. На втором уроке можно организовать работу по анализу приемов сатирического изображения помещиков в поэме. Вопросы и задания к главе «Помещик» 1. Проследите основные вехи жизни Оболта Оболдуева. 2. Каково отношение крестьян к нему? 3. Что сообщает читателю его говорящая фамилия? 4. Какой смысл в понимание образа помещика вносит его речевая характеристика? 5. Можно ли считать его образ однолинейным или в нем есть сложность, внутренние противоречия? 6. Как изменилась жизнь помещика в пореформенный период? Стали ли от этого крестьяне жить лучше? 7. Можно ли его назвать счастливым? Вопросы и задания к главе «Последыш» 1. Почему встреча крестьян с князем Утятиным изображена с сатирическим пафосом? 2. С каким чувством изображает автор отношения между помещиками и крестьянами до отмены крепостного права? Каково отношение крестьян к «привычке помещичьей»? 3. Какой смысл в том, что крестьяне согласились обмануть князя и по-прежнему подчиняться ему? 4. Почему слова «забота», «любовь», «милость» звучат в поэме с сарказмом? 5. Как в изображении помещика автор использует предметную деталь, приемы гиперболы, гротеска, несоответствия? 6. В каких смешных положениях оказывается помещик? Почему этот смех «грустный»? Какие традиции русской литературы продолжает здесь Некрасов? 7. Каково авторское отношение к людям «холопского звания»? Как автор относится к крестьянам князя Утятина? Почему? Вывод. Помещики в поэме изображены сатирически. Это выражается в их портретных и речевых характеристиках. К своим крестьянам они всегда относились жестоко и высокомерно, презирая людей труда и ведя паразитический образ жизни. Исключение — образ доброй губернаторши Елены Александровны. Эта позиция Некрасова подвергалась критике долгое время, так как считалось, что это отход поэта от революционно-демократических идеалов. Итог уроков. Каждого из изображенных крестьян можно в широком смысле считать подлинным народным заступником. Они прошли в жизни цепь испытаний и невзгод, которые не сломили цельности их характеров. Но крестьянская реформа не улучшила ни помещичьей, ни крестьянской жизни, и помещик Оболт Оболдуев сожалеет о прежних днях дворянской вольницы, а Утятин вообще не способен с ней расстаться. С горькой иронией автор изображает как самих помещиков, страдающих от отмены крепостного права, так и их верных холопов, привыкших к терпению, смирению и унижениям, не способных к открытому протесту и борьбе за свое освобождение.
Урок 99. «Путь славный, имя громкое народного заступника...» 6
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы.
В поэме изображено несколько типов людей, способных к состраданию и защите обездоленных. Но идеал Некрасова — человек, способный к самопожертвованию ради других. Поэтому проблемный вопрос урока — почему только Гриша Добросклонов признан Некрасовым настоящим народным заступником и человеком счастливым? В начале урока можно предложить учащимся групповую работу. Вопросы и задания для групповой работы Группа 1. Охарактеризуйте образ Павлуши Веретенникова. Чем он занимается и как помогает крестьянам? Полезна ли его деятельность для угнетенного народа? (Ч. I, гл. 2, 3.) (Павлуша Веретенников, занимаясь собиранием фольклора, пытается сохранить богатство русской речи, он помогает купить ботиночки внучке Ермилы Гирина, но он не способен в корне изменить тяжелую крестьянскую жизнь, видя в ней только внешнюю сторону народной эстетики. Сами крестьяне не верят ему и не считают своим заступником.) Группа 2. Охарактеризуйте «холопа примерного Якова Верного». Как он выражает свой протест против господ? Какой характер носит его протест? Какова идейно-композиционная роль его образа в поэме? (Холоп примерный Яков Верный способен к открытому протесту против господ и к самопожертвованию, но его протест носит стихийный характер и является лишь эмоциональным откликом на свое поруганное достоинство. Он также не способен кардинально изменить жизнь крестьян.) Группа 3. Охарактеризуйте облик Кудеяра-атамана из легенды «О двух великих грешниках». Какой аллегорический смысл заключен в легенде о Кудеяре? Какой путь борьбы за свободу народа выдвигает Некрасов в образе Кудеяра? Чем он близок Савелию? Как этот образ соотносится с образами «праведников» и «грешников» в литературе XIX в.? Как в легенде народно-христианское мировоззрение соединяется с революционным протестом? (В образе Кудеяра автор показывает человека, решившего пойти по пути праведничества, но этот образ неожиданно наделяется чертами протестанта и мстителя. Такое решение показывает сложное отношение Некрасова к образам праведников, автор оправдывает жестокость Кудеяра его стремлением наказать виновника людских несчастий, что соответствует позициям революционных демократов и народников, и опирается в этом на глубинные основы народной духовности.) Но ни один из перечисленных героев не способен к последовательной и сознательной борьбе за свободу и счастье народа, потому что для успеха этой борьбы необходимо отказаться от всех житейских радостей и удовольствий, принести на алтарь революционной борьбы даже свою жизнь. Такими идеальными чертами наделяет автор образ Гриши Добросклонова. В центре урока — обсуждение этого образа. Вопросы и задания для беседы 1. Составьте рассказ о Грише Добросклонове, обращая внимание на: — его прошлое; — характеристику его родителей; — портрет; — его материальное положение; — черты характера, таланты, способности; — говорящую фамилию. 2. Каким образам русской литературы XIX в. близок образ Гриши Добросклонова? Какие реальные прототипы могли у него быть? Почему Некрасов делает своего героя поэтом? Что можно сказать о его поэтическом таланте? 3. Прочитайте песни Гриши: «Соленая», «Средь мира дольного...», «В минуты унынья, о Родина-мать...», «Русь». Какие проблемы в них поднимаются? Как они характеризуют Гришу? Как в песнях выражается вера автора в силу русского народа? 4. Каковы жизненные позиции героя? С какой целью автор сообщает нам о его юности? Какой путь выбирает он себе? Что ему готовит судьба? Черты романтического или реалистического стиля преобладают в изображении Гриши Добросклонова? Подтвердите свои суждения текстом. 5. Какой образ России рисует автор в главе «Пир на весь мир»? Как Гриша характеризует свою Родину? Каким он представляется нам как автор песни «Русь»? 6. Каков смысл позиции автора, считающего Добросклонова тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов? 7. Сможет ли Гриша найти дорогу к общему счастью народа или он станет еще одним из страдальцев «за веру»? Итог урока. В поэме Некрасов рисует несколько образов людей, сострадающих угнетенному народу. В образе Павла Веретенникова, собирающего фольклор как воплощение народной мудрости, в рассказе «О холопе примерном Якове Верном», в аллегорической легенде «О двух великих грешниках» автор показывает стихийный протест народа против угнетателей. Но только в образе Гриши Добросклонова он рисует последовательного и сознательного борца за свободу, готовящего себя с детства к лишениям и трудностям такого пути. Выходец из бедной семьи семинарист Григорий Добросклонов исповедует революционно-демократические взгляды. Он герой своего времени, которому присущи лучшие черты самого поэта и его окружения. Он пишет и поет песни о любви к родине и народу, с детства готовит себя к подвигу на благо угнетенных, ведя аскетический образ жизни. Быть полезным людям — главная идейная позиция героя. Поэтому автор считает его тем «счастливым», «кому на Руси жить хорошо». Какой путь предстоит пройти Грише, ждет ли его впереди «чахотка и Сибирь» — этот вопрос остается в поэме нерешенным.
1 Некрасов Н. А. «Блажен незлобивый поэт...» // Н. А. Некрасов. Избр. соч. — М., 1945. — С. 18. 2 Некрасов Н. А. «Стихи мои! Свидетели живые за мир пролитых слез...» // Н. А. Некрасов. Избр. соч. — М., 1945. — С. 64. 3 См.: Кушнер А. «Слово „нервный“ сравнительно поздно...» // Строфы века: Антология русской лирики / Сост. Е. Евтушенко. — Минск, Москва, 1995. 4 Некрасов Н. А. Элегия // Н. А. Некрасов. Избр. соч. — М., 1945. — С. 209. 5 Некрасов Н. А. Кому на Руси жить хорошо // Н. А. Некрасов. Избр. соч. — М., 1945. — С. 250. 6 Некрасов Н. А. Кому на Руси жить хорошо // Н. А. Некрасов. Избр. соч. — М., 1945. — С. 322.
Урок 100. «...Важен в поэме стиль, отвечающий теме» 1
Фольклорные традиции и народно-поэтическая стилистика поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Особенности языка поэмы. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н. А. Некрасова.
На уроке нужно организовать работу по исследованию особенностей языка и стиля поэмы. Стиль — это стройная система элементов текста, которые находятся между собой в единстве, подчиняясь единому художественному закону. Тема поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — изображение различных слоев русского народа в пореформенное время. Главная мысль поэмы — отсутствие в народной России счастливых, идеал которых «покой, богатство, честь». По мысли автора, счастлив тот, кто сознательно отдает свою жизнь служению народу, кто станет вдохновителем крестьянской революции. К работе на уроке-практикуме учащиеся подготовятся дома, получив индивидуальные и групповые опережающие задания и сообщив об их выполнении классу. Задача учителя — создать у учащихся четкое представление обо всей поэме, помогая школьникам в подготовке к сочинению. Вопросы и задания для учебных групп Группа 1. Найдите в поэме «Кому на Руси жить хорошо» черты «эпопеи современной жизни». Чем такая эпопея отличалась от классических образцов? Подтвердите свои доказательства примерами из текста. Группа 2. Составьте план композиции поэмы, задуманный Некрасовым первоначально. Какие главы не были написаны поэтом? В чем сложность композиции поэмы? Группа 3. Проследите по тексту поэмы изменения понятия «счастье». Как странники понимают «счастье» в начале своего пути? Как меняется их представление о счастье в середине и в конце поэмы? Выпишите определения счастья, которые дают разные герои поэмы, и дайте оценку их «формулам счастья». Группа 4. Найдите в поэме элементы русского фольклора и классифицируйте их (сказки, былины, легенды, пословицы, поговорки, загадки, народные приметы и поверья). Прокомментируйте их смысл и идейно-композиционную роль в поэме. Группа 5. Исследуйте особенности языка поэмы, найдя в нем разговорную лексику, диалектизмы, просторечия, народные синтаксические обороты, поэтические интонации крестьянской речи. Какова их художественная роль в поэме? Проследите, как меняется по ходу поэмы ее ритм. В чем смысл перебоев ритма и стихотворных размеров? Итог урока. Для воплощения темы и главного смысла поэмы автор находит и создает такие оригинальные и новаторские способы и приемы, как: — жанр поэмы-эпопеи, в которой показаны все слои трудового народа и образы его угнетателей; — сложность композиции поэмы, в основе которой лежит мотив странничества, поисков счастливого; — философское понимание понятия «счастье»; перевод его в область духовно-нравственную, которую автор не разделяет с общественной борьбой; — фольклорное начало в поэме: жанр народной сказки, мотивы былинного эпоса, идейно-композиционное значение пословиц, поговорок, загадок, народных примет и поверий; — народно-поэтическая основа языка поэмы: разговорная лексика, синтаксические обороты и поэтические интонации крестьянской, народной речи, диалектизмы, просторечия; особенности и смысловая роль ритма поэмы. Изучение темы завершается домашним сочинением или контрольной работой.
|