Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перевод В. Набокова 11 страница






Стихотворение Дениса Давыдова Стихотворение «Волшебница» Василия Денисова, которое он спел Наташе под свою же музыку
Но, Аглая, как идет к тебе Быть лукавой и обманчивой! Ты изменишь — и прекраснее! И уста твои румяные Еще более румянятся Новой клятвой, новой выдумкой! Голос, взор твой привлекательней, И, богами вдохновенная, Ты улыбкою небесною Разрушаешь все намеренья Разлюбить неразлюбимую...

 

Волшебница, скажи, какая сила Влечет меня к покинутым струнам; Какой огонь ты в сердце заронила, Какой восторг разлила по перстам!

 

Отряд Дениса Давыдова сражался в войне 1812 года, а потом стал первым партизанским отрядом, но Толстой не упоминает об участии Василия Денисова в военных действиях до партизанских, считая, что Денисов нужен как герой именно партизанской войны. Зато партизанские страницы героев очень похожи: Давыдов излагает план партизанской войны Багратиону, Денисов — Кутузову; они командиры, которые своей смелостью и осторожностью показывают пример.
Давыдов пишет:

Начальник, в бурке на плечах, В косматой шапке кабардинской, Горит в передовых рядах Особой яростью воинской...

Оба поменяли одежду гусара на крестьянскую. «Денисов одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая-чудотворца». Так же одевался и Давыдов. Оба брали в отряд крестьян (например, Тихон Щербатый), гуманно относились к пленным. В романе есть эпизод с французским барабанщиком; Давыдов в обращении с пленными следовал словам Суворова, своего кумира: «С пленными поступать человеколюбиво и стыдиться варварства».
Можно сравнить и самую загадочную страницу истории — масонство — в романе и в реальной жизни. Обряд приема в масоны Пьера полностью совпадает с обрядами в масонских ложах. А вот идеи, скорее всего, различаются. Идеи масонства в романе можно выразить словами: возроди себя духовно. Эта цель становится ясной после разговора Пьера Безухова со старым масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым, где Толстой приписывает масону мысль, что Бог «не постигается умом, а постигается жизнью». Это не сочетается с 258-й статьей французской ложи «Великий Восток», которая гласит: «Никто не может быть допущен к посвящению и пользоваться правами, связанными с преимуществом масона, если он не имеет достаточных и приличных средств к существованию». Масоны не помогли Пьеру.
2. Сопоставление или противопоставление.
Противопоставляются:
— два состояния: мир и война;
— различные слои общества: народная Россия и великосветское общество, причем и в мирное, и в военное время;
— передовое дворянство и светская аристократия;
— отдельные герои: Наташа — Элен, Пьер и Андрей — Анатоль и Долохов;
— полководцы: Кутузов — Наполеон;
— Кутузов и Александр I;
— события: вечер у А. П. Шерер и именины у Ростовых;
— поведение на войне: Тушин, Тимохин — Долохов, Жерков.
Сопоставляются:
— образ жизни: Ростовы и Болконские;
— герои: Андрей и Пьер;
— правители: Александр I и Наполеон и др.
Для сопоставления и противопоставления большую роль играет первая сцена — вечер у А. П. Шерер. Это та неприемлемая норма жизни, с которой Толстой будет сравнивать все последующие сцены (у писателя было 14 вариантов этой сцены).
3. «Диалектика души», умение глубоко показать внутренний мир героя.
Портреты героев показаны в развитии, изменчивы, и это говорит о формировании личности. Можно проследить, как меняется портрет Андрея Болконского или Наташи Ростовой.
В практической работе можно выяснить, как меняется лицо Наташи в различных эпизодах романа и какой смысл при этом выявляется.
— Именины (т. 1, ч. 1, гл. VIII, XVII).
— Возвращение Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).
— Бал у Йогеля (т. 2, ч. 1, гл. XII).
— Пение Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).
— В Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II).
— В гостях у Бергов (т. 2, ч. 3, гл. XXI).
— Андрей Болконский у Ростовых (т. 2, ч. 3, гл. XXII).
— Посещение Болконских (т. 2, ч. 5, гл. VII).
— После неудавшегося побега (т. 2, ч. 5, гл. XX, XXII).
— Разговор о подводах для раненых (т. 3, ч. 3, гл. XVI).
— Свидание с Андреем в Мытищах (т. 3, ч. 3, гл. ХХХ— ХХХII).
— После смерти Болконского (т. 4, ч. 4, гл. I—III).
— Встреча с Пьером (т. 4, ч. 4, гл. XV—XVII).
По тому, как меняется портрет, можно судить о характере и внутреннем состоянии героя.
Деталь помогает сделать портрет индивидуальным, выразительным. Например, у княжны Марьи — необыкновенные лучистые глаза, у Лизы Болконской — короткая верхняя губа, что делало ее похожей на белочку, у Пьера — неуклюжесть и растерянность.
Внутренний монолог показывает сложность и противоречия внутреннего мира героев, их духовную жизнь.
4. Изображение природы, психологический пейзаж.
Сын Толстого писал, что «отец, как очень немногие, любил и чувствовал красоту лесов, полей, лугов, неба. Он, бывало, говорил: „Природа бесконечно разнообразна; каждый день отличается от предыдущего, каждый год бывает неожиданная погода“».
Важно показать школьникам своеобразие изображения природы в романе: реалистичность, точность, выразительность, поэтичность. Интересно проследить связь природы с героями, их переживаниями. Например, князь Андрей на поле Аустерлица, раненый, открывает для себя высокое небо (т. 1, ч. 3, гл. XVI, XIX); две встречи с дубом на пути в Отрадное и назад помогают понять изменения в его душе (т. 2, ч. 3, гл. I, III); лунной ночью в Отрадном чувствует желание жить (т. 2, ч. 3, гл. II).
Можно найти такие примеры и у других персонажей, но у Толстого связаны с природой только положительные герои:
— Наташа Ростова весенней лунной ночью в Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II); в сцене охоты (т. 2, ч. 4, гл. III); в святочную ночь (т. 2, ч. 4, гл. X, XI);
— Николай Ростов в сцене поджога моста (т. 1, ч. 2, гл. VIII); в святочную ночь (т. 2, ч. 4, гл. X, XI);
— Пьер Безухов в плену (т. 4, ч. 2, гл. XI).
В романе своеобразно связаны природа и война. Во время Аустерлица природа мешает, войска не могут ориентироваться, что вызывает страшную неразбериху. Эпизод дается в восприятии князя Андрея (т. 1, ч. 3, гл. XIV, XV). Накануне Бородинской битвы «было ясно, светло, росисто и весело»; после битвы «стояла теперь мгла сырости и дыма», что подчеркивает драматизм ситуации (т. 3, ч. 2, гл. XXX, XXXIX). У Толстого в военных эпизодах никогда не бывает радостной природы.
Природа в романе связана с жизнью людей, их деятельностью, помогает понять психологию героев, показана в развитии, в движении, изображается реалистически. Мы видим зимнюю природу (Святки), весеннюю (лунная ночь, пробуждающийся дуб), осеннюю (охота). Мир, где царит единство человека и природы, гармоничен. Война — разрушение гармонии мира.
5. Особенности языка романа.
В толстовском повествовании преобладают сложные синтаксические конструкции. Это отражение сложной мыслительной деятельности, сложной внутренней жизни. Для стиля писателя характерны сила и выразительность, богатство и разнообразие лексики, средств художественной изобразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и пр.), индивидуальность языка каждого героя.
Итог уроков. Роман «Война и мир» грандиозен не только по замыслу, но и по художественному мастерству, заставляющему нас сопереживать героям, испытывать эмоциональное воздействие. Сам Л. Н. Толстой в статье «Несколько слов по поводу книги „Война и мир“» писал: «Что такое „Война и мир“? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника, „Война и мир“ есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».

1 См.: Толстой Л. Н. Война и мир // Л. Н. Толстой. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1987.
2 См.: Толстой Л. Н. Война и мир // Л. Н. Толстой. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1987.
3 См.: Толстой Л. Н. Война и мир // Л. Н. Толстой. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1987.
4 См.: Толстой Л. Н. Война и мир // Л. Н. Толстой. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1987.
5 Страхов Н. Н. «Война и мир». Сочинение графа Л. Н. Толстого // Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. — Л., 1989. — С. 194—255.

роки 124*—125*. «Все неправда, все ложь, все обман, все зло!..» 1

Духовные искания Л. Н. Толстого и их отражение в позднем творчестве писателя. Обзор романов «Анна Каренина», «Воскресение», повести «Хаджи-Мурат».

Уроки можно провести в форме лекции с элементами беседы, включением небольших сообщений учащихся по проблемам данных произведений и рассказом о последних годах жизни Л. Н. Толстого.

Тематика индивидуальных сообщений учащихся
(для классов гуманитарного профиля)

— Осуждение дворянского общества в романе «Анна Каренина».
— Духовный кризис Л. Н. Толстого 1880-х гг.: проблематика произведений «Исповедь» и «Так что же нам делать?».
— Духовное перерождение Нехлюдова в романе «Воскресение».
— Социально-нравственные проблемы повести «Хаджи-Мурат».
— Последние дни жизни писателя в изображении Бунина (по книге «Освобождение Толстого»).

Основные положения лекции учителя

1. После романа «Война и мир» Толстой идет дорогой тревожных раздумий и поиска ответов на тревожащие его вопросы, где самым главным остается вопрос «Что делать?». Он пробует ответить на него следующим образом:
— нужно изменить мир изначально, с детского возраста, занимаясь педагогической деятельностью;
— нужно понять эпоху, в которой «все переворотилось и только укладывается».
Мечтая изменить человека с детства, Толстой начинает заниматься педагогической деятельностью. В январе 1872 г. он запишет: «Пишу я эти последние годы азбуку и теперь печатаю. Рассказать, что такое для меня этот труд многих лет — азбука, очень трудно... Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке будут учиться два поколения русских всех детей, от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получат из нее, что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть». «Азбука»; «Первая, вторая, третья, четвертая русские книги для чтения», созданные для начального обучения детей; открытая Толстым в Ясной Поляне школа — вот плоды педагогической деятельности писателя.
2. Пытаясь осмыслить современную ему эпоху, в 1873 г. он начинает работать над романом о 1870-х гг. «Анна Каренина». О чем этот роман? О смысле жизни, о судьбах дворянства и народа, о семье и браке, о жизни, о смерти, о любви.
В романе дан широкий показ русского общества:
— высшая знать (Щербацкие, Облонские, Вронские, Тверские);
— чиновники высшего класса (Каренин, Стремов);
— крупные капиталисты (Мальтус, Рябинин, Бомаринов);
— представители интеллигенции (доктор, художник, адвокат);
— крестьяне, слуги.
В центре произведения — образ Анны Карениной, давший название роману. Развитие сюжета — в столкновении Анны с окружающим миром.

Анна Общество
Прекрасная женщина, с тонкой душой, не принимающая пустой светской жизни. Главное для Анны — искренность, настоящая любовь. Встреча с Вронским — пробуждение. Она жертвует всем: мужем, сыном, блестящим положением в обществе. Охлаждение Вронского — смерть для Анны. «Я хочу любви, а ее нет. Стало быть, все кончено... Отчего не потушить свечу, когда смотреть больше не на что» Общество, окружающее Анну, не понимает и не оправдывает ее любви, открытой всем. В лживом обществе можно поступать как хочется, но тайно, скрытно. Внешнее приличие прикрывает внутреннюю безнравственность. Каренин, муж Анны, — один из «столпов» высшего дворянства

Нельзя отнести к этому холодному светскому обществу Алексея Вронского. «Страшно богат, красив, большие связи, флигель-адъютант и вместе с тем — очень милый, добрый малый. Но более чем просто добрый малый... он и образован, и очень умен», — говорит Стива Облонский. Любовь к Анне изменяет Вронского, он понимает, что жил не так, ищет цель и смысл жизни. Его жизнь — это трагедия человека, не нашедшего цели в жизни. Тяжело переживая смерть Анны, Вронский едет на войну в Сербию, ищет смерти.
Противостоит этому миру и Константин Левин, проповедующий патриархальный уклад жизни, отрицающий городскую культуру и цивилизацию, столичную жизнь с ее ложью, суетой и развратом. Цель Левина — жизнь в деревне, сближение с крестьянами. В этом он находит удовлетворение, хотя остается барином. Этот образ автобиографичен, в нем много от самого Толстого. (Сообщение учащегося по теме 1.)
Выводы. Автор осуждает Анну за то, что она разрушила семью. В образе Левина звучит призыв к дворянству изменить свою жизнь. Толстой отрицает образ жизни дворянского общества, погрязшего в пороках.
3. Толстой приходит к мысли, что, поняв современную эпоху и общество, нужно уйти от него, если невозможно что-то изменить. У писателя зреет предчувствие назревающей катастрофы. В 1881 г. он пишет: «Революция экономическая не то что может быть, а не может не быть. Удивительно, что ее нет». Духовный кризис 1880-х гг. приводит писателя к разрыву со своим классом, с дворянством, начинается длительная и сложная полоса исканий. (Сообщение учащегося по теме 2.)
Выводы. В результате тяжелых раздумий писатель приходит к отрицанию государства, Церкви, собственности, даже своего творчества, потому что главное, по Толстому, — нравственное перерождение. «Со мной случилось то, что жизнь нашего круга — богатых, ученых — не только опротивела мне, но и потеряла всякий смысл. Все наши действия, рассуждения, науки, искусства — все это предстало мне в новом значении. Я понял, что все это — одно баловство, что искать смысла в этом нельзя» («Исповедь», 1879—1881).
«Только кажется, что человечество занято торговлей, договорами, войнами, искусством; одно дело для него важно и одно только дело оно делает: оно уясняет себе нравственные законы, которыми оно живет. Но это уяснение нравственного закона есть не только главное, но единственное дело всего человечества» («Так что же нам делать?»).
Отказ от творчества вызывает тревожные отклики других писателей. И. С. Тургенев пишет Толстому: «Друг мой, вернитесь к литературной деятельности!.. Друг мой, великий писатель русской земли, внемлите моей просьбе!»
4. По мнению Толстого, если невозможно жить вне общества, то нужно хотя бы показать его несовершенство.
В 1891 г. писатель «стал думать о том, как бы хорошо написать роман, освещая его теперешним взглядом на вещи». Таким романом стало «Воскресение». (Сообщение по теме 3.)
Выводы. Роман «Воскресение» — это протест Толстого против существующего мира: здесь мрачные казематы, тюрьмы, пересылочные пункты, разоренные деревни, равнодушный суд, карьеристы судьи, Церковь, освящающая насилие. В романе показаны политические ссыльные, но автор явно не на стороне революционеров. Важный нравственный смысл заключен и в самом названии романа.

Смысл заглавия романа «Воскресение»
Воскресение Катюши Масловой — падение и возрождение ее души, обретение смысла жизни Воскресение падшего человека — победа духовного начала над чувственным Воскресение Нехлюдова — путь дворянина к народу, проповедь нравственного совершенствования, непротивления злу насилием

5. Толстой принимает решение: нужно уйти не от общества, а из общества. «И опять молюсь, кричу от боли, запутался, завяз, сам не могу, но ненавижу себя и свою жизнь», — напишет он в 1896 г.
В 1900-е гг. появляется ряд статей, заставивших правительство вздрогнуть. Толстой стал опасен. «Два царя у нас: Николай II и Лев Толстой. Кто из них сильнее? Николай II ничего не может сделать с Толстым, не может поколебать его трон, тогда как Толстой, несомненно, колеблет трон Николая и его династии», — писал редактор «Нового времени» Суворин. Священный Синод отлучает Толстого от Церкви.
Но не это гнетет Толстого. Трагедия в нем самом, в его разочаровании в человеке. (Сообщение по теме 4.)
Выводы. В «Хаджи-Мурате» (1904) мы находим мысли о разрушительной силе человека в описании «татарина». Запутавшийся Хаджи-Мурат ищет выход и не может найти. Может быть, Толстой сопоставлял себя с героем, показывая его поэтически (сказки, песня Ханефи, песня матери, пение соловьев).
Примирение с этим миром для Толстого невозможно: «Жизнь, окружающая меня, становится все безумнее и безумнее: еда, наряды, игра всякого рода, суета, шутки, швыряние денег, живя среди нищеты и угнетения, и больше ничего. И остановить это, облегчить, усовестить нет никакой возможности. И мне ужасно, ужасно тяжело. Зачем не дали мне хоть перед смертью пожить хоть год, хотя месяц собственной мне жизнью, вне той лжи, в которой я не только живу, но участвую и утопаю». (Сообщение по теме 5.)
28 октября 1910 г. темной, сырой осенней ночью 82-летний писатель в сопровождении врача Маковицкого тайно и навсегда покинул Ясную Поляну. По пути он заболел и на станции Астапово вынужден был остановиться. 7 ноября Л. Толстого не стало. Есть в яснополянском парке, на краю оврага, одинокая могила. На ней нет ни креста, ни памятника, только невысокий холм, покрытый дерном. Великий бунтарь нашел здесь успокоение. Лев Николаевич Толстой остался наедине с природой, которую так любил.
Итог уроков. В конце жизни великий писатель, мыслитель и философ Л. Н. Толстой приходит к мысли о порочности общества, к которому он сам принадлежал. И он находит в себе силы возвыситься до отрицания современного ему мира, считая, что выход из создавшейся ситуации в нравственном самосовершенствовании человека.

Уроки 126*—127*.

Классное сочинение или контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого.

Урок 128. «Человек, который весь борьба» 2

Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды.

На этом уроке целесообразно остановиться на особенностях творческой манеры писателя, определить главное направление его творчества, основные произведения и дать краткую биографическую информацию.
Урок можно начать словами М. Горького: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть, только Шекспиру». В центре урока — разговор о творческой манере художника, который считается одним из самых сложных в передаче внутреннего состояния героев. Для этого уместно прочитать на выбор несколько ярких отрывков из прозы Достоевского, например:
— мучения Раскольникова перед «пробой», его внутренние рассуждения;
— поведение Раскольникова после убийства;
— поведение князя Мышкина и Рогожина после убийства Настасьи Филипповны;
— встреча Раскольникова с Мармеладовым.
В этих эпизодах очень напряженное повествование, они показывают человека изнутри, помогают ощутить почти болезненное состояние героев. Читатель сам подчиняется такому состоянию и глубже понимает поступки, кажущиеся на первый взгляд нелогичными и противоречивыми.
Вопрос для обсуждения
— Что можно сказать о Достоевском-художнике и Достоевском-человеке по этим отрывкам?
Вывод. Повествование Достоевского отличается напряженностью, нервностью, почти болезненностью. Автор чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Герои изображаются в очень сложных ситуациях, крайних, предельных по психологическому накалу. Основной прием раскрытия характера героя — внутренний монолог. Все это говорит о глубине таланта Достоевского, тонко чувствующего душевные движения, и показывает, что главное в писателе — это боль за оскорбленного и униженного человека, умение чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое.
С этих позиций обсуждается первый роман Достоевского «Бедные люди» (1845—1846). Форма работы — чтение и комментирование нескольких писем. Разумно остановиться на письмах от 1 июля и 8 июля, где Макар Девушкин оценивает «Станционного смотрителя» А. Пушкина и «Шинель» Н. Гоголя. Эти повести близки позиции Достоевского по отношению к «маленькому человеку».
Вопросы для обсуждения
— Как в повестях проявляется истинный гуманизм и тонкий психологизм авторов?
— Почему Макару Девушкину нравится «Станционный смотритель» и не нравится «Шинель»?
— К кому ближе герой Достоевского: к Самсону Вырину или Акакию Башмачкину?
Вывод. Продолжая традиции Пушкина и Гоголя, писатель развивает тему унижения и бесправия «маленького человека», показывает его большую душу и способность сочувствовать, сопереживать и сострадать.
Необходим краткий рассказ учителя или сообщение ученика о жизни писателя и его деятельности в обществе петрашевцев (руководитель — Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский).
Вопросы для обсуждения
— Почему приход Достоевского в общество петрашевцев был закономерен?
— Как участие в обществе связано с мировоззрением писателя?
— Почему роман «Бедные люди» можно считать первым шагом борьбы?
Возможно сообщение учащегося об аресте петрашевцев. В 1849 г. 21 человек (в том числе и Достоевский) приговорен к смертной казни. «Десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти». Десять минут, изменивших его жизнь. Смерть заменена каторгой, только в 1859 г. Достоевский смог возвратиться в Петербург.
Следует, однако, отметить, что в 2006 г. вышла в свет книга И. Свеченовской «Достоевский. Поединок со страстью» из серии «Тайны великих», где судьба Достоевского, в том числе и его отношение с петрашевцами, и каторга, рассматриваются совсем по-другому.
Иллюстрацией к периоду каторги писателя может стать чтение отрывка из романа «Преступление и наказание» — о Раскольникове на каторге или из повести «Записки из мертвого дома».
Вопрос для обсуждения
— Что можно сказать по этому отрывку о пребывании Достоевского на каторге?
«Мертвым домом» назовет писатель каторгу, но сможет увидеть в каторжниках людей, вызывающих сострадание: «И сколько в этих стенах было погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж все сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват?» Ответом на этот вопрос станет роман «Преступление и наказание» — виновато общество, которое нужно изменить.
В финале урока возможно чтение заключительной страницы из романа «Преступление и наказание» или из «Братьев Карамазовых».
Вопросы и задания для итоговой беседы
— Какой путь изменения предлагает Достоевский?
— Как в его сознании связываются религиозность и возрождение человека? (Каторга изменила взгляды Достоевского, повернув их к религиозному смирению. Каторга обострила гуманизм писателя, его сострадание «униженным и оскорбленным». Достоевский провозглашает новый взгляд на человека. Кто бы он ни был — он Человек.)
— Проанализируйте названия произведений Достоевского и определите основное направление его творчества. Как оно меняется в 1870—1880-е гг.?
«Бедные люди» — 1845—1846 гг.
«Записки из мертвого дома» — 1861—1862 гг.
«Униженные и оскорбленные» — 1861 г.
«Преступление и наказание» — 1866 г.
«Идиот» — 1868 г.
«Бесы» — 1870 г.
(Обращая внимание на названия произведений писателя, можно сделать вывод, что под влиянием происходящего меняется и сам художественный мир Достоевского, приобретая черты болезненности и фантастичности.)
Итог урока. Достоевский является писателем, которого сформировало сложное и отчасти безумное время 1840—1870-х гг., когда думающий и сопереживающий человек не мог оставаться в стороне от проблем, волнующих общество. Своими произведениями писатель пытается влиять на происходящее. В них попытка ответить на вопрос времени: «Что же делать?» Время сформировало и стиль Достоевского — психологически напряженный, погружающий читателя во внутренний мир героев. Основное направление творчества Достоевского — это гуманизм, защита «униженных и оскорбленных».

Урок 129. «В глубине „Преступления и наказания“ живет художническая память о „Медном всаднике“ Пушкина» 3

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского.

Цель урока — показать специфику Петербурга Достоевского, сопоставляя изображение города в романе «Преступление и наказание» с произведениями других писателей и художников. Петербург давно перестал быть просто городом, а стал символом не только у Достоевского, но и у Пушкина, Гоголя, Некрасова и в изображении многих художников.
Проблемные вопросы урока
— Кто является героями романа «Преступление и наказание»? (Бедняки и Петербург, вмещающий в себя все враждебное бедным. Отсюда проблема — защитить «маленького человека» от этого мира, т. е. от Петербурга.)
— Каким и как показан Петербург, символизирующий мир равнодушия, враждебности, безысходности, у разных художников и писателей?
Работа проводится в группах.
Группа 1. Образ Петербурга в «Медном всаднике» Пушкина и в иллюстрациях художника А. Бенуа.
Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город — источник творчества, но развенчивает «державный град» — символ власти, приносящей беды людям. У Пушкина три Петербурга:
— Петербург Петра — «окно в Европу», т. е. город царственный, символ власти, поэтому-то Петр видит «пустынные волны», не замечая «бедный челн» и «приют убогого чухонца»;
— Петербург Пушкина — город творчества, который поэт любит;
— Петербург Евгения — город простого человеческого счастья, разрушенного наводнением.
Интересно, что от стихии не страдает город Петра и город Пушкина, они остаются символами и власти, и творчества, а страдает только Евгений, маленький человек, мечтающий о счастье. А. Бенуа показывает гнетущий, мертвенный город, почти полностью закрытый фигурой Медного всадника, тоже являющегося символом. Петербург у Бенуа — это город, несущий смерть. Фигура Всадника нависает над Евгением. Зритель чувствует: если вздыбленный конь опустится, то прямо на маленькую бегущую фигурку, распростертую в виде креста.
Группа 2. Образ Петербурга в «Невском проспекте» Гоголя.
Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект». Это город фантастических контрастов, вырастающий до некоего нереального символа города-призрака. Можно вспомнить, что во время строительства Петербурга его называли дьявольским созданием, а Петра — антихристом, построившим город на болоте, изменившим жизнь русских людей и даже отсчет времени, так как с времен царствования Петра новый год стал начинаться с 1 января, а не с 1 сентября, как раньше. У Гоголя нет державного града, нет царя-строителя, нет дворцов, у него город представлен глазами героев, глазами «маленького человека».
Группа 3. Образ Петербурга Достоевского глазами художника Ильи Глазунова. Работа с иллюстрациями.
Глазунов замыкает пространство города, его улицы не имеют выхода. Художник увидел город-тупик. Все улицы пересекаются, даже открытая дверь ведет в закрытый двор, из которого нельзя выйти.
Группа 4. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» (ч. 1, гл. 1, 2 — начало; ч. 1, гл. 4 — опозоренная девочка; ч. 1, гл. 6 — мечта о счастливом городе; ч. 2, гл. 2 — удар кнута; ч. 2, гл. 7 — смерть Мармеладова; ч. 5, гл. 5 — смерть Катерины Ивановны и др.). Сопоставление фрагмента об утопленнице (ч. 2, гл. 6) и картины В. Перова «Утопленница».
У Достоевского Петербург — это город контрастов: город «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик. Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает Раскольников. Но это мечта, а город — это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.
Итог урока. В изображении Петербурга Достоевский продолжает традиции Пушкина и Гоголя, показывая враждебность города «маленьким людям». Но у Достоевского город — действующее лицо, герой событий, часто действие разворачивается прямо на улицах, причем различным событиям соответствуют различные состояния города, который даже способствует тем или иным поступкам. Например, духота, пыль, жара «подталкивают» Раскольникова к убийству старухи-процентщицы, а грязные мостовые и сточные канавы играют не последнюю роль в самоубийстве Свидригайлова.

Уроки 130—131. «Век искривлен, и не моя вина, что я рожден, чтоб выправить его» 4

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленький человек» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

Создание романа «Преступление и наказание» — это итог длительных раздумий автора над проблемами эпохи. Изображение «маленького человека» и сострадание к нему порождено проблемой социальной несправедливости и обостренным гуманизмом писателя.
Проблема, поставленная автором, может быть определена строчкой из «Гамлета» Шекспира, взятой эпиграфом к уроку.
Первый урок можно начать словами М. Горького: «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех муках людских и отрубил бы эту страшную память, — этот человек — Достоевский».
Достоевский писал: «И зачем я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказать преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно!»
Вопросы для обсуждения
— Могла ли история преступления и наказания случиться действительно?
— Как вы понимаете слова Достоевского «Я — дитя века»?
— Какие «герои века» и «проблемы века» есть в романе? (Герои: обездоленный «маленький человек» и «хозяева жизни». Проблемы: может ли существовать этот мир? Защита униженных. Гуманизм. Нравственное совершенствование.)
— Какие вопросы поднимаются в романе? (Философские, политические, юридические, этические.)
— Как развивался и изменялся замысел романа?
1. «Еще на каторге думал о чем-то подобном».
2. 1855 г. — «Роман мой называется „Пьяненькие“ и будет связан с теперешним вопросом о пьянстве». Почему же не воплотился замысел?
3. 2-я половина 1865 г. — работа над произведением, которое назвал психологическим отчетом одного преступления.
4. Конец 1865 г. «Я сжег все. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал все сызнова».
5. 1866 г. — роман опубликован в журнале «Русский вестник». Это год выстрела Дм. Каракозова. «Петербург, за ним Москва, а до некоторой степени вся Россия находятся чуть не на военном положении: аресты, обыски и пытки идут беспрерывно».
— Как в романе «Преступление и наказание» соединились предыдущие замыслы?
— Как мог быть встречен роман, опубликованный в такое время, когда выступали революционеры, проповедующие насильственный путь решения проблем, и либералы, стоящие за реформы?
Вывод. Роман вызвал массу споров: одни считали Раскольникова нигилистом, т. е. революционером, другие, наоборот, говорили, что он не имеет ничего общего с революционной теорией. Споры вызвал главный герой, но все признавали гуманизм писателя в изображении обездоленных людей. Изображая тяжелую жизнь героев, автор обвиняет общество, показывая, что эти люди достойны лучшего, так как по душевным качествам они выше стоящих у власти и имеющих деньги.
Форма работы на втором уроке — наблюдения над героями и слово защиты.
1. Слово в защиту Мармеладова и его семьи.
— Как Мармеладов появляется в романе?
— Какое впечатление он вызывает у окружающих?
— Каким видит его Раскольников?
— Каковы внешность и речь Мармеладова?
— Что рассказал Мармеладов о своей семье?
— Какова судьба Сонечки?
— Как появляется в романе Катерина Ивановна?
— Что читатель узнает о ее внешности и о прошлом?
— Какова дальнейшая судьба Мармеладова и Катерины Ивановны?
— Кто виноват в такой судьбе героев?
Вывод. Супруги Мармеладовы показаны двойственно. Мармеладов внешне смешон, «забавник», но внутренне трагичен; ему «некуда больше идти»; Катерина Ивановна криклива, шумна, бывает несправедлива, но внутренне трагична из-за стремления соблюсти приличия: «Уездили клячу! На-дорвала-а-сь!»
Достоевский обвиняет в судьбе героев общество, но и их тоже, особенно Мармеладова. Не случайно последнее, что видят и Мармеладов, и Катерина Ивановна, — это образ Сони.
2. Слово в защиту семьи Раскольниковых.
— Почему Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма?
— Каковы отношения между членами семьи?
— Что мы узнаем о матери Раскольникова?
— Каковы судьба Авдотьи Романовны, ее испытания в доме Свидригайлова?
— Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным?
Вывод. Высокие моральные и душевные качества сталкиваются с миром корысти и зла. Спасение героев — случайность. Для Раскольниковых характерна жертвенность, герои готовы жертвовать собой ради других.
3. Слово в защиту детей.
— Почему самое страшное — это судьбы детей, искалеченные этим миром?
— На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?
— Что можно сказать о Соне, которая сама почти ребенок, но жертвует собой, помогая детям?
— Зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников?
Вывод. Трагические судьбы детей — это страшное обвинение миру зла и наживы. Судьбы детей — это показатель состояния общества. Судьбы детей — это и ответ на вопрос: есть ли у такого общества будущее?
Итог уроков. Судьбы героев романа — это, во-первых, отражение времени, когда развитие капитализма внесло в отношения людей чисто денежные принципы, когда никого не интересуют душевные качества человека, когда его место в обществе определяется только финансовым состоянием. Во-вторых, это отражение гуманизма писателя, стремящегося вызвать жалость и сострадание к обездоленным. В-третьих, это обвинительный приговор обществу, допустившему подобное. В-четвертых, это предупреждение буржуазному обществу, так как мир, в котором гибнут дети, обречен.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.