Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Работа социального педагога с инвали­дами






    ными возможностями. Для успешной реализации этих программ необходимо совершенствование всей системы профессиональ­ного обучения и профориентации инвалидов. В начале 90-х гг. в России действовало свыше 50 учебных заведений для инвали­дов, где они обучались 21 профессии, основными из которых являлись портной (39, 1%), бухгалтер (17, 9%), механик (13, 4%), обувщик (4, 7%), часовщик (3, 7%). Согласно психологической классификации Е.А.Климова, эти профессии принадлежат к ти­пам «человек—знаковая система» и «человек—техника».

    Однако установлено, что многие инвалиды молодого возраста предпочитают профессии типа «человек—человек». Серьезную про­блему представляет комплектование учебных заведений для инва­лидов. До начала 90-х гг. этот процесс осуществлялся стихийно, в результате чего в одном классе обучались лица разных возрастных групп, а также страдающие различными формами патологии — сердечно-сосудистыми, психическими заболеваниями, нарушени­ями опорно-двигательного аппарата и др. При этом часто не учи­тывались особенности старшей возрастной группы, представите­ли которой чаще всего нуждаются не в обучении, а в переобучении.

    Специфика различных нарушений требует и соответствующих программ, и специализированных учебных заведений. Совершен­ствование дифференцированной системы обучения инвалидов может осуществляться за счет реализации принципов: учет струк­туры нарушений психической и интеллектуальной деятельности; опора на сохраненные психические и физические функции; использование прошлого профессионального опыта инвалидов. В 1991 г. на очных отделениях 136 вузов насчитывалось 648 студен­тов-инвалидов. Первые специальные вузы для инвалидов открыты в Москве: Институт искусств, Московский институт-интернат для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы1.

    Под педагогической реабилитацией понимают мероприятия воспитательного характера в отношении больного взрослого, на­правленные на то, чтобы он овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил образование. Очень важно выработать у взрослого психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональ­ную ориентацию. В отношении взрослых инвалидов осуществля­ются мероприятия, предусматривающие их подготовку к различ­ным доступным им видам деятельности, создающие также уве-

    программам. Эти программы предназначены для лиц, признан­ных в установленном порядке инвалидами, или лиц с ограничен-

    1 Настольная книга специалиста: социальная работа с £ Я.идр.-М., 1996. -210 с.

    405ренность в том, что приобретенные знания в той или иной обла­сти окажутся полезными в последующем трудоустройстве.

    Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение не­обходимыми индивидуальными техническими приспособления­ми для облегчения пользования рабочим инструментом, при­способление рабочего места к функциональным возможностям организма больного или инвалида на его прежнем предприятии, организацию специальных цехов и предприятий для инвалидов с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.

    В реабилитационных центрах широко используется метод тру­довой терапии, которая основана на тонизирующем и активиру­ющем действии труда на психофизиологическую сферу человека. Длительная бездеятельность расслабляет человека, работа подни­мает жизненный тонус. В результате долго текущего заболевания у человека снижаются энергетические возможности не только вслед­ствие " болезни как таковой, но и вследствие бездеятельности. Нежелательный психологический эффект дает и длительная со­циальная изоляция неработающего человека.

    Трудовая терапия как метод восстановительного лечения име­ет важное значение для постепенного возвращения больных к обыч­ному жизненному ритму, особенно при заболеваниях и травмах костно-суставного аппарата. В годы Великой Отечественной вой­ны трудовая терапия широко применялась во фронтовых и тыло­вых госпиталях, что способствовало быстрому возвращению в строй значительного числа раненых.

    Особое значение трудовая терапия приобрела в лечении пси­хических заболеваний, при которых часто и надолго изолируют заболевшего от общества и близких. Такие симптомы душевного расстройства, как эмоциональные нарушения, галлюцинации, раз­личные формы бреда, затрудняют человеческие отношения — под­держание прежних и установление новых контактов. Трудовая те­рапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, отвлекая от болезненных пере­живаний.

    Значение трудовой активизации для душевнобольных, сохра­нение их социальных контактов посредством совместной дея­тельности так велико, что трудовая терапия как вид медицинс­кой помощи раньше всех была использована психиатрами. Кроме того, трудовая терапия позволяет приобрести достаточную ква­лификацию.

    Уникальный в мировой практике эксперимент по реабилита­ции группы слепоглухих был проведен в Советской России. Он посвящен всестороннему (трудовому, интеллектуальному, нрав­ственному, эстетическому и физическому) развитию человека в условиях полного отсутствия и зрения, и слуха.

    Как показывает практика, одним из наиболее важных и в тоже время проблемных вопросов в жизни людей является выбор про­фессии и трудоустройство. Профессиональное самоопределение должно включать в себя два принципиально важных условия: ак­тивность субъекта профессионального выбора и обеспечение ква­лифицированной развивающей помощи со стороны социального работника с целью обоснованного выбора профессии. Часто зат­руднения человека в профессиональном самоопределении вызва­ны нерешительностью и неуверенностью в своих силах. Здесь осо­бое значение приобретает помощь в осознании и правильной оценке своих способностей, их профессиональной значимости. Важна информация о профессиях, в которых качества данного человека могут обеспечить успешность деятельности.

    Вопросы и задания

    1. Особенности социальной политики, защиты семьи и детей в Анг-

    лии.

    2. Опыт социальной защиты детей в США.

    3. Особенности работа со взрослыми в европейских странах.

    4. Работа с родителями.

    Литература к лекции

    1. Джил Горем Борис. Социальная работа с семьями в Англии. - М,

    1993.

    2* Чорбинский С. Я. Социальная работа и социальная программа в

    США. - М., 1992.

    3 Энциклопедия социальной работы: В 3 т. — М., 1996.

    4. Вершовский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. -

    М, 1987 \ Дыскт АЛ.9 Решетов А.Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте. -

    6. Настольная книга специалиста: социальная работа с инвалидами/

    Холостова Е.И. и др. - М., 1996. ^

    7. Российская энциклопедия социальной работы: и l т. — м.,

    4078. Санин М.Я., Лыскин АЛ. Пожилой человек в семье и обществе. — М., 1984.

    9. Сироткин С.А. В мире слепо-глухих//Вопросы философии. — 1975. - № 6.

    10. Словарь-справочник по социальной работе/Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И.Холостовой. — М,, 1997.

    11. Энциклопедия социальной работы: В З-хт./Пер. с англ. — М., 1994.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.