Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная помощь детям. — М., 1994. — С. 86. 362






быть установлены хорошие отношения с подростком и его окруже­нием, точнее, должен быть установлен контакт, что в практике работы социального педагога достигается не сразу и Не просто.

Здесь важно социальному педагогу еще до встречи познако­миться с личными делам подростка и в школе, и в комиссии по делам несовершеннолетних. Важно выяснить причину педагоги­ческой запущенности, а в дальнейшем стараться объединить пе­дагогический процесс воспитания и процесс самовоспитания. Социальному педагогу важно овладеть приемом направления под­ростка к деятельности самосовершенствования.

Работая с трудными подростками, социальный педагог на каж­дого воспитанника составляет психологическую карту. В этом осо­бенность работы социального педагога — работа с личностью.

Учитывая, что трудные подростки чаще всего особенно возбу­димы, социальному педагогу важно выбрать для ребенка тот вид деятельности, который поможет ему во время конфликта быть сдержанным и терпеливым. Задача педагога состоит в воспитании у подростка терпимости, внимания, сдержанности.

Для воспитания этих качеств следует помнить, что подросток может быть жестоким, поэтому ему нельзя поручать руководство маленькими.

Работая в реабилитационном центре с подростками, соци­альный педагог должен помнить о ряде условий, которые ему помогут достичь успеха.

Первое — установить контакт с подростком, чтобы общение дало возможность его познать. Познание ребенка — это второе, о чем должен помнить педагог. Знать его мысли, стремления, реак­ции, планы на будущее. Третье — установить добрые отношения, что поможет в его реабилитации1.

Подробная технология достичь контакта социального педагога с подростком разработана психологом Л.Б.Филоновым. Он выде­ляет несколько стадий в разговоре социального педагога с подро­стком. Это накопление согласий во взглядах, вызов согласий со стороны подростка, поиск его увлечений, понятие особенностей его увлечений и поведения, определение отрицательных качеств его личности, его реакция на постороннее влияние, выработка общих норм поведения и взаимодействия2.

1 Филонов Л.Б. Технология установления контакта с дезадаптивированными под­ростками в процессе их реабилитации/Проблемы, методика и опыт реабили­тации детей и подростков в современных условиях. — М., 1994. — С. 124.

2 Там же.-С. 127-143.

педагогу о «неформалах»

Учитывая, что так называемые «трудные подростки» составля­ют большинство в различных неформальных объединениях, со­циальному педагогу, работая с ними, следует иметь представление хотя бы частично об этом

молодежном движении.

Обратимся к истории. Неформальные молодеж­ные группы впервые возникли после второй ми­ровой войны в европейских странах как неприятие молодежью в их странах общественных и экономических систем, социальных и духовных ценностей. Это был протест против существующих по­рядков и поиск более справедливых форм человеческого суще­ствования.

В конце 40-х — начале 50-х гг. небольшие группы молодежи пытались противопоставить себя обществу. Они появлялись с осо­быми прическами и одеждой. Их жесты, язык, поведение, их му­зыка, интерес к политической жизни заставляли обращать на них внимание. Это — битники, обитавшие в подвалах, в примитивных одеждах; они искали смысл жизни.

В середине 50-х гг. во многих европейских странах появились «сердитые молодые люди» от 14 до 20 лет в кожаных пиджаках, без работы; многие из них потеряли в войну отцов. Как протест про­тив своего положения они громили витрины магазинов и рекла­мы.

Позднее появилось движение теддов, озлобленные, они обру­шивали свою ярость не только на имущество, но и на случайных прохожих, особенно не белого цвета кожи.

Юноши от 12 до 20 лет в начале 60-х гг. организовались в груп­пу Tods. Дети квалифицированных рабочих, сами работающие, они бунтовали по воскресным дням,

Более массовым было движение хиппи. Они выдвигали челове­колюбивую систему ценностей: «Творите любовь, а не войну». Их одежды представляли разные национальные культуры; красочные атрибуты: буддийские четки, индийские амулеты и талисманы, европейские гитары и губные гармошки. Символ движения — цветы. Они осуждали отцов за то, что общество отошло от естественных потребностей человека. Протестовали против уничтожения лич­ности, индивидуальности каждого, выступали против формаль­ных законов общества.

В 1964 г. под влиянием хипп-движения произошло массовое выступление студентов: демонстрации, баррикады, столкновения с полицией. Хиппи создавали небольшие мастерские, сельскохо­зяйственные фермы, пытались уйти от товарно-денежных отно­шений, отдавая продукты в своих магазинах бесплатно, что при-

водило к разорению. Это была попытка создать коммуны как про­тест существующему обществу.

В этот период от хиппи отделяется группа йипи, которые зва­ли народ к революционным преобразованиям. В 1968 г. 15 тыс. йипи организовали марш в Чикаго, где обсуждались кандидаты в президенты США. Три дня полиция демократической Амери­ки, применяя дубинки и слезоточивые газы, жестоко избивала подростков. После этого движение йипи прекратило свое суще­ствование.

Кризис движения хиппи, разочарование и подавленность молодежи привели к проникновению в их движение идей сексу­альной революции. Члены коммун хиппи вели общее хозяйство, сообща воспитывали детей, некоторые имели общих сексуальных партнеров.

В 70-е гг. среди молодежи возникают различные религиозные секты как более мирные протесты обществу: движение «зеленых», группы новой демократии, группа защиты прав женщин и безра­ботных.

В развитых странах появляются рокеры — молодые люди из рабочих семей, учащиеся с мотоциклами. Они носились на боль­шой скорости, оглушали ночные города, испытывая при этом чувство свободы. В ФРГ возникло движение фашистского толка нацирокеров.

В настоящее время массовое распространение приобрели фэн-клубы, где пропагандируется экстремизм и насилие, межнацио­нальная вражда. Так, футбольный матч на кубок Европы ФРГ-Турция западногерманские фанаты превратили в демонстрацию ненависти к туркам.

Группа попперов выступала против протестующего поколения отцов, предлагая не обращать внимание на отрицательное в жиз­ни, а наслаждаться существующими благами, находить их в своем окружении.

Огромной популярностью пользуются панки. Считая себя бро­шенными обществом, они стремятся вызвать к себе отвращение окружающих: ярко расписывают лица, наголо бреют голову, хо­дят в рваной одежде с собачьими ошейниками или цепями от унитаза на шее.

Новое молодежное неформальное движение кибер-панкизм имеет два направления: киберпанки осознающие и неосознающие свою принадлежность к неформалам. Больше вторых, это люди разного возраста, увлеченные компьютером. Увлечение техникой помога­ет им в установлении связи искусства и науки, литературы и про­мышленности.

В России неформальные группы молодежи появились также после Отечественной войны. В период перестройки их число воз­росло, молодежь включилась в мировое молодежное движение, представляя свою специфику. Существующие различные нефор­мальные группы нередко контактируют друг с другом (А.П.Файн). Хиппи, металлисты, панки часто знают друг друга и могут пере­ходить из одной группы в другую.

Почему молодежь тянется к неформальным группам? Одни из любопытства, не вникая в философию движения, другие видят в движении интересную форму проведения времени, для третьих — поиск оригинального образа жизни.

У хиппи своя философская платформа, своя форма поведения, В их клуб может вступить каждый, участвующий в мероприятиях Системы. В России движение хиппи возникло в 60-х гг. Это был интерес молодежи к джинсовой одежде.

В конце 70-х п\ хиппи стали вытесняться панками, металлиста­ми, брейкерами, но к 80-м гг. снова наблюдается интерес к дви­жению хиппи. Сейчас московскую Систему хиппи составляет около 2 тыс. молодежи в возрасте 13—36 лет. Это школьники, студенты, рабочие, научная, техническая и художественная интеллигенция. Они меняют работу, работают сторожами, что дает свободное время днем. Система делится на «пионеров» и «олдов», или «ма­монтов». «Пионеры» — это недавно вступившие в клуб, «олдо-вые» — старые члены клуба, серьезно вникающие в политику, религию, мистику, искусство. Хиппи носят длинные волосы на прямой пробор, лоб и затылок охватывает тонкая повязка, мно­гие отпускают бороду. Их одежда и поведение объясняются стрем­лением не отрываться от природы.

Длинные волосы помогают контакту с космосом, с космиче­ским разумом. Одеты в джинсы, свитера, нередко рваные, ста­ромодные пальто; носят украшения, на шее джинсовый мешо­чек с документами. Зимой живут в городе, летом путешествуют, разбивают палаточные городки. В основе их философии — внут­ренняя свобода человека, независимость от общества, свобода в любви, что якобы способствует единению людей. Проповедуют пацифизм, выступают против службы в армии, верят в иную, высшую реальность, медитацию, которая поможет выйти в эту реальность. Хиппи — это своеобразный вызов современному об­ществу.

Распространено в России движение панков. У них петушинные прически, кожаный пиджак на голом теле, грубый жаргон, вы­зывающее поведение. Они устанавливают связи между городами. Появление их в городе сопровождается драками и грабежами.

Группы мажоров (псевдоамериканцы, псевдоангличане, псев­дофранцузы) предпочитают одеваться только в вещи из этих стран, собираются у гостиниц, где останавливаются иностранцы, демон­стрируют приобретенные одежды. Они — за сильного предприим­чивого человека, владеющего несколькими языками, против нар­котиков, за активный спорт.

Рокеры на мотоциклах без глушителей на большой скорости, группами, по ночам демонстрируют свое пренебрежение к обще­ству: угоняют чужие мотоциклы, не имеют водительских прав, вступают в связь с уголовными элементами.

Саталлисты — это поклонники определенного певца, футболь­ной команды — «фанаты».

Поклонники металлического рока — сейчас наиболее распро­страненная группа.

Их несколько видов: «тяжелый металлический рок», «черный металлический рок» и «скоростной металлический рок». Агрессив­ный внешний вид, черная одежда, отточенные шины, металли­ческие украшения на груди, перевернутый крест, слово «сатана» на английском языке. Они агрессивны, исповедуют культ сатаны, проповедуют расизм и шовинизм, к ним тянутся подростки, ко­торых привлекает такой внешний вид. Это «лохи», быстро впиты­вающие агрессивность. Среди металлистов встречаются ценители металлического рока, увлеченные музыкой, миролюбивые, со­стоящие в контакте с официальными организациями.

Получили распространение правоэкстремистские группы — нео­фашисты. В черных куртках, узких брюках, белая рубашка с узким галстуком, кирзовые сапоги или ботинки, татуировка свастики — атрибуты этих групп. Они копируют соподчинение фашистской партии Гитлера: «гаупштурмфюрер», «штурмбанфюрер» и др. Про­поведуют культ сильной личности, расизм, шовинизм, чернную магию, занимаются спортом. Возглавляет группы чаще всего взрос­лый с реакционными взглядами. Такие группы становятся соци­ально опасными.

Члены левоэкстремистских групп поклоняются видным совет­ским политическим деятелям. Они пострижены под полубокс, волосы зачесаны назад, носят значки своих кумиров, отвергают западную культуру, освистывают западных певцов, отнимают у детей импортные вещи. Чтобы работать с такими подростками, социальному педагогу следует знать особенности каждой группы, особенности каждого подростка, уметь убедительно вести с ним диалог. Необходимо знать о существующих группах в городе, по­селке, районе, кго в них входит, связаны ли с наркоманией, пра­вонарушениями, спекуляцией, развратом. Знать их интересы, куль-

367и1

турный уровень, идеалы, убеждения, стремления, знать о струк­туре групп, правилах приема, то как определяется лидер, как от­носятся к обществу.

Ученые проанализировали причины участия подростков в не­формальных группах. Это: стремление познать необычное, осо­бенно современное западное искусство; неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива; отсутствие интереса к чему-либо, бездеятельность, равнодушие к учебе; потребность в эмоциональных впечатлениях; отсутствие индивидуального под­хода в школе, при наличии задержки в умственном развитии у отдельных учеников; невнимание к подросткам в семье, безнад­зорность, одиночество, заброшенность, беззащитность; оригиналь­ность впечатлений, получаемых подростками в группах, внутрен­няя свобода; возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях (И.А.Невский).

Ленинградские ученые проанализировали 40 дворовых «тусо­вок», в которых 70% были юноши, 30% — девушки, в основном несовершеннолетние подростки.

Первостепенная причина ухода подростков в неформалы — это потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых. Каждый восьмой из пришедших в неформалы тот, кто «не знал, как жить дальше» (Н.Кофырин).

Ученые разработали рекомендации педагогу, работающему с подобными подростками. Прежде всего необходим индивидуаль­ный подход к каждому участнику группы и дифференцирован­ный подход к каждой группе (В.С.Овчинский). Надо делать упор не на запрещение групп, а на обсуждение проблем, волнующих эту молодежь, убеждать в заблуждениях, показать истинные цен­ности отечественной и зарубежной культуры.

Необходимо найти с этими подростками общий язык, суметь разобраться с волнующими их проблемами. Не запрещая группы, найти пути создания условий для самовыражения и самореализа­ции подростков (Д.И.Фельдштейн).

В некоторых случаях следует применять и запрет, если в группе пропагандируются наркотики, пьянство, насилие, жестокость, порнография, проституция, неофашизм, и тогда, когда деятель­ность группы приобретает противоправный характер. Необходимо в таких случаях разобщать группу, переориентировать подростков на общественно-полезную работу, нейтрализовать лидеров. При этом, главное, работать с каждым подростком отдельно.

Ученые разработали программу экономических и правовых зна­ний, которые необходимы подростку, вступающему в самостоя­тельную жизнь. Здесь важно, что в результате подобного просве-

щения формируется социальная защищенность подростка. В неко­торых школах для учащихся 9-х классов проводятся занятия фа­культатива «Основы социальной защищенности»1, на которых даются экономические и правовые знания с учетом интереса ре­бят, а также формируются умения по защите своих интересов и

социальных гарантий.

В содержание факультативного курса вошли вопросы трудового законодательства, трудовых отношений, безработицы, занятости населения, изучение закона Российской Федерации «О занятости населения», налогов и налогового законодательства.

Большинство занятий несут практический характер. Так, при изучении тем, связанных с рынком труда, ученики разбирают ситуацию «Конфликт на бирже труда». Проводится деловая игра

«Поиск работы»2.

Одна из форм предупреждения правонарушений подростков — это их вовлечение в правоохранительную деятельность, где соци­альный педагог работает в тесном контакте с комиссией по делам

несовершеннолетних.

В плане этой лекции следует рассмотреть статью известного отечественного педагога В.Н.Сороки-Росинского о трудных детях. Она написана в 20-е гг., но поднимаемые им проблемы актуаль­ны сегодня.

В.Н. Сорока-Росинский






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.