Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Лекция 21. Работа c одаренными






    Что такое одаренный ребенок. Талантливый ребенок в се­мье. Работа социального педагога с одаренными детьми. В.П.Кащенко о «даровитых детях*.

    Одаренность, талант, гениальность — это высокий уровень развития каких-либо способностей человека. Одаренность быва-

    ет различной. Так, одна из них — социальная Что такое ода- одаренность, ее называют лидерской, она не реннын ребенок1 вызывает беспокойства ни в школе, ни в

    семье.

    Больше всего изучена художественная (музыкальная, изобра­зительная и сценическая) одаренность. Исключительные спортив­ные способности — это психомоторная одаренность.

    Академическая одаренность проявляется в необычных способ­ностях учиться, что сопутствует отличной специализации в буду­щем.

    Интеллектуальная одаренность — это способность анализиро­вать, мыслить, сопоставлять факты. В семье это умник или умни­ца, в школе — отличник. Иногда такой ребенок учится на отлично только по одному-двум предметам и не успевает по другим.

    Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонном мышлении. Но до достижения поставлен­ных целей они часто не дотягивают и слывут «неудачниками». Они всех раздражают уже в детстве, в семье и в школе. Важно заметить этого ребенка и вовремя ему помочь.

    Общим для одаренных детей является потребность в знаниях. Как правило, их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную и интеллектуальную. Они любят ум­ственный труд и тем часто пугают родителей.

    Одаренный ребенок ищет общения со взрослыми, так как они его понимают и восхищаются им. Сверстники его не понимают и часто над ним насмехаются, дают прозвища.

    Эмоциональность таких детей кажется преувеличенной, они вспыльчивы, могут скандалить по пустякам, но это не каприз, а проявление сверх эмоциональности. Творческие дети бывают спо­койными, они с детства страдают из-за своей одаренности.

    Кажется, что у этих детей врожденное повышенное чувство юмора. Сами они если не острят, то любят слушать и восхищают­ся малейшей шутке.

    Чаще у них особая речь. Их особенная моторика или восприя­тие отличает их от других детей. (Они «даже едят не как все дети».)

    Подводя итог выделенным качествам одаренного ребенка, сле­дует подчеркнуть, что одаренные дети по решению Всемирной организации здравоохранения входят в «группу риска» наряду с умственно отсталыми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Им необходимо особое воспитание, специальные, индивидуальные учебные программы, специально подготовлен­ные учителя, специальные школы1.

    Это должны быть особенные школы, где знают и учитывают особенности и проблемы одаренного ребенка. Где для такого ре­бенка должны быть поставлены сверх задачи, преодолевая кото­рые он будет развиваться согласно своим задаткам и способно­стям.

    1 Юркевич В. Иллюзии. Реальность//Семья и школа. — 1996. № 8. - С. 5. 380

    Юркевич В. Указ. соч. — С. 8.

    tРабота педагога в такой школе — сложный и тяжелый труд, так как дети в этой школе всегда «вредные», большинство неспокой­ные. Они прямолинейны, упрямы, самолюбивы и чистолюбивы.

    В работе с одаренным ребенком воспитателю сложно признать, что ребенок умнее его (!). У большинства из них высокая само­оценка, и здесь следует преодолевать барьер «зазнайства».

    Но есть и скрытая одаренность, которая почти открыто не про­является, когда такой ребенок в семье то, окружающие его испы­тывают огромные трудности. Это фанатики, дети увлеченные ка­ким-то одним делом. В последнее время появилось много компьютерных фанатиков. Для них школа только помеха.

    Есть еще лентяи, которые впитывают любую информацию, но не хотят ничего делать. Скромники — дети с заниженной самооцен­кой, стремятся не демонстрировать себя. Есть еще один тип — не­вротики, или даже психопаты, которые постоянно вступают в кон­фликты в семье и с окружающими. Чудаки или странные — это спокойные мягкие дети, они не любят конфликтов.

    Важно, чтобы об этой скрытой одаренности знали в семье, так как этим детям нужна помощь взрослых, родителей, воспитате­лей, социальных педагогов.

    Одаренный ребенок в семье — ее гордость. Но Талантливый чаще всего одаренность ребенка в семье остает-ребенок в семье ся незамеченной. Это если ребенок в семье пер­вый или все дети талантливы, никто из них не выделяется, и их воспринимают как обычных.

    Однако не все родители гордятся таким ребенком. Нередко они не хотят, чтобы ребенок выделялся, а был бы «как все». Идеально, если родители вовремя заметят одаренность и будут помогать ему.

    Иногда родители «вымучивают» талант, стараясь из небольших способностей «делать» талант, истощая силы ребенка. Немногие дети выносят это родительское насилие и оправдывают надежды тщеславных родителей. Расстроенное здоровье можно поправить, но трудно поправить духовные подорванные силы. Талант, если он есть, разовьется, важно вовремя помочь ему. Но «делать» та­лант — издевательство над ребенком.

    Родители отмечают одаренность ребенка чаще всего, замечая употребление сложных слов, раннюю речь, а также раннее усво­ение счета или чтения, цепкую память и огромное любопытство. Характерно также быстрое восприятие и воображение. Но иногда эти особенности ярко не проявляются.

    Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить ран­нее развитие таких детей. Точнее, выявить одаренность в раннем детстве и дать ей развиться. Так, у Н.Н.Римского-Корсакова обна-

    ружили способности в 2 года. И.Е.Репин начал рисовать в 4 года, у П.И.Чайковского в 5 лет. А.С.Пушкин начал писать стихи в 9 лет, М.Ю.Лермонтов — в 10 лет.

    Для семьи важно не только выявление одаренности, но и от­ношение к такому ребенку. Не следует выделять его среди детей, так как это приведет к негативному к нему отношению.

    Одаренный ребенок стремтгся к самоутверждению, желает пре­успеть в развитии своего дарования. Родителей не беспокоит, что этот ребенок стремится всегда преуспеть, отсюда особенности его поведения, что создает проблемы в его отношениях с окружаю­щими.

    Социальному педагогу следует в первую Социальный педагог очередь помнить, что как бы не был ода- и одаренный ребенок рен ребенок, его нужно учить. Важно при­учить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.

    Социальному педагогу следует проанализировать свое отноше­ние к этому ребенку и только тогда возможно выбрать правиль­ный путь взаимопонимания с ним. Следует разобраться что в этом ребенке особенное, чем гордятся родители. Не следует также за­бывать, что талант ребенка ослепляет родителей.

    Конфликты в семье возникают на почве давления на такого ребенка. Он не любит давления притеснений, не терпит окриков, родители забывают об этом, и это выливается в проблему.

    Социальный педагог помогает родителям развивать индивиду­альные задатки ребенка, направляет его к специалистам, органи­зовывает консультации, осуществляет постоянный контакт меж­ду преподавателями и родителям.

    Нестандартное поведение одаренных детей проявляется в том, что у них часто меняется настроение, они нетерпеливы в обще­нии, прерывают собеседника, демонстрируют собственные зна­ния. Они поправляют собеседника, если обнаружат какую-то не­точность, стараются быть всегда правыми, считая неприятным быть неправым.

    Все эти качества требуют в первую очередь воспитания терпе­ния и ненавязчивости.

    Талантливые дети знают, что такое доброта, справедливость и милосердие, но на практике эти прекрасные идеи они не могут претворить в жизнь. Здесь нужна помощь социального пе­дагога.

    Любознательность и стремление все знать, огромный творче­ский потенциал выливаются в нарушения устоявшихся норм по­ведения и отношения с окружающими.

    383Здесь необходима связь социального педагога с родителями. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, созданию обстановки для творчества.

    Одной их форм работы с талантливыми детьми в современных условиях является создание Домов детского творчества. Чаще это бывшие Дома пионеров. Но от Домов пионеров их отличает раз­нообразие форм и методов работы с талантливыми детьми.

    Так, в Клинском Доме детского творчества (Московская об­ласть) существует Школа народной культуры, где в фольклор­ном кружке занимаются дети с 4-х лет. В комнате, оформленной как русская изба, ребята познают прошлое и настоящее народ­ного искусства. Ребята собирают и записывают старинные пес­ни, частушки, пословицы и поговорки. В подготовке концертов, в шитье костюмов, в оформлении концертов помогают роди­тели.

    Кружковцы отмечают как праздники День Ивана Купалы, Масленицу, Рождество. Дом детского творчества посещает 2 тыс. ребят. Отчетом их занятий служат концерты перед населением и ярмарки детских поделок.

    Особый разговор о талантливых детях и работе социального педагога с ними. Говорят, что воспитатели должны преимуще­ственно работать с посредственностью, а талант сам себе найдет дорогу. Но на самом деле неокрепший талант легче сбить с толку, погубить, чем посредственность. Не дав ему развиться, не помо­гая, нетрудно сделать его ниже посредственности. Поэтому соци­альный педагог не может пройти мимо одаренного ребенка, по­павшего в сложную жизненную ситуацию.

    Обратим внимание на доклад В.П.Кащенко на Первом Все­российском съезде по экспериментальной педагогике в декабре 1910 г. «Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школь­ников?».

    Всеволод Петрович Кащенко — дефектолог, окончил медицинский факультет Киевского уни-(1870 1943) верситета. В 1907 г. в Москве открыл частную

    школу-санаторий для аномальных детей. Через 10 лет на базе этой школы был организован Дом изучения ре­бенка, вскоре преобразованный в Медико-педагогическую опыт­ную станцию под руководством Кащенко. Он был организато­ром курсов по подготовке педагогов-дефектологов (1918—1919 гг.), ректором Московского педагогического института детской де­фективности (1920—1924 гг.), последние годы работал в области логопедии.

     

    В.П.Кащенко






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.