Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С семьей






Работа с семьей, где есть ребенок; особенности работы в различных семьях; методы работы. Помощь семье. Семья, где есть нетрудоспособные родители, больные дети или дети-инвалиды. Лечебная педагогика А А.Дубровского. Ребенок-олигофрен. Семейные детские дома. Организация семейного досуга. Центры «Доверие» и «Радуга» в г. Клин Московской области.

Традиции семейного воспитания складывались веками. От вре­мен Платона до наших дней ученые и педагоги утверждали, что

на развитие, формирование человека, на его Ребенок в семье становление, его умственные, физические и ду­ховные способности, его здоровье и мораль­ные принципы влияют только родители.

Если родители заботятся о здоровье, вкладывая душу и серд­це, то дети будут защищены от вредного влияния среды. Но в каком бы богатстве и комфорте ни воспитывался физически креп­ким, освоившим науки и ремесла ребенок, если в нем не будут развиты духовные, гуманные черты личности, ничего хорошего он в мир не принесет.

Нравственное поведение, психологическое развитие, поведе­ние, общение, жизненные установки — все это формируется в семье. Какие бы проблемы ни решали родители, что ни говорили, с кем бы ни общались — все это откладывается на воспитании ребенка.

А.С.Макаренко был твердо убежден, что «родительские тре­бования к себе, родительское уважение к семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый глав­ный метод воспитания», и если с вашим ребенком неблагопо­лучно, «нужно прежде всего самого себя положить под микро­скоп»1. И не нужно ребенка перевоспитывать; бывает, что достаточно изменить отношение к нему, а это зависит только от родителей.

В.А.Сухомлинский писал, что увеличивать море радости ре­бенка — единственно правильный курс поведения всех родите­лей.

Бенджамен Спок считал, что результат родительского вос­питания зависит не от степени строгости и мягкости, а от ва­ших чувств к ребенку. Ласка имеет такое же значение для эмо­ционального развития ребенка, как молоко матери для физиче­ского.

Ф.М.Достоевский писал: «Знайте же, что нет ничего сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома... прекрасное, свежее воспоминание, сохра­ненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрали таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь»2.

Несомненно, какое бы большой место в развитии ребенка ни занимали школа и среда, главную ответственность за его воспита­ние несут родители.

До подросткового возраста ребенок впитывает все устои се­мьи. Родителям необходимо постоянно оценивать свои поступ-

1 Макаренко А. С. Книга для родителей. — Киев, 1987. 1 Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч.: В 30 т. — Л., 1974,

С 237, 241 Т. 28. - С. 174.

323ки, так как главным рычагом родительского воспитания явля­ется их авторитет. В младшем школьном возрасте — это автори­тет любви, ласки, с взрослением — это авторитет уважения. Это мораль, знания и ум, умения, храбрость и сила. Но автори­тетом нельзя подавлять ребенка, его нужно давать в небольших

дозах.

Постоянное общение с ребенком даст возможность родите­лям узнать его. С подростком сложнее, так как родительские пред­ставления не успевают за его бурным развитием, продолжая об­ращаться с ним, как с ребенком. Именно в этот период формируются дальнейшие отношения родителей и подростка. Подросток требует к себе особого отношения, большей само­стоятельности, уважения его мнения. Его самолюбие оказывает­ся уязвленным, если в семье он не получает должного уважения и внимания.

Именно в этом возрасте возникает конфликт, когда эмоции, преобладая над разумом, приводят подростка к вспышке, взрыв­ным отношениям. Родителям в этом случае следует переждать, когда утихнут страсти и в спокойной обстановке все обсудить, дать подростку все самому обдумать.

Следует учитывать, что требования подростка к родителям на­много выше, чем к посторонним.

В работе с родителями, в общении, в консультациях родителям социальный педагог обращает внимание на первостепенные воп­росы в воспитании ребенка.

Одна из черт, которая прививается ребенку в семье, — это послушание. Причем прививать его следует с раннего детства, что уважение и внимание к родителям и старшим людям обязательно и важно в жизни человека.

Так же важно воспитывать в семье у ребенка дисциплину, которая влияет на правильное развитие умственных способнос­тей ребенка. Ребенок, привыкший к порядку и дисциплине с раннего детства, будет этому следовать всю жизнь. В этом важ­ную роль играет режим дня, выполнение обязанностей по дому

и т.д.

Трудовые навыки, заложенные в семье, определяют жизнедея­тельность маленького человека в будущем.

Чуткое отношение к окружающих тебя людям, доброжелатель­ность, отношения, достойные человека, закладываются также

только в семье.

Широко известны методы воспитания здорового ребенка в семье. Об этом достаточно публикаций. Здесь и закаливание, и гигиена, и предупреждение появления вредных привычек, и

предупреждение с 6—7 лет употребления алкоголя и наркома­нии, и правильное питание, и наблюдение за психическим раз­витием.

Работу с семьей социальный педагог начина- Работа с семьей ет с ее изучения. Попробуем рассмотреть не­сколько разновидностей семей, с которыми чаще всего сталкивается социальный педагог. Это неблагополуч­ные семьи, где ребенок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили еще и безработицу ро­дителей.

Требуется повседневная защита ребенка социальным педаго­гом, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остается одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих отно­шениях.

Именно в таких семьях у ребенка наблюдаются отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когда родители к ребен­ку относятся формально, обеспечивая его только материально.

Существует такое понятие, как психологический климат в се­мье. Это устойчивый эмоциональный настрой, когда в семье общ­ность, любовь и доброжелательность взрослых положительно вли­яют на ребенка.

Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании детей.

Прежде чем рассмотреть работу социального педагога с семьей, следует напомнить типы семей, с которыми приходится сталки­ваться социальному педагогу. Это городская или сельская семья, традиционная, современная, многодетная, неполная, семья бежен­цев, эмигрантов, военнослужащих, опекунов и усыновителей, се­мья несовершеннолетней, «маленькой мамы», национальная и т.д.

В современных условиях, когда на семью возлагается вся ответ­ственность за воспитание и содержание детей, поддержку преста­релых, важно суметь создать такую внутрисемейную обстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали соответствующие усло­вия для этого.

Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это:

— больные дети, дети-инвалиды;

— пожилые родители, инвалиды, пенсионеры;

— половая распущенность и проституция;

325— алкоголики и наркоманы;

— дети-бродяги;

— развод родителей.

Несомненно, первоочередная задача социального педагога в работе с семьей — это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предуп­реждение и нейтрализацию.

К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий, предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагоги­ческих проблем, работая с семьей, решает социальные, эконо­мические, медицинские и психологические задачи.

Главная цель — мобилизовать внутренние силы семьи на пре­одоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанали­зировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса.

В чем состоит работа социального педагога по оказанию помо­щи семье?

1-е. Проконсультировать семью в возможности получения раз­личных пособий и социальных льгот, о порядке их получения. Для этого проконсультироваться, какие льготы может получить мно­годетная семья.

2-е. Помочь увеличить доходы семьи, помочь в заработке и взрос­лых, и детей, в получении кредита, если семья решит открыть какое-нибудь предприятие.

3-е. Помочь матери, которая оказалась одна с детьми и без ра­боты. Ей нужна такая работа, чтобы она надолго не оставляла детей одних.

4-е. Многие родители нуждаются в помощи педагога. Консуль­тации можно проводить и индивидуальные, и групповые. Можно объединить родителей больных детей или родителей, дети кото­рых пойдут в первый класс, или родителей, испытывающих труд­ности в общении с детьми, и т.п.

При создании родительского лектория можно порекомендо­вать следующие темы:

— педагогика и психология — науки о развитии и воспитании ребенка;

— о роли родителей в воспитании детей;

— отношения в семье различных поколений;

— воспитание трудного ребенка;

— воспитание детей с физическими и умственными отклоне­ниями;

— воспитание в труде;

— подготовка ребенка к школе;

— эстетическое воспитание ребенка в семье;

— половое воспитание;

— религиозное воспитание;

— опасности детского курения и наркомании.

Многодетная семья нуждается в более практических советах: как правильно кормить детей разного возраста, как прививать де­тям навыки культуры поведения и т.д.

5-е. Работая с семьей, следует обращать внимание на положе­ние ребенка в семье. Предварительно необходимо собрать всю ин­формацию о семье: в школе, у соседей, в поликлинике. Следует помнить, что кроме физического насилия существует насилие эмоциональное, когда на ребенка не обращают внимания, насме­хаются, одергивают, критикуют. Это ведет к психическому рас­стройству ребенка.

6-е. Работая о семьей алкоголиков или наркоманов, полезно решить в первую очередь вопрос об определении детей в детские дома или в дом ребенка. При лишении родителей родительских прав — передачу детей в благополучные семьи. Затем решать воп­рос о принудительном лечении родителей.

Социальный педагог обращает внимание на семью, где есть дети-инвалиды, устройство их в спецшколы, приобретение коля­сок для детей, получение путевок для летнего отдыха.

Социальный педагог связывается с юристом, чтобы организо­вать консультацию для семьи, где постоянные конфликты.

Многодетная семья обращается к педагогу по поводу трудо­устройства подростка, за которым нужен постоянный контроль.

Сейчас стала популярной благотворительность. Важно, чтобы не оказалась в стороне семья, где много детей. Вместе с семейным социальным работником организуются ярмарки по продаже игру­шек, вещей, обуви.

Первоначально, с чего начинает социальный Методы работы педагог, — это изучение семьи. Изучение отно­шений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка.

После изучения семьи перед социальным педагогом стоит за­дача — создать в семье новые отношения. Это можно решить, вов­лекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы, быто­вые объединения, труд в саду, в огороде, в быту.

Составив представление о положении в семье ребенка, соци­альный педагог вместе с семьей разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. С ребенком обсуждается режим дня, свободное время, его дела.

Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он до­статочно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения.

Методом убеждения он может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать пути выхода из сложившейся ситуации.

Существует практика, когда социальный педагог составляет «карту семьи», где дается характеристика каждому члену семьи, даты рождения, знаменательных дат в семье. Определяются статус семьи, жилищные условия, соседство, религиозная и нацио­нальная принадлежность семьи.

Дополнением «карты» является изучение воспитания ребен­ка б семье. Как и сколько родители проводят время с ребен­ком, есть ли у них общие дела, какая форма общения, беседу­ют ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают клубы. Важно представлять, что знают ро­дители о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, мечту, с кем дружит. Какие отношения в классе, в школе, лю­бимый учитель, предмет. Каково здоровье ребенка, какие у него проблемы.

Следует выяснить и то, что знают дети о своих родителях, их вкусы, интересы, друзья и авторитет на работе, заботы, пробле­мы, здоровье.

Социальному педагогу важно учитывать все взаимоотношения внутри семьи, отношения взрослых между собой, между взрослы­ми и детьми, родственников и неродственников, которые живут в семье. Следует учитывать и особую ситуацию, когда в семье появ­ляется первоклассник или пенсионер. Возможно ли сотрудниче­ство внутри семьи или все отношения строятся на приказах взрос­лых. В семье, где появился первоклассник, социальный педагог выясняет положение ребенка, с кем он делится сокровенным, как и за что его наказывают, что ему нравится или не нравится в школе.

В помощь семье, в которой работают родители, Помощь семье существуют в школах группы продленного дня и

школы с продленным днем. Существует две сис­темы организации учебно-воспитательного процесса в таких шко­лах. Распространенной формой является та, когда после уроков ребята остаются в группах, готовят уроки и гуляют.

В ряде школ система обучения построена с почасовой разбив­кой ставок групп продленного дня, преподаватели-предметники ведут дополнительные уроки по ведущим предметам, а к воспита­тельной работе привлекаются специалисты для руководства раз­личными кружками, студиями, секциями.

В таком случае изменяется весь режим работы школы. В пер­вую половину дня даются 3—4 ведущих предмета, а «легкие» — во вторую половину, когда ребята занимаются в кружках, в спорт­зале, в мастерской. В это время открыты все кабинеты. При таком режиме ребята проявляют интерес к знаниям, к творчеству.

Особое внимание заслуживают методы рабо- ь семье неполно- ты социального педагога с семьей, где не­ценные дети полноценные дети. По исследованиям амери­канских ученых, неполноценные дети сейчас в каждой седьмой семье. От родимого пятна на лице до функци­ональных недостатков, слепоты, глухоты, замедленного умствен­ного развития.

В этой семье важно выяснить отношение ребенка и родителей к состоянию его ребенка, степень реагирования родителей на его неполноценность. Для одних пятно на лице — трагедия, для дру­гих тяжелое осознание, что ребенок будет всю жизнь беспомощ­ным.

Здесь необходима чуткость социального педагога. Сегодня се­мья переживает огромные трудности, но, если ко всем социальным и экономическим бедам добавляется и больной ребенок, — это сверх тяжело. Чаще в такой семье мать работать не может. Это вы­зывает трагедию, родители разводятся, кончают жизнь самоубий­ством, становятся алкоголиками.

Кроме помощи ребенку социальный педагог обращает внима­ние на родителей. Им помощь нужна не меньше, чем ребенку. Их нужно убедить искать выход из ситуации горя и озлобления, най­ти положительные черты у ребенка и направить все силы на их развитие.

Найти пути и возможности ухода за больным ребенком, его воспитания и обучения. Важно при этом не «нормализовать» ре­бенка, так как неудача приведет к осложнениям.

Родителям следует общаться с другими родителями, у которых также больной ребенок, что поможет легче переносить тяготы, побороть чувство беспомощности и одиночества. R - Социальному педагогу приходится работать с семьей, где есть умственно отсталый ребенок. Олигофренопедагогика хотя и представляет

узкий круг педагогической практики, но со­циальный педагог должен знать ее основы для оказания практи­ческой помощи в этой области.

В России Олигофренопедагогика получила развитие в конце XIX — начале XX в. Следует помнить, что в православной России умственно отсталых детей не уничтожали, как в Древнем Риме,

329их считали «детьми Бога», «божьими детьми», их окружали орео­лом святости, в них усматривали божественных прорицателей. Еще в XI в. на Руси слабоумные призревались в Киево-Печерской лав­ре. В «Стоглавом судебнике» (1551) определялось, что тех «кои одержимы бесом и лишены разума» следует помещать в монасты­ри. При Петре I законом «О дураках» уточнялось, что прежде сле­дует их внимательно освидетельствовать.

Еще ЯЛ.Коменский в «Великой дидактике» писал, что «кто усомнится в том, что воспитание необходимо людям тупым, что­бы освободиться от тупости природной». И далее: «Из человечес­кого воспитания и образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека».

В истории отечественной социальной педагогики следует об­ратиться к опыту «Школы-санатория», созданной В.П.Кащенко в 1908 г. в Москве на улице Погодинской в доме 8. Это было лечебное и воспитательное учреждение для нервных, неуспева­ющих, трудных, ленивых, истерических, вялых детей от 4 до 16 лет.

В школу не принимались только идиоты, дети, глубоко отста­ющие в развитии, и эпилептики. В школе было 22 воспитанника, которые делились на три «семьи», во главе каждой семьи был воспитатель, который и жил в «семье». Каждая «семья» отдельно питалась, лечилась, играла. Для занятий «семья» делилась на не­большие группы.

Ставилась задача — совместить лечение с обучением и воспи­танием, дать детям знания, развить их познавательные интересы, возможности, способности, творчество и самостоятельность этих детей.

Изучали историю, язык, арифметику, географию, естествоз­нание. Первостепенным был ручной труд, который рассматривал­ся как метод усвоения и закрепления знаний и как средство кор­рекции личности. Дети сами взвешивали предметы, измеряли, зарисовывали, составляли коллекции, делали модели.

Обращалось внимание на отношения воспитателя и ребенка, на индивидуальную работу с детьми. Расписание, строгий распо­рядок ребята принимали сами, и сами были против его наруше­ний, иное требовало бы новых нервных затрат в приспособлении к новым условиям.

Доверие к ребенку и требовательность проявлялись в привле­чении ребят к ответственным, серьезным работам, к выполне­нию ответственных поручений. Поручалось отвечать за библиоте­ку, содержать в порядке инструменты в мастерской, порядок в мастерской, отвечать за музей.

Проступки детей рассматривались как ошибки, промах, как следствие временной болезни, и допущенные ошибки не подчер­кивались, а воспитанника временно укладывали в постель, чтобы он отдохнул и успокоилась его нервная система. Ребенок после этого стремился вести себя нормально.

Лечебные мероприятия (массаж, гимнастика, игры, прогул­ки, вода) разумно чередовались с обучением и различными вос­питательными мероприятиями.

Получив информацию о такой семье, составив план оказания ей помощи, педагог составляет рекомендации родителям, как сле­дует ухаживать за таким ребенком. План реабилитации ребенка-инвалида составляется на каждого ребенка отдельно.

В центре с детьми-инвалидами работают психолог, невропото-лог, психоневролог, логопед, массажист, дефектолог, инструк­тор по лечебной физкультуре.

Учитывая, что эти дети плохо ориентируются в жизни, плохо знают то, что их окружает, социальный педагог выделяет ряд про­блем, которые ребенок решает только с ним. Составляются про­граммы, которые включили бы ребенка в окружающий мир. Часть из них относится к личности ребенка, его поведению («Личная гигиена», «Я в быту») и часть — к его поведению в обществе («Я в трамвае», «Я в магазине»).

Работа педагога направлена на то, чтобы помочь ребенку при­обрести умения и навыки общения в окружающей его среде.

Для преодоления трудностей общения детей-инвалидов со здо­ровыми детьми педагог составляет программу, по которой ребе­нок подготавливается к такому общению. Это может быть кон­курс, обсуждение книг и фильмов, участие в днях рождения.

Включение детей-инвалидов в трудовую деятельность (фото, швейное дело, ремонт обуви, работы по дереву) также ложится на плечи социального педагога. Здесь нужно не только подгото­вить и заключить договоры, но и научить ребят профессии, дать необходимые умения и навыки. Важно, чтобы они участвовали во всех производственных процессах, чтобы они разбирались в воп­росах экономики, планировании труда, умели содержать инстру­менты в надлежащем состоянии.

Важно, чтобы в процессе труда они проявляли свои творче­ские способности. Для этого их следует учить рисовать, лепить, знакомить с народным творчеством, народными узорами на тка­нях, деревянных и глиняных игрушках. Привлечь ребят к росписи на тканях, дереве, глине.

331Выставки работ этих ребят, их участие в праздниках, в концер­тах и спектаклях помогают в утверждении каждого как личности.

Чтение книг, создание библиотеки развивает ребенка, расши­ряет его кругозор. В семье важно, чтобы больной ребенок не раз­дражал остальных членов семьи.

Оранжерейное отношение к такому ребенку приводит к фор­мированию иждивенца, но и другая крайность, когда родители раздражаются болезнью ребенка, приводит к усугублению его бо­лезни.

Долг родителей — успокоить ребенка, облегчить его пережива­ния, создать в семье атмосферу оптимизма. Поможет в этом толь­ко социальный педагог.

В работе социального педагога с детьми-инвалидами полезно обратиться к опыту лечебной педагогики А.А.Дубровского1.

Несмотря на то что в своей книге «Жемчужина России» он рассказывает о лечении детей в санаторном пионерском лагере у моря, разработанные им методы пригодятся социальному педаго­гу в любых условиях. Дубровский обосновывает лечебное воздей­ствие различных деревьев на психику детей. Это воздействие мо­жет быть разным в зависимости от формы кроны, конфигурации дерева.

На детей с нарушенной, заторможенной психикой благопри­ятно влияют деревья с крупными кронами конической или пира­мидальной формы и заостренной вершиной (тополь, ель, пихта). В парке санатория были посажены щадящие, успокаивающие де­ревья с раскидистыми, повислыми, зонтикообразными, шарико-образными, плакучими кронами, со светлой, бледной листвой. Дубровский пишет, что дети любили собираться под платанами, их притягивали к себе и радовали «кругленькие, на длинной нож­ке, мягкие пушистые шарики. Шаровидная, округлая, овальная форма всегда успокаивает. И недаром люди для устроения добрых дел садятся за круглый стол»2.

Успех лечения зависит от того, будет ли во время лечения пре­одолено одиночество и подавленность ребенка.

На первом этапе это доверительная беседа с ребенком, из ко­торой воспитатель выясняет «главные желания ребенка». Перво­степенной является задача педагога отвлечь ребенка от «ухода в болезнь» и поверить в свое выздоровление.

.: Дубровский А.А. Жемчужина России/ДТедагогический поиск. — М., 1987. — С. 501-540. 2 Там же.

«Нередко, — пишет Дубровский, — причиной болезни является неразвитость души, безделье, скука, праздность, черствость и без­душие, грубость и непонимание, холодность и безразличие, огра­ниченность и агрессивность. Поэтому мы и видим основную свою задачу в том, чтобы уважением и доверием к ребенку помочь ему научиться стать человеком и жить среди людей. Понимание, вели­кодушие, милосердие, терпимость и вера в ребенка — вот наши главные лекарства. И еще полнокровная, радостная, яркая, на­полненная трудом, общением и заботой о других жизнь. Только так больной ребенок сможет почувствовать себя полнокровным человеком. «Учись быть активным, невзирая на болезнь, не сосре­доточивайся на болезни, и она отступит!» — внушаем мы посто­янно детям»1.

Он пишет о «труде-заботе», которым был увлечен весь санато­рий, каждый ребенок, о традициях совместного труда, традиции всем вместе поговорить, вместе попеть, помечтать. Он пишет о «труде-радости», труде больных ребят, который вносит в их жизнь романтику.

Парк был посажен воспитателями вместе с ребятами. Ребята сажали, собирали сушняк, вскапывали землю под цветы. В этой заботе ребята взрослели.

Внесение романтики в жизнь больных детей также необходи­мо. Во время игры «Морская эскадра» ребята с приподнятым на­строением выбирали названия кораблей, готовились к встрече гостей моряков-пограничников, отглаживали морскую форму, изучали азбуку Морзе, историю флота, жизнь замечательных фло­товодцев, героев морских сражений. Торжественная линейка, выход детских экипажей, рассказы моряков о славе российского флота — все это имеет воспитывающую роль для больных ребят.

Этическому воспитанию в санатории служат комнаты для раз­мышлений. Цель создания такой комнаты — побудить ребенка к раздумью о своих отношениях с окружающими, проверить себя и свое поведение. На двери комнаты надпись: «Зайди и призадумай­ся — выполняешь ли ты " 10 нельзя"»2. Вот эти «10 нельзя»:

1. Нельзя бездельничать, когда все трудятся позорно прида­ваться увеселениям...

2. Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми — это величайшее святотатство.

3. Нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно стариками.

1 Дубровский АЛ. Указ. соч.

2 Там же. -С. 517.

3334. Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или

иной вещи.

5. Нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что не дает себе. Умей отказаться от подарка, если знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе.

6. Нельзя делать то, что осуждают старшие, ни на глазах у них, ни в стороне.

7. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших,...не простившись с ними, не дождавшись у них поже­ланий счастливого пути, не пожелав им счастливо оставаться.

8. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего,...нельзя си­деть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек, особен­но женщина.

9. Нельзя ожидать, когда с тобой поздоровается взрослый, ты должен первым приветствовать его встречаясь, а расставаясь, по­желать доброго здоровья.

10. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя. Помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме человеческого общения, у него уже не может быть.

Лечебная педагогика А.А.Дубровского направлена на то, что­бы помочь ребенку справится о болезнью, выйти из нее стойким, умеющим жить среди людей. Он ставит задачу увлечь больных де­тей самосовершенствованием и «творением добра», привить лю­бовь к природе, развивать тягу к творчеству и самовоспитанию.

Решать эти задачи можно, по его мнению, вовлекая ребят в труд и общение.

Дубровский формулирует основные направления работы соци­ального педагога с больными детьми1. Это:

— проведение этических бесед;

— организация детского самоуправления;

— обязательное участие детей в труде, занятие гимнастикой;

— сотрудничество детей и воспитателей;

— всем коллективом играть с детьми;

— помочь заняться творчеством;

— организовать отдых: на стадионе, в комнате сказок, в биб­лиотеке, с музыкой, в парке;

— создать «Комнату размышлений»;

— проводить занятия по психотерапии и аутогенной трени­ровке.

Из всех проблем, с которыми сталкивается социальный педа­гог в работе с семьей, выделяется проблема подготовки подрост­ка к семейной жизни.

Учитывая, что все отрицательные черты из «се­мьи риска» ребенок перенесет в свою семью, готовить его к семейной жизни социальному






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.