Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание чувства стыдливости






Чувство стыда, так же как чувство истины, прирождено каждому ре-'бенку. Задача родителей и воспитателей... не дать ему погаснуть, но воспитать его, развить, укрепить.

При этом, христианские родители, заметьте, соблюдайте следую­щие правила:

/. Предохраняйте ваших малюток от всего, что растлевает святое чувство стыдливости. Как часто и тяжко погрешат в этом отношении многие родители или по неблагоразумению, ли по недостатку бдитель­ности! Как часто можно наблюдать, что матери дозволяют своим ма­люткам на глазах подрастающих сестер и братьев оставаться в полу­нагом или совершенно обнаженном состоянии, не воспрещают им бегать не только дома, но и на улице в одной сорочке, дозволяют безнаказан­но отправлять свои естественные надобности, раздеваться друг при друге во время купанья, при отходе ко сну...

Христианские родители! Допуская подобные поступки, вы тяжело согрешаете против детей ваших и вместо стыдливости развиваете в них чувство бесстыдства... В таких случаях довольно одного серьезно­го замечания, одного краткого предостережения. Если, например, ма­лютка по глупости обнажит себя, то сейчас же прикрой его, не говоря ни слова. Если же взрослое дитя примет неприличное, противное чув­ству стыда положение, то скажи ему серьезно: «Ах, как это дурно! Кто так делает? Вперед чтоб этого не было! Подумай, хорошо ли это! Ведь на тебя в таком виде смотрит Бог и святой ангел-хранитель» или что-либо подобное. Если после неоднократных таких замечаний не после­дует исправления, тогда необходимо построже наказать его...

II. Второе правило гласит: остерегайся, чтобы тебе самому не быть причиною растления невинности твоих детей. Но каким образом роди­тели могут быть таковою причиною? Различным образом.

Очень многие родители уже при рождении передают своим детям страсть к чувственности, наклонность к беззастенчивости как печаль­ное и роковое наследство на целую жизнь. Именно: если родители с юности предавались чувственным удовольствиям, добрачное время

173провели в невоздержании и нецеломудрии, если они и в брачном со­стоянии переступают законную меру, не умея обуздать свои плотские влечения, то подобная похотливость наследственно переходит и на детей. Чувственные родители рождают и детей с наклонностью к чув­ственности.

...Родители бывают часто виноваты в растлении детей тем, что они слишком нежат их. Дети, которые спят на мягких и теплых пуховиках, долго по пробуждении остаются в постели, дети, которым дают слиш­ком питательную и приправленную пряными веществами пищу или слишком рано приучают к употреблению спиртных, горячительных на­питков, наконец, дети, которые остаются в праздности без всяких заня­тий — находятся в большей опасности потерять свою невинность и попасть тайному греху юности.

Праздность есть мать как всех пороков, так в особенности нецело­мудрия. Вот почему, если хотите вы, христианские родители, иметь детей стыдливых, то старайтесь закалять их с самого раннего возрас­та, приучать их переносить и жар и холод, и нужду и скорби, упражняй­те их в труде и работе и предохраняйте их от изнеженности, ибо изне­женное и отучневшее тело представляет из себя плодоносную почву для порока и нецеломудрия.

Наконец, очень многие родители бессознательно или сознательно бывают соблазнителями своих собственных детей своим неосторож­ным, а иногда даже беззастенчивым поведением. Сюда принадлежат те, например, родители, которые на глазах своих детей совершенно свободно одеваются и раздеваются, матери, которые недостаточно скромно и аккуратно кормят грудью своих малюток, которые оставляют четырех- и пятилетних и более детей спать в одной с собою спальне, а иногда даже кладут на одну с собою постель. Далее родители, которые между собою или с другими в присутствии детей ведут нескромные двусмысленные разговоры, рассказывают соблазнительные происше­ствия, допускают нескромные, безнравственные шутки и остроты, в гру­бых выражениях говорят о половых отношениях, слишком свободно держат себя в своем взаимном обращении и т.п.

Ко всем родителям, которые таким образом ведут себя на глазах детей своих, вдвойне, даже втройне приложимы страшные слова Спа­сителя: «Кто соблазнит единого из братии Моих меньших, верующих во имя Мое, тому лучше было бы, если бы жернов осельских повесили ему на шею и он потонул бы в пучине морской» (МФ.18).

Бойтесь же, христианские родители, навлечь на себя этот страш­ный приговор, избегайте в ваших разговорах всего того... что может для ваших детей быть камнем соблазна.

...Держите ваших детей до тех пор, пока это возможно, в неведении касательно половых отношений.

...Отвечайте на эти вопросы осторожно, уклончиво, не открывая им всей истины и не прибегая к обману и сказочным выдумкам,

.... Наблюдайте за малыми детьми, чтобы они не имели никакого повода соблазняться на нарушения целомудрия. В этом случае дол­жен быть бдительный глаз за спальнями малюток... Не дозволяйте де­тям различного пола спать в одной постели.

IV....Насаждайте в сердцах детей своих любовь к стыдливости и целомудренной честности из религиозных оснований, а не из приличий только света.

...Необходимо для этого постоянно указывать детям на глаз Бога, Который видит все сокровенное, проникает в самые глубокие тайники сердца, перед Которым ничто не может сокрыться, на каждое нечистое пожелание смотрит как на тяжкий грех.

Из многих проповедей митрополита Владимира взяты только эти, хотя большой интерес представляют его проповеди, обра­щенные к христианским родителям «О воспитании послушания», «О воспитании самоограничения или самоотвержения» современ­ным и родителям, и воспитателям, и педагогам.

Печатается по изд.: О религиозном воспи­тании детей. — М., 1993. — С 26—59.

Вопросы и задания

1. Роль православия в образовании и воспитании человека в России.

2. К.Д.Ушинский о народном и религиозном воспитании.

3. Воспитательная роль исповеди и проповеди. Ваша оценка пропове­дей митрополита Киевского и Галицкого Владимира.

Литература к теме:

1. Антология социальной работы. — М., 1994. — Т. I.

2. Андреев М.И. О православно-христианском нравственном воспита­нии детей дошкольного возраста. — М., 1991.

3. Георгиевский В.Т. С.Т. Рачинский. — СПб., 1912.

4. Меньшиков В.М. Православная вера в пед. учении КД.Ушинского// К Д. Ушинский и русская школа. — М., 1994.

5. Нефедов Г. Я. Таинства и обряды православной церкви. —М., 1992.

6. Христианское воспитание детей. — М., 1993.

7. Царевский АЛ. Значение православия в жизни и исторической судь­бе России. — Л., 1991.

8. Тальберг Я. История русской церкви: В 2 т. — М., 1994.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.