Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Добродушный тип
...Ребенок добродушного типа является тихим, спокойным, внимательно следящим за всеми окружающими его явлениями. Он не обра-| щает на свою внешность никакого внимания... Сначала он вообще мало подвижен; внешней приветливости и ласковых отношений, а также стремления чем-то угодить, отличиться или привлечь на себя внимание своего наставника у него нет. Напротив того, он скорее навлечет на себя неудовольствие своим простым, прямым и даже иногда неловким обращением. Он не выскакивает вперед, а, напротив, остается в стороне и молча следит за действиями других. Вскоре он сближается со своими товарищами, и раньше всего с теми, которые вследствие суровости своего нрава, непривлекательной внешности или бедности не пользуются вниманием своих товарищей и 139даже преподавателей, К ним он обращается не с ласками или проявлениями нежности, а только с вниманием и участием, привлекая их к общению с другими. Когда он побольше познакомится и сблизится со своим наставником, то оказывается очень разговорчивым ребенком... При появлении его в школе часто наблюдается очень искренняя вера и религиозность, доходящая иногда до экстаза. В классе он сначала даже невнимателен к объяснениям преподавателя; на него действует слишком много новых впечатлений... Мало-помалу он начинает следить за объяснением учителя с большим вниманием. Провинившись, он всегда искренне сознается и ни в каком случае не допустит, чтобы за его проступки пострадал кто-либо из его товарищей. Он не уживается с ложью и насилием, в какой бы форме они ни проявлялись. Обыкновенно очень добрый и любящий ребенок, он всегда сильно привязан к матери, к няне, к тем лицам, с которыми он вырос, и даже к месту, где он провел детство. У него нет ни тени жадности, он не ищет никакой льготы или выгоды, напротив, всегда готов всем поделиться и даже отдаст лучшую и большую часть, забывая свои нужды. Оставаясь наедине, он не бездействует и не скучает, а всегда найдет себе дело и занятие. Он охотно следит за растениями и животными и отличается при этом большой наблюдательностью. С особым удовольствием он делится своими впечатлениями с близким и горячо любимым человеком, добиваясь у него выяснения возникающих сомнений. Он хорошо знает, чем может огорчить это лицо, и потому старается избегать таких действий. Такой ребенок требует только, чтобы в обращении с ним всегда относились к нему со спокойным рассуждением. Требовательность, но справедливая, разумная, только возбуждает его энергию. Условия, при которых развивается подобный тип, следующие: тихая, спокойная, в особенности деревенская жизнь с самого рождения; любящая мать или другое близкое ребенку лицо, отсутствие всякой похвалы, действующей на его чувства, а также отсутствие всяких наказаний или его преследования. Недостаток этого типа — несоответствие между умственным и физическим трудом, а именно преобладание первого; отсюда недостаток возбуждений со стороны активно-физических (мышечных) органов тела и вследствие этого известная степень апатии. Мягко-забитый тип В этом случае ребенок бывает забитый строгими взысканиями и наказаниями не розгой, а внешней животной лаской, которая забивает не меньше розги и приводит к таким печальным результатам, Развивается он также при отсутствии условий, необходимых для его умственного развития. Появляясь в школе, ребенок такого типа стесняется своей новой обстановки: он не решается сам ни прийти, ни встать, ни сесть, запустивши палец в рот, он смотрит, что делают другие. Ребенок этого типа находится под покровительством или влиянием другого товарища, его действия и рассуждения зависят от последнего. К товариществу он относится стадно; никаких самостоятельных действий у него не бывает; он зла не сделает, потому что мама сказала, что это не хорошо, что так делать не следует, это грех. К своим занятиям такой ребенок относится равнодушно, исполняя все то, что требуется, выучивая все заданное. Он не прочь, если возможно, освободиться от какого-либо дела, охотно пропустит задачку или обойдет не особенно проводимое правило. В поступках легко сознается и также легко указывает на зачинщика и участника, поэтому он ненадежный товарищ. Холодный и равнодушный, он никого не любит, а только прицепляется к кому-нибудь и не отходит от него ни на шаг точно так же, как раньше он не отходил ни на шаг от матери или няни. Оставленный один, он теряется... Наедине он всегда скучает и сам никогда не может приискать себе никакого занятия. Все неудачи, препятствия или неожиданные явления ставят его в тупик... Исполнить поручение он может только по имитации и по указанию. Терпеть боли или какие-либо физические страдания не в состоянии. В школе он прилежный и исполнительный, он выучит все, что ему зададут, стараясь запомнить и приготовить только так и настолько, насколько требует учитель. Стоит только уменьшить требования или понизить бдительность за ним, и он окажется ленивым и нерадивым учеником... Удовлетворяя свои потребности, он никогда не думает и не принимает в расчет требования других... Появляется такой тип во всех случаях, когда всякая деятельность ребенка предупреждается, когда все для него готово и он никогда не рассуждает и не распоряжается своим временем и своими действиями. Честолюбивая и раздражительная мать, не терпящая никаких противоречий, желая похвалиться своими детьми, старается ласками и угодой сделать их умниками и послушными и всего более содействует развитию детей мягко-забитого типа. Такой ребенок никогда ничего не начинал сам, ему всегда говорили, что делать, куда идти, что сказать, чем и как развлекаться, когда есть, когда пить, когда гулять, когда спать, ему ни о чем не приходилось 141заботиться, его во всем предупреждали, поэтому у него нет ни инициативы, ни самостоятельности. Равнодушие, внешность, имитация и разве только циничное стремление удовлетворять свои большей частью чувственные потребности — все это составляет наследие, данное им воспитанием и вносимое ими в жизнь. Злостно-забитый тип Появляясь в школе, ребенок такого типа отличается неустойчивой молчаливостью, стесняющимся, конфузливым видом, причем иногда у него прорываются резкие бесцельные движения, особенно в те минуты, когда он думает, что на него не смотрят. Добиться от него слова чрезвычайно трудно, вместо ответа он фыркнет, сделает грубое движение или произнесет соответственные звуки. Он никогда не посмотрит прямо и ласково, все больше сбоку и исподлобья. От товарищей он то сторонится, то как бы нечаянно толкнет или ущипнет кого-нибудь. К занятиям относится равнодушно, исполняя только необходимые требования... К старшим относится подозрительно и на все ласки и проявления нежности отвечает резким, отталкивающим движением и даже бегством. Движения его угловаты, резки, стесняясь, он отворачивается, закрывается рукой или локтем, из-за которого иногда показывает язык. К преследованиям и наказаниям относится с напускным спокойствием, на мелкие же обиды или даже на невнимание часто легко обижается, а иногда грубо и некстати говорит дерзости. Товарищество он ценит, скорее всего сходится с однородным типом, объединяясь более для взаимной защиты, чем для искренних дружеских отношений. Своего товарища в случае преследования он не выдаст... Когда такого ребенка подвергают преследованию или какому-нибудь строгому взысканию, то он делается как-то особенно подвижен и выбирает самые дикие развлечения, которые характеризуются тем, что он мучит, истязает, уничтожает животных, оскорбляет людей, а если может, и наносит физический вред. Подобные дети после продолжительных занятий выскакивают из класса с дикими криками, производя безобразные движения, бросаясь друг на друга, на всех, на все, даже на стену. При увеличении строгости, при постоянных запрещениях... он начинает добиваться всего тайком, присваивая себе то, что плохо лежит и никогда не останавливаясь перед препятствиями. Бойкий, быстрый бег, травля животных и людей, крупная драка и т.п. — все это занимает его и даже развлекает. В школе он всегда готов ущипнуть, уколоть или ударить своего сверстника, так и каждого из малышей. Постарше он перестает трогать маленьких, иногда даже относится к ним внимательно. У ребенка этого типа бывают и добрые порывы, он может отнестись с мягкостью и предупредительностью к другому ребенку, особенно в тех случаях, когда последний подвергается несправедливым преследованиям и оскорблениям. Религиозность этого ребенка ограничивается внешней обрядностью, редко она бывает глубокой и искренней. К занятиям относится вяло, без инициативы, охотно от них отделывается. Причины, содействующие развитию такого типа в семье, будут главным образом: запрещение рассуждать, несильное понуждение и укрощение ребенка, всякие несправедливые и произвольные требования. Злая и раздражительная мачеха запрещает ребенку с малолетства всякие рассуждения, постоянно ограничивает его действия, находя их нехорошими, неверными и даже безобразными. Лица, воспитывающие такого ребенка, обыкновенно держатся правила, что его не следует баловать, а главное, не следует пропускать какого-либо из его проступков без наказания... Здесь главную роль играют настойчивые, постоянные, произвольные преследования, вызванные часто личным раздражением, оскорбление личности ребенка и унижение его перед другими и перед товарищами, в особенности перед чужими и нелюбимыми людьми... Угнетенный тип Ребенок угнетенного типа появляется в школе бледным, слабым и отличается своим тихим и смирным нравом... трудолюбив, он постоянно чем-то занят... В играх и развлечениях он не принимает участия, так же скромно выражает свою радость, подавляет свое горе, он не плачет и не выражает своей скорби внешними проявлениями. Всякая похвала и отличие его стесняют, он прячется, уходит. Он видит свои недостатки и во всех неудачах обвиняет себя... Себя не жалеет, не останавливается перед препятствиями, если только можно преодолеть их трудом. Стойкость и настойчивость его огромны, лишения и бедность, нужда никогда его не остановят... К страждущим и оскорбленным относится с участием и готов просиживать около них целые дни и ночи, не жалея себя... Всегда исполняет обращенные к нему просьбы и старательно выучивает все заданные уроки. Религиозность такого ребенка очень искренна и глубока, его нравственные понятия о добре и зле очень тверды и основаны на глубокой вере. Не находя у себя никаких талантов и способностей, он часто отказывается от занятий, требующих инициативы и самостоятельности, не всегда и не скоро решаясь на новое для него дело... ...Всегда внимательно следит за объяснением и рассказами преподавателя и тщательно исполняет его требование; однако, когда он не 143I вполне уверен в своих знаниях, то прямо заявляет, что не знает, и потому иногда навлекает на себя гнев учителя... ...С благодарностью относится ко всякой оказанной ему услуге и всеми мерами старается отплатить за нее с лихвой. Он всегда очень стесняется при обращении к другим, в особенности если это вызвано личными требованиями или нуждой, причем сам аттестует себя всегда с невыгодной стороны, указывая на свою неспособность и неумелость. Музыкой, пением, живописью и вообще эстетическими занятиями не заинтересован. Материальный расчет или личная выгода никогда не ложится в основание его действий, он им всегда чужд. Развитию этого типа в чистом виде содействуют любящая, мягкая трудящаяся мать или другие близкие, живущие в постоянной нужде и недостатках; эти лишения и являются угнетающими моментами. Этот тип развивается в бедной семье, в которой добрые и трудолюбивые родители все делят со своими детьми и всегда отдают им лучшую часть. Он привык видеть в труде и лишениях явления обычные, нормальные. Он надеется только на работу и на свое умение справляться с нуждой. Нормальный тип (представляемый е идеале) Этот тип должен отличаться полной гармонией между умственным и физическим развитием. Сохраняя полную впечатлительность ко всему окружающему, ребенок нормального типа приучается рассуждать над полученными впечатлениями и постепенно развивает как умственные свои способности, так и физическую деятельность. В состоянии бодрствования он постоянно активно деятелен; присматриваясь к нуждам окружающих, он оценивает их по достоинству и не ставит свои личные требования выше требований других, и в особенности товарищества. Умственные его способности должны быть естественным образом направлены к выяснению логической связи между усвоенными знаниями, к развитию аналитической деятельности и отвлеченного мышления. Соответственно умственному развитию должно идти и физическое: постепенное усвоение элементарных приемов всякой простой работы, встречаемой в обыденной жизни. Во всех его проявлениях должно быть полное соответствие между воспринимаемыми впечатлениями и представлениями, размышлениями и действиями; он всегда должен отличаться простым, правдивым и искренним отношением к другим, проявляя свою любовь вниманием и участием к потребностям и нуждам другого лица. Он никогда не решается прибегать к каким-либо насильственным мерам или произвольным требованиям, а ограничивается в своих обращениях и требованиях к другим только речью, всегда кратко и просто выраженной и обставленной серьезными основаниями. Наряду с отсутствием резкости в проявлениях у него отсутствуют вся- w внешние ласки и заученные приемы вежливости и приличия. Он эо ггик в полном смысле этого слова, как и в мыслях, так и в действиях. Нормальный тип должен соединить в себе все хорошие качества доб-ушного и угнетенного; вообще в нем должны быть сосредоточены * качества, указывающие на полное гармоническое строение и соот-пгственные ему отправления, как физические, так и умственные и нрав-fvi венные. Умственная деятельность его должна выражаться преимуще-гСтвенно отвлеченными образами и понятиями, вследствие чего у него должна явиться привычка самостоятельно справляться с встречающимися новыми явлениями и действиями. Нравственные его проявления.должны быть направляемы идеалами, выработанными рассуждением. Таким образом, нормальный тип — это разумный и идеально-правдивый, умственное и физическое развитие в полной гармонии между собой. Печатается по изд.: П.Ф.Лесгафт. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М., 1991.-С. 10-67. Ценным источником представления о семейном воспитании в конце XIX — начале XX в. являются воспоминания Павла Флоренского о своем детстве. „ Человек необыкновенных дарований и траги-1 ческ°й судьбы, он вошел в русскую культуру —1937) как математик, инженер, искусствовед, бого-j. слов и философ. Работал в комиссии по охране памятников и старины, преподавал математику и физику, трудился в электротехнической промышленности, где сделал ряд [изобретений. В 1933 г. был арестован, а в 1937 г. расстрелян. t В его «Воспоминаниях» мы видим писателя, христианского мыс-Гйителя, психолога и педагога. Перед нами представлены первые детские наблюдения, которые определяют внутреннюю жизнь философа. «Родители мои, — пишет он, — хотели установить в семье рай, посвятили этому жизнь и надломились. Философски это называется драмой, которая и уничтожила отца. Он отдал себя в жертву, хотел изолировать семью от окружающего мира, хотел создать исключительную семью, преданных друг другу ее членов, семью, сотканную из благородства». «Мы были приучены к полной правдивости», ложь рассматри-.валась как первое зло, и это преувеличенное качество привело в будущем автора к неприятностям. «Когда прислуге на праздники давалось распоряжение не принимать визитеров, объявляли, что «никого нет дома», мы мучительно страдали». Чувство правдивости развивалось болезненно. «Все, что может быть неблагородного, невоспитанного, нравственно нечуткого, грубого», становилось для автора ничем, Выводы Флоренского: семья — это не райский уголок, где пребывают в блаженном неведении бытия... «Мы, дети, почти не знали прошлого своей семьи...на будущее смотрели глазами родителей...» Отец, «жрец семьи», стремился оторвать семью от рода, скрывала свое прошлое и мама. В этом было их стремление к равенству и свободе. Флоренский пишет о принятии ребенком веры, о том, что «метался между страстным влечением к религии и приступами борьбы с тем, чего я не знал». «Я старался, — пишет он, — доходить своим умом до церковности и вместе с тем смертельно боятся, как бы не было сказано вслух что-нибудь церковное. Я взывал к Богу, которого не знал, и мое сердце было полно страха, тоски и надежды на чудесную помощь». Он рассказывает, что его от религии отстраняли, но «в душе я твердо верил, что Бог слышит меня». Флоренский делает вывод, что жить без чувства родства, живой связи с дедами и прадедами — значит терять опору в своей жизни. «Почитание предков было основой, добродетелью благочестивых римлян», — пишет он. Глаза опытного человека всегда обращены в прошлое, назад. И эту связь несет семья. Нужно помнить, что в семье у ребенка свой мир и «свои глубочайшие восприятия дети никогда не отрывают от взрослых». Дети близки к природе. «Весь мир жил, и я понимал его жизнь». Флоренский пишет о детском восприятии, и чем оно отличается от взрослого, в чем его прелесть. Особенность детского восприятия искусства состоит в том, что «для меня, — говорит он, — не было искусства плохого или хорошего, а было просто искусство и не искусство». В «Воспоминаниях» Флоренский пишет о своей жизни до 17 лет, о родственных связях, под влиянием которых формировались личность, характер, склонности и интересы. Он был уверен, что все приобретенное в юности «органически усваивается личностью», а особенности своего таланта он относит к наследственности нескольких поколений рода Флоренских и семейного воспитания. «Воспоминания» П.А.Флоренского — образец высокохудожественной прозы, где автор представлен читателю как христианский мыслитель, писатель, исследователь детской души. О существовавшем домашнем воспитании и ^Обучение и воспи- образовании мы судим по дошедшей до нас тание в дворянской художественной литературе и публицисти-семье ческим статьям. О недостатках домашнего воспитания писала в статье «О воспитании» Е.Р.Дашкова. Из публикаций Н.И.Новикова узнаем об обеспокоенности общества уровнем преподавания домашними учителями, которые, «чтобы не обедать и ужинать в Бастилии, едут в Россию учить детей». Подобную красочную картину поведал А.С.Пушкин: «француз убогий учил дитя всему шутя», «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Это домашнее воспитание именитого дворянства, а в семье мелкопоместного дворянина в воспитатели для мальчика перевели стремянного Савельича за трезвое поведение, и выписали из Москвы с «годовалым запасом прованского масла» француза Боп-ре, который в отечестве своем был парикмахером, в Пруссии солдатом, а в России стал учителем. И как заключение: А.С.Пушкин писал, что домашнее воспитание в России «самое недостаточное и самое безнравственное». Это все критические оценки, их можно продолжить. Но возникает вопрос: в чем же была сильная сторона домашнего образования, если в каждом томике современного издания серии «Жизнь замечательных людей» об ученом, писателе или общественном деятеле России XIX в. встретим, как штамп, слова: «получил прекрасное домашнее образование»? Мы сможем ясно представить программу домашнего образования, если обратимся к педагогическому наследию Михаила Сергеевича Лунина. Герой Отечественной войны 1812 г., после восста- М-С.Лунин ния декабристов был осужден, содержался в тюрь-(1787—1845) мах Читы и Петровского завода, на поселении в с. Урик, близ Иркутска, где сблизился с семьей Волконских, и стал воспитателем их восьмилетнего сына. Основным в воспитании Лунин считал воспитание «истинного гражданина», «сына отечества», человека образованного, обладающего самостоятельностью мышления. «Нравственные качества, — писал он, — необходимы». Глубоко верующий, он считал, что нравственность — это вера и что противоречия духа могут быть разрешены только ею. В одном из писем М.Н.Волконской (1843) есть такая строка: «Разум и суждения даются нам не 147учителями, а Богом». Нравственность — это понимание особого божественного смысла человеческого бытия, и внести этот смысл невозможно, он обретается и обретается человеком самим. И потому никакой учитель не может научить нравственности. Программа обучения и воспитания Миши Волконского была изложена Луниным в «Плане начальных занятий». Это была программа обучения, близкая к программе Царскосельского лицея. Цель обеих — подготовить воспитанника к поступлению в университет. Интересны сравнения этих программ. Рассмотрим лицейскую с добавлениями Лунина. 1. Грамматическое изучение языков: русского, французского, немецкого, латинского (у Лунина еще английский). 2. Философия и богословие. 3. Науки математические: арифметика, алгебра (Лунин вводит высшую математику). 4. Науки естественные и физические: физика, география, естественная история (Лунин включает астрономию). 5. Науки исторические: история священная и древняя, история российская, история всеобщая (Лунин добавляет историю церкви). 6. Риторика: разбор «избранных мест» из произведений лучших писателей, упражнения в сочинении по-русски (Лунин добавляет: «упражнения в сочинении по-русски, если ученик не предпочитает другой язык. Темы по выбору ученика»). 7. Изящные искусства: чистописание, танцы (Лунин исключает чистописание и танцы, включает музыку и законы гармонии). 8. Физическое воспитание: гимнастика, плавание, верховая езда (Лунин включает охоту, считая ее и спортом, и искусством). Кроме перечисленных Лунин включает в «План» «науки политические, общественные и военные». Обучение по «Плану начальных занятий» Лунин делил на три этапа: первый — с 8 до 10 лет, второй — с 10 до 12, третий — с 12 до 14 лет. Для каждого периода — отдельная программа, последующие этапы углубляли знания, полученные на предыдущем. Так, изучение истории планировалось таким образом, чтобы на первом этапе ребенок знакомился со священной историей по рассказам родителей и фрагментам из Библии, на втором — изучал русскую и всемирную историю, на третьем — историю церкви. Важной в «Плане» является заметка Лунина: «Больше всего прилежания к языкам, ибо они — ключ к знаниям». В семье Волконских говорили по-русски, по-французски и по-немецки. Лунин советовал знать Мише французский, немецкий, английский и латынь, так как «эти четыре языка — ключи совре-менной цивилизации». Он считал, что знание языков — это ключ самообразованию, возможность знакомиться с ученой и художественной литературой в подлинниках. В «Плане» Лунин выделяет самостоятельное чтение. Подбирая литературу, следует обязательно учитывать возраст ребенка. На первом этапе он вносит в список только детских писателей, а на втором и третьем этапах — Локка и Руссо, Ломоносова, Фонвизина и Крылова, Кантемира и Курбского. Если в начале обучения преобладала художественная публицистика, то позднее — произведения древнеримских и английских историков. Именно публицистику и историю он считал важными жанрами для образования. Сохранилось 12 писем Лунина Волконским, которые примыкают к «Плану», в них он советует, как выполнять его программу, [исьма Лунина говорят о прекрасных отношениях учителя и ученика, которых разделяли сотни верст и разница в возрасте в 40 лет. Крестьянских Отечественная литература сполна отдала должное детей описанию образования и воспитания дворянских и купеческих детей. В самых различных жанрах представлено воспитание и царских детей, детей именитой знати. Крестьянское воспитание, точнее, воспитание в крестьянской семье еще ждет своих исследователей. Следует развеять навязанное представление о дореволюционном крестьянстве как о безграмотном, загнанном «диким барством» и произволом чиновников, тупом и невоспитанном. Прежде всего надо вспомнить, что в работе на барской усадьбе даже крепостной крестьянин был «носителем сельскохозяйственных знаний, зоотехником и агрономом»1. В 1834 г. А.С.Пушкин писал: «Взгляните на русского крестьянина: есть ли тень рабского унижения в его поступи и речи». «Всмотритесь в его (крестьянина) физиономию, — советовал К.Д.Ушин-ский, — в его усталые задумчивые глаза, и вы найдете в них выражение человеческого достоинства». Л.Н.Толстой собирался написать историю образования русского крестьянина, объясняя это тем, что «величайший абстрактный философ не даст мне одной тысячной доли тех оснований, которые я найду в приемах дедов, отцов, матерей, старших сестер, братьев, соседей», так как эти приемы действуют на ребенка веками. Осуществить это писателю не удалось. Громыко М. Честь и достоинство//Родина. — 1995. — № К — С. 106. 149 \ Первостепенным качеством уважаемого крестьянина было трудолюбие. Лентяй и лживый человек презирался. Крестьянин старался добиться такого уважения к себе, чтобы верили его слову, и внушал это детям. Крестьянский ребенок знал, что его отец не замешан ни в какие нарушения закона и обман. Он держит слово, так как это дело чести. Нарушить слово считалось «за грех и за стыд». В крестьянстве сурово осуждались добрачные связи, супружеская неверность. Это внушалось детям в семье. Вымазанные дегтем ворота были позором не только для девушки, но и для всей семьи. Уход крестьянина на отхожие промыслы формировали черты товарищеской взаимовыручки, обязательств перед членами артели. О поведении каждого могли узнать в деревне. Это была прекрасная школа для юноши, вступающего в жизнь1. Здесь формировался социальный характер крестьянских детей. Воспитывающим фактором было общественное мнение. «На миру», на сходе обсуждалась и определялась репутация крестьянина; решалось, может ли он быть опекуном (община контролировала опекунство). Община даже могла запретить крестьянину пить под угрозой жестокой расправы. Традиционно на сходе решались вопросы о наследстве, о престарелых родителях. Сход мог простить случайный проступок добропорядочного крестьянина, но лишить права воспитывать своих детей запятнавшую себя пороком мать. С 10—12 лет подростки участвовали во всех видах крестьянского труда. Забота о хорошем здоровье стимулировалась играми и забавами. Почитались физическая сила, ум и смекалка как важные качества для успешного труда. Отсюда много внимания уделялось умственному воспитанию. Без знаний, без фантазии, памяти, мышления невозможно хранить множество профессиональных навыков и сведений о приемах труда. По умению трудиться оценивали юношей и девушек. Труд детей определялся возрастом: в 7 лет мальчик участвовал в обработке пашни, в 8 — в унаваживании, в 9 — убирал хлеб и кормил скот, в 14 — владел косой, серпом, топором. Девочка в 6 лет пасла цыплят, в 8 — оставалась за старшую в семье, в 10 — умела шить, в 10—12 — работала в поле, в 12—13 — стирала, доила коров, стряпала, вязала. В 15—17 лет она уже выполняла все виды крестьянского труда. Воспитание целомудрия, уважение к женщине строго соблюдались в крестьянской семье. 1 Громыко М. Указ. соч. — С. 108. 150 Свой дом, домашнюю утварь, посуду, рушники, одежду крестьяне всегда украшали. С красивой колыбельки, вышитой детской Ьдежды, с умело расписанных игрушек начиналось эстетическое : воспитание. Все русское народное творчество, русский фольклор направлены на воспитание совершенного человека. Это — «добрый мо-юдец», «красна девица», «умница и красавица»; даже «Иванушка-дурачок» все проблемы решает мудро. Суровые природные условия Руси требовали от каждой семьи жить в коллективе; быть злым было невыгодно, так как доброму помогал весь мир, община. Поэтому в отношения ребенка с окружающими закладывалась доброта. Весь семейный уклад воспитывал в детях любовь к людям и уважение к старшим. Ругань, корысть, злость считались грехом и были невыгодны для экономики семьи. Приютить странника, накормить солдата, подать нищему считалось нравственной обязанностью. Калеки и убогие почитались в народе, их одевали и кормили всем миром. Рассматривая крестьянское воспитание, следует остановиться на некоторых элементах крестьянской культуры XIX в. Нужно помнить, что не все крестьяне были пахарями, скотниками. Статистические отчеты того века приводят перечни подсобных промыслов и ремесел, которыми занимались крестьяне. Их насчитывалось до сорока: коновалы и обозники, углежоги и плотники, катали и иконописцы. Каждое ремесло требовало от крестьянина знаний и умений, тут были вожаки рождественских обходов, народные дирижеры свадеб, крестьянские поэты. Ириной Андреевной Федосеевой, заонежской крестьянкой-писательницей, записано 30 тысяч стихов, больше, чем в «Илиа- де» Гомера. В северной России в каждом доме были книги, некоторые час-[• тные библиотеки крестьян насчитывали до двух тысяч экземпляров, В питании крестьянина не было убожества. Огромный перечень блюд говорит об этом: пыхканики, задыманники, калитки, политушки, сканцы, овсяники, кислые и пресные свинки, рыбники всех видов, щи сухие, щи бабковы, крошонки. Не будет преувеличением сказать, что в каждой деревне сыщется свой Сократ, мудрец, народный заступник. В английской «Всемирной энциклопедии народного искусства» помещены статья и рисунки сибирского художника-печника Ивана Егоровича Селиванова. В дневнике этого художника, прокопьевского старца, мы находим глубокие философские, педагогические за- метки: 151«Человек способен ко всему — любого человека можно научить добру и злу. Выбирай учителя! Чтобы прожить с истинною правдой на земле, надо много поработать над собой. Чтобы сердце и душа по чистоте своей были равны янтарю иль солнечным лучам. -Сделанное предками издревле, с незапамятных времен, не должно забываться нами — ты родился не сам по себе. Имей трудолюбие, занимайся тем делом, к которому способен. Работай так, чтобы в твоем труде нуждались все. Главное — красота твоего дела. Помогай нуждающимся, не бери чужого, не отдавай своего зря в чужие руки»1. Крепостной князя А.Н.Лобанова-Ростовского Сычевского уезда Смоленской губернии Федор Подшивалов в XIX в. пишет сочинение о свойствах и качествах человека, о природном равенстве его умственных способностей, о необходимости нравственного совершенствования человека. В своем сочинении «Новый свет и законы его...» он говорит, что в социально справедливом обществе будущего человек будет красив духовно и физически; подчеркивает, что в совершенствовании человека важную роль играет семейное воспитание. Родители, пишет он, не должны пить, чтобы ребенок был здоров; дети должны обучаться полезным наукам, с почтением относиться к старшим. По его планам, домашнее обучение должно дополняться школьным и в России следует ввести всеобщее школьное обучение до 3-х классов. В школах давать ученикам понятия об «истинных законах», воспитывать человека достойного, труженика, а наставниками «должны быть служители храмов Божьих». Крестьянский философ Федор Подшивалов об этом пишет царю и приглашенный в III отделение вручает свое сочинение Бенкендорфу. В результате он был посажен в тюрьму Соловецкого монастыря (1830) и только чррез 9 лет был освобожден и отправлен на поселение в Сибирь2. С сибирским крестьянином-публицистом Тимофеем Бондаревым, учителем крестьянских детей, переписывался Лев Толстой. В селе Юдино Минусинского уезда Бондарев создал кооператив, а в своих сочинениях писал о «справедливых планетах», которые будут населены справедливыми людьми. Не зная ни Руссо и Пла- ' Панков В. Механика земная и небесная//Родина. - 1994. — № 6 • 2 Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. — М 1978 С 93. - С. 599. Тона, ни Фурье и Оуэна, он создает свою социальную философию, свою утопическую систему. Крестьяне-умельцы на Руси были не единичны, артелями и в одиночку они строили самолеты, дельтапланы и воздушные шары. Мещерский старец, рыбак вел рукописный календарь, по которому точно определялось начало ледостава, лова рыбы, указыва-тась приметы засухи или урожая1. Крестьянская культура богата разнообразными обрядами, красочными поэтическими, веселыми праздниками. До XX в. дошел обычай северных рыбаков брать с собой старца, который «сказывал былины», когда после улова уставшие рыбаки не должны были засыпать, а перебирали сети. Чтобы дополнить представление о воспитании детей в крестьянской семье, обратимся к наследию Н.А. Некрасова. Было ли сплошь неграмотным, темным и забитым крестьянство в России? С XVIII в. по России ходили офени и торговали вразнос книжками и картинками. Не зря же дядюшка Яков возил свою тележку по городам и весям России. Читаем у Некрасова: Дом не тележка у дядюшки Якова, Господи, Боже! Чего-то в ней нет! Мальчик-сударик, купи-ка букварик! Отцы почтенны! Книжки неценны. По гривне штука, деткам наука! Букварь не пряник, а почитай-ка, Язык прикусишь, букварь не сайка, А как раскусишь, слаще ореха! Книги у офени покупали в самых глухих селеньях, значит, читали. Учит грамоте у Некрасова своего сына крестьянка Груша, которая и сама в трудные дни «на какой-то портрет все глядит да читает какую-то книжку» («В дороге»). Автор-рассказчик видит книжку в котомке у подростка из крестьянской среды, который шел в Москву за знаниями («Школьник»). Убедительно описана поэтом жажда знаний у народа: Кто видывал, как слушает Своих захожих странников Крестьянская семья, поймет. 1 Панков В. Указ. соч. — С. 95. Газету заменял лубок, который оперативно откликался на все события: появление железной дороги, война на Кавказе и т д В воспоминаниях И.Д.Сытина, начинавшего на Никольском рынке, говорится, что приезжающий из деревни офеня просил поменьше книжек про святых и побольше про Бову, Руслана и Ивана-царевича. В селах шли нарасхват лубки о Мамаевом побоище, Ермаке, Иване Сусанине. Сытин пишет, что крестьяне приобретали книжки и лубки даже без денег, стараясь на что-то вы-менять. Вопросы я задания * 1. Исследования М.М.Монасеиной о развитии ребенка от рождения до университетского возраста. 2. П.Ф.Лесгафт о воспитании ребенка в семье, его «Школьные 3. Что представляло собой домашнее образование в дворянской семье по программе, составленной М.СЛуниным? 4. Каким было воспитание в крестьянской семье? * Литература к лекции 1. Антология i пед. мысли России второй половины XIX - начала в. — М., 1990. 2. Громыко М. Честь и достоинство//Родина. — 1995. — № 1 3.^Основные начала семейного обучения (Дидактика семьи)//Избр. пед.1990 4. Лесгафт П'Ф' Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 5. МасловаЛ.Ф. Социальная педагогика в контексте культуры//Рабо-чая книга социального педагога. Ч. И. - Орел, 1995 6. Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное зна-чение//Избр. пед. соч. - М., 1995. 7. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР Вторая половина XIX в. - М., 1976. - 8. СтоюнинВ.Я. Наша семья и ее исторические судьбы//Избр. пед соч. — М., 1991. 9. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М., 1995.
|