Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 10. Православие и социальное воспитание в истории России






Православие и образование в России. Религиозное обра­зование, воспитание христианина. К.Д.Ушинский о рели­гиозном воспитании. Из «Бесед священномученика Влади­мира, митрополита Киевского и Галицкого».

В истории России православие играло огромную роль. Русь крепла тяжелых испытаниях, и только вера и нравственная сила народа

помогли ей выжить. Вся русская жизнь проходила под знаком благоговейной церковности и внугренней религиозности.

Церковь была основным социальным институтом,

который воспитывал человека. Русская община — это христианская община верующих, объединенная вокруг церк­ви одного прихода. Община выступала воплощением Духа Хрис­това на земле русского народа, так как в ее основе лежали запове­ди любви к Богу и ближнему. Каждая деревня, село и улица тянулись к своему приходу, который освящал любое семейное или общественное дело.

Приходский священник был центральной фигурой русской жизни. Он был посредником между крестьянином и царем, объяс­нял крестьянину государеву политику, стоял на страже народной нравственности, неся евангельские заповеди в жизнь каждого при­хожанина. В борьбе с пьянством, развратом и смутой правитель­ство опиралось на священника.

Священнику и дьякону поручалось обучение грамоте прихо-ждн. Обучали в трапезной при церкви сначала по букварю, потом цо Часослову и наконец по Псалтыри. Священник, дьякон, поно­марь обучали грамоте каждого пятого крестьянина, не говоря о городских, служилых и торговых людях. Обучение грамоте про­стого народа до XX в., а дворян до царствования Екатерины II Осуществлялось первоначально через чтение Часослова и Псалты­ри. В школе при церкви или монастыре ребенок начинал свое по­знание истины, любви и чистоты, учился бороться с дурными помыслами, праздностью, сластолюбием и корыстолюбием.

Православие развивалось в постижении книг Божественного писания, Знание таких книг — своеобразная святость. Не случайно в крестьянском доме книга хранилась за ризницей, как икона, в переднем углу.

Церковь занимала видное место в социальной работе, охваты­вая основные потребности человека — религиозные, социальные,

155культурные и образовательные. Церковь занималась воспитанием детей.

Она учила нормам поведения человека от рождения до смерти, требовала уважения к власти, приучала с детства отвечать за свои поступки. Следует подчеркнуть особую воспитательную роль ис­поведи. Исповедуясь с семи лет, ребенок самостоятельно анали­зирует свое поведение, поступки, отношения с окружающими его людьми, сам дает нравственную оценку добру и злу.

Благодать, духовное начало человека — суть русского право­славия. Благочестивый человек не тот, кто все время проводит в постах и молитвах, а тот, кто добродетелен в жизни.

Патриотизм, готовность отдать жизнь за родную землю ха­рактеризует православных святых. Они осуждали грехи человече­ские: ложь, клевету, зависть, гнев, гордость, насилие, воров­ство.

Аскетического следования заповедям Христа недостаточно для спасения. Нужно творить добрые дела, на благо ближним. Воспи­тание осуществлялось на евангельских заповедях терпения, сми­рения, отречения. В «Изборнике 1076 г.» читаем: «Что требует небесный царь от земных людей?» Ответ: «Милостыни и добра». В сборнике «Пчела» проводится идея, что главное для человека — стремление к свершению благих дел. Известный нам «Домострой» — не просто сборник советов — это картина идеального церковного и хозяйственного семейного быта. Обрядовая упорядоченность де­ятельности человека, его послушание достигают почти мона­стырской строгости. Любовь к Богу, Царю и Отечеству, родному дому и семье приобретает черты настоящего религиозного служе­ния.

Смысл жизни христианина — спасение души. Это идеал. И Русь потому святая, что ее народ стремится к святости, чистоте, ду­ховному совершенству.

О воспитательной роли православия И.Ильин писал: «В нрав­ственной области это дало русскому народу живое и глубокое чув­ство совести, мечты о праведности и святости, верное осязание греха, дар обновляющего покаяния, идею аскетического очище­ния, острое чувство «правды» и «кривды», добра и зла».

Л.Н.Толстой писал о великой роли религии как творящей силы из-за присутствия в ней чувства греха, вины, т.е. глубокой нрав­ственной зависимости дел людей, их последствий для всего общества. Черное зло одного вносит сумятицу в сознание многих. Отсюда же столь характерный для русского народа дух милосер­дия и всенародного, бессословного и сверхнационального брат­ства, сочувствие к бедному и слабому, больному и даже преступ-156

[ку. Отсюда наши нищелюбивые монастыри и государи1, отсюда мши богадельни, больницы, клиники, которые создавались на [частные пожертвования.

Православие воспитывало в русском народе тот дух жертвен­ности, служения, терпения и верности, без которых Россия ни-'когда не поборола бы всех своих врагов. Русские люди клялись в арности Родине «целованием креста» и черпали нравственную; силу в молитве. Дар молитвы есть лучший дар православия2.

Освобождение Руси от ордынского ига и возвышение Москвы связано с именем Сергия Радонежского. Пересвет и Ослябя, ге­рои Куликовской битвы, — святовитязи, монахи и одновременно воины, сражавшиеся в рясах поверх доспехов.

Анализируя роль православия в русской истории, И.Ильин писал: «Все русское искусство изошло из православной веры, ис­кони впитывая в себя дух сердечного созерцания, молитвенного парения, свободной искренности и духовной ответственности. Русская живопись пошла от иконы, русская музыка была овеяна церковным песнопением, русская архитектура пошла от храмо­вого и монастырского зодчества; русский театр пошел от драма­тических «действ» на религиозные темы, русская литература по­шла от церкви и монашества»3.

Так можно ли русскую классику XIX в. понять вне православия. Откуда патриотический пафос «Истории государства Российско­го»? Куда устремлены помыслы Гоголя? Как понять героев Досто­евского и Толстого? Философские идеи русских философов? Вла­димира Соловьева? А русский религиозно-философский ренессанс, русский космизм, выдвинувший русскую мировоззренческую мысль на мировой уровень? Что питало их? Где искать побуди­тельные причины всего того, что составляет духовную гордость земли русской: русская культура и православие в основе нерас­торжимы?

Почему на протяжении тысячелетия заповеди христианства не отторгались. Вероятно, играло роль то общечеловеческое, что ле­жит в основе нравственных заповедей православия. Так, и верую­щие, и неверующие считают жизнь высшей ценностью, только одни говорят, что это дар Божий, а атеисты ссылаются на уни­кальность каждого индивида, на Природу, на Разум. Религиозное учение постоянно обращается к нравственности человека, и ве-

1 См.: Забелин И.Е. История города Москвы. — М. — С. 431—432.

2 См.: Ильин Иван. За национальную Россию//Слово. — 1991. — IV. — С. 55.

3 Там же. — С. 54.

157рующие, и неверующие следуют заповедям: «не воруй», «не лги», «не убий» и т.д.

Рассматривая религиозное воспитание как часть Религиозное социального воспитания, остановимся на его роли образование и месте в истории нашего народа в XIX в.

После реформы 1861 г. просветительское движе­ние развивается и среди духовенства, духовенство выделяет по­мещения, деньги для учебников и учебных принадлежностей. Каждый год по епархиям открывалось до 100 школ, с 1859 по 1865 г. только духовенством было открыто свыше 21400 церков-но-приходских школ.

Однако деятельностью духовенства были недовольны земства и интеллигенция, начинается борьба за присоединение этих школ к Министерству народного просвещения. Земства планировали уст­ройство народных школ по европейским образцам, но не с рели­гиозным, а «культурным» направлением, с новыми методами пре­подавания. В этой борьбе число приходских школ сократилось до 4000 с небольшим, влияние духовенства начало ослабевать.

Только после вступления на престол императора Алексан­дра III, с 1882 г. начинается возрождение церковно-приходских школ, финансируемых правительством. В 1884 г. были приняты «Правила о церковно-приходских школах». После этого в цент­ральной России даже в самых глухих селах стали открываться цер-ковно-приходские школы. За 10 лет число их возросло с 4 до 31 тысячи. Кроме них в ведении Синода были школы грамоты, в которых преподавали Закон Божий, церковное пение (с голоса), церковно-славянское и русское чтение, письмо и начальное счис­ление. Программа приходских школ была шире, преподавалась арифметика, а в четырехлетних церковноприходских училищах — еще и сведения из церковной и отечественной истории. Со вре­менем в них было организовано обучение ремеслам: столярно­му, переплетному, башмачному, слесарному — всего 13. В шко­лах были созданы библиотеки не только для детей, но и для преподавателей.

Прекрасный опыт работы церковно-приходской '*школы был накоплен в конце прошлого века в

с Татево Смоленской губернии, которой не­сколько лет руководил Сергей Александрович Рачинский.

Профессор Московского университета, автор ряда исследо­ваний в области естествознания, зачинатель русского дарвиниз­ма, член-корреспондент Российской академии наук по отделе­нию русской словесности, ботаник и математик, талантливый

журналист и писатель, педагог-просветитель С.А.Рачинский со­здает новый тип церковно-приходской школы, не похожий ни на один из существовавших тогда типов школ.

Весь педагогический процесс здесь был направлен на объеди­нение обучения и воспитания. Занятия шли целый день, школа работала круглый год, при школе было создано общежитие для детей из дальних деревень. Основным принципом разработанной Рачинским программы школы было сочетание воспитания в духе христианской веры и обучения всему тому, что необходимо буду­щему крестьянину для ведения культурного крестьянского хозяй­ства.

В школе Рачинского была сделана попытка объединить рели­гиозное, нравственное, трудовое и профессиональное воспита­ние, обучение, согласованное с потребностями крестьянской семьи и сельской общины. Это была школа «благочестия и доб­рых нравов», школа духовности. В ее программу вошли методы народной педагогики, направленные на воспитание христиани­на, добросовестного труженика, хорошего семьянина, порядоч­ного человека.

Система отношений в школе была построена на принципах семейного уклада: старшие ученики заботились о младших, учи­тель проводил с детьми весь день и был для них другом, отцом, опекуном. Вся организация детского труда и самообслуживания была подчинена трудовому обучению и воспитанию умелого зем­ледельца. При школе были сад, огород, пасека, цветник, где тру­дились и дети и учителя. Выращенные овощи и фрукты шли на общий стол школы.

В учебные программы школ Рачинского (им было создано на свои средства в Бельском уезде около 30 школ) были введены начальные понятия по физике, геометрии, черчению, географии. Со старшими учениками проводились занятия по фортификации, что было своеобразной подготовкой к солдатской службе.

Одним из главных в программе школ Рачинского было изуче­ние Закона Божьего. Обращалось внимание не столько на сообще­ние массы религиозных сведений, сколько на нравственный, воспитательный аспект христианских заповедей. О церковно-сла-вянском языке Рачинский говорил так: «Изучение его вполне до­ступно на первых ступенях грамотности, — это такой педагоги­ческий клад, которым не обладает ни одна сельская школа в мире. Это изучение, составляя само по себе превосходную умственную гимнастику, придает жизнь и смысл изучению языка русского, придает незыблемую прочность приобретенной в школе грамот­ности... — это сокровище поэзии, нравственности и догматиче-

159ского поучения наряду со священным писанием и житиями свя­тых дают постоянную пищу уму, воображению, нравственной жаж­де нашего грамотного крестьянина, поддерживает в нем способ­ность к тому серьезному чтению, которое одно полезно и желательно».

Рачинский считал, что в программы необходимо включать не только Новый завет, но и Псалтырь, Часослов и Ветхий завет.

Религиозное воспитание и обучение включало проведение так называемых «образовательных путешествий», когда дети летом шли на богомолье, к святым местам или в ближайший монастырь. Кроме посещения святых мест дети во время таких походов узнавали свой край, его историю, собирали песни и сказки, записывали обряды и игры Смоленского и Тверского краев. Собранный материал включался в спектакли, праздники, в самый любимый детьми праздник славянской письменности.

Вторым предметом были русский язык и чтение. Обучение грамоте шло одновременно с изучением церковнославянского, т.е. чтению и письму на церковно-славянском языке. Совпадение славянского устава с печатным начертанием букв делало из пись­ма подспорье чтению. «Само чтение на старославянском несрав­ненно легче, чем на русском, ибо произношение вполне соот­ветствует правописанию», — писал С.А.Рачинский.

Третьим обязательным предметом была арифметика, в изуче­нии которой много внимания уделялось устному счету. Математик Д.С.Фаермарк, проанализировав картину ученика татевской школы Н.П.Богданова-Бельского «Устный счет», на которой изображен СА.Рачинский с учениками на уроке арифметики, на классной доске написана задача для устного счета, Д.С.Фаермарк делает вывод, что педагог, не имея специального математического обра­зования, стал создателем оригинальной системы начального математического образования1.

Рачинский расширил программу своей школы. Он ввел цер­ковное пение, арифметику дробных чисел и элементарную геометрию, географию и отечественную историю. Его школу на­зывали школой искусств. Все ученики были вовлечены в хор, отдельные ребята учились играть на фисгармонии и скрипке. Сту­денты Академии художеств лето проводил и в Татево, обучая юных художников. Он помог стать портретистом Т.Никонову, иконо­писцем — И.Петерсону, известным художником — сыну батрач­ки Н.П.Богданову-Бельскому, чья мастерская была в доме Рачин-

J Стрелкова Л.Ю, Народная школа С.А.Рачинского//СА, Рачинский. Сельская школа. - М., 1991. - С. 100.

ских. В его картинах «Устный счет», «У дверей школы», «Сочине­ние», «Ученицы», «Новички» запечатлены ученики школы и сам С.А. Рачинский.

В школах, открытых Рачинским, работали учителя, подготов­ленные в его же школе. Для них был продлен год обучения. По его убеждению, для сельской школы учителя должны быть из кресть­ян, для них он и составил программу. В Татевской школе успешно лечили заикание, детей с врожденными недостаткам обучали ре­меслам, чтобы они могли в будущем включиться в жизнь обще­ства.

Даже из этой скупой информации о работе Татевской школы можно сделать вывод, что новым в ней было то, что школа рабо­тала целый день, новыми были и программы. В ней мальчики и девочки обучались вместе, выпускники могли вести культурное крестьянское хозяйство, быть священниками, живописцами, сель­скими учителями.

В 1896 г. успехи шкоды демонстрировались на Нижегородской ярмарке, а в 1900 г. — на выставке в Париже. По образцу Татевс­кой школы в Англии были созданы две так называемые «новые английские школы» Абботсхолмекая и Бидельская. Сегодня опыт Бидельской школы включен в программу истории педагогики, а отечественный опыт Татевской школы забыт.

Татевская школа являлась центром просвещения крестьян, здесь было создано общество трезвости, открыта книжная лавка. По вос­кресеньям крестьяне после занятий шли в школу, где был накрыт стол, стояли певчие, а Рачинский сам проводил беседы.

Заслуги С.А.Рачинского были отмечены с высоты престола. 14 мая 1899 г. Николай II подписал поздравление: «Труды Ваши по устройству школьного обучения и воспитания крестьянских де­тей, в нераздельной связи с церковью и приходом, послужили образованию уже несколько поколений в духе истинного просве­щения, отвечающего духовным потребностям народа. Школы, Вами открытые и руководимые, состоя в числе церковно-приходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, учили­щем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений».

Y Христианское воспитание детей следует рассмат-Христианское ривать в системе социального воспитания с пози-воспитание ции влияния веры, православия на личность. Вся церковная литература XIX и XX вв. говорит о том, что правосла­вие облагораживало все лучшие инстинкты человека, возвышало его духовные качества. Мысли русского человека шли с точки зре­ния светлой веры и «по писанному».

обозреватель XIX в. Леруа Болье, наблюдая жизнь русских, писал, что «русский человек носит крест не на груди только, а и в сердце»1.

Прежде всего православие определяло мировоззрение, мыш­ление и талант русского человека. С принятием христианства зод­чество и живопись, музыка и пение, привнесенные на Русь гре­ками, развивались и совершенствовались принимая русские формы. Православный храм был центром эстетического воспитания че­ловека.

Православная вера, являясь основой русского патриотизма, вос­питывала в народе преданность «Церкви, Царю и Отечеству». Пе­ред боем русское воинство молилось, нередко впереди него несли не только знамена, но и наиболее чтимые на Руси святые иконы2.

Из всех форм религиозного воспитания обратим внимание на роль церковного пения, на широкое участие в нем и детей и взрослых. При каждом храме, монастыре, Духовной академии, училище, церковно-приходской школе были хоры. В середине XIX в. Россия в культуре освобождалась от немецкого влияния, восстанавливались старорусские распевы и многоголосие. К цер­ковному пению приложили свои таланты Д.С.Бортнянский, П.А.Балакирев, Н.А.Римский-Корсаков, С.А.Рахманинов. У ком­позиторов, создателей церковных песнопений, пробудился ин­терес к древним русским распевам, которые были близки наро­ду; церковное песнопение притягивало к хоровому пению.

С православным воспитанием связаны нравственные черты рус­ского человека: «русское благодушие», простота, сердечность. Рус­ский уживается с человеком любой национальности, если его не обижают. Призреть странника, накормить голодного, «сотворить милостыню» — священный долг христианина.

Говоря о воспитании в христианской семье, следует наглядно представить, как проходила повседневная жизнь. Встав утром, зажигали лампаду, молились и исправляли у Бога благословения на трудовой день. В храме слушали проповедь, исповедовались, в праздники причащались. В храме крестили, венчали, отпевали, поминали, в храм приходили исполнять обет.

В семейном воспитании христианина полезно обратить внима­ние на роль крестных отца и матери. Они были ответственны за воспитание крестной дочери или сына так же, как родные отец или мать. В народе считали: если ребенок выйдет нехорошим, то

Бог взыщет и с них. Крестный был духовным наставником, по­мощником родителям в воспитании ребенка, крестные учили молитвам и грамоте.

«Крестная мать — вторая мать, в православную веру ввела, а матка только родила», «мать крестную и мать, которая родила, нужно почитать одинаково», «грех обидеть крестную — Бог счас­тья не даст» — так говорили в народе. Детей воспитывали в уваже­нии к крестным.

Московская Синодальная типография издавала небольшие книжечки о воспитании ребенка, предназначенные для родите­лей. Одно из таких изданий — «Христианское воспитание детей» (М., 1905) — представляет интерес для истории социальной пе­дагогики.

Эта книга предназначена для родителей, которые должны сле­довать советам в воспитании, чтобы предотвратить появление у ребенка дурных привычек, которые останутся у него на всю жизнь. Даны основные направления христианского воспитания, приемы и правила религиозно-нравственного и физического воспитания детей, а также наставления в воспитании дочери.

Учитывая восприимчивость детей, родители должны осторож­но вести себя при младенцах. «Чему научен в детстве, что будет он видеть и слышать, то и останется с ним на всю жизнь»1. Поэто­му важно прививать ему с детства добрые привычки.

Родители должны знать, как воспитывали своих детей первые христиане. Они «старались запечатлеть в детском уме живое по­знание Иисуса Христа». Детей не отчуждали от знаний и ученос­ти, первым предметом в образовании было христианское учение, читать учили по Библии, священное писание было первой учеб­ной книгой. Приучали детей к молитве и исповеди, но главным в воспитании был пример родителей в благочестивом поведении, упражнение детей в делах благочестия, утверждение правил хри­стианского поведения2. Автор обращает внимание родителей на нравственное воспитание, утверждая, что «основное начало чело­веческой нравственности есть вера в Бога».

Далее в воспитании ребенка одной из трудных задач является \ раскрытие совести, воспитание ребенка честным. Нередко роди­тели, прививая ребенку «твердые правила чести и нравственнос­ти», видят, что это не удалось. «Поэтому христианские родители спешат прежде всего сообщить детям понятие, что грешно, чем прогневается Бог, за что он наказывает грешника и лишает своей

1 Царевский А.А. Значение православия в жизни и исторической судьбе России Казань, 1898. Репр. «Альфа». - Л., 1991. - С. 41.

2 Там же. — С. 11.

1 См.: Христианское воспитание детей.

2 Там же. -С. 10-16.

— М., 1905. — С. 8. (Репринт)

163любви и надежды вечного блаженства. Соединение в сознании ди­тяти мысли о Боге, к которому уже возбуждено его благоговение, с представлением о любви Божией, которой оно уже причастно, и с естественным страданием совести, которое при невинности в нем особенно сильно, — производит то недоступное для точного описания, но и необразимое во всех своих благотворных действи­ях и последствиях состояние духа, которое называется страхом Божием».

Важно не только знать, что такое добро, нужно иметь силу его достичь. Для этого необходимо воспитание у ребенка твердой воли, выдержки, духовной бодрости. Поэтому с детства ребенка следует упражнять в мышлении и напряжении воли. Эти упражнения час­то довольно просты. Родители сомневаются, нужно ли ребенку рано вставать и стоять часами в церкви, выслушивать повторяю­щиеся богослужения, есть грубую пишу или надолго оставаться без пищи. Все эти поступки — школа воспитания воли.

Автор неоднократно подчеркивает, что начинать воспитывать ребенка следует с колыбели. Обращая внимание на духовное вос­питание, не следует забывать о воспитании его природы. Не раз­вивать чревоугодие, укреплять его мускулы, приучать к труду, умению безболезненно переносить различные температуры воды и воздуха, сырость и жару, голод и боль. Приобретая эти навыки, ребенок будет счастлив.

В развитии ребенка родители должны обращать внимание на главные силы его души: ум, волю и сердце.

Образование ума у ребенка начинается со словом. Поэтому, когда родители говорят с детьми, они должны называть вещи своими именами, больше читать им рассказов, спрашивать, что думает ребенок о различных вещах.

Ребенок, предоставленный самому себе, становится своеволь­ным. Предупредить это могут родители только воспитанием воли. Самое простое — запрещать детям делать что-то без их разреше­ния, в результате будет полное послушание. Но важно приучить ребенка самостоятельно делать добрые дела: помогать другим, раз­давать милостыню и т.д.

В результате такого воспитания ума и воли и его сердце будет иметь здравые чувства. Действительным средством воспитания ис­тинного вкуса в детском сердце является церковность: сочувствие всему церковному, сладость пребывания среди него. Церковь, ико­ны, духовное пение отвергнут ребенка от всего дурного.

Воспитывая ум, волю и сердце, следует воздействовать на выс­шие силы духа ребенка. Это приучение к страху Божьему, молитве и воспитание совести.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.