Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретическая работа молодых рационалистов






Летом 1926 г. молодые преподаватели дисциплины " Пространство" В. Балихин. М. Коржев и М. Туркус решили вместе провести свой отпуск. Они совместно сняли дом у лесника на опушке леса вблизи подмосковной деревни Криуши и жили там все лето (с июня по август). Иногда к ним приезжали В. Петров, Ю. Спасский и И. Ламцов. Это повторилось и в 1927 г.

Почти каждое утро Балихин, Коржев и Туркус начинали с обсуждения теоретических проблем объемно-пространственной формы. Велся дневник этих обсуждений, записывались их результаты, формулировались основные положения. В случае расхождения во взглядах записывали именные формулировки, т.е. принадлежащие одному из участников обсуждений. В примечаниях иногда давалось индивидуальное уточнение общей формулировки. Были две общие тетради записей - за 1926 и 1927 гг.

Сохранилась одна тетрадь (почти 60 страниц записей), где день за днем (с 22 июня по 21 августа) зафиксированы результаты теоретических обсуждений в 1926 г.

Обсуждались практически все теоретические вопросы композиции, имевшие отношение к методике преподавания дисциплины " Пространство". Но главное внимание уделяли классификации элементов композиции и осмыслению новой темы отвлеченных заданий (отсутствовавшей в Обмасе) - на поверхность.

В тетради есть предварительные записи обсуждений, есть отредактированные варианты тех же записей, а есть записи, представляющие некое итоговое систематизированное изложение результатов обсуждения по теме.

Много внимания было уделено метрическим и ритмическим рядам. Выяснялась роль ритмических рядов на плоскости, а также количественные пределы увеличения элементов рядов - когда ритмический ряд воспринимается уже как фактура поверхности. Анализировалось влияние освещения на восприятие фактуры поверхности (угол освещения), выявлялись общее метрического ряда и неравномерного освещения поверхности, оценивалась роль интенсивности освещения плоскости в восприятии глубины ее размещения по отношению к зрителю (был сделан вывод, что из двух плоскостей более освещенная и с тенями большей интенсивности воспринимается как ближняя).

М. Туркус (слева), М. Коржев и И. Ламцов (справа) в Криушах за обсуждением проблем композиции по дисциплине " Пространство"

Специально анализировалась проблема контрастного сопоставления величин форм. Был сделан вывод, что при восприятии двух контрастных по величине форм бò льшое зрительно кажется еще больше, а меньшая - еще меньше. Для выявление реальной величины больших форм предлагалось сопоставлять их с малыми через ряд промежуточных форм.

Обсуждался вопрос о влиянии горизонтальных и вертикальных ритмических рядов на зрительное восприятие размеров и пропорций плоскости. Был сделан вывод, что преобладание вертикальных рядов увеличивает плоскость в вертикальном направлении, преобладание же горизонтальных - уменьшает а увеличение или уменьшение числа элементов ряда влияет на восприятие масштабности.

Специально рассматривались вопросы: о масштабности, о единстве композиции (и роли метрического ряда в придании композиции качества единства) и т. д. В ходе анализа всех этих проблем участники теоретических обсуждений в Криушах почти неизменно возвращались к проблеме фронтальной плоскости.

Задание на фронтальную поверхность (плоскость) было первым, с которого начинали проработку дисциплины " Пространство" студенты Основного отделения. На этом задании они впервые знакомились с самыми различным! приемами и закономерностями композиции. На этом задании можно было с наибольшей наглядностью дать студенту представление о метрических и ритмических рядах, о приемах преобразования метрического ряда в систему, о закономерностях образования композиционного центра и о том, что определяет его положение.

Свидетельства (в беседах со мной) преподавателей Основного отделения ВХУТЕМАСа и анализ выявленных архивных материалов убеждают, что именно Балихин был инициатором последовательной разработки проблем композиции. Причем, опираясь на практику преподавания дисциплины " Пространство", он, в отличие от других преподавателей, видел задачу не просто в создании методики преподавания, а в разработке теории композиции.

М. Туркус. Экспериментально-методические таблицы. Графический анализ массы как свойства объемной формы. 1926-1927 (авторские копии с оригиналов-эскизов). Средства выразительности массы объемной формы: А - рельеф и контррельеф, Б - сочетание нескольких зрительно четко выделенных объемов, В - взаимное пересечение нескольких объемных форм, Г - всечение в данный объем дополнительной объемной формы М. Туркус. Экспериментально-методические таблицы. Графический анализ массы как свойства объемной формы. 1926-1927 (авторские копии с оригиналов-эскизов). Средства выразительности массы объемной формы: анализ массы как свойства формы: схемы А - линейной формы, Б - плоскостной, В - объемной

 

М. Туркус. Экспериментально-методические таблицы. Графический анализ массы как свойства объемной формы. 1926-1927 (авторские копии с оригиналов-эскизов). Средства выразительности массы объемной формы: выразительность массы объемной формы: А - фактура поверхности, Б - членение поверхности объема М. Туркус. Анализ массы как свойства формы. Совместное использование приема всечения вспомогательной формы и глубокого рельефа (горизонтального членения) на основном объеме. 1926-1927

 

М.Туркус. Экспериментально-методические таблицы по теме " Выразительность веса". 1926- 1927. Анализ выразительности веса объемной формы М.Туркус. Экспериментально-методические таблицы по теме " Выразительность веса". 1926- 1927. Анализ влияния членений на массивность формы и на выразительность веса объема

 

М.Туркус. Экспериментально-методические таблицы по теме " Выразительность веса". 1926- 1927. Анализ приемов и средств выразительности веса как функции массы объемной формы (пропорции и конфигурация объема, членение, вертикальное построение, деформация)

Весь ход обсуждения вопросов композиции выявляет теоретическую направленность анализа. Особенно это проявлялось в текстах самого Балихина. Во время обсуждения в Криушах и позднее он продолжал свою практику записи мыслей на отдельных листочках (почти всегда датированных), которые дополняют первую тетрадь записей в Криушах лето 1926 г.) и помогают представить круг проблем, обсуждавшихся в 1927 г.

Балихин непрерывно размышляет над теоретическими проблемами формообразования в рамках концепции рационализма. Диапазон тем его размышлений очень широк. Назову лишь некоторые из них: о функции формы вещи, о специфике пространственной формы, о качестве формы, об измеряемых качествах формы, о массе, о динамической пространственной системе, о принципах организации объема, о границах формы и т.д.

Балихин предпочитал текстуально формулировать результаты своих размышлений, сопровождая иногда записи схематическими рисунками.

Туркус, участвовавший в обсуждениях в Криушах, также в последующем продолжал размышлять над проблемами формообразования. В его архиве сохранились листы, где записаны результаты этих размышлений. Но, в отличие от Балихина, Туркус предпочитал не столько логическое, сколько образное мышление. Он чаще излагал свои мысли в изобразительной форме, сопровождая ее текстовыми пояснениями. Вероятно поэтому его больше интересовали такие темы, анализ и доказательства, по которым предполагают графический язык. Так, он много размышляет об отношениях и их роли в построении и организации простой формы, в частности о пропорциях, о сопоставлении различных форм, сопровождая формулировки графическим анализом.

Особое внимание Туркус уделяет анализу проблемы массы и веса, рассматривая эту тему с разных сторон, имеющих отношение к выразительности формы. Анализ массы как свойства объемной формы в записях Туркуса (это в основном 1926-1927 гг.) непосредственно переходит в графический анализ веса, который определяется как " функция массы".

Туркус анализирует различные приемы подчеркивания выразительности веса: ее зависимость от пропорций и конфигурации объема, от горизонтальных членений объема, от взаиморасположения по вертикали различных по величине объемов, от сдвигов и консольных нависаний одного объема над другим, от деформации объема. подчеркивающей его вес. и т.д. На одном из листов дан анализ влияния зрительно выявленной массы формы на восприятие ее веса. Один и тот же по пропорциям прямоугольный объем горизонтально разделен на три части (с различными интервалами), каждой из которых путем использования рельефа придана большая или меньшая массивность.

7. Работы студентов по дисциплине " Пространство" (отвлеченные задания и архитектурная пропедевтика)

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" практически все студенты Основного отделения выполняли в макетах (глина, картон, бумага, проволока и т.д.). Работы, получившие одобрение, фотографировались, а лучшие хранились в качестве методических образцов. Даже по самым скромным подсчетам общее количество работ на темы отвлеченных заданий, выполненных студентами по этой дисциплине, приближалось, видимо, к двум тысячам. Многие из них фотографировались как отдельно, так и группами (до 20 штук сразу).

После расформирования ВХУТЕИНа в 1930 г. оригиналы потеряли методическую ценность и были просто выброшены. Богатый негативный фонд также оказался утраченным. В результате на протяжении более полувека богатейший опыт преподавания дисциплины " Пространство" на Основном отделении ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа в 1923-1929 гг. оказался фактически забытым.

Очень небольшая часть фотоизображений была опубликована в 20-е годы в сборнике " Архитектура ВХУТЕМАСа" (1927), в некоторых журналах, в многотиражной газете ВХУТЕМАСа -ВХУТЕИНа. а также в вышедшем в 1934 г. учебном пособии " Элементы архитектурно-пространственной композиции", написанном В. Кринским, И. Ламцовым и М. Туркусом. Опубликованные тогда работы не давали полного представления о месте и роли дисциплины " Пространство" в общей системе художественной подготовки специалистов (и прежде всего архитекторов) во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе.

Например, без учета выполнения всеми студентами отвлеченных формальных заданий и проектов по архитектурной пропедевтике нельзя понять, почему студенты мастерских, руководимых конструктивистами, провозглашавшими функционально-конструктивную обусловленность формы, так свободно решали художественные задачи объемно-пространственной композиции.

Курсовые и дипломные проекты архитектурного факультета и последующие проекты выпускников этого факультета неотделимы от тех отвлеченных заданий, которые выполнялись на Основном отделе Во всяком случае общий художественный уровень и многие формальные особенности архитектуры, создававшейся выпускникам ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа, закладывались именно на Основном отделении группой рационалистов.

Поэтому было необходимо выявить достаточно большое количество студенческих работ по отвлеченным заданиям и ввести в научный и творческий обиход. Мне удался выявить в частных архивах более 600 фотоизображений отвлеченных заданий п дисциплине " Пространство".

Значительная часть этих фотоизображений впервые публикуется в этой книге. Их публикация преследует цель дать представление о концепции формообразования рационализма, о месте и роли этого течения в общих стилеобразующих процессах.

Если в Обмасе Ладовский после каждого отвлеченного задания давал сразу же производственное задание на ту же тему, Основном отделении общая и профессионально ориентированная пропедевтика были разделены во времени: общая - это первый курс, специализированная - второй. Причем преподаватели некоторых специальных факультетов предпочитали сами участвовать в разработке программ для производстве заданий второго курса тех групп студентов которые ориентировались на этот факультет

Все преподаватели дисциплины " Пространство" были архитекторами. Поэтому не возникало никаких дополнительных проблем при разработке производственных заданий для архитектурных групп Основного отделения самом коллективе преподавателей этой дисциплины постепенно произошла внутренняя специализация - одни больше тяготели к отвлеченным заданиям, другие руководили выполнением производственных заданий. Возглавлявшие дисциплину " Пространство" Балихин и Кринский также специализировались первый курировал цикл отвлеченных заданий, второй - производственных.

Кроме того, произошла и некоторая специализация отвлеченных заданий. На курс были перенесены специфически архитектурные отвлеченные задания, тем которых варьировалась и постепенно уточнялась таким образом, что некоторые из этих тем как бы объединяли в себе отвлеченное и производственное задания. Среди этих тем были: выявление конструкции, выявление вертикального ритма, организация комплекса объемов в пространстве.

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на выразительность фронтальной плоскости (с использованием ритма и контраста таких свойств, как форма, величина, светотень, фактура, цвет и т.д.). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на выразительность фронтальной плоскости (с использованием ритма и контраста таких свойств, как форма, величина, светотень, фактура, цвет и т.д.). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Основными для архитектурных групп на втором курсе были такие задания:

" Первое задание - на выразительность архитектурного объема и, в частности, на выразительность поверхности.

Второе задание - на выразительность массы и веса архитектурного объема.

Третье задание - на выразительность архитектурной конструкции.

Четвертое задание - на выразительность архитектурного пространства...

Главным фактором, определяющим композиционные задачи в производственных заданиях, являются утилитарные функции задаваемых утилитарных сооружений. Эти функции в основных чертах определяют: а) формы сооружений и их внутренние пространства; б) возможные точки зрения и в) окружающую среду, т. е. те условия, которые являются главными факторами и определяющими композиционные задания в заданиях курса." 1

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на выразительность фронтальной плоскости (с использованием ритма и контраста таких свойств, как форма, величина, светотень, фактура, цвет и т.д.). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на выразительность фронтальной плоскости (с использованием ритма и контраста таких свойств, как форма, величина, светотень, фактура, цвет и т.д.). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на выразительность фронтальной плоскости (с использованием ритма и контраста таких свойств, как форма, величина, светотень, фактура, цвет и т.д.). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на выразительность фронтальной плоскости (с использованием ритма и контраста таких свойств, как форма, величина, светотень, фактура, цвет и т.д.). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на выразительность фронтальной плоскости (с использованием ритма и контраста таких свойств, как форма, величина, светотень, фактура, цвет и т.д.). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Проектов по архитектурной пропедевтике производственных заданий было, естественно, меньше, чем отвлеченных, так как их выполняли только на архитектурном факультете.

Удалось выявить около 100 студенческих проектов по архитектурной пропедевтике. Здесь уже наряду с макетами почти обязательно требовались архитектурные чертежи. В качестве тем брались, как правило, очень простые объекты с четкой и ясной функцией.

Весной 1928 г. одной из групп второго курса архитектурного факультета в качестве производственного задания на фронтальную плоскость была предложена задача - разработать фасад шестм-семиэтажного коммунального жилого дома, расположенного по обе стороны уличного проезда.

Другой тип производственного задания на выразительность фронтальной поверхности - это выявление ритма (проекты весны 1928 г.). Для заданий на выявление выразительности формы отбирались объекты, которые можно было решить как небольшое компактное сооружение с преобладанием в интерьере одного главного пространства. Это манеж (1927-1928), выставочный павильон, книжный киоск (1925), читальня (1928-1929).

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на глубинную фронтальную композицию (фронтальная композиция с глубинным пространством). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на глубинную фронтальную композицию (фронтальная композиция с глубинным пространством). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на глубинную фронтальную композицию (фронтальная композиция с глубинным пространством). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на глубинную фронтальную композицию (фронтальная композиция с глубинным пространством). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на глубинную фронтальную композицию (фронтальная композиция с глубинным пространством). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на глубинную фронтальную композицию (фронтальная композиция с глубинным пространством). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на глубинную фронтальную композицию (фронтальная композиция с глубинным пространством). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Задания на массу и вес в архитектурной пропедевтике нередко давались на темы, близкие к предыдущему заданию: ботанический павильон (1927-1928), павильон силикатной промышленности (1926-1927), пункт скорой помощи (1927-1928), раздевальня в спортивном комплексе.

Среди проектов на выявление выразительности конструкции можно назвать такие темы: смотровая вышка на берегу реки, вход на стадион (1926), спортивный " каток" на склоне горы, мостовой переход через улицу между зданиями (1927), качели, трибуна, переходной мостик и др.

Среди заданий на выявление выразительности внутреннего пространства наибольший интерес представляют темы: плавательный бассейн (1927-1928), универмаг-пассаж и др.

В конце 20-х годов при сокращении часов курса пропедевтики нередко в одном задании объединяли две темы. Так, например, в 1929 г. было дано объединенное задание на выявление выразительности формы и внутреннего пространства - выставочное здание аквариума-террариума.

Задания на выразительность внешнего пространства предлагались в виде комплекса с одним главным объектом и множеством небольших (например, универсальный рынок с одним зданием и рядами палаток-павильонов), или в виде небольшого конкретного объекта (например, спортивная площадка с открытым солярием, 1929-1930), где преобладало открытое пространство или же в виде полуотвлеченного, полупроизводственного задания на планировочно-пространственное решение обширного ансамбля в реальном масштабе города. Предлагалась городская ситуация (с обозначением улиц и т.д.), и на отведенном участке надо было создать выразительную объемно-пространственную композицию из архитектурных объектов (хотя и лишенных конкретного функционального назначения).

Студенты на занятиях по дисциплине " Пространство" (Основное отделение ВХУТЕМАСа). 1925. Работа по теме - выявление массы и веса Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на выявление массы и веса объемной композиции. Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на выявление массы и веса объемной композиции. Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на выявление массы и веса объемной композиции. Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на выявление массы и веса объемной композиции. Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на выявление массы и веса объемной композиции. Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов Экспозиция работ по дисциплине " Пространство - одной студенческой группы на тему - выявление и выражение массы и веса. Основное отделение ВХУТЕИНа. 1927/26 уч. год. Студенты у своих работ

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на выявление массы и веса объемной композиции. Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на выявление массы и веса объемной композиции. Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на построение пространства (организация пространства над горизонтальной плоскостью - прямоугольной, квадратной или круглой; организация внутреннего пространства; организация пространства внутри пространственного куба; организация пространства на прямоугольном участке - построение композиции и выявление глубины; глубинное пространство с четко выявленным передним планом; глубинная пространственно-архитектоническая композиция на круге; глубинное пространство - архитектоническая композиция на прямоугольнике). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на построение пространства (организация пространства над горизонтальной плоскостью - прямоугольной, квадратной или круглой; организация внутреннего пространства; организация пространства внутри пространственного куба; организация пространства на прямоугольном участке - построение композиции и выявление глубины; глубинное пространство с четко выявленным передним планом; глубинная пространственно-архитектоническая композиция на круге; глубинное пространство - архитектоническая композиция на прямоугольнике). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на построение пространства (организация пространства над горизонтальной плоскостью - прямоугольной, квадратной или круглой; организация внутреннего пространства; организация пространства внутри пространственного куба; организация пространства на прямоугольном участке - построение композиции и выявление глубины; глубинное пространство с четко выявленным передним планом; глубинная пространственно-архитектоническая композиция на круге; глубинное пространство - архитектоническая композиция на прямоугольнике). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на построение пространства (организация пространства над горизонтальной плоскостью - прямоугольной, квадратной или круглой; организация внутреннего пространства; организация пространства внутри пространственного куба; организация пространства на прямоугольном участке - построение композиции и выявление глубины; глубинное пространство с четко выявленным передним планом; глубинная пространственно-архитектоническая композиция на круге; глубинное пространство - архитектоническая композиция на прямоугольнике). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на построение пространства (организация пространства над горизонтальной плоскостью - прямоугольной, квадратной или круглой; организация внутреннего пространства; организация пространства внутри пространственного куба; организация пространства на прямоугольном участке - построение композиции и выявление глубины; глубинное пространство с четко выявленным передним планом; глубинная пространственно-архитектоническая композиция на круге; глубинное пространство - архитектоническая композиция на прямоугольнике). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на построение пространства (организация пространства над горизонтальной плоскостью - прямоугольной, квадратной или круглой; организация внутреннего пространства; организация пространства внутри пространственного куба; организация пространства на прямоугольном участке - построение композиции и выявление глубины; глубинное пространство с четко выявленным передним планом; глубинная пространственно-архитектоническая композиция на круге; глубинное пространство - архитектоническая композиция на прямоугольнике). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на построение пространства (организация пространства над горизонтальной плоскостью - прямоугольной, квадратной или круглой; организация внутреннего пространства; организация пространства внутри пространственного куба; организация пространства на прямоугольном участке - построение композиции и выявление глубины; глубинное пространство с четко выявленным передним планом; глубинная пространственно-архитектоническая композиция на круге; глубинное пространство - архитектоническая композиция на прямоугольнике). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на построение пространства (организация пространства над горизонтальной плоскостью - прямоугольной, квадратной или круглой; организация внутреннего пространства; организация пространства внутри пространственного куба; организация пространства на прямоугольном участке - построение композиции и выявление глубины; глубинное пространство с четко выявленным передним планом; глубинная пространственно-архитектоническая композиция на круге; глубинное пространство - архитектоническая композиция на прямоугольнике). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на построение пространства (организация пространства над горизонтальной плоскостью - прямоугольной, квадратной или круглой; организация внутреннего пространства; организация пространства внутри пространственного куба; организация пространства на прямоугольном участке - построение композиции и выявление глубины; глубинное пространство с четко выявленным передним планом; глубинная пространственно-архитектоническая композиция на круге; глубинное пространство - архитектоническая композиция на прямоугольнике). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Студенты первого курса Основного отделения у выставки своих работ на построение пространства (по дисциплине " Пространство). 1925. Слева направо: 1 -?, 2 - А. Бунин: 3 - Г. Борисовский; 4 - Г. Савинов; 5 - Д. Панкратов; 6 - Коржавин; 7 -?

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на выразительность объемной композиции (массивной, пространственной, пластически-декоративной, динамической). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на выразительность объемной композиции (массивной, пространственной, пластически-декоративной, динамической). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на конструкцию. Основное отделение ВХУТЕМАСа. Середина 20-х годов

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на конструкцию. Основное отделение ВХУТЕМАСа. Середина 20-х годов Производственное задание на выразительность фронтальной поверхности - фасад коммунального дома. ВХУТЕИН. 1928. М. Быков (фасад, разрез, план)

 

Производственное задание на выразительность фронтальной поверхности - фасад коммунального дома. ВХУТЕИН. 1928. В. Калинин (фасад) Производственное задание на выразительность фронтальной поверхности - фасад коммунального дома. ВХУТЕИН. 1928. О. Иванова (перспектива, фасад. аксонометрия)

 

С. Маторин. Производственное задание на выявление ритма фронтальной плоскости - жилой дом. ВХУТЕИН. 1928. Фасад Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на вертикальный ритм. ВХУТЕМАС. 1927. Отдельные работы

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на вертикальный ритм. ВХУТЕМАС. 1927. Отдельные работы

 

Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на вертикальный ритм. ВХУТЕМАС. 1927. Отдельные работы Отвлеченные задания по дисциплине " Пространство" на вертикальный ритм. ВХУТЕМАС. 1927. Выставка макетов (студенты у своих работ)

 

Производственное задание на выразительность объема - манеж. ВХУТЕИН. 1927/28 уч. год. Л. Гриншпун (макет) Производственное задание на выразительность объема - манеж. ВХУТЕИН. 1927/28 уч. год. автор неизвестен (фасады, план, аксонометрия)

 

Производственное задание на выразительность объема - книжный павильон-киоск. ВХУТЕИН. 1929. Автор неизвестен (макет) Производственное задание на выразительность объема - книжный павильон-киоск. ВХУТЕИН. 1929. Оленев (фасад)

 

Н. Соколов. Производственное задание на выявление массы и веса - выставочный павильон. ВХУТЕМАС. 1927. Перспектива, разрез

 

О. Иванов. Производственное задание на выявление массы и веса - выставочный ботанический ВХУТЕМАС. 1927/28 уч. год. Перспектива Производственное задание на выразительность объема - манеж. ВХУТЕИН. 1927/28 уч. год. В. Калмыков (перспектива) (14) В. Калмыков (перспектива)

 

Производственное задание на выявление массы и веса - выставочный павильон. ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН. Середина и вторая половина 20-х годов

 

Производственное задание на выявление массы и веса - выставочный павильон. ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН. Середина и вторая половина 20-х годов Производственное задание на выявление массы и веса - павильон силикатной промышленности. ВХУТЕМАС. 1926/27 уч. год. Л. Павлов (?). (перспектива)

 

Производственное задание на выявление массы и веса - павильон силикатной промышленности. ВХУТЕМАС. 1926/27 уч. год. Л. Букалова (перспектива) Производственное задание на выявление массы и веса - пункт скорой помощи. ВХУТЕИН. 1928. Авторы неизвестны (фасад, генплан, разрез)

 

Производственное задание на выявление массы и веса - пункт скорой помощи. ВХУТЕИН. 1928.. Авторы неизвестны (перспектива) Производственное задание на выявление выразительности конструкции - речная вышка. ВХУТЕМАС. Авторы неизвестны (перспектива)

 

Производственное задание на выявление выразительности конструкции - речная вышка. ВХУТЕМАС. Авторы неизвестны (фасад) Производственные задание на выявление массы и веса - наружный павильон метро (?). ВХУТЕМАС. Фасад

 

Производственное задание на выразительность объема - книжный павильон-киоск. ВХУТЕИН. 1929. Автор неизвестен (фасады, план, генплан); автор неизвестен (фасады, план, генплан, разрез)

 

Производственное задание на выявление выразительности конструкции - вход на стадион. ВХУТЕМАС. 1926. А. Игумнов (?) (фасад, план) Производственное задание на выявление выразительности конструкции - вход на стадион. ВХУТЕМАС. 1926. Автор неизвестен (фрагмент фасада)

 

Производственное задание на выявление выразительности конструкции - вход на стадион. ВХУТЕМАС. 1926. А. Крылов (фасад) Производственное задание на выявление выразительности конструкции - спортивная горка (" каток"). ВХУТЕМАС. Середина 20-х годов. Г. Юрьев (фасад, фрагмент фасада, план)

 

Производственное задание на выразительность объема и внутреннего пространства - аквариум-террариум. ВХУТЕИН. 1929. Авторы неизвестны (аксонометрический разрез) Производственное задание на выразительность объема и внутреннего пространства - аквариум-террариум. ВХУТЕИН. 1929. Авторы неизвестны (план)

 

Производственное задание на выразительность объема и внутреннего пространства - аквариум-террариум. ВХУТЕИН. 1929. Авторы неизвестны (перспектива) Производственное задание на выразительность объема и внутреннего пространства - аквариум-террариум. ВХУТЕИН. 1929. Авторы неизвестны (фасады, аксонометр)

 

Производственное задание на выразительность объема и внутреннего пространства - аквариум-террариум. ВХУТЕИН. 1929. Авторы неизвестны (аксонометрический разрез) Н. Соколов. Производственное задание на выразительность конструкции - мостовой переход через улицу. ВХУТЕМАС 1927. Фасад, план, разрез

 

Производственное задание на выразительность внутреннего пространства - плавательный бассейн. ВХУТЕМАС 1927/28 уч. год. Л. Гриншлун (перспектива интерьера) Производственное задание на выразительность внутреннего пространства - плавательный бассейн. ВХУТЕМАС 1927/28 уч. год. Б. Неронский (макет)

 

С. Власов. Производственное задание на выявление выразительности пространства - солярий. ВХУТЕИН. 1930. Макет Производственное задание на создание выразительной пространственной композиции из архитектурных объемов. ВХУТЕИН. 1929. Т. Дружинина (макет)

 

Производственное задание на создание выразительной пространственной композиции из архитектурных объемов. ВХУТЕИН. 1929. Ю. Шевердяев (макет) Производственное задание на создание выразительной пространственной композиции из архитектурных объемов. ВХУТЕИН. 1929. автор неизвестен (макет)

 

Производственное задание на создание выразительной пространственной композиции из архитектурных объемов. ВХУТЕИН. 1929. автор неизвестен (макет) Преподаватели Основного отделения ВХУТЕМАСа В. Кринский и М. Коржев со студентами. 1927. Слева направо: верхний ряд - Л. Богданов, Меннер, В. Каплан, М. Адрианов, О. Иванова, П. Перелешин; стоят - А. Ульрих, Н. Шмидт, А. Зелянин, С. Кибирев, А. Смирнов. В. Кринский, М. Коржев, Б. Рогайлов, Н. Нидеккер, Е. Иохелес, А. Максимов, В. Калмыков (сидит на полу в тюбетейке), М. Лалаев (в очках), К. Серебряков, М. Викторов, Н. Павлов, Борисов; лежит - неизвестный

 

Выставка проектов студентов Основного отделения ВХУТЕМАСа. Слева - отвлеченные задания на объем, массу и вес, остальные производственные задания (рынок, водонапорная башня, спортивная горка, качели, переходный мостик и др.) М. Коржев (преподаватель Основного отделения ВХУТЕМАСа). Экспериментальный проект клубно-зрелищного здания. Эскизы (перспективы, разрез)

Такое задание выполнялось, например, на втором курсе архитектурного факультета весной 1929 г.

На всех проектах второго курса по архитектурной пропедевтике зачеты поставлены В. Кринским. Он возглавлял этот курс, хотя конкретное руководство проектированием осуществляли и другие преподаватели дисциплины " Пространство".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.