Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система государственного регулирования автомобильной деятельности






Центральным органом управления автотранспортной деятельностью в РФ в настоящее время является Минтранс России, в состав которого входят: Департамент автомобильного транспорта и Российская транспортная инспекция. Департамент автомобильного транспорта занимается разработкой проектов законодательных и подзаконодательных актов, стандартов и норм, определяющих порядок функционирования на территории России автомобильного транспорта, а также формированием кадровой и технической политики отрасли. Функции государственного контроля за соблюдением транспортного законодательства, правил безопасности движения и экологических требований при эксплуатации транспорта, а также лицензирование коммерческой деятельности возложены на Российскую транспортную инспекцию (РТИ).

РТИ является органом принципиально нового типа, деятельность которого не имеет аналогов в отечественной практике управления транспортной деятельностью. Поэтому весьма актуальной становится задача обеспечения РТИ и ее региональных отделений методическими рекомендациями.

Существуют вполне объективные предпосылки, оправдывающие вмешательство государственных органов в деятельность субъектов транспортного рынка – транспортных, экспедиционных, сервисных и вспомогательных предприятий, а в некоторых случаях и клиентуры.

Необходимостью государственного регулирования функционирования транспортной системы связано с возникновением ряда задач, так как: основные операции любой транспортной системы необходимо регулировать в интересах общественной безопасности; во многих случаях транспорт является монополией; транспорт подвержен конкурентной борьбе, конкуренция может снизить уровень безопасности и обслуживания и уменьшить зарплату; транспорт не статичен, появляются новые виды транспорта, соответственно снижается уровень обслуживания на устаревшей транспортной сети, в результате необходимы дотации или поощрительные действия; очень велики затраты транспорта и государственного управления необходимого для поддержания их в разумных пределах; для транспорта необходимо международное взаимодействие, что предопределяет необходимость государственных соглашений.

Многолетний мировой опыт показывает, что взаимоотношения автотранспортных предприятий (АТП), конкурирующих между собой, не могут быть урегулированы ни на основе их обоюдных соглашений, ни путем судебных разбирательств, хотя и то, и другое имеет место в практике транспортного рынка.

Необходимо обеспечить защиту автотранспортных предприятий от недобросовестных конкурентов.

Нормальная работа АТП в условии конкуренции требует разработки «правил игры» (какие виды деятельности допустимы для различных предприятий, как должны строиться отношения с клиентурой и т.д.) и наличия органа, который постоянно следил бы за соблюдением этих правил. Очевидно, что подобные функции должно взять на себя государство.

Эффективная организация рынка транспортных услуг требует устанавливать и контролировать единые нормы, стандарты и правила в области охраны окружающей среды, безопасности движения, условий труда на транспорте, а также единые технические стандарты. Только государственные органы в состоянии финансировать и организовывать постоянную работу в области стандартизации, повышения безопасности транспорта, снижения вредных воздействий транспорта на окружающую среду, контроля выполнениясоответствующих требований и т. д.

Таким образом, государственное регулирование транспортной деятельности является, независимо от особенностей действующей экономической системы, объективной необходимостью.

Основными задачами государственного регулирования деятельности на автомобильном транспорте являются:

1. создание условий для удовлетворения потребностей экономики и населения в автомобильных перевозках и транспортных услугах;

2. защита экономических интересов государства и законных интересов граждан, грузоотправителей (грузополучателей) и автомобильных перевозчиков;

3. создание условий для конкурентоспособности отечественных автомобильных перевозчиков на международном рынке автомобильных перевозок;

4. регулирование доступа автомобильных перевозчиков на внутренний и международный рынки автомобильных перевозок;

5. развитие экспорта транспортных услуг;

6. создание равных условий деятельности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению автомобильных перевозок;

7. создание условий для безопасного выполнения автомобильных перевозок;

8. защита внутреннего рынка автомобильных перевозок;

9. противодействие монополистической деятельности и развитие конкурентной среды на рынке автомобильных перевозок;

10. формирование тарифной политики на автомобильном транспорте общего пользования;

11. охрана окружающей среды при выполнении автомобильных перевозок.

Методы государственного регулирования деятельности на транспорте

Классификацию и характер методов регулирования транспортной деятельности можно представить схематично в виде рис.1.

 

Как видно из рисунка, методы регулирования транспортной деятельности укрупнено можно подразделить на нормативно-правовые; экономические; комплексные.

Нормативно-правовые методы по области своего воздействия, своей направленности могут быть подразделены на определяющие безопасность и регулирующие рынок транспортных услуг.

В числе нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность автомобильного транспорта, можно отметить правила дорожного движения, устав автомобильного транспорта, правила перевозок опасных грузов, стандарты по экологической безопасности и т.д.

К методам регулирования рынка транспортных услуг следует отнести: лицензирование; квоты и разрешения (например, для международных перевозок); ограничения (числа компаний, размеров парка и др.).

Среди экономических методов можно выделить комплексные и частные. Комплексные методы предполагают изменение системы производственных отношений, и в частности отношений собственности. Это национализация транспортных компаний либо их приватизация. Частные методы экономического регулирования транспортной деятельности осуществляются при неизменной системе производственных отношений. Это: налоги, тарифы, штрафные санкции, оплата дополнительных операций, кредитов, дотаций и т.д.

Синтетические методы регулирования автотранспортной деятельности представляют собой синтез нормативно-правовых и экономических мер, которые сложно разделить и обособить. Так, например, в Финляндии при лицензировании перевозок туристов автобусами, перед автотранспортными фирмами ставится обязательство отработки определенного времени на городских маршрутах.

Основы государственного регулирования в области автомобильного транспорта

Государственное регулирование в области автомобильного транспорта общего пользования осуществляется в целях:

1. обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами автомобильного транспорта и организаций автомобильного транспорта общего пользования;

2. обеспечения целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования автомобильного транспорта общего пользования, а также его комплексного развития.

Государственное регулирование в области автомобильного транспорта необщего пользования осуществляется в целях:

1. обеспечения безопасного и качественного функционирования автомобильного транспорта необщего пользования;

2. обеспечения непрерывности перевозочного процесса, осуществляемого совместно с владельцами инфраструктур и перевозчиками;

3. беспрепятственного доступа пользователей услугами автомобильного транспорта, перевозчиков, владельцев инфраструктур к услугам, оказываемым владельцами автомобильных путей необщего пользования.

Государственное регулирование в области автомобильного транспорта осуществляется путем:

1. проведения государственной политики в области автомобильного транспорта;

2. определения основы деятельности органов государственного регулирования в области автомобильного транспорта;

3. утверждения обязательных для исполнения всеми участниками перевозочного процесса, иными физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов и иных актов и проведения контроля за их соблюдением;

4. лицензирования отдельных видов деятельности в области автомобильного транспорта;

5. проведения сертификации и стандартизации объектов, технических и программных средств, отдельных работ (услуг) при перевозках пассажиров и грузов автомобильным транспортом;

6. регулирования и контроля в области автомобильного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях и антимонопольным законодательством;

7. определения порядка выдачи разрешений на примыкание к автомобильным путям общего пользования строящихся, а также новых (восстановленных) автомобильных путей общего пользования и автомобильных путей необщего пользования;

8. выдачи разрешений на закрытие (ограничение) движения по конкретным участкам автомобильных путей общего пользования, влияющее на выполнение установленного графика движения поездов;

9. возложения обязанности по осуществлению отдельных перевозок автомобильным транспортом на конкретных владельцев инфраструктур и перевозчиков в случаях возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях с соответствующей компенсацией понесенных указанными владельцами инфраструктур и перевозчиками убытков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;

10. организации и обеспечения воинских и специальных автомобильных перевозок;

11. руководства мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на автомобильном транспорте;

12. осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью физических и юридических лиц на автомобильном транспорте, в том числе в части безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта, обеспечения недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре, защиты сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

13. установления порядка сбора, накопления и анализа статистической информации о деятельности в области автомобильного транспорта;

14. установления приоритетов государственной политики в области автомобильного транспорта общего пользования, обязательных для учета в производственной и иной деятельности владельцев инфраструктур, перевозчиков;

15. выполнения иных предусмотренных законодательством Российской Федерации соответствующих функций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.