Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные предметы государственного регулирования на автомобильном транспорте






Приказ Минтранса РФ от 12.05.2005 N 45 " Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года"

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ

2.1. Основные принципы государственного регулирования

транспортной деятельности

2.1.1. Принципы и основные направления совершенствования системы государственного регулирования транспортной деятельности.

Государственное регулирование транспортной деятельности, государственное финансирование отдельных элементов транспортной системы и видов транспортной деятельности в условиях рынка остаются объективной необходимостью. При этом государство исходит из необходимости сокращения своего участия в транспортной деятельности, которое в настоящее время является, в целом, избыточным.

В основу транспортной политики государства положен принцип разделения государственных задач регулирования отрасли и выполнения хозяйственных функций. При этом, государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, повышает эффективность государственного регулирования на транспорте, направляя его на повышение качества обслуживания и снижение общественных затрат, связанных с транспортной деятельностью.

При безусловных отраслевых и региональных различиях в транспортной системе на макроуровне государство рассматривает транспорт как единый объект управления. Согласованное развитие и организация взаимодействия различных видов транспорта делают транспорт единым комплексом, что обеспечивает дополнительный системный эффект.

Единство государственного управления транспортом предполагает:

  • развитие на единых принципах правовых основ транспортной деятельности;
  • развитие на единых принципах государственного регулирования всех видов транспорта;
  • сбалансированное распределение бюджетных ресурсов между различными видами транспорта;
  • координацию развития инфраструктуры различных видов транспорта, в первую очередь - в транспортных узлах и на подходах к ним;
  • развитие интермодальных перевозок на основе единых технических и информационных стандартов и технологий, а также унифицированных перевозочных документов;
  • координацию обеспечения средствами транспорта безопасности и обороноспособности страны;
  • оптимизацию и развитие инфраструктуры контрольно-надзорных служб;
  • согласование интересов и объединение усилий различных уровней исполнительной власти в развитии транспортной системы и " стыковку" транспортных систем отдельных регионов;
  • формирование на транспорте единого информационного пространства;
  • согласование интересов и объединение усилий государства и бизнеса в развитии транспортной системы.

Сферами ответственности государства в управлении транспортом являются:

  • совершенствование правовых основ транспортной деятельности;
  • решение задач оборонного и мобилизационного характера;
  • создание условий для обеспечения безопасности и антитеррористической защиты на транспорте;
  • обеспечение соответствия развития опорной транспортной инфраструктуры развитию производительных сил;
  • обеспечение работоспособности опорной транспортной инфраструктуры, определение стабильных источников инвестиций для ее обновления;
  • выработка и контроль выполнения стандартов безопасности транспортных процессов и воздействия транспорта на окружающую среду, в том числе - установление требований к транспортным средствам и системам;
  • проведение структурных преобразований на транспорте;
  • устранение и недопущение возникновения правовых и административных барьеров в процессах перевозок пассажиров и грузов, а также оказания сопутствующих им услуг;
  • выработка и контроль соблюдения правил конкуренции и условий недискриминационного доступа к инфраструктуре;
  • выработка и реализация эффективной тарифно-ценовой политики на транспорте;
  • обеспечение транспортного обслуживания для всех слоев населения и регионов страны. Целевая поддержка пользователей или операторов в тех случаях, когда рынок не может обеспечить такого обслуживания;
  • совершенствование системы контроля и надзора в транспортном комплексе, усиление контрольных органов, совершенствование правовых основ их функционирования;
  • обеспечение интеграции транспортной системы России в мировую транспортную систему, в том числе - в рамках интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Сферами, в которых государство стимулирует и поддерживает необходимые изменения, являются:

  • реализация инвестиционных проектов, особо значимых для ликвидации узких мест и недостающих звеньев в транспортной инфраструктуре, обеспечение притока инвестиций в транспортный сектор;
  • развитие конкуренции на рынке транспортных услуг;
  • прекращение перекрестного субсидирования одних видов деятельности за счет других;
  • инновации на транспорте, внедрение наиболее эффективных технологий перевозок грузов и пассажиров;
  • развитие экспорта транспортных услуг и создание благоприятных условий для отечественных транспортных операторов на международных рынках транспортных услуг;
  • повышение доступности транспортных услуг для населения с низкими доходами, инвалидов, пенсионеров, учащихся;
  • развитие социального партнерства на транспорте;
  • развитие транспортной системы в интересах обеспечения задач в области обороны и безопасности государства.

Важнейшей сферой ответственности государства является обеспечение безопасности функционирования транспорта.

Государственное регулирование в области обеспечения безопасности строится на следующих принципах:

  • гарантированное обеспечение государством функционирования и развития систем обеспечения безопасности на транспорте;
  • распространение государственного контроля и надзора в области безопасности на производителей, импортеров и владельцев транспортных средств любых форм собственности и видов деятельности;
  • обеспечение адекватности применяемых санкций (наказаний) степени общественной опасности нарушений норм и правил;
  • координация действий по обеспечению антитеррористической безопасности на транспорте;
  • координация действий по использованию транспорта в целях защиты населения и территорий в части гражданской обороны, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при ликвидации их последствий с одновременным недопущением создания чрезвычайных ситуаций вследствие эксплуатации транспортной инфраструктуры;
  • формирование единых принципов и подходов к профессиональному отбору, подготовке и переподготовке работников транспортной сферы;
  • укрепление кадровой профессиональной базы транспорта, совершенствование системы специализированных, в том числе закрытых учебных заведений в соответствии с перспективными требованиями к высококвалифицированным специалистам транспорта.

Государственное управление транспортом включает меры, учитывающие универсальный характер транспортной деятельности.

В рамках разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными, региональными и местными органами управления транспортом на федеральном уровне:

  • принимаются уставы и кодексы, федеральные законы, регулирующие деятельность отдельных видов транспорта;
  • устанавливаются требования по обеспечению безопасности и экологичности транспортного процесса;
  • принимаются принципиальные решения по развитию опорной транспортной инфраструктуры;
  • решаются вопросы, связанные с международной интеграцией в области транспорта, осуществляется регулирование международных перевозок, обеспечивается реализация обязательств Российской Федерации в рамках международных соглашений;
  • принимаются нормативные правовые акты, относящиеся к межрегиональным перевозкам, и осуществляется их регулирование.

Федеральное законодательство должно предусматривать возможность применения в регионах дифференцированных социальных, экологических и иных нормативов, связанных с транспортной деятельностью.

При этом должны учитываться такие индивидуальные особенности отдельных регионов, как общий уровень развития транспортной системы, соотношение спроса и предложения на транспортные услуги, загруженность транспортной инфраструктуры, показатели безопасности транспортного процесса, экологическая ситуация в регионе.

Органы государственного управления транспортом осуществляют делегирование отдельных функций, связанных с регулированием транспортной деятельности.

Делегирование функций осуществляется адекватно развитию рынка транспортных услуг и саморегулируемых организаций транспорта, а также по мере совершенствования системы государственного управления.

Важным направлением совершенствования государственного регулирования является перестройка системы статистического наблюдения, которая ведется в следующих направлениях:

  • сокращение объема данных статистического наблюдения за счет информации, имеющей технологический или корпоративный характер;
  • дополнение системы статистического наблюдения показателями, необходимыми для принятия управленческих решений в условиях рынка;
  • унификация форм статистического учета на различных видах транспорта;
  • охват статистическим наблюдением субъектов транспортной деятельности, не относившихся традиционно к транспортной отрасли;
  • замена в ряде случаев сплошного статистического наблюдения выборочным;
  • делегирование отдельных функций мониторинга и статистического наблюдения саморегулируемым организациям.

2.1.2. Совершенствование финансирования и инвестиционной деятельности на транспорте.

2.1.3. Управление государственным имуществом на транспорте.

Государство повышает эффективность управления государственной собственностью транспорта, а также создает условия, обеспечивающие деятельность и правоотношения участников гражданского оборота имущества транспорта с учетом целей и задач государственной политики в области имущественных отношений.

Основными направлениями совершенствования управления государственной собственностью на транспорте являются:

  • совершенствование порядка взаимодействия органов власти в области управления государственным имуществом;
  • поэтапное снятие законодательных ограничений на передачу объектов транспорта в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность при наличии гарантий нормального функционирования и развития указанных объектов после выведения их из федеральной собственности;
  • совершенствование норм законодательства, регулирующих вопросы оформления прав собственности на государственное имущество транспортной отрасли;
  • проведение приватизации имущества транспортной отрасли с учетом целей и задач транспортной стратегии;
  • внедрение современных компьютерных технологий для решения задач учета федерального имущества и показателей эффективности его использования;
  • совершенствование системы профессиональной подготовки и квалификации руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, а также представителей государства в органах управления открытых акционерных обществ транспортной отрасли.

Основными направлениями работы по совершенствованию условий деятельности участников гражданского оборота имущества транспорта и их правоотношений являются:

  • совершенствование норм законодательства в целях недопущения несостоятельности системообразующих организаций транспортной отрасли, а также ужесточения ответственности лиц, виновных в преднамеренных банкротствах данных организаций;
  • разработка законодательства, регулирующего вопросы обращения находящегося в собственности граждан и юридических лиц имущества в государственную собственность;
  • совершенствование законодательства, регулирующего вопросы долевой собственности на имущество транспортной отрасли;
  • совершенствование законодательства, регулирующего вопросы инвестиционной деятельности на транспорте, осуществляемой в форме капитальных вложений;
  • совершенствование форм и способов передачи государственного имущества в пользование юридическим и физическим лицам, а также порядка изъятия в бюджет государства доходов государственных унитарных предприятий, получаемых ими от передачи в пользование третьим лицам, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения государственного имущества;
  • содействие созданию интегрированных структур с участием организаций различных секторов транспортной отрасли, иных отраслей народного хозяйства;
  • совершенствование методов оценки стоимости государственного имущества транспортной отрасли;
  • совершенствование процедур залога государственного имущества транспортной отрасли.

2.2. Развитие рынка транспортных услуг

Основой функционирования и развития рынка транспортных услуг является конкуренция независимых негосударственных транспортных организаций.

Наряду с мерами государственного регулирования, направленными на развитие конкуренции, развитию рыночных отношений на транспорте и повышению его привлекательности как сферы предпринимательства и инвестиций способствуют структурные преобразования на отдельных видах транспорта.

2.2.1. Основные направления развития конкуренции на рынке транспортных услуг.

Основными направлениями развития конкуренции на рынке транспортных услуг являются:

  • совершенствование антимонопольного регулирования;
  • поэтапное сокращение сферы ценового регулирования и расширение рынка свободных цен;
  • создание условий, обеспечивающих недискриминационный доступ транспортных операторов к транспортной инфраструктуре потребителей транспортных услуг к транспортной инфраструктуре;
  • устранение неоправданных административных и экономических барьеров для конкуренции транспортных операторов;
  • коммерциализация услуг транспортной инфраструктуры с привлечением частных операторов;
  • совершенствование системы допуска к транспортной деятельности на основе механизмов лицензирования и подтверждения соответствия транспортных средств и услуг установленным требованиям. Постепенный переход к более " мягким" формам государственного регулирования, включая добровольную сертификацию;
  • поддержка малого и среднего бизнеса на транспорте;
  • правовое разделение секторов перевозок, выполняемых по найму, и перевозок собственных пассажиров и грузов;
  • постепенная замена действующих количественных квот качественными;
  • содействие развитию транспортной логистики, а также современных информационных технологий в сфере транспорта.

2.2.2. Совершенствование антимонопольного регулирования.

Основными направлениями совершенствования антимонопольного регулирования являются:

  • совершенствование методик реального контроля рыночной концентрации и оценки фактического уровня конкуренции;
  • разграничение рынка транспортных услуг и использования транспортных средств для некоммерческих нужд;
  • сокращение естественно-монопольных сфер деятельности с постепенным замещением прямого регулирования (в том числе посредством установления тарифов) на рыночные методы регулирования (в том числе методами антимонопольного регулирования и контроля);
  • разработка и законодательное закрепление, а также публичных договоров на оказание услуг субъектами естественных монополий;
  • формирование процедур сорегулирования, позволяющих формировать требования и условия доступа к оказанию услуг с привлечением организаций операторов, пользователей и их объединений.

Государство не вправе ограничивать доступ операторов на рынок.

Основным инструментом, стимулирующим консолидацию транспортного бизнеса, является ужесточение качественных требований к операторам.

Консолидация может осуществляться на корпоративной основе, путем создания альянсов, пулов, использования других механизмов, которые допускает действующее законодательство.

Сегментами рынка транспортных услуг, где консолидация оправдана в первую очередь, являются гражданская авиация, городской общественный транспорт, международные автомобильные перевозки грузов, международный и внутрироссийский туризм.

2.2.3. Тарифно-ценовое регулирование.

Тарифно-ценовое регулирование должно быть, по возможности, ограничено сферами естественных монополий. При этом обеспечивается баланс интересов субъектов регулирования и потребителей их услуг.

При регулировании тарифов могут решаться следующие основные задачи:

  • мониторинг и общий уровень тарифов в целях ограничения их инфляционного влияния;
  • ограничение тарифов сверху в целях обеспечения доступности услуг для большинства потенциальных потребителей;
  • ограничение тарифов снизу для недопущения кратковременной реализации транспортных услуг ниже себестоимости с целью получения конкурентных преимуществ (демпинга) или долгосрочного применения заниженных цен, заведомо исключающих возможность качественного обслуживания и обеспечения требований безопасности транспортного процесса;
  • обеспечение ценовой прозрачности рынка (за счет расширения практики применения принципа " объявленного тарифа");
  • обеспечение в интересах пользователей транспортных услуг разумной стабильности тарифов.

2.3. Развитие транспортной инфраструктуры

2.3.1. Общие принципы развития транспортной инфраструктуры.

Транспортная инфраструктура развивается на основе следующих принципов:

  • приоритетность ликвидации разрывов и очевидных " узких мест", модернизации и развития уже имеющихся мощностей по сравнению с новым строительством;
  • сокращение диспропорций в развитии инфраструктуры различных регионов;
  • максимальное использование объектов и коммуникаций для обеспечения внутренних, внешнеторговых и транзитных перевозок;
  • увязка развития транспортной инфраструктуры с развитием коммуникаций энергетики, связи, других инфраструктурных отраслей;
  • приоритетность развития внутригосударственных транспортных коммуникаций;
  • экономия ресурсов за счет сооружения объектов многоцелевого назначения;
  • координация развития инфраструктуры различных видов транспорта, в том числе в интересах обороны и безопасности страны;
  • развитие транспортной инфраструктуры в городах в соответствии с рациональными принципами градостроительства и планирования землепользования;
  • специализация крупнейших объектов инфраструктуры сходного назначения;
  • учет необходимости резервирования земель для перспективного развития опорной транспортной сети;
  • максимальная концентрация бюджетных и привлекаемых ресурсов на приоритетных проектах. Всемерное ускорение их реализации, в том числе с привлечением для этой цели заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках;
  • оптимально необходимое отчуждение земель для транспортных нужд, локализация и снижение негативных ландшафтных изменений, эффекта фрагментации территорий и загрязнения природной среды;
  • развитие государственно-частного партнерства в создании и эксплуатации инфраструктуры, прежде всего, на основе концессий;
  • поощрение создания платных объектов транспортной инфраструктуры, при условии предоставления ими услуг более высокого качества в сравнении с существующими бесплатными объектами.

2.3.2. Развитие опорной транспортной сети.

Особое место в транспортной инфраструктуре общего пользования занимает опорная транспортная сеть - совокупность путей сообщения и транспортных узлов, обеспечивающих устойчивую взаимосвязь крупнейших населенных пунктов, экономических центров и основные внешнеэкономические связи, пространственное и функциональное единство транспортной системы.

Развитие опорной транспортной сети осуществляется в увязке с перспективными сценариями развития производительных сил на основе транспортно-экономического баланса.

Транспортно-экономический баланс является основой для модернизации и развития опорной транспортной сети, для разработки региональных транспортных программ, а также планов и программ развития отдельных видов транспорта.

При разработке транспортно-экономического баланса расчетные перспективные пропускные и провозные мощности коммуникаций различных видов транспорта и транспортных узлов, а также приоритетные направления территориального развития инфраструктуры увязываются с долгосрочными перспективами развития производительных сил, регионов, внешней торговли. При этом должны учитываться:

приоритетность требований обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

неизбежный рост спроса на автомобильные перевозки грузов в условиях развития рыночных отношений, а также растущее использование личного автотранспорта по мере автомобилизации страны;

необходимость упреждающего создания резерва пропускных возможностей на коммуникациях, где прогнозируется наибольший рост грузо- и пассажиропотоков;

необходимость согласования мощности основных транспортных узлов и транспортных подходов к ним.

Инструментом разработки транспортно-экономического баланса являются экономико-математические методы.

2.3.3. Транспортные коридоры и региональные особенности развития опорной транспортной сети.

Основой пространственной модели развития опорной транспортной сети являются транспортные коридоры.

Транспортные коридоры, в полосе которых размещаются коммуникации опорной транспортной сети, стыкуются с международными транспортными коридорами европейской и азиатской транспортных сетей.

2.4. Россия на мировом рынке транспортных услуг

В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе.

Основными направлениями международной интеграции в области транспорта являются:

  • последовательная гармонизация российского транспортного законодательства, стандартов и транспортной документации с действующими на международных рынках транспортных услуг;
  • поэтапное приведение законодательной и нормативной правовой базы в области транспорта, в том числе на региональном уровне, в соответствие с нормами и правилами ВТО;
  • формирование и развитие общего транспортного пространства стран СНГ и ЕврАзЭС;
  • активное участие в создании общеевропейского транспортного пространства;
  • развитие сотрудничества с ЕС в целях обеспечения эффективного взаимодействия транспортных систем России и Евросоюза;
  • обеспечение надежных и благоприятных условий транзитного железнодорожного и автомобильного сообщения с Калининградской областью;
  • участие российских компаний и предпринимателей в создании совместных транспортных предприятий, а также в конкурсах и торгах по приватизации транспортных предприятий, прежде всего в странах СНГ и ЕврАзЭС;
  • расширение и углубление сотрудничества России с международными организациями и в реализации межгосударственных соглашений в области транспорта, принимаемых на многосторонней и двусторонней основе;
  • реализация на выгодных для России условиях транспортных проектов с иностранным техническим или финансовым участием;
  • развитие взаимодействия в рамках регионального сотрудничества, с целью реализации транзитного потенциала России в первую очередь, в рамках ЕврАзЭС;
  • повышение роли России в создаваемой интегрированной транспортной системе Азиатско-Тихоокеанского региона и Шанхайской организации сотрудничества;
  • участие в международных транспортных проектах и программах, поддержка региональных инициатив, отвечающих национальным интересам Российской Федерации.
  • Экспорт транспортных услуг рассматривается в качестве важной составляющей национального продукта России.
  • Экспорт транспортных услуг развивается в следующих основных направлениях:
  • развитие использования транзитного потенциала российской транспортной системы. Реализация геостратегической миссии России как естественного моста между Европой и Азией;
  • увеличение доли участия российских транспортных организаций в поставке отечественных экспортных грузов на мировые рынки;
  • повышение доли российских транспортных организаций в доставке импортных грузов, перевозках грузов третьих стран и иностранных фрахтователей.

2.5. Совершенствование транспортной техники и транспортных

технологий. Развитие транспортного машиностроения

2.6. Гармонизация развития транспортной системы и повышение

ее безопасности

Транспортная политика России строится в соответствии с базовыми принципами устойчивого развития. Удовлетворение транспортных потребностей не вступает в противоречие с приоритетами охраны окружающей среды и здоровья, не нарушает интересов будущих поколений.

Повышение безопасности дорожного движения (БДД) рассматривается как общенациональный приоритет. Первоочередной задачей в этой области является снижение темпов роста аварийности относительно темпов увеличения автомобильного парка, снижение тяжести ДТП и количества погибших на дорогах.

Комплекс антитеррористических мер на транспорте строится, исходя из долгосрочного и глобального характера угрозы терроризма, и учитывает необходимость постоянной международной координации действий в данной сфере.

Действующая государственная система мер по организации и проведению антитеррористических мероприятий на объектах транспорта, а также по созданию методов и средств защиты населения и среды обитания в случаях чрезвычайных происшествий на транспорте, а также на объектах транспортной инфраструктуры должна совершенствоваться адекватно существующим угрозам террористических воздействий на транспорте и международным обязательствам, принятым на себя Россией в этой области.

В целях обеспечения безопасности жизнедеятельности транспорт призван выполнять мероприятия по защите населения и территорий в части гражданской обороны, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при ликвидации их последствий. Одновременно недопустимо создание чрезвычайных ситуаций вследствие эксплуатации транспортной инфраструктуры.

При решении этих задач должно быть обеспечено проведение комплекса взаимосвязанных, согласованных и централизованно управляемых мероприятий по подготовке, эксплуатации, и, при необходимости, восстановлению всех видов транспортных коммуникаций, а также подготовка (создание, закупка и техническое обслуживание) комплексно используемых при чрезвычайных ситуациях всех видов наземных, водных и воздушных транспортных средств, используемых при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.