Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Фирма как экономическая организация






В неоклассической базовой модели концепция фирмы представ­лена в следующем контексте:

• поиском равновесия в условиях конкуренции и совершенной
информации в заданных технических условиях;

• гипотезой совершенной рациональности экономических аген­тов, где основной целью фирм является - максимизация при­были;

• преобладающим значением обменных процессов по сравнению с производственными.

В таком контексте, то есть в ситуации совершенной конкуренции и в отсутствие технического прогресса, фирмам нет места. Их основ­ная функция - преобразование ресурсов в продукты (услуги) в наи­более эффективном режиме. Предполагается, что они совершенно компетентны в том, как использовать имеющиеся ресурсы, и приспо­сабливаются к среде, о которой им необходимо знать лишь цены продуктов и факторов. Их совершенная рациональность осуществля­ется в условиях полной определенности и в условиях простой и ста­бильной среды. Таким образом, понятие фирмы сведено к функции производства, механически приспосабливающейся к своей среде.

Можно отметить следующие слабости неоклассической теории, отражающие ее схематичность и малую реалистичность, имея в виду реально функционирующие фирмы.

1. Определение фирмы в виде производственной функции предпо­лагает, что фирма - это некая точка в пространстве и во времени
с затратами на входе и выпуском на выходе, и все внутреннее со­держание деятельности сводится к технологическому процессу. При этом технологический процесс трактуется как нечто задан­ное, как фактор максимизирующий прибыль, в то время как усло­вием максимизации является, в том числе и, в особенности, вы­бор технологии. Но этот момент игнорируется в неоклассической модели и чаще всего рассматривается как внеэкономический, ос­тавляя за рамками теории этот существенный срез производст­венной деятельности.

2. В неоклассической теории весьма специфична трактовка факто­ров производства, в частности, труда. Так в трактовке производ­ственной функции неявным образом присутствует гипотеза сим­метрии, когда оба производственных фактора трактуются анало­гичным образом. Предполагается, что труд не обладает никакой специфичностью, что это такой же товар, как и любой другой то­вар на рынке. Тем самым в неявном виде " социальные" формы отношений не оказывают никакого влияния на эффективность деятельности. Другими словами, неоклассическая парадигма ос­тавляет за рамками анализа все организационные проблемы, ко­торые так важны в деятельности любой конкретной фирмы. На­пример, такие факторы, как мотивация работников или контроль их деятельности со стороны менеджеров полностью игнорируют­ся неоклассической парадигмой вне зависимости от форм органи­зации экономической деятельности, будь то частнособственниче­ская или самоуправляемая фирма.

3. Кроме того, в неоклассической модели присутствует в неявном
виде гипотеза своеобразной пассивности рабочей силы, когда
предполагается, что работодатель получает в свое распоряжение
в ходе контрактных отношений максимальную отдачу от наемного труда. Она состоит в том, что как только стороны пришли к за­ключению контракта, его выполнение не подлежит сомнению. Это означает, что наемные работники добросовестно и с макси­мальной производительностью выполняют возложенные на них по контракту работодателем обязанности, откуда следует бес­конфликтность производственных отношений и необязательность
контроля исполнения производственной деятельности. На самом
деле работодатель покупает не труд, а способность к труду, как
это в свое время было доказано еще К. Марксом, и производи­тельность труда не является, априори, заданной величиной. Ее уровень будет определяться уровнем мотивации и дисциплини­рованностью наемного персонала, с одной стороны, а также качеством управления и координацией производственной деятельно­сти менеджерами - с другой.

4. Неоклассическая модель фирмы представляется в виде процесса
принятия решений, целью которого является максимизация при­были в условиях полной информированности и совершенной ра­циональности лиц, принимающих эти решения.

В таком виде теория фирмы существуют вплоть до 30-х годов, когда появляются первые работы по несовершенной конкуренции, в особенности теория монополистической конкуренции Дж. Робин­сон. Центральным вопросом этих работ стало смещение центра рас­смотрения от теории равновесия условий производства и распреде­ления материальных благ к изучению поведения и взаимодействий между производителями. Таким образом, фирма становится цен­тральным действующим лицом, по крайней мере, в теории рынков. При этом спектр действий фирмы расширился; она воздействует на цены, прибегая к дифференциации продуктов и разным политикам продаж; реагирует на более сложную среду (в условиях олигополии и в условиях возможного сговора между ними или в условиях монопо­листической конкуренции). Однако этот расширенный спектр дейст­вий основывается все еще на том же принципе совершенной рацио­нальности и полной информированности, и фирма по-прежнему идентифицируется как «черный ящик» механически реагирующий на среду.

Парадокс в том, что в этих моделях отсутствует главное дейст­вующее лицо - предприниматель. И это понятно; в неоклассическом мире рационального поведения нет места ни инициативе, ни иннова­циям, как во внутриорганизационном управлении так и в рыночных политиках.

Значение предпринимателя в этом контексте связано с тремя его основными функциями:

• функцией творчества и инновации (в соответствии с класси­ческим анализом Шумпетера): конкурентоспособная фирма не приспосабливается к своей среде, а пытается изменить ее созданием новых сочетаний технологий, новых рынков, но­вых форм организации;

• функцией приобретения и использования информации, вы­
двинутой на передний план представителями австрийской
школы Хайеком (1937), а затем Кирцнером (1973), когда не­
обходимо принимать решения в условиях неопределенности;

• функцией организации и координации производства, когда
выясняется, в противоположность модели неоклассической
фирмы, что функционирование фирмы предполагает соеди­нение не вполне определенных факторов производства и в особенности умение комбинировать эффективным образом эти факторы.

Таким образом, предприниматель как основное действующее ли­цо в фирме может быть понят и проанализирован лишь вне рамок базовых гипотез неоклассической модели:

• путем перехода от статического равновесия к эволюционному
рассмотрению экономических агентов;

• с учетом неопределенности деятельности несовершенной ин­формации и в связи с ограниченной рациональностью агентов;

• с учетом сложности внутреннего строения организации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.