Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Институциональная природа фирмы






Слово «фирма» относится к числу самых распространенных и популярных в языках разных стран и народов, как достигших доста­точно высокого уровня благосостояния, так и тех, которые созна­тельно решают задачу преодоления экономической отсталости и повышения уровня жизни населения. Это слово употребляется во множестве самых разных практических и просто житейских ситуа­ций, когда требуется подчеркнуть устойчивый, надежный, высокока­чественный, влиятельный характер и репутацию деятельности каких-либо участников ситуации.

Казалось бы, этот термин и обозначаемые им явления экономиче­ской действительности должны быть одним из главных предметов исследования экономической науки. Однако при ознакомлении с трудами основателей теоретической экономии возникает совершенно противоположное впечатление. Ни у А. Смита, Д. Рикардо, Дж. С. Милля, ни у К. Маркса и его последователей мы не находим никако­го особого внимания к фирмам, которое позволяло бы судить о том, что они признавали важность этого явления и учитывали его в своих выводах.

Даже А. Маршалл, один из создателей неоклассической экономи­ческой теории, который в явном виде включил организацию в число фундаментальных факторов производства, тем не менее специально не рассматривает фирму как форму организации. И, наконец, такой же пробел мы обнаруживаем, обратившись к западным учебникам по экономической теории, где фирмам посвящены отдельные парагра­фы. Например, в учебнике К. Макконнелла и С. Брю об этом предме­те говорится вскользь в качестве подступа к краткому рассмотрению правовых форм делового предприятия и их преимуществ и недостат­ков.

Такое невнимание оборачивается непониманием того, что фирма, как один из главных экономических институтов, требует создания и соблюдения ряда необходимых условий для своего становления, развития и ускорения в институциональной структуре общества. Поэтому важно выяснить, что же такое фирма, и каков необходимый комплекс условий для ее возникновения. То есть нам придется обра­титься к вопросу о том, что лежит в основе возникновения фирмы как особой формы организации хозяйственной деятельности.

Для появления фирм три фактора имеют фундаментальное значе­ние: коллективный характер экономической деятельности, частное владение имуществом и очевидная тенденция к корпоратизации эко­номической деятельности. В силу значительности роли этих факторов в исторических судьбах фирм они заслуживают более детального рассмотрения.

В западной экономике различают три основные юридические формы предприятий: индивидуальную, партнерство и акционерную (корпоративную).

В индивидуальной фирме предприниматель сам должен осущест­влять все функции. Как правило, открывая собственное дело, пред­приниматель хорошо знает его техническую сторону, но мало све­дущ в вопросах управления, бухгалтерии, учета и отчетности, марке­тинга, т. е. плохо знает не только правила игры, но и не информиро­ван о соответствующих институтах.

Индивидуальная фирма постоянно испытывает трудности с фи­нансированием, особенно из внешних источников, поскольку не­большой остаточный доход не позволяет прибегать к инвестициям из внутренних источников. Банки и другие кредитные учреждения предпочитают не иметь дела с подобными фирмами, что связано с высоким уровнем риска и значительными трансакционными издерж­ками.

Партнерство - юридическая форма, при которой для ведения дела добровольно объединяются два или более лиц, несущих неограни­ченную ответственность по обязательствам, которая распределяется в соответствии с паевым участием каждого владельца. Пучок право­мочий распределяется так, что каждый партнер имеет формальное право на реализацию любого из них, но по согласованию с другими партнерами. Эта форма позволяет избежать многих ограничений, присущих индивидуальному предприятию. Функции по управлению фирмой, которые в предыдущей форме выполнял один предпринима­тель, теперь распределяются среди совладельцев согласно их пред­почтениям или возможностям. Другими словами, каждый из совла­дельцев специализируется на части правомочий, а наиболее важные решения принимаются совместно. Формирование команды происхо­дит на основе неформальных правил, поскольку вырабатывается стереотип поведения.

Положительную сторону партнерства составляет и увеличение финансовых ресурсов, что способствует росту фирмы и возможности использовать положительные эффекты масштаба.

Акционерное общество (корпорация) - юридическая форма пред­приятия, существующего как юридическое лицо и принадлежащего группе акционеров.

Данная форма имеет явные преимущества перед другими.

• ограниченная ответственность акционеров, которые рискуют
лишь своими вложениями, но не своим имуществом;

• обособление управления от собственности, что дает возмож­ность в полной мере использовать профессиональные знания менеджеров и избежать высоких трансакционных издержек при принятии согласованных решений, а также оппортуни­стического поведения некоторых субъектов;

• наиболее эффективная форма привлечения денежного капитала путем выпуска акций и облигаций и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.