Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вгому,согласно буддистской традиции, медитация не означает, что 3 страница






Не ждите, когда гнев охватит вас, чтобы идти покупать подарок. Вам еще хорошо, вы еще очень любите человека, вот тогда и купите 1му подарок. Но не отправляйте этот подарок, придержите его. Храните этот дар. Возможно, в вашем тайном хранилище накопится сокровище из двух или трех даров. Позднее, когда вы почувствуете |нев, возьмите подарок и отправьте его. Этот метод весьма эффективен. Будда был очень прозорливым человеком.

Понимание приносит облегчение.

Когда вы гневаетесь, то хотите ослабить свои страдания. Такое

ание вполне естественно. Существует немало способов почувствовать облегчение, но лучше всего вам поможет понимание. Если у ■ ас есть понимание, гнев уйдег сам собой. Когда вы понимаете, что ■ увствует другой человек, понимаете природу страданий, гнев неизбежно покидаег вас, потому что он превращается в сострадание.

Глубокий анализ - вот лучшее лекарство от гнева. Если вы буде-

|е анализировать, то поймете трудности другого человека и его са-

юе высокое вдохновение, которое он так и не смог реализовать. Так

вас рождается сострадание, которое и есть лучшее противоядие от

|нева. Если вы позволите состраданию изливаться из своего сердца,

гда пламя гнева тотчас же угаснет.

Чаще всего мы страдаем из-за недостатка разумности, интуитив-|ого понимания того, что отдельной самости нет. Другой человек и

ъ вы, а вы и есть другой человек. Если вы осознаете эту истину, гнев рассеегся.

Сострадание это прекрасный цветок, который рождается из понимания. Итак, когда вы гневаетесь на кого-то, делайте осознанные Вдохи-выдохи. Глубоко проанализируйте свое положение для того, ■ тобы постичь свою подлинную природу и страдания другого человека. Так вы освободитесь.

138

Опасность выплескивания гнева.

Некоторые психотерапевты советуют людям выражать свой гнев для того, чтобы почувствовать облегчение. Они предлагают нам сказать что-то или совершить некий поступок, чтобы гнев излился вовне. Например, можно взять палку и поколотить одежду или изо всех сил стукнуть по двери кулаком. Эти люди также советуют бить подушку. Отдельные психотерапевты в самом деле верят, что такие методы позволят человеку освободиться от своей энергии гнева. Они говорят: «Выплесните гнев».

Если в вашей комнате накурено, вы хотите проветрить ее, чтобы весь дым выветрился. Гнев - тоже своего рода дым, причиняющая боль энергия. Когда появляется дым гнева, вы хотите «открыть дверь» и «включить вентилятор», чтобы гнев выветрился. Вы «про ветриваете» себя, бросая в дерево камни или угощая его ударами палки, или избивая подушку. Я часто наблюдал, как люди прибегают к таким методам. В принципе, они в самом деле на время чувствуют облегчение. Но побочные явления такого «вентилирования» очень вредны. Они причинят вам еще больше боли.

Для того чтобы гнев проявился, ему нужна энергия. Когда вы, пытаясь изгнать гнев, станете изо всех сил избивать свою подушку или еще какую-нибудь вещь, то через полчала очень устанете. Из-за истощения ваших сил гнев в вас не будет получать энергию. Вам может показаться, что гнева больше нет, но это не так. Вы просто слишком устали для того, чтобы тратить энергию на гнев.

У вашего гнева есть корни. Он укоренен в невежестве, неправильном мировосприятии, в недостатке понимания и сострадания. Когда вы открыто проявляете свой гнев, то просто даете волю энергии, которая питает ваш гнев. Корни гнева никуда не исчезли. Выражая гнев подобным образом, вы укрепляете в себе корни гнева. Вот чем чревата «вентиляция» гнева.

9 марта 1999 года газета «Нью-Йорк Тайме» опубликовала статью, которая называлась «Полезен ли совет выплескивать свою агрессию?». Эта статья рассказывает о том, что психологи провели множество опытов с данным методом и пришли к выводу о том, что избиение подушки в попытке избавиться от гнева и раздражения вообще не помогает. На самом деле, так вы лишь усугубите свое положение.

Избивая подушку, вы не успокаиваетесь и не уменьшаете силу гнева, а закрепляете путь его выражения. Если вы будете каждый день бить подушку, тогда семя гнева в вас будет ежедневно разрастаться. И однажды вы разгневаетесь на какого-нибудь человека и перенесете на него подобную «практику». А закончится все тем, что

139

|ы просто кого-нибудь поколотите и сядете в тюрьму. Поэтому выплескивание своей агрессивности через избиение подушки и прочие методы в этом духе совсем не помогает. Эти методы опасны. На самом деле, энергия гнева не «выветривается» из вас, потому что не рокидает ваше сознание.

Метод выплескивания гнева возник из-за невежества людей. Когда вы воображаете на месте подушки своего обидчика, а потом неистово истязаете подушку, то лишь закрепляете путь выражения [Своего невежества, своей гневливости. И вместо того чтобы ослабить свою насильственность, гневливость, вы становитесь еще более раздражительными и жестокими.

Некоторые психотерапевты убеждены в том, что методы выплескивания гнева опасны. Они рассказали мне о том, что перестали давать своим пациентам такие советы. Человек бьет подушку и падает без сил, поэтому ему кажегся, будто ему стало гораздо лучше. Но затем он отдыхает и обедает. Потом к нему подходит какой-то [человек и взращивает в нем семена гнева. И тогда пациент ведет себя еще гневливее, чем прежде. Он лишь закрепил путь выхода гнева, регулярно выражая его.

Если вы осознанны, вам ничто не грозит.

Мы должны обращать внимания на всплески своей раздражительности, должны осознавать присутствие гнева и контролировать [его. В таких случаях психотерапевты говорят: «Следить за своим гневом». Это очень важно и действенно. Когда гнев проявляется, его нужно осознавать и контролировать, а не подавлять.

Но тогда очень важно понимать, кто осознает и контролирует гнев. Гнев это энергия. И если энергия бурно изливается, она может охватить вас. Вы должны создать энергию другого типа, которая способна осознавать и контролировать гнев. Дело в том, что гнев это энергегическая аура, которую нужно осознавать и отслеживать. Весь вопрос в том, что за чем следит. Какая энергия может осознавать и отслеживать? Энергия осознанности. Поэтому, когда мы сердимся, то можем осознанно дышать или осознанно ходить для того, чтобы прикоснуться в себе к семени осознанности и позволить расширяться его энергии.

Мы становимся осознанными не для того, чтобы что-то подавлять. Осознанность призвана замечать гнев и приветствовать его: «Здравствуй, дорогой гнев. Я знаю, что ты снова появился здесь. Приветствую тебя, старина!» Осознанность это энергия, которая помогает нам осознавать все, что присутствует здесь. Если вы осознанны, значит постоянно что-то замечаете. Если вы осознаете свои вдохи и выдохи, значит речь идет об осознании дыхания. Если вы

140

осознаете чай, который пьете, значит нужно говорить об осознании чаепития. Когда вы внимательно едите, происходит осознание поглощения пищи, а когда внимательно идете, происходит осознание ходьбы.

Если вы не умеете смирять свой гнев, он может убить вас. Если вы бессознательны, тогда гнев станет вашим господином. Из-за гнева вас будет тошнить кровью, вы можете даже умереть. Многие люди умирают от гнева, поскольку весь их организм испытывает сильный стресс. Из-за гнева вы будете испытывать во всем теле чувство тяжести, вас будут мучить боли. Если же вы находитесь в поле Будды, если вам доступна энергия осознанности, тогда вам ничто не грозит. Осознанность помогает вам управлять своей жизнью. В присутствии старшего брата младший брат находится в безопасности. Под присмотром матери ребенок может быть совершенно спокоен. Благодаря практике ваша внутренняя мать (или брат) все лучше смиряет гнев.

Осознавая и контролируя свой гнев, мы должны постоянно создавать осознанность. Этого можно достичь, если регулярно выполнять осознанную ходьбу или осознанное дыхание. Если вы бессознательны, тогда никакие ваши усилия не принесут вам облегчение, даже если вы будете неистово истязать подушку. Избиение подушки не поможет вам осознать ваш гнев, постичь его природу. Вы плохо осознаете даже присутствие подушки. Если бы вы хорошо понимали, что перед вами подушка, то признали бы, что она не враг вам. Почему вы колотите подушку? Потому что вы не знаете, что перед вами лежит обыкновенная подушка.

Когда вы по-настоящему что-то осознаете, то постигаете подлинную природу этой вещи. Если вы глубоко чувствуете человека, то понимаете, что он в действительности представляет собой. Если у вас нет осознанности, тогда не может быть и речи о настоящей связи с чем-то или кем-то. Без осознанности вы становитесь просто жерт-: вой своего гнева, потому что он толкает вас на совершение низкие поступков.

Вы жертва собственного гнева.

Кем вы считаете себя? Вы и есть тот самый человек. Если вы сердитесь на своего сына, то в конечном счете гневаетесь на себя. Вы ошибаетесь, если полагаете, что ваш сын это не вы сами. Ваш сын и есть вы. С точки зрения генетики, психологии и прочих наук ваш сын - ваше продолжение. Такова истина. А кто ваша мать? Она и есть вы, ведь вы стали ее продолжением, потомком. Мать связывает вас со всеми, кто рождался прежде, а вы связываете ее со всеми будущими поколениями. Вы принадлежите этому же потоку жизни.

141

Если вы полагаете, что ваша мать - отдельная личность, что вы никак не связаны с ней, то расписываетесь в собственном невежестве. Если юноша заявляет: «Я больше не хочу иметь никаких отношений во своим отцом», значит он говорит глупости, потому что он есть не кто иное, как его отец.

Если вы мать, то помните, как во время беременности вы были уверены в том, что ваш ребенок и есть вы. Вы ели и пили ради своего ребенка, вы всячески заботились о нем. Вы были очень внимательными, потому что знали, что ваше дитя и есть вы сами. Но когда ЙВаш ребенок достигает возраста тринадцати или четырнадцати лет, вы начинаете терять эту уверенность. Вы, как и ваш ребенок, теперь ^чувствуете отчужденность, связь между вами слабеет. И вы не умеете укреплять отношения и мириться после ссоры. Вы все больше отчуждаетесь друг от друга. Ваши отношения отягощаются, вы все [чаще ссоритесь.

Озарение устраняет гнев.

Возможно, вы воспринимаете друг друга как двух отдельных ■ ичностей, но если вы хорошо подумаете, то поймете, что вы до сих пор представляете собой единое целое. Итак, вы улаживаете разногласия и восстанавливаете мир между собой, тем самым восстанавливая мир в себе, в своем теле. У вас и вашего ребенка одинаковая природа, вы принадлежите одной реальности.

Много лет назад я посетил Лондон. Там я зашел в книжный магазин и увидел книгу, которая называлась «Моя мать это я». Прекрасное название. Ваша мать и есть вы сами. Можно написать еще одну книгу и назвать ее «Моя дочь это я» («Моя сын это я», «Мой отец ■ то я»). В действительности дело обстоит именно так. Если вы сер-■ итесь на своего сына, то в конечном счете гневаетесь на себя. Наказывая своего сына, вы наказываете себя. Когда вы заставляете сво-

о отца страдать, вы сами мучаетесь. Мы осознаем это, когда ин-птивно понимаем, что отдельной самости нет, что наше «я» состо-ит из множества элементов не нашей личности - например, из нашего отца, матери, всех наших предков, а также из солнца, воздуха и Шемли.

Когда к вам приходит это понимание, нереальность «я», то вы осознаете, что счастье и страдание - не личное дело. Вы страдаете (потому, что мучаются ваши любимые. Их счастье становится источником вашей радости. Когда вы поймете это, то уже не будете чувствовать искушение отомстить кому-то или обвинить кого-то. Вы будете вести себя гораздо мудрее. Эта разумность, мудрость становится плодом вашего созерцания, вашего глубокого самоанализа. Итак, когда вы читаете свою Сердечную Сутру, она помогает вам

142

вспомнить о вашем интуитивном прозрении в отношении того, что ваш ребенок или муж (жена) и есть вы.

Мы читаем сутру для того, чтобы погрузиться в истину, в созер цание «не-я». Сердечная Сутра, которую вы решились написать, представляет собой священное писание, порожденное вашим пони манием того, что вы составляете с другим человеком единое целое. Сердечная Сутра рассказывает о мудрости, как и ваша личная Сердечная Сутра. Она напоминает вам о мудром осознании того факта, что люди - не отдельные, отчужденные друг от друга личности. Она напоминает вам о мудрости вашей любви. Когда вы сердитесь, сбитые с толку ложным ощущением отчужденности своей личности, читайте свою Сердечную Сутру, и она поможет вам возвратиться к себе. Когда у вас есть интуитивное понимание, вы ощущаете присутствие Будды, и тогда вы находитесь под его защитой. Вам больше не нужно страдать.

Мы должны постоянно напоминать себе о том, что существует множество способов избавиться от гнева, но самое глубокое и полное облегчение мы получаем благодаря пониманию, интуитивному постижению себя. Не-я это не абстрактная философия. Несамость это реальность, которую можно постичь, если жить осознанно. Если вы осознаете несамость, то восстановите покой и гармонию между собой и другим человеком. Вы заслуживаете покой, заслуживаеге счастье. Поэтому вы должны сесть рядом с ним (с ней) и подумать, как вам жить вместе.

Более того, вы должны сами определить, какой образ жизни принесет вам согласие и спокойствие. Вы должны заключить мирный договор с самим собой, потому что вас часто раздирают внутренние войны и конфликты. Вы боретесь с собой, поскольку вам недостает мудрости, интуитивного понимания. С помощью понимания вы можете обрести покой и помириться с собой и другими людьми. Вы узнаете, как вам вести себя и как отзываться разумно, чтобы не превращать свою жизнь в поле битвы, в боксерский ринг. Если в вас будет царить мир и покой, тогда другой человек увидит это, и между вами быстро восстановятся спокойные, гармоничные отношения. Вы станете гораздо более приятными и легкими в общении, и этим вы очень поможете другому человеку.

Итак, ради блага своего сына вы должны помириться с ним. Исследуйте себя. Если вы хотите помочь матери, помиритесь с ней. Развивайте в себе интуитивное понимание, оно позволит вам помочь вашей матери. Для того чтобы помочь другому человеку, нужно в первую очередь помочь самому себе. Избавьтесь от заблуждения,

143

которое называется самостью. Таковы главные принципы практики, которая освободит вас и других от гнева и страданий.

Глава 7 I

ВРАГОВ НЕ БЫВАЕТ

Начните с себя.

Подлинное понимание невозможно без общения. Но сначала вы должны удостовериться в том, что умеете общаться с собой. Если вы не умеете общаться с самим собой, то неужели можно надеяться на то, что вы сможете общаться с другим человеком? То же самое верно в отношении любви. Если вы не любите себя, то не можете любить и других. Если вы не в силах принять себя, если не можете относиться к себе доброжелательно, то не можете быть терпимыми и добрыми с другими людьми.

Вы очень часто ведете себя точно так же, как ваш отец, только не осознаете это. Но не смотря на то, что вы копируете его поведение, вы все равно полагаете, что вы противоположны ему. Вы не принимаете, ненавидите его. А если вы не принимаете собственного отца, то не принимаете и себя. Ваш отец и есть вы, ведь вы стали его продолжением. Итак, если вы можете общаться с собой, то можете общаться и с отцом.

Самость выстраивается из отдельных не-я, поэтому наша духовная практика предполагает самоанализ. Наш отец - элемент не-я. Мы говорим, что отец не мы, но без своего отца мы не существовали бы. Поэтому он полностью присутствует в нашем теле и уме. Он пребывает в нас. Таким образом, если вы осознаете себя, всего себя целиком, то понимаете, что вы и есть ваш отец, что его нет вне вас.

Вы можете ощутить и осознать в себе много других элементов не-я: ваших предков, землю, солнце, воду, воздух, всю пищу, которую вы едите, и прочее. Вам может показаться, что эти вещи и явления отделены от вас, но вы не сможете жить без них.

Предположим, что две конкурирующие партии выразили желание провести переговоры. Обе стороны мало знают о самих себе. Вы должны по-настоящему познать себя, родную страну, свою партию, собственное положение для того, чтобы понять чужую партию, другой народ, окружающих людей. Вы и другие люди не разделены, потому что у обеих сторон есть одинаковые страдания, надежды и гнев.

Гневаясь, мы страдаем. Если вы действительно понимаете это, то сможете понять, что, когда другой человек гневается, он при этом

144

страдает. Когда кто-то оскорбляет вас или ведет себя по отношений к вам грубо, вы должны быть достаточно разумными для того, чтобы понять, что этот человек страдает от собственной жестокости и гнева. Но мы склонны забывать об этом. Нам кажется, что страдаем только мы, что другой человек лишь притесняет нас. Этого достаточно для того, чтобы возник гнев, чтобы усилилось наше желание отомстить. Мы хотим наказать другого человека за свои страдания. В нас присутствует гнев, насильственность, как и в других людях. Когда мы поймем, что наши страдания и гнев не отличаются от страданий и гнева других людей, мы станем вести себя более сострадательно. Итак, понимая другого, мы понимаем себя, а понимая себя, мы понимаем другого. Но всегда следует начинать с себя.

Для того чтобы понять себя, мы должны изучать и практиковать путь недвойственности. Нам не следует бороться со своим гневом, потому что он представляет собой нашу часть, гнев - часть нас. Гнев составляет нашу сокровенную природу, как и любовь. Мы должны позаботиться о гневе. Это органическая сущность, поэтому мы можем преобразить его в другую органическую сущность. Мусор можно переработать в компост, а потом и в салат или огурцы. Поэтому не нужно презирать свой гнев. Не боритесь со своим гневом, не подавляйте его. Научитесь обращаться со свом гневом деликатно, научитесь преображать его в энергию понимания и сострадания.

Сострадание разумно.

Понимание и сострадание - очень мощные источники энергии. Они противоположны тупости и вялости. Если вы полагаете, что сострадание пассивно, слабо или трусливо, значит вы не знаете, что такое настоящее понимание или сострадание. Если, по вашему мнению, сострадательные люди не сопротивляются, не борются с несправедливостью, тогда вы ошибаетесь. Это воины, герои и героини, которые одержали много побед. Когда вы поступаете сострадательно и ненасильственно, когда вы действуете на основе недвойственности, вы должны быть очень сильными. Теперь вы действуете не из-за гнева, вы никому не мстите и никого ни в чем не обвиняете. В вас постоянно растет сознание, и вы можете одержать победу в своей борьбе с несправедливостью. Махатма Ганди был один. У него не было бомб, винтовок и политической партии. Его поступки направлялись интуитивным пониманием недвойственности, силой сострадания, а не коренились в гневе.

Люди - не враги нам. Наш враг - не другой человек. Наш враг это жестокость, невежество и несправедливость в нас и в другом человеке. Когда мы руководствуемся состраданием и пониманием, то боремся не с другими людьми, а со склонностью притеснять, гос-

145

дствовать и эксплуатировать. Мы не хотим никого убивать, но мы кому не позволим притеснять и эксплуатировать нас или других ртюдей. Вы должны защищаться. Вы не тупые, а очень умные существа, вы обладаете ясным разумом. Если вы сострадательны, это не значит, что вы позволяете кому-то обижать вас или еще кого-то. Если вы сострадательны, значит и разумны. А разумным может быть только ненасильственный поступок, который берег начало в любви.

Если вы сострадательны, это не значит, что вы понапрасну страдаете или теряете здравый смысл. Предположим, что вы возглавляете группу людей и учите их выполнять ходячую медитацию, двигаясь медленно и грациозно. Ходячая медитация создает большой заряд энергии, которая окружает человека покоем и безмятежностью, делает его цельным. Но неожиданно начинается дождь. Вы будете по-прежнему медленно ходить несмотря на то, что все вы промокните до нитки? Такое поведение неразумно. Если вы хороший учитель ходячей медитации, то перейдете к медитации бега трусцой. Это позволит вам сохранить радость ходячей медитации. Вы можете улыбаться и смеяться - так вы докажете, что ваша духовная практика разумна. Осознанность можно поддерживать и бегая, не позволяя себе замерзнуть под дождем. Мы должны практиковать умно. Медитация это не глупый шаблон, не слепое подражание действиям вашего соседа. Для того чтобы медитировать, вы должны быть искусными, должны в полной мере задействовать свой интеллект.

Если вы полицейский, будьте сострадательны к людям.

Если вы добрый человек, это еще не значит, что вы рохля. Сострадательный человек не обязан позволять кому-либо вытирать о себя ноги и безропотно сносить тумаки. Вы должны защищать себя и других людей. Если вам нужно запереть кого-то на ключ, потому что этот человек опасен, так и поступайте. Но вы должны делать это сострадательно. Вами должно руководить стремление уберечь этого человека от саморазрушения, помочь ему освободиться от гнева.

Для того чтобы развивать в себе сострадание, вовсе не обязательно становиться монахом, вы можете быть и полицейским. Вы можете быть судьей или тюремным охранником. Но обществу нужно, чтобы полицейские, судьи и тюремные охранники были бодхисат-вами. Общество нуждается в сострадательных защитниках. Полицейские должны быть очень решительными, и все же им никогда не следует забывать о сострадании.

Если вы живете осознанно, то должны помочь полицейскому действовать сострадательно и бесстрашно. В наше время полицейские часто переживают испуг и гнев, они постоянно находятся в стрессовом состоянии, потому что на их жизнь регулярно покуша-

10 Зак. 2530

146

ются. Люди, которые ненавидят полицейских и оскорбляют их, просто не понимают, каково приходится полицейским. Утром полицейский надевает форму и кобуру, и тогда он не знает наверняка, сможет ли вечером вернуться домой живым. Полицейским приходится очень трудно, их семьи живут в страхе. Полицейским не доставляег удовольствие бить людей, им не хочется стрелять в людей, но они не знают, как справиться с накопленным в них страхом, страданием и насилием, поэтому они тоже могут стать объектами агрессии общества, как и прочие люди. Итак, если вы занимаете в полиции высокую должность, и если вы хорошо понимаете, что думают и чувствуют подчиненные вам офицеры, тогда вы постараетесь развивать в своем сердце сострадание и понимание. В таком случае вы сможете правильно наставлять мужчин и женщин, служащих в полиции. сможете помогать им, ведь они должны каждое утро и каждый вечер заступать в наряд, чтобы патрулировать улицы, выполнять трудную задачу оберегания покоя граждан.

Во Франции полицейских называют миротворцами. Но если в вас самих нет мира, то разве вы сможете поддерживать мир на городских улицах? Сначала вы должны примириться с собой. В данном случае слово «мир» означает бесстрашие, разумность и понимание. На самом деле, полицейские изучают определенные приемы для того, чтобы защитить себя, но техники самообороны недостаточно. Вы должны быть еще и разумными. Вы должны действовать бесстрашно. Если вы скованы страхом, то часто будете ошибаться. Вы будете чувствовать искушение выхватить револьвер и перестрелять множество невинных людей.

Нам нельзя вставать на ту или иную сторону.

В Лос-Анджелесе четверо белокожих полицейских до полусмерти избили чернокожего водителя. Журналисты рассказали об этом происшествии всему миру, и каждый человек испытывал желание занять ту или иную сторону. Вы могли занять сторону как жертвы нападения, так и сторону полицейских. Когда вы судите и занимаете чью-либо сторону, то ведете себя так, словно вы сторонний наблюдатель конфликтной ситуации. Вы ведете себя так, словно вы не чернокожий водитель и не белокожие полицейские. Но если вы хорошо подумаете, то поймете, что вы стали жертвой этого избиения, что вы также представляете собой этих четверых офицеров полиции, которые истязали человека. Гнев, страх, насилие, неверие в свои силы - все это присутствует в том, кого побили, и в тех, кто бил. Все это присутствует и в вас.

Для того чтобы понять полицейских и помочь им успокоить душевную боль, нам следует вообразить, будто мы муж или же

147

какого-то полицейского. Когда вы живете вместе, то понимаете, как тяжело приходится вашей супружеской половине. Поэтому каждое утро и каждый вечер вы хотите что-то сделать для того, чтобы помочь мужу (жене) преобразить его (ее) гнев, страх и разочарование. Если вы сможете снять душевные муки мужа (жены), пользу от этого получит весь город, даже юный правонарушитель. Вот лучший способ помочь обществу. С помощью разумности, понимания и сострадания вы не раз поможете людям избежать несчастного случая.

Диалог должен пресечь гнев и насилие.

Если полицейский демонстрирует насильственность, предубеждение и страх, это его не красит. Поэтому многие молодые люди считают полицейских своими врагами. Они горят желанием поджечь полицейскую машину и побить патрульных, потому что полиция становится объектом их гнева, раздражительности. Мы должны устроить встречу, диалог между полицейскими и подростками, которые совершили преступление и угодили в тюрьму. Почему бы нам ни организовать такой диалог? Почему бы нам ни дать полицейским возможность поговорить о своей раздражительности, гневливости и страхе? Почему мы не позволяем подросткам, которые дерутся с полицейскими, поговорить о раздражительности, гневливости и страхе молодежи? Мы могли бы показать этот диалог по телевизору, чтобы граждане всей страны, посмотрев его, смогли сделать для себя какие-то выводы.

Вот подлинная медитация: вы глубоко изучаете вопрос, но не в отрыве от своего города, своего народа, а в глубоком единстве с ним. Мы еще не видели правду. Мы видели много кинофильмов о ковбоях, читали много детективных романов, но не видели истину, которая пребывает в сердцах и умах настоящих людей. Мы должны организовать такой диалог для того, чтобы истину могли увидеть все люди.

Мы вредим самим себе.

«Господи, прости этим людям, ибо не ведают они, что творят», -сказал Иисус. Если человек совершает преступление и заставляет других людей страдать, то лишь потому, что не ведает, что творит. Многие молодые люди совершают преступления, но не знают, не понимают, сколько страданий причиняет их насилие. Каждый раз, совершая жестокий поступок, они вредят себе в той же степени, что

другим. Возможно, они надеются на то, что уровень их гневливости упадет, если они совершат жестокий поступок, выплеснут свое раздражение. Но гнев в них лишь усилится.

Н

148

Когда вы сбрасываете бомбы на своего врага, то одновременно! взрываете ими и самих себя, бомбите собственную страну. Во время вьетнамской войны американцы страдали не меньше Вьетнам цен. Раны той войны и поныне не зажили не только во Вьетнаме, но и а США. Нам нужно пресекать насилие. Но мы не сможем останови п. насилие до тех пор, пока не поймем, что все наши поступки в отношении других людей непременно возвращаются к нам же. Учителя должны рассказывать своим ученикам о том, что те будут сами страдать всякий раз, поступая жестоко с окружающими. Но учителя не должны прямым текстом говорить об этом, им следует проявить смекалку. Не нужно быть косными при передаче людям духовных знаний. Мы должны быть гибкими и разумными, должны использовать «искусные средства». Эти искусные средства очень важны. Великий Будда должен быть искусным, когда наставляет людей на духовный путь.

Остановите войну еще прежде, чем она разгорелась.

Большинство людей ждет, когда война начнется, и только затем! прикладывают усилия для ее прекращения. Многие люди не знают о) том, что корни войны есть повсюду, в том числе в наших мыслях, в самом образе нашей жизни. Мы не умеем распознать войну, когда! она еще скрыта. Мы начинаем сосредоточивать свое внимание на войне, только когда она разгорается в открытой форме, и люди начинают говорить о ней. Тогда мы чувствуем, что оказались непо-j средственными участниками войны. И мы ощущаем свою беспомощность. Мы принимаем чью-то сторону и полагаем, что одна ар мия права, тогда как другая армия не права. Мы осуждаем какую-т одну сторону, но не можем предотвратить боль и разрушения, с путствующие всякой войне.

Если вы настоящий духовный искатель, то должны внимательн изучить положение вещей еще прежде, чем успеет разгореться вой на. Вы должны что-то предпринять для того, чтобы остановить вой ну прежде, чем она примет открытую форму. С помощью осознан ности и озарения вы можете помочь другим людям пробудиться развить такое же понимание. Затем вы все вместе сможете вести себя мудро для того, чтобы не позволить войне принять открытую форму.

В странах НАТО полагали, что насилие, бомбардировка Белграда - единственный способ пресечь притеснения нацменьшинств на территории бывшей Югославии. Натовцы решили, что другого выхода из сложившейся ситуации нет. Они не смогли осознать и выявить корни этого конфликта, которые были на виду задолго до того как он перешел в горячую стадию, потому что эти чиновники в НА-

149

ГО не умеют проводить глубокий анализ, не понимают, что такое медитация. Насилие не может восстановить мир и улучшить положение людей. Мы можем достичь мира, только если проведем глубокий анализ для того, чтобы осознать подлинные корни насилия.

Если вы умеете медитировать, то можете понимать положение вещей гораздо лучше, чем другие люди. Возможно, вы найдете более совершенные способы остановить гонения людей по национальному и расовому признаку без бомбардировки и прочих жестоких методов. Повсюду на нашей планете есть очаги напряженности, готовые перерасти в войну. Если вы действительно миротворцы, то не должны забывать об этом, когда прикладывайте все свои усилия С другими членами своего общества, для того, чтобы остановить эти войны прежде, чем они разгорятся, причиняя ужасные страдания и разрушения. Если вы хотите остановить жестокие действия полицейских в Косово, то должны подсказать им, как можно иначе поступать в данной ситуации. Если вы придумали удачный план, тогда поделитесь им с членами своего парламента, чтобы они убедились в [том, что можно урегулировать ситуацию более человеколюбивым способом. Нам нужно научиться медитировать как нация, а не как разрозненные личности, чтобы достичь понимания, способного остановить войну, насилие.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.