Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К>1 5 страница






язываясь. Мы развиваем безмятежное сердце, уравновешенный

единый и цельный, когда воспринимаем жизнь, как она есть,

е ни в чем не заблуждаясь.

понимаете, что я подразумеваю, когда говорю о постижении Вы осознаете свои мысли и чувства. Вы не ищете «Бога» или шую Истину», как будто это некий объект. Обратите внимание " во «Бог». Он кажется вам чем-то материальным, не так ли? Я инимаю это слово именно так. Мне кажется, что термин «Бог» ет понятие чего-то объективного, вещественного, как будто Некое условие. Итак, на интеллектуальном уровне, на духовном • вы можете лишь верить. Если вы верите в слова или идеи, но гда не выходите за их пределы, значит вы все еще привязаны к Ту представлению об истине, а не познали ее. г^этому Будда не учил доктрине или системе верования. Иногда ■ \И1Сты говорят: «Мы не верим в Бога и в душу. Буддист не дол-Ьерить в душу, богов и прочее в этом духе». Но это же нигили-еское учение, правда? Это чистый нигилизм. Неверие в Бога и V это просто противоположность веры, а не постижение истины. вы просто верите в отрицание, а не в утверждение. Мне попада-буддисты, которые когда-то были христианами. Затем они глу-азочаровались в христианстве, теперь они настроены недоб-тельно к христианству. Из-за этого они используют буддизм правдание. Они презрительно отзываются о христианстве: Стиане верят в Бога, в вечную душу, а мы не верим во все это. «рим в анатту, а не душу!» Но Будда учил не этому. Это тоже ка для ума. Такое мироощущение ограничивает нас, мешает Идеть реальность.

ы достигаете самореализации, когда познаете непосредственно.; ичего не утверждаете, не даете четкого определения Дхамме Ьстине: «Это мужчина» или «Дхамма это человек», или «Дхам-■ о патриарх»... «Дхамма это ничто», «Дхамма это безличная ]|ость», или «Дхамма это суть всего на свете», «Дхамма и есть Jyiuee». Вы слушаете все эти философские, интеллектуальные \^ения, которые люди любят высказывать о том, что совсем не ают. Мы же пытаемся не давать определение неопределимому \ю, а познавать, постигать напрямую то, что пребывает вне > п Аделений, вне границ.

■ так, такова наша буддистская практика. Мы должны постоянно iвминать себе об лом обстоятельстве, потому что сила привычки Щ№» велика. Мы очень легко привязываемся к своим мыслям и

воспоминаниям. Мы быстро привыкаем искать что-то или избавляться от чего-то. Мы легко верим в разные мнения и воззрения в отношении себя, других людей и мира, в котором живем. Мы легко верим, потому что некоторые наши мнения и воззрения действительно разумны, рассудочны, практичны, логичны, блестящи, «д демонстрирую передовые взгляды», - думает человек.

Мы не пытаемся сказать, что у вас не должно быть передовых взглядов, блестящих идей. В них нет ничего плохого, если вы ясно осознаете их природу: это просто непостоянные условия ума. Не преувеличивайте их важность. И также не следует падать духом, если вы не очень интеллектуальны, если ваши воззрения и идеи ограниченные и приземленные. Не нужно беспокоиться из-за этого. Мы понимаем, что природа всех мыслей и представлений одинакова. Лучше непосредственно осознавать, чем огульно утверждать или отрицать.

Срединным Путем мы называем осознанность. Мы просто внимательны, то есть наш ум открыт, целен и уравновешен. Вы уже не привязываетесь к какому-то отдельному условию, не утверждаете одержимо: «Мое малозначимое условие, мое скромное и временное мнение - вот Высшая Реальность».

Вы уже не раз слышали то, о чем я сегодня рассказываю вам. Я хочу, чтобы вы всегда помнили эти наставления, чтобы вы постоянно анализировали свое положение, осознавали состояния своего ума. Начните работать с незначительными событиями своей мирской жизни, исследуйте их. Если вы что-то ищете, если вы ненавидите старшего монаха, если какой-то монах говорит: «А ну-ка, давай готовь еду», и вы при этом ощущаете негодование, гнев, (ведь кто-то принуждает вас что-то делать!), то уясните себе, что все это просто состояния ума! Просто осознавайте все события и явления, как они есть, а не пытайтесь выяснять, лучший ли выбор сделали вы, все ли монахи достаточно мудры для того, чтобы иметь право отдавать вам приказы. Вы чувствуете вину, так как рассердились, и полагаете, чта гнев следует подавлять в себе. Просто осознавайте все сложные ментальные формирования, которые складываются вокруг вас в течение дня! Мы сами усложняем себе жизнь. Какой-то монах говорит вам: «Готовь еду», и вы возмущаетесь: «Как он смеет так говорить со мной! Я медитирую гораздо дольше его. Я доктор философии престижного университета и пишу книги о буддизме, а этот болван велит мне кашеварить!»

Не нужно создавать трудность из условий жизни, просто ясно осознавайте все явления и вещи. Такая осознанность гораздо важнее усилий по исправлению ситуации... стараний призвать к порядку

81

монахов и послушников, попыток превратить монастырь Чи-в совершенное место, в котором вы будете чувствовать, что •люди такие, какими им и следует быть. Это все равно что пы- кся сделать совершенным весь мир. Для этого вы будете работать Конечно долго, и все равно у вас ничего не получится. Сизнь дала вам возможность духовно развиваться, взращивайте -себе осознанность. Не тратьте зря время на бесполезные жало-*Или фантазии, не приписывайте окружающим собственные мыс- Ill чувства и не наживайте комплекс вины из-за того, что порой ► одолевают отрицательные эмоции и мысли, которые вы не хоти-Цереживать. Вы понимаете меня? Главное - не пытаться излучать ршенные мысли или вести себя как святой, а пытаться осозна-принимать жизнь, как она есть. Вы можете осознавать то, что исходит в вашем уме, в вашем сознании. Ваша практика совер- Вно непосредственна: вы работаете над собой в эту самую мину-■ прямо здесь.

НИы все время соблюдаем буддистские заповеди, согласно кото-Н нам нельзя применять свои физические условия и возможности В для совершения вредных, жестоких, эгоистичных и недобропо-иЬчных действий. Мы должны общаться друг с другом с добро-•■ состраданием, любовью. Нам следует обходиться друг с другом Тютно. Если вы не можете любить каких-то людей, то просто же добры к ним. Если вы рассержены на меня, испытываете ко ]ненависть, то хотя бы не позвольте себе убить меня. Я прошу ро этого! Будьте доброжелательны к тем, кого вы на дух не вы-Je и хотите прикончить. Нет ничего противоестественного в х порывах, но хотя бы осознавайте их как эмоции, не реализо-их. Никто не требует от вас, чтобы вы никогда не думали пло-всом-то.

1ы сознательно ограничиваем себя, всегда остаемся в границах Коризненных нравственных заповедей. И мы активно помогаем [другу, проявляя милосердие, доброту, внимание, щедрость к кающим людям. Таким образом, мы делаем свою жизнь более кой и приятной. Когда мы щедры и добры друг к другу, наша Нь становится гораздо более радостной, чем в отсутствии этих пых качеств. Жить в самом деле гораздо веселее и интереснее, Щй люди добры и щедры (по крайней мере, я так считаю), чем ко-Ъш замкнуты и прижимисты. Но если вы не можете быть доб-I, щедрым и милосердным, тогда хорошо бы вам, по крайней ме-■ оздерживаться от злых, подлых поступков.

■ ясните себе, что все преходяще, все пусто от самобытия. Нужно ■ «оянно контролировать себя, понимаете? Нужно быть осознан-

ным. Какими бы ни были ваши ментальные загрязнения, просто четко осознавайте их, считайте их условиями своего существования, а не личными трудностями. Перестаньте отождествлять себя со своими жизненными затруднениями. Осознавайте свои трудности как условия, которые возникают и исчезают. Это не я сам, эти условия! не составляют мою сокровенную суть. Вы постоянно напоминаете себе об этом до тех пор, пока у вас не начинают возникать проблески... По мере развития буддистской практики ваш ум очищается, потому что вы позволяете всем условиям своей жизни исчезать. Вы не придаете силу своим привычкам, а постоянно позволяете тем т них, что уже возникли, исчезнуть, испариться.

Вы обретаете подлинный душевный покой. В вас навсегда воца^ ряется безмятежность, которую ничто не сможет поколебать.

 

Глава 1 ПИЩА ГНЕВА

/каждый человек должен научиться управлять своим гнево.\| контролировать его. Для этого необходимо обращать больше внимав ния биохимической стороне гнева, потому что гнев коренится н только в нашем уме, но и в нашем теле. Проанализировав сво: гневливость, можно увидеть его физиологическую основу. М должны глубоко проанализировать то, что мы едим и пьем, чему мА позволяем попадать в нас и как мы обходимся со своим телом I обыденной жизни.

Гнев далеко не всегда имеет психологическую природу.

Буддизм учит нас тому, что между телом и умом человека суще ствует связь. Наше тело и есть наш ум, и, точно также, наш ум и ест! наше тело. Гнев зарождается не только в уме, потому что физичв ское тело тесно связано с умственной сферой, и их невозможно pal делить. В буддизме совокупность тело/ум называют термином «hJ марупа». Намарупой называют ум-тело как единое целое. Одна и ii же реальность иногда проявляется как ум, а иногда как тело.

Ученые глубоко исследовали природу элементарных частиц I выяснили, что иногда такая частица проявляется как волна, а иногя - как собственно частица. Волна разительно отличается от частице Волна может быть лишь волной. Она не можег быть частицей. Г частица может быть лишь частицей, она не может быть волной. Н дело в том, что волна и частица - одно и то же. Поэтому ученые нг зывают ее не волной (wave) и не частицей (particle). Они придума! нечто среднее: термин «wavicle» Так ученые стали называть эл ментарную частицу.

То же самое верно в отношении ума и тела. Из-за своего двойс| венного восприятия мы полагаем, будто ум не может быть телом,! зело не может быть умом. Но если хорошо разобраться, то становиж ся понятно, что тело и есть ум, а ум и есть тело. Если мы смож преодолеть свою двойственность, из-за которой воспринимаем ум тело как абсолютно разные понятия, то подойдем совсем близко истине.

Многие люди начинают понимать, что все, что происходит в те ле, также отражается на работе ума, и наоборот. В наше время врач! знают о том, что тело порой болеет «от головы». А неправильна работа ума часто связана как раз с телесными недугами. Тело и ум

85

не два отдельных понятия, они составляют единое целое. Мы Жны старательно заботиться о своем теле, если хотим управлять м гневом. Очень важно, какая физическая и информационная а попадает в нас.

ы - то, что мы едим.

ы гневаемся, разочаровывается, переживаем отчаяние в значимой степени из-за пищи, которую потребляем. Мы должны вни-*пьно продумать, что нам следует есть для того, чтобы уберечь l от вспышек гнева и жестокости. Пища это проявление цивили-и. Наша пища и способы ее добычи и потребления во многом Взывают уровень нашей цивилизованности, потому что наши рочтения способны дать нам покой и уменьшить наши страда-

|1ища. которую мы едим, может играть очень важную роль в пробировании вспышек гнева. Наша пища может содержать в себе в. Когда мы едим говядину, зараженную коровьим бешенством, в ■ мясе уже присутствует гнев. Когда мы едим яйца или курятину, ■ вм известно о том, что в яйцах и мясе кур уже заключен очень ■ ный гнев. Мы едим гнев, поэтому и выражаем его. В наше время кур выращивают на современных фермах промыш- Щ1М способом. Там куры не могут ходить, бегать или искать пи- Щ почве. Всю пищу такие куры получают непосредственно от Ьвека. Кур держат в маленьких клетках, где вообще нельзя дви-Ься. Днем и ночью курам приходится стоять на одном месте. ■ ько представьте себе, что вам запретили ходить и бегать. Вооб-

КГе. что вы вынуждены все сутки напролег стоять на одном мес-

^■ ц сошли бы с ума. Вот и куры сходят с ума.

Нпя того чтобы куры чаще несли яйца, крестьяне создают неесте-

■ нные дни и ночи. Они применяют на ферме искусственное ос-

-..■ гние, укорачивая сутки, чтобы курам казалось, будто миновали

иИцать Чегыре часа. Таким образом, кур заставляют нестись чаще. i Bl ощущают сильный гнев, раздражение, они сильно страдают.

Ш выплескивают свой гнев, свое раздражение, нападая на кур, ко-

ре стоят рядом с ними. Куры клюют друг друга. Гневливая ку-

Kpi заклевывает свою соседку до крови, она мучает и убивает ее. ^■ ому теперь крестьяне начали отпиливать курам клювы, чтобы ■ е клевали друг друга из-за своей гневливости. В|так, когда вы едите мясо или яйца кжой курицы, ее гнев и раз-■ сение переходят в вас. Поэтому вам следует быть внимательны-Вудьте разборчивы в том, что вы едите. Если вы едите гнев, то Щртс выражать гнев. Если вы едите отчаяние, то будете выражать

86

отчаяние. Если вы едите разочарование, то будете выражать разочарование.

Мы должны есть счастливые яйца от счастливых кур. Мы должны пить молоко, которое дают не разгневанные коровы. Мы должны пить цельное молоко, которое дают коровы, пасущиеся на лоне природы. Мы должны помогать крестьянам ухаживать за домашним скотом милосерднее. Мы также должны покупать овощи, которые выращены естественным образом. В таком случае продукты подорожают, но мы можем компенсировать свои потери, начав меньше есть. Можно научиться есть меньше.

Мы впитываем гнев и через другие органы чувств.

Гнев попадает в нас не только через продукты питания, но и через органы зрения, слуха и через сознание. Потребляемые нами продукты культуры тоже зачастую заражены гневом. Поэтому мы! должны быть разборчивыми в отношении того, что мы смотрим и слушаем.

Наверно, иногда вы чувствуете себя одиноко и хотите с кем-нибудь пообщаться. За один час разговора слова вашего собеседника могут отравить вас множеством ядов. Вы можете впитать много гнева, который позднее выразите сами. Поэтому очень важно внимательно отслеживать все, что вы поглощаете. Когда вы слушаете новости, читаете газетную статью, обсуждаете что-то с другими людьми, вы впитываете такие же яды, которые попадают в вас вместе с пищей, когда вы едите неосознанно, не так ли?

Ешьте правильно, ешьте меньше.

Некоторые люди находят в чревоугодии утешение, так они забы^ вают о своих бедах и горстях. Переедание может привести к заболе ванию пищеварительной системы и способствовать повышенной гневливости человека. Переедая, вы производите излишки энергии] Если вы не умеете эффективно распорядиться этой энергией, тогд она распаляет гнев, половое желание и жестокость.

Придерживаясь правильного питания, мы можем есть меньше, fl действительности нам нужно половина той пищи, которую мы по глощаем ежедневно. Для надлежащего пищеварения следует жеваг пищу примерно пятьдесят раз, прежде чем проглотить ее. Если мы будем есть очень медленно, превращая еду в кашицу, тогда наш пищеварительный тракт сможет выделить из пищи гораздо больше питательных веществ. Если мы едим хорошую пищу и старательно ее пережевываем, то получаем из нее больше питательных веществ, чем если бы мы съели очень много еды, но плохо прожевали ее.

Питание - серьезная практика. Когда я ем, то наслаждаюсь каж-

кусочком своей нищи. Я осознаю еду и то, что я поглощаю ее.

можем есть осознанно - так мы осознаем, что пережевываем

|ищу. Мы жуем очень старательно и делаем это радостно. Время от

мени мы прекращаем жевать и заговариваем с друзьями, родст-

никами, членами сангхи (религиозной общины), которые окру-

% нас. Мы замечаем, что нам очень приятно сидеть всем вместе

олом и жевать пищу, ни о чем не беспокоясь. Когда мы едим

нанно, то не поглощаем и не впитываем свой гнев и тревоги,

надежды. Мы жуем пищу, которую с любовью приготовили

я нас другие люди. И мы получаем от нее удовольствие.

Когда пища у вас во рту становится кашицеобразной, вы лучше

ущаете ее аромат, и вы оцениваете ее превосходный вкус. Воз-

но, сегодня вы захотите есть именно таким способом. Осозна-

е каждое движение своего рта. Вы узнаете о том, что ваша еда

настоящему вкусная. Может быть, вы едите простой хлеб без

а и варенья, но он все равно очень вкусный. Возможно, вы ста-

пить молоко. Я никогда не пью молоко, я его жую. Я отправляю

кусок хлеба и какое-то время осознанно жую его, а затем я за-

ываю ложку молока. Я отправляю молоко в рот и довольно дол-

ознанно жую его. Вы даже не представляете себе, какой вкус-

может показаться пища, если просто долго жевать молоко с хле-

Согда пища становится достаточно жидкой, смешанной со слю-

она уже наполовину переварена. Поэтому, когда она отправля-

в ваш желудок и кишечник, то процесс пищеварения протекает

1ь легко. Ваш организм впитает максимальное количество пита-

ых веществ из хлеба и молока. Вы жуете пищу и при этом пе-

1ваете большую радость и свободу. Если вы будете питаться та-

: образом, то естественным образом будете меньше есть.

Нам только кажется, что мы можем сьесть очень много. Не верь-

^своим глазам. Именно глаза заставляют вас переедать. Вам не

ю есть так много. Если вы умеете есть осознанно и радостно, то

даете, что вам необходима лишь половина пищи, которую хо-

съесть ваши глаза. Я предлагаю вам убедиться в этом на собст-

! ном опыте. Вы поймете, что лучшей едой для вас станут сухо-

Укты, морковь, хлеб и молоко. Это очень вкусная пища.

Многие жители нашей Сливовой Деревни, нашего буддистского

гра во Франции, едят именно так. Они пережевывают пишу

1ь медленно, в полной осознанности. Попытайтесь есть именно

гот способ поможет вам оздоровить свое тело, а значит также

и сознание.

88

Глазами мы съедаем больше, чем может вместить наш желудок, Нам следует наполнить свое зрение энергией осознанности, чтоб мы точно узнали, какое количество пищи нам необходимо. Китай' ские монахи и монахини называют чашу для подаяний «средством определения меры». Мы пользуемся такой чашей для того, чтобы не позволить глазам обмануть нас. Когда пища наполняет чашу до краев, мы понимаем, что этого вполне достаточно. Мы съедаем только такое количество еды. Если вы сможете так есть, то сможете поку пать меньше еды. А если вы будете покупать меньше еды, то сможе те позволить себе приобретать пищу, выращенную естественны образом. Такого стиля могут придерживаться и холостяки, и семей ные люди. Таким образом, мы окажем эффективную поддержку кре стьянам, которые хотят выращивать естественную пищу на лон природы.

Пятый урок осознанности.

Каждый человек нуждается в пище, укорененной в нашем жела нии любить и служить. Такая пища пронизана разумностью. Пят! уроков осознанности помогают нам избавиться от страданий. Эт уроки предназначены для всего мира и для каждого человека в от дельности. Пять уроков осознанности учат ясно осознавать то, ка; мы едим.

Урок осознанности заключает в себе практику осознанного п требления. Мы придерживаемся диеты,, которая может освободи нас и наше общество. Мы осознаем страдания, которые возника из-за бессознательного потребления, поэтому обязуемся «поддерж вать здоровье (физическое и умственное), как собственное, так своих родственников и всего общества в целом через осознанну практику еды, питья и потребления прочих вещей. Я даю обет упо реблять только те продукты и информацию, которые сохраняют п кой, благополучие и радостность в моем теле и сознании, а также коллективном теле и сознании моей семьи и общества. Я полон р шимости не употреблять алкогольные напитки и другие яды, во держиваться от пищи и информации, в которых содержатся яды например, от некоторых телевизионных программ, журналов, кни фильмов и разговоров...»

Если вы не хотите переживать гнев, раздражение, отчаяние, т можете жить согласно этому уроку осознанности. Если вы будег пить алкогольные напитки осознанно, то сами поймете, что они 3 ставляют вас страдать. Люди, употребляющие алкогольные напитк страдают телесно и умственно, они часто погибают в автомобил ных авариях. Человечество также страдает оттого, что на произво ство алкогольных напитков идут продукты питания. Алкогольнс

89

оизводство использует зерно, отнимая его у недоедающего чело-ества. Если мы будем есть и пить осознанно, то достигнем этого обождающего понимания.

Обсудите программу осознанного потребления с людьми, кото- Щл. вы любите, со своими родственниками, даже если они совсем

Клоды. Дети понимают такие вещи, поэтому они должны прини-Ьь участие в подобных дискуссиях. В кругу родных и друзей вы Ьвкете решить, что вы должны есть и пить, какие телевизионные ^граммы вам стоит смотреть, какие книги и журналы нужно чи-, о чем следует разговаривать друг с другом. Такая программа тит вас. Мы не можем и надеяться на то, что преодолеем гнев, если не уч- рсё. что мы потребляем, потому что гнев содержится в опреде-ной еде и информации. Поговорите с близкими людьми об осоз-1Ном потреблении. В Сливовой Деревне мы изо всех сил пытаем-Защитить себя. Мы старательно избегаем всего, что питает наш I раздражение и страх. Для того чтобы более осознанно потреб-пищу и информацию, нам нужно регулярно обсуждать то, ка-продукты мы едим, как мы едим, как покупать меньше, как по-тъ более высококачественную пищу, как съестную, так и ту, что случаем через органы чувств.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.