Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аристотель. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно






Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий, и такими - которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление - это познавательный психический процесс, представляющий собой опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания.

Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение возможно потому, что все свойства объектов действительности связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном. Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Философские понятия материи, движения, закона, явления, качества, и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям).

Мышление - это высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств в мозг поступает информация. Содержание информации перерабатывается им. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит прежде всего в обособлении предмета или его конкретного признака, и установлении существенного, общего для многих предметов.

Таким образом, мышление — это опосредованное и обобщенное отраже­ние существенных и закономерных связей и отношений между предметами и явлениями объективной реальности. Важнейшей особенностью мышления является его проблемный характер. Началом мыслительного процесса явля­ется постановка вопроса, выделение проблемы. Главным мотивом выдвиже­ния проблемы является практическая потребность познания, потребность что-то понять в действительности. Выделение проблемы, как правило, сопровож­дается определенным эмоциональным возбуждением, интересом и сосредото­чением внимания. Мы начинаем думать не тогда, когда все понятно, извес­тно, а тогда, когда что-то еще остается непонятным, неизвестным, когда необходимо отделить незнание от знания. Мышление имеет фазовый харак­тер, хотя эти фазы могут быть и незаметны для человека, но как правило, вслед за постановкой проблемы наступает фаза выдвижения и перебора ги­потез, а затем их проверки. Построение гипотезы является чрезвычайно слож­ным логическим процессом. Брукнер выделяет различные типы выдвижения и проверки гипотез:

1) с самого начала человек формулирует все возможные гипотезы, после­довательно их проверяет и исключает ложные;

2) формулируется одна гипотеза, она проверяется и лишь затем форму­лируется вторая гипотеза;

3) гипотеза вообще не формулируется, а предпринимаются попытки слу­чайно натолкнуться на верное решение;

4) азартный поиск решения характеризуется бессистемностью действий (вы­двинув одну гипотезу и не до конца ее, проверив, человек берется за провер­ку другой или одновременно начинает проверять разные взаимоисключаю­щие гипотезы.

Окончательным звеном мыслительного процесса является вывод, ответ, ре­шение. В формулировании, проверке гипотезы и применении ее на практике большую роль играет отношение к возможной ошибке. Некритичное отноше­ние к ошибке может завести исследователя в тупик. Правильное понимание ошибок обогащает исследователя. Типы принятия решений также могут быть разными.

Так, Кулюткин и Сухобская выделяют 3 типа принятия решений: импульсивное, уравновешенное, осторожное.

Мышление осуществляется в форме речи, при этом основным элементом мысли является понятые. Понятие отражает общее, существенное, законо­мерное в предметах и явлениях действительности. Понятие обозначается сло­вом, поэтому мыслить понятиями — это значит мыслить словами. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества и усваиваются в процессе индивидуального развития человека. В процессе формиро­вания понятий отражается развитие мышления, умение выделять в предме­тах существенные признаки и обобщать по этим существенным признакам. Выготский и его ученик Сахаров, изучая процесс формирования понятий у детей, установили, что он проходит 3 ступени: на 1-й ступени — неупоря­доченного множества — обобщение происходит по случайным признакам (так, ребенок 2 лет называет одним словом «киса» и, следовательно, объе­диняет в одну группу и меховую игрушку, и меховую шапку, и живую кошку). На 2-й ступени — мышления в комплексах — объединение пред­метов происходит по внешним, не существенным признакам (объединяя в группы геометрические фигуры, ребенок делает это на основании цвета фигур, а не их формы, которая для геометрической фигуры является существен­ным признаком). И, наконец, на 3-й ступени — истинных понятий — появляется возможность объединения предметов в группы по общим, суще­ственным признакам. Выготский считает, что это происходит в возрасте 15-16 лет. Понятия могут быть разной степени обобщенности: человек — мужчина — инженер; время года — зима — январь, и т. п. Оперирование понятиями может осуществляться в разных формах, прежде всего в форме суждений и умозаключений.

Виды мышления. Мышление человека не только включает в себя раз­личные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных фор­мах, что позволяет говорить о существовании различных видов мышления. Так, в зависимости от характера решаемой задачи, от того с чем оперирует мысль, выделяют 3 вида или уровня мышления: предметно-действенное, или ручное — мыслительные операции происходят в действиях с конкретными предметами; наглядно-образное, в котором основной единицей мышления является образ; и, наконец, — ведущий для человека вид мышления — сло­весно-логическое, или понятийное, в котором в качестве основной единицы выступает понятие. Указанные виды мышления развиваются в процессе он­тогенеза последовательно от предметно-действенного к понятийному.

Предметно-действенное мышление является ведущим у ребенка до 2-3-летнего возраста и проявляется в процессе непосредственных действий с пред­метами. Этот вид мышления является исходным в формировании любой мыс­лительной операции. Для него характерен целый ряд особенностей.

Прежде всего, оно тесно связано с конкретной ситуацией, осуществляется в процессе практической деятельности. Например, на предложение «считать» следует вопрос: «Что считать?», так как мыслительные операции на этой ста­дии не существуют абстрагированно от конкретного предмета. Этот вид мыш­ления насыщен эмоциональными тенденциями. Для него характерен синкретизм, проявляющийся в том, что случайные поверхностные признаки объе­диняются в комплекс, не отражающий сути предмета; преобладает трансдуктивный характер связей (отсутствие иерархии признаков: родо-видовых, частное-общее и т. п.); низкая критичность по отношению к своим действи­ям. Одним из главных признаков предметно-действенного мышления явля­ется эгоцентризм, проявляющийся в том, что ребенок не понимает относитель­ности явлений, предметы рассматриваются им вне связи с другими предмета­ми, а точкой отсчета в рассуждениях является сам субъект. Пиаже показал это целым рядом конкретных случаев, например, ребенок 5 лет идет по ули­це, наблюдая за Луной, и считает, что Луна следует за ним, когда он войдет в булочную, Луна остановится и подождет его. Эти особенности предметно-дей­ственного мышления делают его недостаточно эффективным.

Наглядно-образное мышление также характеризуется синкретизмом, на­сыщено эмоциями, для него характерна низкая критичность и эгоцентризм, невозможность правильного соотнесения частного и общего, непонимание обратимых отношений. Предметно-действенное и наглядно-образное мышление — это допонятийные виды мышления, так как они ограничены пробле­мами, касающимися конкретных, реальных объектов и операций с ними, а оперирование понятиями носит случайный, не всегда осознанный характер.

С началом школьного обучения интенсивно развивается словесно-логи­ческое, понятийное мышление. Понятийное мышление — это всегда осоз­нанное вербализованное мышление. Важнейшей характеристикой понятий­ного мышления является децентризм в противовес эгоцентризму допонятий-ного мышления. Децентризм проявляется в том, что логически мыслящий человек выходит за пределы собственной системы отсчета. Это связано с тем, что внутри каждого понятия имеются разные уровни обобщенности, кото­рые не зависят от системы отсчета, связанной с субъектом. В связи с тем, что движение мысли идет не на одном уровне, появляется возможность правильного соотнесения частного и общего, понимание обратимых опера­ций. В связи с этим постепенно (по данным Пиаже, с 11-12 лет) формиру­ется способность размышлять логически об абстрактных отвлеченных про­блемах, появляется потребность проверить правильность своих мыслей, при­нять точку зрения другого человека, мысленно учитывать и соотносить од­новременно несколько признаков или характеристик объекта. Так называ­емая «обратимость» мышления позволяет менять направление мысли с прямого хода рассуждения на обратный, возвращаться к исходному состо­янию того или иного объекта. Ребенок начинает понимать, например, что сложение — это действие, противоположное вычитанию, а умножение — делению. Появляется чувствительность к чужому опыту и возможность включения чужого и исторического опыта в собственную систему мышле­ния. Для понятийного мышления характерна высокая критичность и пол­нота понимания, включая понимание скрытого, переносного смысла и под­текста.

Мышление взрослого человека включает признаки всех трех видов: руч­ного, наглядно-образного и понятийного. Соотношение этих видов мышле­ния при этом определяется не только возрастными, но и индивидуальными особенностями и связано с доминированием одного из полушарий. Преобла­дание действенного и наглядно-образного мышления характерно для людей с доминирующей активацией правого полушария. Как правило, такие люди более успешны в технических видах деятельности, им легче даются геомет­рия и черчение, они склонны к художественным видам деятельности. У лиц с доминированием левого полушария отмечается более высокая успешность теоретического, вербально-логического мышления, они более успешны в ма­тематике (алгебре), научной деятельности. В практической деятельности взрослого человека происходит постоянный переход от практического к об­разному и логическому мышлению и наоборот. Для развитого практическо­го мышления, как показал Теплов, характерно «умение быстро разбираться в сложной ситуации и почти мгновенно находить правильное решение», то есть то, что обычно называют интуицией.

Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсут­ствием четко выраженных этапов, малой осознанностью, в отличие от дискурсивного, поэтапно развернутого, осознанного мышления. Природа инту­иции теснейшим образом связана с развитием пространственных представле­ний, а логическое мышление, опирающееся на приобретенную сумму знаний и опыт, сочетается с относительным преобладанием наглядности. Высокая скорость интуитивного решения задач обусловлена перестройкой процессов логического и образного мышления. Оно приобретает особую значимость в сложных ситуациях деятельности (сложность обстановки, дефицит времени, необходимость учета противодействующих сил, высокая ответственность за каждое решение). Именно этими параметрами и характеризуется деятельность врача. Поэтому в практической деятельности врача все указанные виды мышления выступают в единстве.

Творческое и критическое мышление. Если рассматривать мышление с точки зрения новизны, оригинальности решаемой задачи, то можно вы­делить мышление творческое (продуктивное, дивергентное, креативное) и воспроизводящее (репродуктивное, конвергентное). Творческое мышление — это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствование решения задачи. Гилфорд, известный ис­следователь креативного мышления, выделил 4 основных фактора креа­тивности.

1. Оригинальность характеризует своеобразие творческого мышления, не­обычность подхода к проблеме, способность давать нестандартные ответы.

2. Гибкость — способность к разнообразию ответов, к быстрому переклю­чению. Определяется обычно степенью разнообразия ответов, возможностью придумать как можно больше способов применения обычных вещей (напри­мер, кирпича, авторучки, газеты и т. п.) или в способности изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности (например, как из 6 спичек построить 3 треугольника со стороной в 1 спичку).

3. Интеграция как способность одновременно учитывать несколько про­тивоположных условий, предпосылок или принципов.

4. Чувствительность как умение подметить едва заметные детали, сход­ство или различие.

Изучая креативное мышление, Торранс установил, что пик креативности отмечается в детском возрасте (от 3, 5 до 4, 5 лет), затем она возрастает в пер­вые три года обучения в школе и в предпубертатном периоде. В последую­щем отмечается тенденция к ее снижению. Этому способствует жесткая ал­горитмизация школьного обучения, требования социальной среды, наклады­вающей ограничения на проявления нестандартного поведения. Вместе с тем прогресс человечества обеспечивается именно креативными, творческими лич­ностями.

Критическое мышление — проверка предложенных гипотез с целью оп­ределения области их возможного применения. Можно сказать, что творчес­кое мышление создает новые идеи, а критическое выявляет их недостатки и дефекты.

Исходя из всего сказанного, при описании мышления можно выделить такие его качества: глубина-поверхностность; широта-узость; быстрота-замедленность; гибкость-ригидность; оригинальность-тривиальность.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.