Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выделяются Мыслительные операции






Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает поставленные перед ним жизнью задачи. Мыслительные опреации очень разнообразны - это анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Что из этого списка применит человек, будет зависеть от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке. Эта переработка протекает в форме суждений и умозаключений:

Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.

Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий новое знание о предметах и явлениях объективного мира.

Результаты мыслительной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет - значит, раскрыть его сущность. Понятие - есть отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами.

Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении.

Анализ есть мысленное разложение целого на части или мысленное вы­деление отдельных его свойств или сторон. Анализ ситуации, в результате которого вычленяются известное и искомое, является началом решения за­дачи.

Синтез — мысленное соединение частей, предметов или явлений. Син­тез восстанавливает расчлененное анализом целое! вскрывая существенные связи и отношения элементов, выделенных анализом.

Сравнение — позволяет устанавливать сходство или различие между предметами и явлениями на основе мысленного выделения их частей или свойств.

Обобщение есть мысленное выделение в предметах и явлениях общего и основанное на этом мысленное объединение их друг с другом. Необхо­димой предпосылкой обобщения является сравнение предметов. Обобщение может опираться на разные признаки, но самое важное значение имеет обобщение, основанное на выделении признаков не только общих, но и существенных для данных предметов или явлений. Именно такое обобще­ние ведет к образованию понятий, к открытию законов. Примером обоб­щения по несущественному признаку может быть следующая фраза: «Шли два студента и дождь, один — в университет, второй — в пальто, тре­тий — в осенний вечер». Или объединение в одну группу таких понятий, как старый, дряхлый, маленький, ветхий. Обобщенность мышления, уме­ние выделять в предметах существенные признаки является одним из важ­нейших показателей уровня развития мышления. При умственной отстало­сти, задержке психического развития характерным является неумение пра­вильно обобщать предметы и явления.

Систематизация, или классификация — мысленное распределение пред­метов по группам и подгруппам в зависимости от их сходства и различия. В зависимости от того, какой признак кладутся в основу, классификации могут быть разные. Примером классификации могут быть систематика жи­вотного мира Л инея, классификация ощущений, о которой говорилось выше, различные классификации заболеваний.

Абстракция — важнейшая характеристика мышления, представляет со­бой отвлечение каких-либо свойств предметов и явлений от других и их изо­лированное рассмотрение. Научная абстракция является непременным усло­вием познания сложных объектов, которые невозможно познать сразу и це­ликом.

Важнейшей характеристикой мыслительного процесса является обратимость мыслительных операций.

Мышление как процесс представляет собой непрерывный, обратимый перевод информации с языка образов на язык символов.

Выделяют две стадии становления мышления






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.