Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие внимания






Вниманием называют выделение, выбор актуальных личностно значимых

сигналов,

Внимание относится к так называемым сквозным психическим процессам, так

как присутствует на всех уровнях психической организации.

Внимание связано чаще всего ограничением поля восприятия, т.е. такой

организации восприятия при которой человек воспринимает то, что хочет

видеть слышать, чувствовать и.т.д. предвосхищая структуру информации,

которая будет при этом получена.

Внимание осуществляет выбор той информации, которая будет

обрабатываться.

Центральные механизмы переработки информации у человека могут иметь в

данный момент дело лишь с одним объектом,

Фиксированный объем является основной характеристикой внимания.

Объем внимания нельзя изменить с помощью обучения и тренировки.

Направление внимания или последовательность анализа среды зависит от двух групп факторов

1. Структура внешних раздражителей - сюда входят физические

параметры сигнала, такие как интенсивность, частота, громкость.

2. Структура внутреннего поля, определяемая деятельностью человека, т.е.

степень новизны, интенсивность раздражителя.

Важнейшей особенностью психики является ее избирательность. Все ощуще­ния, восприятия, впечатления, знания человек получает при участии внима­ния в познавательных процессах. Внимание обеспечивает большую полноту и точность восприятия.

Внимание — сосредоточение сознания на объекте, при котором происхо­дит отчетливое его отражение. Внимание принимает участие в организации всех познавательных процессов, выполняя следующие функции:

1) отбор значимых раздражителей и игнорирование несущественных, по­бочных;

2) удержание, сохранение требуемой деятельности (или образа) до тех пор, пока не будет достигнута цель;

3) регуляция и контроль протекания деятельности.

Важнейшим механизмом, обеспечивающим внимание, является механизм доминанты, открытый Ухтомским. Доминантный (господствующий) в дан­ный момент времени очаг возбуждения, обеспечивающий выполнение какой-либо деятельности, притягивает к себе возбуждение из других центров и одновременно подавляет их, что блокирует посторонние, не относящиеся к выполняемой деятельности, раздражители, и вместе с тем усиливает энергию возбуждения основного доминантного очага. Это создает условия для высо­кой концентрации, длительной сосредоточенности внимания. Так, человек, увлеченный работой, не замечает голода, посторонних шумов, голосов других людей. Ухтомский связывал механизм доминанты с высшими формами твор­ческой активности человека. Деятельность лобных долей составляет психо­физиологическую основу произвольного внимания, они играют решающую роль в создании необходимого тонуса коры, модифицируют уровень бодр­ствования в соответствии с целями, задачами, которые ставит перед собой че­ловек. При поражении лобных долей невозможно с помощью речевых инст­рукций вызвать произвольное внимание, для этих больных характерна вы­сокая отвлекаемость внимания.

При анализе функции внимания различают непроизвольное, произволь­ное, послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание — сосредоточенность на объекте или действии без волевого усилия и специальной задачи. В основе непроизвольного вни­мания лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс. Непроизвольное внимание привлекается как внешними, так и внутренними факторами. К чис­лу енеышш; относятся особенности раздражителя, например, его интенсив­ность (громки^ звук, яркий свет, резкий запах); интенсивность может быть не только абсолютной, но и относительной (яркий цвет на бледном фоне, шепот соседей на фоне тишины библиотечного зала). Новизна раздражите­ля, как абсолютная, так и относительная также является внешним фактором, привлекающим непроизвольное внимание. К числу внутренних, или субъек­тивных факторов можно отнести значимость стимула, соответствие потреб­ностям человека, а также интерес, увлекательность, как причины привлече­ния и поддержания непроизвольного внимания.

Произвольное, или волевое внимание, — сосредоточенность на объекте или действии со специально поставленной целью и с помощью волевого усилия. Произвольное внимание зависит не от внешних факторов, не от особенностей объектов, а от поставленной цели, задачи. Оно связано с деятельностью человека, возникает в процессе труда и выполняет функ­цию регулятора.

Послепроизвольное внимание — наступает вслед за произвольным, когда человек «входит» в работу и его сосредоточенность уже не требует специ­ального волевого усилия, а поддерживается увлеченностью и интересом. Послепроизвольное внимание рассматривают как высшую форму внима­ния, с ним связывают наиболее продуктивную и плодотворную деятель­ность.

Свойства внимания. Изучая особенности внимания, исследователи вы­деляют его основные свойства. К ним относятся: устойчивость, распределе­ние, переключаемость, объем, концентрированность, избирательность внима­ния.

Под устойчивостью внимания понимают удержание требуемой интенсив­ности внимания в течение длительного промежутка времени. То есть устой­чивость есть временная характеристика внимания. Благодаря устойчивости внимания возможно длительное сосредоточение на объекте или виде деятель­ности, что позволяет открывать в объектах все новые и новые стороны, проникать в их суть. Устойчивость внимания зависит от многих факторов. Прежде всего, от содержания материала, особенностей объекта. Если материал одно­образен, в нем нет развития, изменений, устойчивость внимания снижается, однообразие притупляет внимание. Степень трудности, знакомости, понят­ности также влияет на устойчивость внимания: как слишком легкий, так и чрезмерно сложный материал снижают устойчивость внимания. Важным фактором, способствующим длительному поддержанию внимания, являют­ся интерес, отношение к объекту, то есть эмоциональные факторы. Устойчи­вость внимания является одним из показателей умственной работоспособнос­ти и зависит также от функционального состояния нервной системы, степени утомления. При астенических состояниях, утомлении наблюдается высокая истощаемость внимания, снижение устойчивости, что проявляется в умень­шении скорости работы по отыскиванию и вычеркиванию заданных знаков на фоне помех и увеличении количества ошибок. Невротические и гипоманиакальные состояния характеризуются очень высокой неравномерностью, подвижностью внимания, невозможностью сосредоточиться на длительное время. Снижение волевого потенциала личности (апатоабулические состоя­ния) характеризуется трудностями включения в работу и крайне низкой продуктивностью внимания. Устойчивость внимания подвержена также су­точным и недельным колебаниям. Наиболее высокие показатели устойчиво­сти внимания и, соответственно, умственной работоспособности наблюдают­ся в период с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов дня. Недельная динамика характеризуется повышением устойчивости внимания от понедельника ко вторнику, поддержание его на относительно высоком уровне в последующие дни недели и снижением в пятницу, особенно к концу рабочего дня. Устой­чивость внимания зависит от возраста человека. Так, например, у детей спо­собность к длительному сосредоточению ниже, чем у взрослых. Ребенок в возрасте 6—7 лет может поддерживать устойчивое внимание не более чем в течение 20-25 мин, у взрослых этот период существенно больше и во многом зависит от характера деятельности и других факторов, о которых упомина­лось выше.

Переключаемость внимания, его гибкость заключается в способности бы­стро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствую­щие изменившимся условиям. Высокая переключаемость означает сознательное и осмысленное переключение с одного объекта на другой. Переключаемость внимания помогает быстро ориентироваться в новой незнакомой ситуации, быстро и легко переходить от одной работы к другой, от одного объекта к другому, после отдыха включаться в работу.

Качествами, противоположными переключаемости, являются ригидность, вязкость, «застревание» внимания, склонность к детализации, которые мо­гут проявляться как индивидуальная особенность, в основе которой лежит подвижность нервных процессов. Эти качества могут быть и следствием па­тологических изменений, например, при эпилепсии. Плохая переключаемость внимания в житейском смысле слова определяется как рассеянность. В ряде случаев рассеянность может быть обусловлена высокой сосредоточенностью человека на какой-либо проблеме. Так, человек, озабоченный какой-то про­фессиональной проблемой (скажем, состоянием тяжелобольного пациента), придя домой, не может переключить свое внимание на домашние дела, по­стоянно мыслями возвращается к этой проблеме, проигрывает и переосмыс­ляет ее вновь и вновь. Профессиональная деятельность врача предъявляет высокие требования к переключаемости внимания, когда в процессе приема постоянно приходится переключать свое внимание от одного пациента к дру­гому.

Распределение внимания между разнородными объектами, одновременно находящимися в центре внимания, дает возможность одновременно совер­шать несколько рядов действий, следить за несколькими объектами сразу. В практической деятельности человека совмещение нескольких действий встречается повсеместно: водитель управляет автомобилем, наблюдает за пас­сажирами в салоне, иногда при этом слушает музыку; домохозяйка слу­шает радио и готовит обед; шахматист ведет сеанс одновременной игры сразу на нескольких досках. В каких ситуациях возможно распределение вни­мания? Чаще всего в тех случаях, когда одна из деятельностей автомати­зирована и фактически выполняется без участия внимания. В профессио­нальной деятельности, следовательно, чем больше у человека выработано навыков, автоматизмов, тем чаще он может одновременно выполнять не­сколько действий, добиваясь при этом высоких результатов. Как было по­казано Платоновым на примере летной работы, пилоты, владеющие рас­пределенным вниманием и использующие распределение, а не переключе­ние внимания на самых ответственных участках полета (взлет и посадка), отличаются более высокой скоростью, точностью и надежностью деятель­ности.

Объем внимания характеризуется количеством объектов или элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясно­сти и отчетливости в один момент. Один момент — это время, равное 0, 07 сек, время одного короткого взгляда при тахистоскопическом предъявлении. Чем больше предметов воспринимается при этом, тем больше объем внимания. Объем внимания взрослого человека — 5-7 простых, не связанных между со­бой объектов (букв, цифр, геометрических фигур). Количество сложных, свя­занных между собой объектов, объединенных в осмысленное целое, может быть гораздо больше.

Концентрированность внимания — степень сосредоточенности, она пред­ставляет собой единство двух признаков: интенсивности внимания и его узо­сти. Высокая степень концентрации на одном объекте или проблеме означа­ет сужение поля внимания, уменьшение его объема.

Развитие внимания характеризуется постепенным становлением произволь­ного внимания в детском возрасте, что проявляется в увеличении длительно­сти игр и занятий ребенка. Так, по данным Рубинштейна, максимальная дли­тельность игры ребенка в возрасте от 6 мес до 1 года составляет всего 14, 5 мин, в 3-4 года — 50 мин, а в 5-6 лет — 96 мин. Вместе с этим уменьшается количество отвлечений внимания с 3, 7 за 10 мин игры в 3 года до 1, 1 в 5-6 лет. Это создает готовность к школьному обучению. В период школьного обучения наиболее частой причиной трудностей в учебе и неуспеваемости является слабость произвольного внимания. В процессе школьного онтогене­за наблюдается прогрессивный рост всех сторон внимания (объема, устойчи­вости, переключения) и лишь в период пубертатного скачка в 10-13 лет от­мечается замедление роста функции внимания и разнонаправленное измене­ние всех его сторон. У взрослых устойчивость и концентрация внимания существенных изменений не претерпевают. Объем, переключение, избиратель­ность нарастают от 18 до 33 лет, в 34 года отмечается стабилизация функции внимания, затем постепенное снижение, чередующееся с подъемами в 38, 41, 44 года.

Внимание относится к числу функций, которые хорошо поддаются тре­нировке. Путем специальных, систематических упражнений можно существен­но улучшить практически все его свойства. Развитие произвольного внима­ния неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.