Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, влияющие на забывание






1. Возраст

2. Характер информации и степень ее использования

3. Подавление (вытеснение)

первонач. проявления памяти это условные рефлексы (ребенок перестает плакать когда мама входит в комнату- узнавание)

Образная память - ребенок сравнивает имеющиеся образы с др.

к 3-4 месяцам выборочная память

после 8 мес появ воспроизведение т.е. он может потребовать предмет ли человека если его нет рядом т.е. который он уже помнит

1- 3 лет основ форма памяти, которая развита в это время это узнавание. Появляется феномен -Амнезия детства. (не помним первые 4 года своей жизни).

Впервые на это явл обратил внимание Фрейд. Чаще всего это объясняют что в это время преобладают эмоции и нет связок событий и явлений.

На рубеже 3- 4 лет происх переход к взрослой форме организации памяти. (связано с созреванием гипокампа)

Восприятия, ощущения, мышление, при помощи которых человек познает ок­ружающий мир, обычно не исчезают бесследно. Они закрепляются, сохра­няются и воспроизводятся в дальнейшем. Память — совокупность процес­сов, обеспечивающих запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Благодаря памяти, сознание человека не ограничивается настоя­щим, а включает прошлый опыт, знания, без памяти человек вечно оставал­ся бы в положении новорожденного, поэтому Сеченов назвал память «крае­угольным камнем развития».

Память является сложной психической деятельностью, в которой выде­ляют процессы запоминания; сохранения и удержания в памяти того, что было запечатлено или заучено; воспроизведение, извлечение информации. К процессам памяти относится также забывание, то есть утрата информа­ции, которая может быть безвозвратной, полной или частичной. Существу­ет много подходов к классификации видов памяти. Прежде всего, можно выделить 2 формы памяти: генетическую (наследственную) и онтогенети­ческую (прижизненную). Виды онтогенетической памяти различают в за­висимости от того, как, что и насколько долго запоминается, сохраняется и воспроизводится (рис. 4).

Рассмотрим последовательно основные виды онтогенетической памяти. По характеру целей деятельности выделяют непроизвольную и произволь­ную память. Непроизвольное запоминание и воспроизведение осуществляет­ся без специальных волевых усилий, когда не ставятся цели, задачи запоминания или воспроизведения материала, оно осуществляется как бы само со­бой. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем сталкивается чело­век в жизни. Например, в опытах Зинченко непроизвольное запоминание картинок испытуемыми в ходе деятельности, целью которой была их клас­сификация, оказалось большим по объему, чем в случае, когда была постав­лена специальная задача запоминания. В целом, преимуществами непроиз­вольного запоминания является больший объем и большая прочность запо­минания. Однако непроизвольное запоминание характеризуется неполнотой, неточностью, зачастую искажением действительности. Как показали опыты Смирнова, лучше запоминается то, что составляет цель действия. Произвольное запоминание сопровождается произвольным вниманием, имеет целенаправ­ленный характер, оно избирательно. Запоминание включает в себя логичес­кие приемы организации материала, осмысливание запоминаемого материа­ла. Другим составным моментом запоминания являются приемы механичес­кие, которыми человек успешно пользуется при запоминании исторических дат, номеров телефонов, адресов и т. п. Механическое запоминание являет­ся мало продуктивным, как было показано немецким психологом Эббингаузом, который предъявлял испытуемым для заучивания 13 бессмысленных слов, добивался 100% воспроизведения и обнаружил, что уже через час они забы­ли 56% информации, дальше забывание происходило медленнее, тем не ме­нее через 2 дня сохранилось всего 27, 8%, а через месяц только 21% инфор­мации (рис. 5).

 

%

Часы

 

Таким образом, механическое заучивание, «зубрежка» весьма мало эффек­тивны. Гораздо более эффективным является логически осмысленное запо­минание. Во многих исследованиях показано, что гораздо лучше запомина­ются и воспроизводятся списки слов, поддающиеся естественной логической группировке, осмысленные предложения, а не набор слов; слова, а не бессмысленные слоги. Доля воспроизведения осмысленного текста через 6 дней рав­няется примерно 70%. Поэтому важнейшим/условием эффективного заучи­вания является использование рациональных приемов запоминания, к кото­рым относится логическое осмысление, систематизация материала, составление опорного конспекта, плана, разбивка материала на части, установление свя­зей между этими частями.

Прочность запоминания во многом зависит от повторения. При этом ко­личество повторений, необходимых для заучивания, растет гораздо быстрее, чем объем информации (например, если испытуемый за одно предъявление правильно воспроизводит 6-7 слогов, то для воспроизведения 12 ему уже потребуется 16 предъявлений). Поэтому, заучивая большие объемы матери­ала, их нужно делить на части и заучивать по частям, соединяя затем в це­лое. Для успешного запоминания необходима определенная организация запоминаемого материала, его заучивание, которое носит характер целена­правленной деятельности. На эффективность заучивания положительное вли­яние оказывает интерес, эмоциональная вовлеченность человека в заучивае­мый материал, что обеспечивает высокий уровень активации мозга и боль­шую эффективность мнемической деятельности. При повторениях заучивае­мого возникает узнавание, и это создает ложное чувство знакомости, кото­рое может создать уверенность в том, что человек уже знает материал, прочно его усвоил. Между тем проверить по узнаванию нельзя, можно проверить лишь полным самостоятельным воспроизведением.

Важными факторами успешного запоминания являются также: установ­ка на длительное запоминание и чередование разных по содержанию, непо­хожих видов деятельности, так как тем самым снижается действие ретроак­тивного торможения. Оно проявляется в том, что деятельность, следующая сразу после заучивания, оказывает тормозящее влияние, при этом уменьшает­ся процент воспроизведенной информации по сравнению со случаями, когда после заучивания следовал отдых или деятельность, отличная, противополож­ная по содержанию и характеру от заучивания. При запоминании действует так называемый краевой эффект, проявляющийся в том, что лучше запомина­ются начало и конец, информация, которая была в середине, запоминается хуже. В экспериментальной психологии хорошо известен эффект Зейгарник, или эффект незавершенных действий. Этот эффект проявляется в том, что испытуемые как правило стремятся к завершению прерванного действия; более того — незавершенные действия лучше сохраняются в памяти, чем завершен­ные. Влияние на эффективность заучивания оказывает также объем инфор­мации, не следует стремиться запоминать сразу большие объемы информации, так как процент запомненного обратно пропорционален объему предъявленной информации. Чтобы облегчить запоминание и увеличить объем запоми­наемой информации, часто прибегают к использованию специальных техник-мнемотехник. Вот некоторые из них: установление ассоциаций между зау­чиваемым материалом и элементами ситуации, обстановки («размещение ин­формации в пространстве»), создание образов при запоминании слов, пере­кодирование — можно использовать при запоминании цифр, слов, формул. Каждый со школьной скамьи помнит, как заучивалась, например, последова­тельность цветов в радуге, зашифрованная во фразе: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Процесс забывания протекает во времени неравномерно. Наибольшие потери происходят сразу же после заучивания (как это видно также из кри­вой Эббингауза), в дальнейшем забывание идет медленнее. При этом для осмысленного материала характерным является то, что забытое сразу же после восприятия (при первом воспроизведении) может восстанавливаться через 1-2 дня (при отсроченном воспроизведении). Это явление называется реминис­ценцией (смутное воспоминание). С ним, по-видимому, сталкивалось боль­шинство студентов, когда на следующий после экзамена день (то есть через день после окончания заучивания) информация воспроизводилась в памяти особенно полно, отчетливо и ясно. Реминисценция объясняется эмоциональ­ным торможением, а также, по-видимому, в большей мере тем, что происхо­дит внутренняя, иногда неосознаваемая, работа по осмыслению материала, его упорядочиванию, переводу в долговременную память, что и обусловли­вает более полное воспроизведение информации.

В зависимости от преобладающего типа психической активности в па­мяти выделяют различные ее виды. Двигательная память — память на движения, эта память имеет значение при выработке двигательных навыков (ходьбы, письма), трудовых, танцевальных движений, во всех видах мотор­ного научения. В основе образной памяти лежат ощущения, восприятия, представления. В зависимости от того, какая сенсорная область служит ос­новой запоминания и воспроизведения, выделяют зрительную, слуховую, осязательную, вкусовую, обонятельную память. Ведущий тип памяти опре­деляется индивидуальными особенностями человека и зависит от ведущего органа чувств в структуре сенсорной организации. Чистые типы памяти встре­чаются редко, обычно наблюдается сочетание: зрительно-двигательная, зри­тельно-слуховая, двигательно-слуховая. Запоминание будет эффективнее и полнее, если человек активизирует все виды памяти: например, не только прочтет информацию, но и запишет, и проговорит ее вслух. Это подтверж­дается опытами с бимодальным предъявлением информации на зрительный и слуховой канал, что позволило увеличить информационную емкость крат­ковременной памяти на 30%.

Эмоциональная, или аффективная память — память на эмоции, чувства. Воспоминания о пережитых чувствах — страдании, радости любви сопровож­дают человека на протяжении всей его жизни. Эмоциональное отношение к информации, эмоциональный фон существенно влияет на запоминание. При этом лучше всего запоминаются факты и ситуации, имеющие положительную эмоциональную окраску.

Словесно-логическая память — память, в основе которой лежит опери­рование понятиями. Это память на понятия, формулы, знаки, мысли. Сис­тема закрепления знаний в процессе их усвоения включает развитие этой высшей формы памяти, свойственной только человеку.

Важнейшей характеристикой памяти является ее временная характеристика. В зависимости от продолжительности закрепления и сохранения ин­формации выделяют следующие виды памяти.

Сенсорная (следовая), или непосредственная память обеспечивает сохра­нение воспринятого образа на протяжении долей секунды.

Кратковременная память характеризуется очень кратким (около 20 сек) сохранением после однократного непродолжительного восприятия и немед­ленным воспроизведением. Этот вид памяти называется также первичным.

Вторичная, долговременная память — длительное сохранение инфор­мации (начиная от 20 сек и простираясь на часы, месяцы, годы) после мно­гократного повторения и воспроизведения.

Различают также оперативную память — это мнемические процессы, обслуживающие деятельность человека. Она представляет синтез долговре­менной и кратковременной памяти. Например, в процессе профессиональ­ной деятельности человек оперирует наличной информацией текущего мо­мента, находящейся в кратковременной памяти, и извлекает из долговре­менной памяти информацию, содержащую профессиональные знания, опыт. Так, врач, обследуя больного, сопоставляет симптомы его болезни с похо­жими случаями из своей практики, с тем, что он читал и знает об этих симптомах.

Выделяют еще так называемую «вечную», или третичную память. Под ней понимают способность воспроизводить когда-то запечатленную инфор­мацию на протяжении всей жизни.

Память характеризуют такие свойства, как объем, скорость, прочность, точность, готовность. Объём памяти — количество информации, которое человек способен запомнить за определенное время. Объем кратковременной памяти человека в среднем составляет 7±2 блока информации. Объем блока может быть различным, например, человек может запомнить и повторить 5-9 цифр, 6-7 бессмысленных слогов, 5-9 слов.

Скорость — время, в течение которого человек способен запомнить оп­ределенный объем информации.

Прочность — длительность сохранения информации.

Точность — правильность и полнота воспроизведения информации.

Готовность — умение своевременно вспомнить требуемое.

Эти характеристики используют обычно, когда хотят оценить память че­ловека как хорошую или плохую, соответствующую норме или отклоня­ющуюся. На показатели памяти существенное влияние оказывают возраст­ные особенности. Известно, что у детей ведущим типом памяти является об­разная, которая достигает оптимальных показателей в возрасте 8-11 лет и подвержена наименьшим возрастным изменениям. Вербальная память таких оптимальных показателей достигает в 16 лет (Рыбалко) и сохраняется на относительно постоянном уровне до 35 лет, после чего наступает ее постепен­ное снижение. Однако необходимо отметить, что специально организованная упражняемость памяти, когда заучивание становится особым видом интеллек­туальной деятельности, повышает уровень развития памяти не только у де­тей, но и у взрослых.

Кроме того, для памяти существенное значение имеет функциональное со­стояние организма. В состоянии утомления работа памяти ухудшается, за­трудняется запоминание и воспроизведение. Память снижается также при астенических состояниях, тяжелых соматических заболеваниях, сопровожда­ющихся интоксикацией организма.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.