Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 161. -ТСЯ — -ТЬСЯ в глаголах






Знать: условия выбора написания -тся, -ться в глаголах.

Уметь: находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос к глаголу; правильно произносить и писать глаголы на -тся, -ться.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

Составьте схемы предложений, дайте их характеристику.

 

1. Голубым хрусталем загорается на заре Венера, и туман начинает клубиться над водой. 2. Мы смотрим, как поднимается огромное белое солнце.

 

— Что общего в этих предложениях? (Оба сложные, состоят из двух частей.)

— В чем разница? (Первое сложносочиненное, его части равноправны, второе сложноподчиненное, в нем одна часть подчинена, зависит от другой.)

II. Учитель читает из предложений сочетания слов с глаголами, учащиеся в тетрадях и на доске делают следующую запись:

Венера (ч т о д е л а ?) загора ся

Начинает (ч т о д е л а ?) клуби ся

Солнце (ч т о д е л а ?) поднима ся

— От чего зависит написание -тся, -ться в глаголе? (От того, есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак.)

Следует учесть, что прием опоры на вопрос при выборе написания -тся, -ться является основным. Как показывает практика, становление навыка на основе вопроса идет значительно быстрее, чем на основе сопоставления личной и неопределенной форм глагола. Позднее, когда учащиеся научатся безошибочно различать формы глагола, они осознают те значения, которые стоят за вопросом.

Чтение стихотворения Э. Успенского (упр. 637).

III. Чтение правила на с. 238.

Возвращаемся к записанным примерам и надписываем над глаголами, в какой форме они стоят (3-е лицо или неопределенная форма).

3-е л. н. ф.

Например: загора ся, клуби ся.

 

IV. Учитель напоминает учащимся, что формы этих глаголов и существительных на -ца звучат одинаково (см. урок 18 раздела «Повторение в начале учебного года»), что часто является источником ошибок.

Запись в тетрадях: ца пишется только в именах существительных:

светлица, синица, лисица, столица, девица.

В какой из столбиков вы запишете?

существительное | глагол

 

Болит переносица, собрание переносится; чистая водица, не стоит с ним возиться; острая спица, ему не спится; белая курица, вулкан курится.

 

О б р а з е ц з а п и с и слов в правом столбике:

(ч т о д е л а ?) перенос ся.

Рекомендуется неоднократно проговорить способ действия при выборе -тся, -ться: 1. Установить, к какому слову относится глагол. 2. Поставить к глаголу вопрос, определить его форму, записать окончание.

Например: Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

О б р а з е ц р а с с у ж д е н и я: «Определяем, с каким словом связан глагол не боится (тот). Ставим от него вопрос: тот (ч т о д е л а ?) не бо ся; во втором предложении: умеет (ч т о д е л а ?) труди ся».

 

V. Объяснительный диктант.

 

1. Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится. (И. Суриков.) 2. Оглянуться не успела, как зима катит в глаза. (И. Крылов.) 3. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (И. Крылов.)

 

Домашнее задание: § 110, упр. 638.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.