Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы базовой подготовки специалиста-архитектора






Очевидно, что при той важной роли, которую архитектура играет для здоровья, архитектор и в наше время остается ключевой фигурой при формировании среды обитания. Так, очевидным остается и факт, что архитектура в своей основе опирается на человека — создателя и пользователя. Стало быть, образование архитектора-профессионала надо начинать с наук о человеке.

В современной архитектурной школе эти науки попросту отсутствуют. Это удивительно, но факт. И хотя учебный процесс в вузе насыщен чрезвычайно и длится шесть лет, но выпускников с этим образованием профессионалами признавать рано. Их образование необходимо развить и, если потребуется, удлинить, ибо слишком велика их роль и ответственность за здоровье людей, причем массы людей.

Сегодня архитектурное образование состоит из трех основных дисциплин: исторических, художественных, технических. Эти три блока дополняет четвертый, вспомогательный, блок дисциплин общего образования.

Не отвергая их необходимости, дополним еще как минимум двумя: науками о человеке (человековедение) и науками об информации, в том числе энергоинформобмене. Они относятся к группе ноосферных знаний, идеи которых активно овладевают мировым учёным сообществом. Постигнув их будущий или совершенствующийся архитектор понимает свою роль в здравообразующем процессе, приобретает знания и навыки для полноценного выполнения своего предназначения. Это потребует дополнить вспомогательный блок дисциплин правоведением, где даются знания по ноосферному, конституционному и архитектурному законодательству и нормированию, ведению правоохранительных и правозащитных дел, нормотворчеству и экспертизе, лицензированию и лицензионной деятельности. Специальное внимание должно уделяться этике архитектора, профессионала и учёного.

Выходя в мир практики, архитектор должен будет до того, как получит лицензию, принять на себя моральные и правовые обязательства по защите жизни и здоровья людей. Не исключено, что ему придется принять клятву Гиппократа или некую, подобную ей.

Для архитектурной школы, обогащенной столь развитым мировоззрением, важно сохранить и упрочить некоторые структурные аспекты архитектурного образования. Это, в первую очередь, касается художе­ственных дисциплин и проектирования. Для некоторых коллег возможно явится открытием, что преподавание художественных дисциплин всегда было связано с обучением медитативным методом мышления. Просто их так не называли. Да и сама методика построения мысленных образов в процессе творческой деятельности не развита и в виде навыков студентам не преподается. Этот пробел предстоит заполнить дисциплиной творческой медитативной практики.

Существует также опасность фетишизации компьютеризации изобразительных и проектных процессов. Дескать, новая техника требует иных подходов к формированию произведения и его изображения. А раз так, то архитектору не обязательно владеть рисунком и живописью, макетно-модельным искусством. Вряд ли это правомерно. Репродукция — это не живое искусство, она не может нести тот же энергоинформационный потенциал, что и подлинник. Более того, компьютер не сделает роспись на реальной стене, не сделает скульптуру и не заменит живого мастера мозаики. Попытки такого рода предпринимались и всегда были безуспешными – произведения не достигали требуемого художественного качества.

Оператор — это еще не художник. А без тепла рук и души нет художественного произведения с его сложным информационным построением. Поэтому не одно взамен другого, а и то и другое знание являются необходимыми. Предлагаемая структура образования преследует цель взаимообогащения дисциплин, которые составляют архитектурную школу развития, как рассудочных знаний, так и интуитивистских подходов к формированию среды.

Таким образом, не отвергая накопленный опыт, а лишь совершенствуя его и развивая, архитектурное образование станет таким, какое соответствует велению нашего времени —третьего тысячелетия.

Современное архитектурное образование специалиста-архитектора, не говоря уже о бакалавре, страдает очевидным недостатком отводимого для изучения курса времени. Это порождает ряд проблем, сводящихся к системной проблеме –устранение дефицита компетенции обучаемого архитектора. Профессиональная безграмотность, полная или частичная, сопровождаемая снижением требований при аттестациях, привели, в частности, к небывалому ранее числу аварий в зданиях и сооружениях. Жить и действовать в архитектурной среде становится опасно для жизни. Нужны ли здесь особые комментарии?

Странно, но в ВУЗах находят место студенты, не овладевшие знаниями даже по русскому языку в объёме школьного курса. Это – проблема архитектурного образования, не разрешаемая процессом подготовки специалиста-архитектора или бакалавра. Да это и не задача ВУЗа, это дело школ и приёмных комиссий. Но проблема более чем актуальная.

Для будущего научного работника это выражается в недостаточном умении формулировать и выражать свои мысли как устно, так и письменно. По-видимому, мал опыт подготовки рефератов и пояснительных записок. Появление в стандарте дисциплины « Теоретико-методологические проблемы науки и научного творчества в архитектуре. Методика научной работы в архитектуре» -- безусловный прогресс и обнадёживающее явление.

Острая и актуальная проблема, не находящая много лет разрешения: где взять время на изучение тем, предусмотренных в стандарте? Логично было бы увеличить сроки обучения, возможно введя по традиции французские квалификационные уровни Сорбонны: М (магистр)+1(год), М+2, М+3.

Любопытное наблюдение: при наличии в программе подготовки профессиональных архитекторов дисциплин по правоведению и управлению проектом ощущается почти полное незнание нормативной базы, а соответственно и неумение её применять. В практике же часто практикуется и даже насаждается в коммерческих интересах её игнорирование, и это влияние развращает студенческий контингент.

Дефицит времени на учёбу сопряжён с необходимостью работать и зарабатывать на оплату образования, своевременно занимать дефицитные рабочие места на рынке профессионального труда. Приносимая польза производственной профессионализации не компенсирует очевидный вред для учебного процесса и приобретения необходимого уровня компетентности архитектора. И это пока что – трудноразрешимая проблема.

В современной архитектурной школе вся дисциплина «Теоретико-методологические проблемы науки и научного творчества в архитектуре. Методика научной работы в архитектуре» подана как проблемная, то есть трудно разрешаемая. Это верно лишь отчасти. Значительная часть знаний, подлежащих изучению, уже есть, они вполне доступны, их просто необходимо освоить и применить. Часть знаний может быть найдена и привлечена из других областей деятельности и наук. Стало быть, проблема не в этом.

Но наша-то задача лежит в сфере проблем! К этому и обратимся. Обозначим их в самом общем виде, отделив от просто задач.

Первое и необходимое. Следует выстроить дисциплину в строгом порядке «от общего к частному» с учётом последовательного погружения в круг изучаемых сведений для эффективного их усвоения. Это задача. Но если её сразу же не решить, то освоение дисциплины превратится в проблему. Эта методологическая задача для создателей архитектурного образования и её решение могут стать поучительными для тех, кто решил прийти в архитектурную научную деятельность и педагогику в частности.

Ничего не добавляя в стандарт, изменим последовательность позиций в его содержании, тем самым упорядочив структуру знаний, и кое-что дополним. Позволим себе также обозначить и прокомментировать очевидные проблемы. Результат стал выглядеть так:

«Теоретико-методологические проблемы науки и научного творчества в архитектуре. Методика научной работы в архитектуре»:

Человек, общество и человечество. Жизнестроительство. (-- предложение автора). Сознание и язык. Сознание и психика, сознательное и бессознательное. Творчество и интуиция. Творческий характер человеческого сознания. Архитектурное творчество как жизнестроительство. Понятия (тезаурус).

Знание и практическая деятельность как производственная комплексная деятельность. Теория познания. (-- предложение автора). Объяснение и понимание. Соотношение чувственного и логического, эмпирического и теоретического в познании. Интуиция, здравый смысл и логика. Общелогические методы познания.

Понятие объективной истины; относительная и абсолютная истина. Проблема истинного знания. (Ну как тут не вспомнить спор на тему «Что есть истина?» Иешуа и Пилата из булгаковского романа «Мастер и Маргарита»? --авт.). Знание и вера, знание и ценности. Знание и наука. Знание в науке и культуре. Знание научное и ненаучное (-- извечная проблема). Релятивизм и догматизм в науке.

Взаимосвязь теории, метода и практики. Теория и гипотеза. Выдвижение, развитие и проверка гипотезы. Доказательство и опровержение гипотезы. Две стороны научных теорий.(А это уже проблема – Какие две и почему только две?)

Знак-символ-язык. Символика как область знаний. (-- предложение автора). Семиотика и семантика. (-- предложение автора). Понятие. Суждение. Основные формально-логические законы.

Системный подход в архитектурной науке. Научные труды и результаты. Единство измерений – измерение, испытание, исследование. Проблемы интерпретации, оформление и формы внедрения результатов научного исследования. Методы использования научных результатов в архитектурном творчестве. Научное исследование. (-- предложение автора). Структура научного исследования. Выбор темы и обоснование её актуальности, цели, задачи, объект и предмет, структура исследования, его теоретико-методологические предпосылки и практическая значимость. Межпрофессиональный характер архитектурных научных исследования. Взаимосвязь теории и метода. Метод и методология. Методы теоретического и эмпирического исследования. Исторический и логический методы исследования. Методы исследования культуры. Методики научного анализа в архитектуре.

Теории и концепции. (-- предложение автора). Специфика архитектурных теоретических концепций (частность). Научные критерии предвидения и методы проектирования и прогнозирования. Разработка социально-архитектурной концепции как специфический вид научно-проектного творчества.

Соотношение индивидуального и коллективного в сфере архитектурного творчества. Особенности работы архитектурного коллектива как творческой единицы. Творческий процесс архитектора. Архитектурное творчество как постановка и как решение задач во взаимоувязке со смежниками. - (Проблема: это из другой дисциплины – управление проектом и проектированием – авт.).

Проектно-научный эксперимент как специфическая разновидность архитектурного творчества. Методические приёмы, способствующие архитектурному новаторству (проблема: всегда ли нужно именно новаторство?). Задачи и методы обследования архитектурных объектов в натуре, выявления их социальной оценки потребителем. Основы информатики применительно к работе с литературой по архитектуре. Методика создания архитектурной базы данных и последующего научного анализа на её основе».

Можно довести этот материал и до более совершенной системности, но это не предмет данного пособия. Воспользуемся тем, что предписывается стандартом, и в этом русле рассмотрим проблемное поле нашей архитектурной науки в рамках заявленного в стандарте направления. Оно выглядит шире предписанных тем, если применять системный подход, что представляется логически целесообразным.

Предлагаемые вопросы в стандарте по большому счёту актуальными проблемами не являются: они уже решены и описаны. Этот материал надо просто изучить, а значит это простая задача и в данном пособии в рассмотрении не нуждаются. Для этого существуют источники, где материал по теме в той или иной степени изложен.

Но некоторые вопросы остаются проблемными и по сей день. По ним следует дать некоторую информацию в авторском толковании.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.