Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы архитектурного знания в современной культуре






Архитектурные знания, настолько насколько они сохранены в книгах и электронных ресурсах, остаются всегда доступными для архитектора и исследователя. Применять их или нет в проектах, решают заказчик и проектировщик, заключая договор. Сложнее обстоит дело с привлечением древнейших архитектурных знаний, так как сведения о них часто неполны, а логика происхождения научно не осмыслена. Не выработан научный механизм применения таких знаний в современном проектировании с его электронным вооружением.

Как считают авторы научного сборника «Вопросы теории архитектуры. Архитектурно-теоретическая мысль Нового и Новейшего времени» «традиционное архитектурное знание в мировой культуре второй половины XX в. не только подверглось ревизии, но и претерпело девальвацию всего корпуса фундаментальных понятий и положений. Только сейчас и у нас, и за рубежом начинается работа по выстраиванию заново оснований теории архитектуры. В этих условиях представляется необходимым просмотреть опыт теоретических штудий Нового и Новейшего времени в контексте развития философии и науки своего времени и через призму современных представлений об архитектуре».[10] С этим трудно согласиться, особенно в части девальвации фундаментальных понятий, но то, что теория архитектуры находится на очередной восходящей стадии, то это – факт, хотя и малозаметный поначалу.

Кстати вспомним, что в XVIII веке Президент Российской Академии наук княгиня Екатерина Романовна Дашкова по поводу обычаев речи заметила: «выговоры сии уже введены обычаем, которому, когда он не противоречит здравому рассудку, всячески последовать надлежит». Видимо и сейчас следует к ней прислушаться: здравый рассудок – важное свойство научного подхода.

Любопытно, что авторы исследований работают исключительно над текстами, как следует из контекста – вербальными, письменными, тогда как архитектура говорит на существенно большем составе языков. Таким языками следует считать изобразительный, модельный (макетный), графический или чертёжный. Сюда же в полной мере можно отнести и язык размерений, выраженный математически в специфических формах. Как видим, архитектурный язык выглядит богаче привычного научного языка.

Под вербальным языком в науке принято, как представляется автору в более точном понимании, понимать не сам язык как базу знаний, а речь, пользующуюся языком как инструментом. Под речью понимают деятельность людей по использованию языкового кода, употреблению знаковой системы, речь – это язык в действии. В речи единицы языка вступают в различные отношения, образуя бесчисленные множества комбинаций.[19] В этом смысле и изобразительные языки архитектуры сами по себе мало что говорят, но сложенная на их основе архитектурная речь становится необходимым и могучим средством общения людей через среду как средство связи, некий материальный посредник в таком общении. Легко представить себе субъектов архитектурного общения. В первую очередь, это пара архитектор-проектировщик и пользователь. Кроме них в такое общение вовлекается обычно заказчик, вступающий в общение через архитектора-проектировщика как переводчика. Этот круг в нуждах проводимых исследований может быть в дальнейшем расширен.

В натуре архитектурные объекты среды в качестве средства своей архитектурной речи используют главным образом архитектурный язык произведения – объёмную пластику архитектуры. Она в ряде произведений дополняется языками монументальных жанров искусства – скульптуры, живописи, различных видов декора, включая и вербальный (самые яркие примеры вербального декора даёт архитектура ислама).

История архитектурных знаний и учений теряется в столь глубокой древности, что отыскать корни их пока не представляется возможным для современной науки.

Древнейшими из архитектурных учений можно с определённой уверенностью считать (помня, что истина почти всегда относительна) древнеегипетское учение Хеси-Ра о золотом сечении архитектурных размерений и древнекитайское учение Фен-Шуй (и равно ему -- аналогичные учения Индии и других стран Юго-Восточной Азии), охватывающее вопросы размещения и форм объектов, увязывая это с климатом, ориентацией, земной и небесной энергетикой, взаимоположением архитектурных форм и их видом.

Обратим внимание на то, что личность Хеси-Ра для понимания роли архитектуры в жизни общества крайне примечательна. Нет сомнения, что это – мудрец, учёный (то есть создатель учения), но главное, он совмещал в гармоническом единстве должности главного врача и главного архитектора Верхнего Египта. Тем самым ещё в древности было указано на главную роль архитектуры – сохранять и поддерживать здоровье. Даже фортификационная архитектура имела оборонительное, а не наступательное значение.

Обратим внимание, что афро-европейская традиция архитектурных учений, включая и русскую, в большей мере интересуется вопросами прочности и размерений (особенно введением модульных мер и пропорционирования). Азиатская традиция архитектурных учений много шире, кроме названных вопросов она распространяется на область ландшафта, рассматривая во взаимосвязи как природный, так и искусственный ландшафт.

Современный паспорт специальностей научных работников определяет, что «Теория архитектуры охватывает разработку фундаментальных проблем архитектуры:

 ее социальных и социально-функциональных аспектов, формо- и стилеобразования, семантики, эстетики и художественной образности, а также конструктивно-технической, экономической, социально-культурной и экологической обусловленности архитектурной деятельности, этнокультурных и региональных особенностей, сохранения историко-культурных ценностей, архитектурного наследия, взаимоотношений традиций и новаторства, творческого освоения исторического опыта.

История архитектуры охватывает изучение закономерностей развития архитектуры в связи с общими закономерностями исторического процесса, историей культуры и общества;

 выявление и изучение памятников архитектуры и градостроительства, закономерностей и особенностей процесса развития профессионального мастерства с древних времен до современности, роли и места российской архитектуры в мировом архитектурном процессе творчества мастеров архитектуры».[44]

При всём почтении к стандарту нельзя не отметить, что неучтёнными являются проблемы человековедения в архитектуре, архитектурной (подобно инженерной) психологии жизнедеятельности, включая её эргономику и символику, формирования архитектурной среды жизнедеятельности человека и общества, связей архитектуры и окружающей её природной среды, то есть, фундаментальных основ архитектуры.

В связи с этим, предлагается внести посильный вклад в решение понятийных проблем архитектурной, да и правовой (юридической) науки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.