Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс проектирования программ






 

Правильное выполнение анализа и проектирования объектно-ориентированной программы намного важнее, чем соблюдение соглашений языка моделирования. Именно этой тематики посвящено большинство публикаций и конференций. И если по поводу языка моделирования удалось прийти к общим соглашениям и выработать UML, то споры по поводу основополагающих принципов анализа и проектирования программ продолжаются по сей день.

Появилась даже новая профессия — методологи: это программисты, которые изучают и разрабатывают методы программирования. Часто в литературе можно встретить статьи, посвященные описанию нового метода программирования. Метод — это совокупность языка моделирования и подходов анализа и проектирования. Три наиболее известных методолога в мире — это Грейди Буч (Grady Booch), создавший метод Буча, Айвер Якобсон (Ivar Ja- cobson), разработавший подходы объектно-ориентированного программирования, и Джеймс Рамбо (James Rumbaugh), создавший технологию объектного моделирования. Вместе они создали метод Objectory~ коммерческий продукт от фирмы Rational Software, Inc. Это фирма, в которой они работают и где их любовно величают " три амигос".

Материал, изложенный на этом занятии, приблизительно следует методам Objectory. Точного соответствия не будет, так как я не верю в рабское следование академической теории. Я считаю создание конкурентно способной профессиональной программы более важным, чем точное соответствие этой программы каким бы то ни было абстрактным методам. В конце концов на Objectory свет клином не сошелся, и я рекомендую вам быть эклектиками и выбирать все лучшее из всех методов, которые вам известны.

Процесс проектирования программ итеративен. Это значит, что при разработке программы мы периодически повторяем весь процесс, по мере того как растет понимание требований, Проект нацелен на решение задачи, но нюансы, возникающие в ходе поиска оптимального решения, воздействуют на сам проект. Невозможно разработать серьезный крупный проект идя по прямой от начала до конца. Вместо этого на отдельных этапах приходится возвращаться к началу, постоянно совершенствуя интерфейсы и процедуры выполнения отдельных объектов.

Итеративную разработку следует отличать от каскадной, при которой выход из одной стадии становится входом в следующую и назад дороги нет (рис. 18.3). Этот процесс напоминает конвейер сборки автомобилей, где на каждом этапе собирается и тестируется один узел, постепенно формируя автомобиль. Но программа, в отличие от автомобиля, продукт штучный. Разработку программ редко удается поставить на конвейер.

При итеративном проектировании теоретик предлагает новую идею, а прикладник начинает творческую реализацию этой абстрактной идеи в программе. По мере того как начнут прорисовываться детали проекта, будут меняться наши представления о форме реализации исходной идеи. Работа над проектом начинается с формулирования требований к проекту, которые в ходе разработки могут меняться, что потребует внесения изменений в уже созданные программные блоки. Большой проект разбивается на отдельные блоки, для которых сначала создаются прототипы, а затем процедуры их выполнения. Тестирование выполнения отдельных модулей может привести к необходимости внесения изменений в их прототипы, а изменения отдельных блоков заставляют время от времени пересматривать принципы их взаимодействия в целом проекте.

 

Рис. 18.3. Каскадный процесс проектирования

 

Хотя цикличность работы над проектом очевидна, описать эти процессы в виде какого-то стабильного цикла довольно сложно. Поэтому предлагаю вам лишь логическую последовательность действий: возникновение идеи, анализ и осмысление ее, проектирование, программирование, тестирование и возвращение к тому этапу, который можно модернизировать. Таким образом, итеративность разработки проекта не заставляет вас кружить по замкнутому циклу, а позволяет творчески подойти к решению задач и возвращаться всякий раз к тому этапу, где вы видите возможность повысить эффективность выполнения программы.

Еще раз повторим последовательность действий.

1. Разработка концепции.

2. Анализ.

3. Проектирование.

4. Реализация.

5. Тестирование.

6. Возвращение.

Разработка концепции — это вынашивание чистой идеи, к сожалению, далекой от реальной жизни. Анализ — это процесс осознания требований к проекту. Проектирование — процесс формирования модели классов, на основе которой будет создаваться код. Реализация — написание кода (например, на C++); тестирование — проверка того, все ли в порядке, и возвращение — это шлифовка вашего продукта до того состояния, когда его можно будет отдать заказчику. Осталось реализовать все это на практике.

 

 

Идея

 

Любая гениальная программа начинается с идеи. Некто думает о продукте, который, с его точки зрения, было бы хорошо создать. Реже сногсшибательную идею выдают комитеты. На самой первой стадии анализа и проектирования объектно-ориентированного программного продукта эта самая идея должна быть зафиксирована одним предложением (в крайнем случае, кратким абзацем). Идея становится ведущим принципом разработки, и команда, собравшаяся для ее реализации, по мере продвижения вперед должна на нее оглядываться, а в случае необходимости и корректировать.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.