Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Письменный текст. Вероятно, первая забота писателя — установка малых и больших рамок своих описаний и действий, и начало книги и главы обычно начинается с глобальной фразы






Вероятно, первая забота писателя — установка малых и больших рамок своих описаний и действий, и начало книги и главы обычно начинается с глобальной фразы типа:

«История, о которой я хочу вам рассказать, произошла в начале прошлого века в небольшом уездном городке».

«Проснувшись, Донат обнаружил себя в небольшой уютной комнате, ярко освещенной утренним солнцем».

Вообще, в письменной речи в отсутствие специальных стилистических и когнитивных маркеров каждое осмысленное предложение имеет тем самым слабый глобальный маркер — как обладающее некоторым общим смыслом (и аналогично слабый синтетический маркер, см. гл. 1). Поэтому и письменные предложения, изобилующих деталями, тем не менее нередко имеют глобальную модальность, особенно если список перечисленных деталей претендует на полноту, а сами они не слишком акцентированы:

«Доминик лежал на спине и лениво наблюдал за многочисленными облаками, не спеша проплывавшими по ослепительно-синему небу, невысокими холмами, между которыми петляла узкая лента бирюзовой реки, коровами, пасущимися там и сям в густой траве и одиноким пастухом, время от времени пощелкивавшим своим бичом по смирным животным».

Для внимательного и наделенного пространственным воображением читателя эта фраза имеет глобальную модальность и локальную субмодальность, так как рисует законченный пейзаж с изобилием подробностей, из которых ни одна не выделена. Но если читатель запутается в описании и оно не сложится в его воображении в единую картину, и он воспримет фразу как хаотический набор подробностей, то она будет воспринята им в локальной модальности.

Если же в описательном предложении тем или иным способом существенно акцентирован один из элементов описания, то оно в восприятии читателя получает модальность лок (глоб):

«Тогда у меня было несколько постоянных друзей: Демьян, Семен, Федор и, конечно, Лукерья, сыгравшая ключевую роль в моем рассказе.» лок (глоб)

«Литературность» письменного текста, в частности, означает, что подавляющее большинство его предложений имеет глобальную модальность или субмодальность, а чисто локальные фразы, чересчур акцентирующие тот или иной момент, свойственны скорее устной речи (для которой они, наоборот, типичны). Но все же иногда и в письменном тексте попадаются локальные предложения, в которых стоит такой сильный акцент на том или ином моменте, что целое как бы забывается:

«Я распахнул дверь и увидел... марсианина.» (лок)

«И тогда мне в голову пришла не мыслишка, и даже не мысль, а Большая Идея. Озарение!» (лок)

Развитие сюжета подразумевает постоянную смену главных планов, и нередко то, что было локальным в первом предложении абзаца, становится глобальным в следующем его предложении. Рассмотрим, например, такое описание:

«К Мириам быстро приближался всадник в черном плаще. Он очень торопился и приветственно кричал ей что-то неразбочивое».

Здесь в первом предложении глобальная картина включает в себя и героиню, и всадника, и сам по себе он локален, а во втором — уже становится глобальным, так что второе предложение имеет, как и первое, глобальную модальность, хотя «рамки» у них разные.

Обилие качественных эпитетов в предложении совсем не обязательно свидетельствует об глобальной акцентуации — нередко они относятся к локальному объекту и акцентируют его, а вместе с ним и влияние Локального архетипа:

«Из всех собак Манефе больше всего нравились ласковые, скромные, обаятельные и фотогеничные скотч-терьеры». (лок)

Зато предложения без подлежащих обычно имеют глобальную модальность:

«Вечерело, смеркалось». (глоб)

«Казалось, все обойдется». (глоб)

Искусство правильного понимания письменных текстов (в частности, обычных и электронных писем) заключается в умении прочувствовать акценты, которые их автор предполагает стоящими над его словами (в устной речи они определяются в основном интонациями), а это сильно сказывается и на холистических модальностях, в которых важно не ошибиться. Восприятие глобальной трансляции как локальной, вследствие постановки акцента там, где партнер ее не ставил и не имел в виду поставить — одна из наиболее распространенных причин взаимонепонимания между людьми. Рассмотрим, например, такую невинную на первый взгляд фразу:

«С утра к Анфисе заглянул Африкан». (глоб)

Однако «невинной» ее сделает глобальная модальность. А стоит поставить сильный акцент на имени визитера, и ситуация (и модальность) изменится катастрофически:

«С утра к Анфисе заглянул... Африкан». (лок) —

— сколько здесь подозрений и ложных предвосхищений!

В качестве примера рассмотрим письмо 10-летней девочки Беллочки своей бабушке; модальности после каждого предложения поставлены с точки зрения автора письма.

Здравствуй, дорогая бабушка!

Вот я наконец решила написать тебе письмо! (глоб) А то мама меня ругает за тебя. (лок) А чего ругаться, когда писать непонятно, о чем? (глоб)

Ну, правда, вчера Мария Алексеевна была очень мной недовольна. (глоб) Ну, порвала я учебник по русскому — и что? (глоб) А вот двойка — это подло! (лок) У нас же не институт благородных девиц! (глоб) У нее у самой чулок внизу драный — дырища — и губы подтекают. (лок) Жара у нас стоит — страшенная. (глоб) Аж речка высохла. (глоб) Ручеек наш — помнишь? (лок) И мы теперь по его дну бегаем почем зря. (глоб)

А мама говорит, что когда я вырасту, мне игрушки надоедят. (лок) Вот уж вранье! (глоб) Будто мальчишки интересны станут. (лок) Глупости это! (глоб) Кому они могут быть интересны — нарушители дисциплины! (глоб) Особенно Петька. (лок) Ничего в нем такого нет, ей-Богу! (глоб)

Таким образом, у меня все очень хорошо. (глоб) И желаю тебе не скучать и выздоравливать от своих болезней как можно скорее. (глоб) Кому это интересно — болеть, тем более, на старости лет? (глоб) Когда одной ногой в могиле стоишь! (лок) Но ты туда все же не торопись — поживи еще на радость нам всем! (глоб)

Целую, твоя любимая внучка Белла. (лок)

Упражнение. На каких словах в этом тексте Беллочка сделала интонационное ударение, которое (по неумению) не выделила курсивом? Попытайтесь прочитать это письмо глазами бабушки и поставьте ее акценты и модальности. Сравните результаты.

Упражнение. Напишите письма родственникам и знакомым по следующим темам и по пяти темам по своему выбору и определите (простые и сложные) холистические модальности каждого предложения: а) глазами автора письма и б) глазами адресата.

1. Письмо племяннику, запутавшемуся в долгах и просящего у дяди помощи.

2. Письмо родителям в деревню от сына — студента-первокурсника.

3. Письмо младшей сестре, собирающейся выйти замуж, от старшего брата.

4. Письмо богатому дяде с просьбой о финансовой помощи.

5. Письмо прощальное подростка, бежавшего от родителей на волю.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.