Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Холистически-диадические модальности






Глобально-янская модальность (ей в астрологии соответствует стихия Огня) свойственна среднему руководящему составу, которому приходится давать подчиненным прямые указания, не являющиеся в то же время чересчур конкретными:

— Иннокентий Тимофеевич, обеспечьте достойное проведение банкета. (глоб - ян)

В той же модальности часто звучит прямой вопрос к партнеру, в том числе и предполагающий локальный ответ, если тексте вопроса нет сильного акцента на том или ином элементе целого:

— Ты где был, Петруччо? (глоб - ян)

Но если в этом вопросе будет предметное уточнение (локализация), он изменит модальность:

— Ты где был, Петруччо, неужели опять в притоне? (лок - ян)

Еще пример:

— Пойми, Лаврентий, мне плохо. (глоб - ян)

Однако если в этой реплике сделать логическое ударение на слове «мне», ее модальность изменится:

— Не знаю как тебе, а мне, Лаврентий, плохо! (лок - ян)

Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает глобально-янская модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в глобально-янскую модальность.

1. — Как мне нравятся фестончики!

2. — Лучшее время года — осень, мне представляется, особенно сухая.

3. — Умолкни, бесстыжая.

4. — Трактиры да дороги — вот моя жизнь кочевая.

5. — Хлопнешь, бывало, рюмочку перед обедом — для аппетита очень невредно!

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в глобально-янской модальности.

1. — (многозначительно) Не смею тревожить вас глупостями, Наркис...

2. — Где-то ты, возможно и прав, Сидор.

3. — Застели постель быстро, Олимпиада!

4. — Ой, только не надо этого, я боюсь!

5. — Приготовься к прыжку в неизвестность, Онуфрий.

Упражнение. Сформулируйте в глобально-янской модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.

1. Призыв приватный к другу не терять мужества.

2. Косвенный отказ от предложения прогуляться вместе.

3. Принятие косвенное предложения полузнакомой женщины.

4. Сомнение в правильности понимания партнером ваших слов.

5. Согласие частичное публичное с высказывание начальника.

Глобально-иньская модальность (ей соответствует в астрологии стихия Воды) бывает весьма полезна в ситуациях, когда нужно подчеркнуть свою пассивно-созерцательную позицию и лишние подробности ни к чему:

— Я с детства обожаю, когда меня любят и хвалят. (глоб - инь)

— Ну неужели всемилостивейший Бог до такой степени мною недоволен? (глоб - инь)

Глобально-иньская модальность психологически очень «гладкая» — к ней трудно «прицепиться»; однако при злоупотреблении она может вызвать сильное раздражение у партнеров. Зато она может быть незаменимой при сглаживании острых углов и тактичных уходах от обсуждения острых тем, особенно если протагонист нападает в модальности лок - ян:

— Василиса, неужели тебе вправду понравился этот вертлявый тип с длинным носом и мерзкими усищами? (лок - ян)

— Мне такие разные мужчины нравятся в последнее время... (глоб - инь)

Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает глобально-иньская модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в глобально-иньскую модальность.

1. — Уходи побыстрее через дверь, Харитон, если не хочешь вылететь в окно.

2. — А мне нравятся его бакенбарды — они ведь правда красивые, мама?

3. — Зачем тебе кататься верхом на жирафе? это опасно и непрактично, Агафья.

4. — Пусти меня на чердак, пожалуйста!

5. — Степанида, принесите мне отчет за первое полугодие.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в глобально-иньской модальности.

1. — Сколько лет живет леопард?

2. — Ответь, Терентий, зачем тебе моя подноготная?

3. — Неужели в Африке нет высоких плоскогорий?

4. — Игнатий, ваш попугай знает какие-нибудь стихи?

5. — Мне нужен деятельный и инициативный помощник, Ираида.

Упражнение. Сформулируйте в глобально-иньской модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.

1. Несогласие решительное приватное с критикой нового знакомого.

2. Замечание приватное бесконтрольно питающемуся ребенку.

3. Отповедь приватная мужу, требующему от жены неслыханного.

4. Уверенность в осуществимости предлагаемого начальнику плана.

5. Критика аккуратная публичная обидчивого мужа.

Локально-янская модальность (ей соответствует стихия Воздуха) может быть очень настырной, и ее следует использовать аккуратно — она похожа на укол булавкой, которой не так легко стать акупунктурной иглой. Однако точное предметное обращение к партнеру — неодолимое искушение для некоторых людей:

— Ты мне скажи, зачем тебе понадобился именно Игнатий?! (лок - ян)

— Положи мне, Вольдемар, еще вон тот огурчик (показывает мизинцем). (лок - ян)

Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает локально-янская модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в локально-янскую модальность.

1. — Мысль неплохая, но недостаточная, Валерьян.

2. — Что-то неможется мне, особенно последние годы.

3. — Мир безусловно сошел с ума.

4. — Ты непереносима, Магда.

5. — (восхищенно) Ух ты!

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в локально-янской модальности.

1. — Почему у слона спина плоская?

2. — Неужели ты не можешь сама прибраться у меня в комнате, мама?

3. — Меня интересует, где здесь собака зарыта — а ты ее уже нашел, Анемподист?

4. — Где живет твой новый друг?

5. — (восхищенно) Ну, ты даешь, Петрович!

Упражнение. Сформулируйте в локально-янской модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.

1. Увещевание начальника, переходящего разумную грань риска.

2. Вручение приватное подарка любимому мужчине на день рождения.

3. Получение подарка от подчиненных по случаю юбилея фирмы.

4. Нотация приватная мужу, пренебрегающему своими святыми обязанностями.

5. Нагоняй пятилетнему сыну, явившемуся домой мокрым и грязным.

Локально-иньская модальность (ей соответствует стихия Земли) — мощное оружие некоторых «слабых» женщин, умеющих умелым использованием детали вызвать у партнера должную инициативу, не прибегая при этом к унизительным прямым просьбам или тем более приказам:

— Как это бывает приятно, когда собеседник вдруг обратит внимание на красивую диадему или изысканный бриллиант, украшающий кольцо женщины... (лок - инь)

— И мне ведь всего-то ничего надо: туфельки модные или блузка от Кардена так улучшают настроение в любую погоду, даже и в ненастье... (смотрит в окно, где идет дождь) (лок - инь)

Однако, используя эту модальность, следует иметь в виду, что если локальная подробность сильно заденет партнера, иньская модальность может усугубить, а не смягчить эффект:

— (задумчиво, как бы самой себе, словно забыв про партнера) Почему, интересно, Бог сотворил нас такими разными, и меня на целых 10 сантиметров выше? (лок - инь)

— (гневно) У-у!

Упражнение. Придумайте ситуации, в которых естественно возникает локально-иньская модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в локально-иньскую модальность.

1. — Россия превосходит многие страны по своему географическому положению — вы согласны, Мефодий?

2. — Посторонись, Аглая!

3. — (повелительно) Ну-ну, юноша!

4. — (на улице, возмущенно) Я вам не девушка — я гражданка Сидоренко!

5. — (официантке) Мне, пожалуйста, кофе с лимоном и корицей.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в локально-иньской модальности.

1. — Ты правда пришла извиняться, Капитолина?

2. — А ведь ты не совсем догадлив, Галактион.

3. — Что ж! Послушаю тебя, если ты на этом настаиваешь, Клеопатра.

4. — Пришла пора, Бронислава, завтра едем на дачу.

5. — О, Берта, как кстати — ты мне позарез нужна.

Упражнение. Сформулируйте в локально-иньской модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на них: а) синтонно и б) антитонно.

1. Возражение маме, не пускающей взрослую дочь на вечеринку.

2. Похвала сыну, приносящему из института одни пятерки.

3. Благодарность жене за душевность.

4. Претензия к самому себе в минуту душевного разлада.

5. Сомнение в праве друга на вопрос, который он задал.

Упражнение. Придумайте диалоги из двух реплик в следующих парах модальностей:

(глоб - ян) — (лок - инь)

(глоб - инь) — (лок - ян)

(глоб - ян) — (лок - ян)

(глоб - инь) — (лок - инь)

(лок - ян) — (глоб - инь)

(лок - инь) — (глоб - ян)

(лок - ян) — (глоб - ян)

(лок - инь) — (глоб - инь)

(лок - ян) — (лок - инь)

(глоб - инь) — (глоб - ян)

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в каждой из четырех холистически-диадических модальностей.

1. — Мне прямо сейчас обязательно убирать постель?

2. — Я тоже хочу вина попробовать!

3. — Пусти меня первым!

4. — Почему тебе не стыдно обижать маленьких?

5. — Дай!

Упражнение. Придумайте сценки в трех вариантах на каждую из следующих тем и на пять тем по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:

а) протагонист — глоб - ян, партнер — лок - инь;

б) протагонист — глоб - инь, партнер — глоб - ян;

в) протагонист — лок - ян, партнер — глоб - инь.

1. Юноша Ерофей приходит домой после свидания с любимой девушкой Сусанной и, светясь от счастья, рассказывает о ней своей маме. Мама пытается понять, что же за человек Сусанна в действительности, но добиться от сына толка трудно.

2. Молодожены Вольдемар и Анастасия решают, как, на каких общих принципах они будут воспитывать своих детей, и как следует поступать в конкретных затруднительных ситуациях.

3. Мама старшеклассника Андрона пытается объяснить ему, что с девочками следует обращаться не так, как с мальчиками. Андрон не понимает, зачем все эти сложности.

4. Первоклассник Виля рассказывает маме про первый день, проведенный в школе, свою учительницу Пульхерию Христофоровну, новых товарищей и т. д. Мама задает Виле вопросы, которые он не всегда понимает, и отвечает на них по-своему.

5. Студентка-первокурсница Агния просит у отца совета, как правильно строить отношения с чересчур активными новыми друзьями. Отец смущен такой постановкой вопроса и подозревает, что здесь что-то не так.

Упражнение. Придумайте сценки в трех вариантах на каждую из следующих тем и на пять тем по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:

а) протагонист — лок - ян, партнер — лок - инь;

б) протагонист — глоб - ян, партнер — лок - ян;

в) протагонист — лок - инь, партнер — глоб - ян.

1. Большой начальник Зиновий Каллистратович сегодня не очень уверен в себе и просит моральной поддержки у своей любовницы Ефросиньи. Ефросинья пытается поддержать его в свойственном ей стиле.

2. Дама Виолетта, придя из парикмахерской, демонстрирует своему кактусу свою новую прическу и ждет его одобрения. Кактус, однако, колюч и склонен к неуместным сравнениям и ассоциациям.

3. Мальчик Евстафий дрессирует на улице своего пса Шустрика, приучая его исполнять команды «сидеть», «ко мне», «рядом». Шустрик ехидничает и задает каверзные вопросы.

4. Аграфена — хозяйка столетнего попугая Клавдия — подумывает, не купить ли ей домик в деревне. Однако перспектива жить в глуши не радует Клавдия, и он всячески отговаривает хозяйку, приводя различные аргументы и ссылаясь на свой богатый опыт.

5. Путешественник Христофор возвращается после кругосветного плавания на яхте домой. Его встречает радостная, но уставшая от долгого ожидания жена Христина, и восторженно слушает его первые рассказы и впечатления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.