Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Письменный текст. В письменном тексте без специальных авторских акцентуаций (о них речь ниже) большинство не очень длинных полных предложений имеет (слабую) синтетическую






В письменном тексте без специальных авторских акцентуаций (о них речь ниже) большинство не очень длинных полных предложений имеет (слабую) синтетическую модальность — для читателя, которому удается уловить их смысл. Однако как только предложение становится хотя бы немного перегруженным словами определенного сорта, или одно или несколько слов в нем акцентируются — или контекстом, или нарушением обычного порядка слов, или иными способами — как модальность меняется в соответствии с видом акцентированных слов.

Имена и личные местоимения, используемые в качестве подлежащих, обычно имеют в предложении синтетическую модальность. Поэтому если они контекстно или стилистически выделены в предложении, оно получает уже не слабую, а акцентированную или даже подчеркнутую синтетическую модальность, например:

Мы долго ее ждали, и наконец она пришла — несравненная Анисья. (син)

У меня тоже был тайный недруг — кот Клавдий. (син)

В случае, когда в качестве подлежащего выступает не имя собственное (кличка, местоимение), а слово, обозначающее класс объектов, например, «собака» или «горшок», его модальность будет синтетической, если по контексту этот объект рассматривается как уникальный; в этом случае его вполне было бы уместно в следующем предложении снабдить персональным именем. Если же (а так чаще всего и бывает) этот объект по контекстному смыслу не выделяется как уникальный среди подобных себе, то он приобретает предметную модальность.

«Сыр был подлинным предметом его страсти». Здесь подлежащее «сыр» имеет предметную модальность.

«Комнату наполняли часы: наручные, жилетные, будильники, разнообразные настенные часы и даже одни ходики с кукушкой». В этом предложении все упомянутые часы описаны в предметной модальности.

«Мимо меня в направлении к лесу проскакал на гнедой лошади не знакомый мне человек, и следом за ним летела великолепная борзая». В этом предложении и «человек», и «борзая» употреблены в предметной модальности — в природе есть много людей и великолепных борзых, и пока появившиеся в этой фразе экземпляры не отличены от прочих, и вставить в нее их имена было бы невозможно («Мимо меня проскакал не знакомый мне человек — его звали Елизар», — было бы лишено смысла). Если же следующее предложение будет звучать, например, так: «Борзая подбежала прямо ко мне и вопросительно на меня уставилась», — то здесь подлежащее «борзая» — прозвучит уже в синтетической модальности, так как подразумевает уже вполне определенное существо, а именно — собаку, появившуюся в предыдущей фразе, и ее имя можно вставить в текст этого предложения («Борзая — ее звали Берта — подбежала прямо ко мне»). В английском языке здесь появился бы артикль «the». Еще примеры:

Индюк — красивая, глупая, упитанная птица, популярная по гастрономическим причинам.

Жил да был однажды индюк.

В первом предложении подлежащее «индюк» имеет предметную модальность, так как означает целый отряд пернатых, и вставить имя индюка в предложение невозможно; во втором — синтетическую, так как явно представлен как протагонист (герой сказки), и в рамках предложения вполне естественно было бы назвать его имя: «Жил да был однажды индюк Потап».

Если имя собственное появляется в предложении не в качестве подлежащего, а в качестве дополнения, то оно нередко звучит в предметной модальности, а ощущающийся при этом синтетический оттенок относится к субмодальности, например: «За поворотом тропы я увидел Манефу в окружении двух горных козлов и услышал оглушительный шум водопада». Здесь Манефа выступает в первую очередь как часть мира, а не как уникальный индивид, не имеющий аналогов в контексте, и потому имеет предметную модальность. Если, однако, для автора (или читателя) человек или иное существо, обозначенное именем собственным, стоящим в неименительном падеже, то есть в качестве дополнения, является само по себе предметом основного интереса, а не частью пейзажа, то модальность этого имени — синтетическая. Пример: «За поворотом тропы я наконец увидел свою долгожданную, любимую Манефу».

В устной речи есть специальные маркеры, которыми человек обозначает синтетическую модальность (например, торжественность, интонационное подчеркивание) и, наоборот, предметную модальность (приземленность, обыденность), и определять модальность имени собственного в неименительном падеже (а иногда даже и в именительном!) следует, обращая внимание на эти маркеры. Например, ревнивая жена спрашивает мужа о вечеринке на работе:

— Кто там был?

— (медленно и торжественно) Кирила Парфенович, Сигизмунд Варфоломеевич, (быстро и легко) ну и Жанка с Люськой.

Здесь в своем ответе муж инстинктивно ставит синтетический акцент на (безопасных для него) мужских именах и предметный — на женских, как бы приравнивая их обладательниц к предметам мебели. Отдельные коммуникативные гении умеют даже реплику, состоящую из имени собственного в именительном падеже произнести в предметной модальности:

— Чья это помада у тебя на щеке, дорогой?

— (небрежно, рукой как бы отмахиваясь от комара) А... Люська! (пред)

Не следует считать именем собственным название марки (часы «Тиссо») — оно, как и название вида животных (волк) никогда не определяет единственный, уникальный объект. «Единственным цивилизованным объектом в комнате был телевизор «Сони», стоявший прямо на полу в окружении пучков сушеных трав и задумчивых элегантных тараканов». Здесь подлежащее — телевизор «Сони» — обозначено в предметной модальности.

Однако следует иметь в виду, что имя собственное всегда предполагает влияние синтетического архетипа. Например, «телевизор «Сони»» имеет синтетическую субмодальность (при предметной модальности):

— И кто тебя развлекает в долгие вечерние часы?

— Телевизор «Сони». пред (син)

Упражнение. Определите, в какой триадической модальности (синтетической или предметной) звучат выделенные курсивом подлежащие и дополнения в следующих предложениях. В тех случаях, когда для этого окажется необходимым знание контекста, конкретизируйте его.

1. Милитриса не особенно знала Артура.

2. Многочисленные гвозди и единственный среди них шуруп лежали на широкой ладони Спиридона.

3. Виноград особенно хорош к завтраку.

4. Виноград «Изабелла» особенно хорош к завтраку.

5. Однажды жил себе таракан.

6. В то время дядя Феликс и тетя Феврония полностью заполняли мой умственный горизонт.

7. В зал заседаний проследовали президент, за ним премьер-министр, министр финансов и силовые министры.

8. Тогда нашу семью составляли моя мать Ангелина, отец Митрофан, бабушка Гликерия Модестовна, мои братья Ипполит, Иринарх и Иона, и я, младший из всех Никанор.

9. На фоне Капитона и Калинника Еремей смотрелся истинным орлом.

10. Молодой человек и сопутствовавшая ему барышня проследовали мимо меня, плотно прижавшись друг к другу.

11. Соломон, Софрон, Сильвестр, Силантий и прочие члены нашего кружка интересовали меня в малой степени — гораздо меньше, нежели общая идея, нас объединявшая.

12. В Приморье водится одиннадцать видов змей, и все ядовитые, даже этот уж.

13. Публика долго хлопала бесстрашной дрессировщице и своему любимцу — удаву Кузе.

14. Мой народ таков, что преодолеет любые препятствия — и снова уснет на десятилетия.

15. Эта дама потом еще не раз встретилась мне — но уже во снах.

16. Она оживленно сказала, глядя мне прямо в глаза: «Будем знакомы: Доротея».

При определении модальностей письменных фраз следует обращать внимание на контекстно и стилистически выделенные слова, а в длинных предложениях — на преобладающие модальности их составляющих слов. Короткие полные предложения чаще всего имеют синтетическую модальность; длинные предложения, изобилующие глаголами, прилагательными, наречиями, причастиями и деепричастиями, обычно имеют качественную модальность; длинные предложения, основное содержание которых составляют перечисления объектов (именованных или нет), чаще всего имеют предметную модальность.

Упражнение. Определите модальности следующих письменных фраз и пяти фраз по своему выбору.

1. Нежданно, негаданно, непредвиденно я родился.

2. Он не раз еще по жизни мне встретился, этот грузин.

3. Прикоснувшись раз к вегетарианству, Досифей уже не смог уйти от него, и в его новой жизни стали абстракцией многие понятия, исполненные некогда большим содержанием: антрекоты и бифштексы, пельмени и манты, фаршированные щуки и карпы, не говоря уже о шашлыках и пловах.

4. Тленная тварь к праху и стремится.

5. Я не сразу понял, что жирный серый короткохвостый заяц, нечаянно мелькнувший передо мной в тот погожий осенний день, будет навязчиво и настырно дразнить мое бедное охотничье воображение долгими унылыми зимними вечерами.

6. Неуместным и странным показался Владилене ее нежданный гость, чересчур уж говорливым, непоследовательным и громким.

7. Навстречу Никодиму спешила пестрая толпа людей с поезда: мужчины с рюкзаками и чемоданами, женщины с детьми и сумками, кавказцы с большими носами, усами и кепками.

8. И ушел Нестор Кузьмич — в никуда.

9. Было бы счастье, а дни впереди.

10. Не суженый кус изо рту валится.

Упражнение. Переведите следующие фразы в синтетическую, качественную и предметную модальности.

1. А утром Домна снова хватилась своего Сильвестра.

2. Моя участь печальна, думы — горьки.

3. Возникнув словно ниоткуда в ранней юности, мечта о счастии человеческом звучала на разные лады и смущала мое воображение, являясь ко мне в самых разных обличьях.

4. И сказал тогда мудрый Ульян: без роду-племени откуда на фортуну надеяться?

5. Соскочив с подножки уходящего поезда, Светозар с трудом удержал равновесие, но не упал, а быстро подошел к тускло освещенной витрине ночного киоска.

6. Селиван, подумав, ответил Корнилию пословицей: «Бей, да не зарежь. Заступи, да кожу не слупи!»

7. Шустрик с радостным лаем бросился на пробегавшую мимо кошку, которая, не будь дура, вспрыгнула на ветку раскидистого клена и оттуда презрительно зашипела на пса, искренне желая ему провалиться вместе со всем его собачьим племенем.

8. Судьба хоть кого уговорит.

9. Умей поймать слово на кончике языка — и много неприятностей себе сэкономишь.

10. Никакого опыта общения с беременными женщинами у Севостьяна не было, и вообще в этом деле он разбирался слабо.

Пример.

1а). Утром Домна Сильвестра не обнаружила. (син)

1б). А утром безутешная наивная Домна снова не обнаружила, как ни искала, вся дрожа, своего Сильвестра — ловкого, коварного, обаятельного, ненадежного и непостоянного. (кач)

1в). А утром Домна снова искала Сильвестра, но не нашла его ни под кроватью, ни за шкафом, ни за плитой, ни в душе, ни в саду, ни за околицей, ни среди прочих котов деревни. (пред)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.