Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудовые поручения и обязанности






Воспитатель детского сада организует трудовую деятельность детей в трех основных формах: в форме поручений, индивидуальных и коллективных, дежурств и коллективной трудовой деятельности, в которой одновременно участвует вся группа детей.
В зависимости от возраста детей он отдает предпочтение той или иной форме. Так, в младших и средней группах в наибольшей мере используются поручения, в старших группах труд все чаще приобретает коллективный характер.
Следует учитывать, что разные виды объединения в труде, которые складываются в зависимости от избранной формы организации труда, создают возможности для решения разных воспитательных задач. Поэтому при организации труда воспитателю надо четко представлять себе, какие воспитательные задачи он ставит перед собой, включая детей в труд.
Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников.
Поручить — значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива, например: расставить игрушки, принести корм для птицы, полить растения, вытереть полочку, пособия, игрушки, поставить их на место и т. д.
Поручения — наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста, поэтому они особенно важны на младших ступенях дошкольного детства, когда ребенок не может еще трудиться по своей инициативе и воспитатель с помощью разнообразных простейших заданий постепенно приучает его быть полезным коллективу, сверстникам.
Трудовые поручения следует отличать от обязанностей, хотя многие поручения уже на младших ступенях дошкольного детства условно считаются обязанностью: это поддерживать порядок в помещении и на участке детского сада, убирать за собой вещи, игрушки, самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать одежду, ухаживать за растениями и животными и др.
По отношению к каждому ребенку младшего возраста поручения не могут расцениваться как обязанности в силу того, что дети еще не в состоянии их выполнять. Под обязанностью понимается многократное выполнение каких-либо определенных заданий. Например, воспитатель предлагает ребенку покормить рыбок в аквариуме, и ребенок это сделал. Здесь речь идет о выполнении поручения. Если ребенку предлагается кормить рыбок, предположим, в течение недели и он регулярно выполняет задание, это уже обязанность.
Поручения могут перейти в обязанности только тогда, когда деятельность, их составляющая, станет прявычной. Смысл обязанностей заключается прежде всего в осознании необходимости постоянно и систематически выполнять дело, которое хотя и не является трудным, но должно выполняться систематически даже тогда, когда к этому нет желания. Здесь уже многое исходит от самого ребенка. Он должен проявить активность, инициативу, самостоятельность, т. е. действовать не только по требованиям взрослого.
В процессе выполнения отдельных поручений дети постепенно осваивают круг тех маленьких дел, которые составляют обязанности. Не зная их, они не смогут выполнять никакие поручения, а тем более воспринимать их как обязанность.
Таким образом, для того чтобы нести какие-то обязанности дома и в детском саду, ребенку необходима определенная подготовка. Эту возможность создают трудовые поручения. С их помощью ребенка постепенно знакомят с требованиями, которые впоследствии ему придется выполнять самостоятельно, готовят к тому, чтобы он мог нести обязанности.
Особенно это важно для детей младшего дошкольного возраста. Ведь в процессе выполнения эпизодических поручений они овладевают навыками самообслуживания — первыми умениями трудиться.
Наряду с самообслуживанием поручения воспитывают у детей правильное отношение к труду, желание трудиться, готовность сделать что-то хорошее окружающим их взрослым, сверстникам.

Содержание и организация поручений

В сравнении с другими формами организации трудовой деятельности детей поручения имеют ряд особенностей: они всегда идут от взрослого; в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми; в процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за точностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.
Поручения многообразны по сложности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), по времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные). Разнообразие трудовых поручений по содержанию, особенностям организации создает большие возможности для использования их в воспитательной работе с детьми.
Трудовые поручения охватывают всю жизнь детей в течение дня в детском саду. Это закономерно, так как педагог в любое время может найти нужное и полезное дело как для самого ребенка, так и для всей группы детей. Отчасти это объясняется особенностями организации поручений и местом их в режиме дня в отличие, например, от дежурств.
В практике поручения чаще организуют в первую половину дня в утренние часы — до завтрака или во вторую половину — после дневного сна. Объясняется это значительной нагрузкой педагогического процесса в первую половину дня, большей занятостью педагога. Он периодически привлекает детей к выполнению поручений с различными целями: закрепить трудовые навыки, познакомить с новым по своему содержанию трудом.
Групповая или коллективная форма трудовой деятельности более сложна. Она требует от педагога специального руководства и не может быть осуществлена попутно с решением других воспитательных задач из чисто физических соображений.
Привлечение детей к выполнению простых и посильных им поручений рекомендуется очень рано, уже с 1, 5—2 лет. В маленьких и доступных ребенку заданиях: «Посмотри, какой домик построил Коля», «Дай Вове мячик», «Пежалей Раю, у нее болит пальчик» — содержатся определенные указания воспитателя, который вносит в детское неведение целенаправленность, приучает к послушанию, умению выполнять требования взрослого.
По поручению воспитателя дети переодевают кукол, стирают для них белье.
Таким образом, поручения как форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста имеют большое воспитательное значение, поскольку они дают возможность повседневно приобщать всех детей группы к посильному труду. Это постепенно приучает детей быть занятыми, находить себе полезнйе занятие, что создает в группе в целом дружную деловую атмосферу.
Очень важно правильно определить содержание поручений. Они должны быть доступными для выполнения детьми разного дошкольного возраста.
«Программа воспитания в детском саду» содержит примерный перечень поручений детям каждой дошкольной ступени. На младших ступенях дошкольного, возраста он представлен в разделе «Воспитание гигиенических навыков, самостоятельности и трудолюбия», на более старших (5—7 лет) — в разделе «Труд». Содержание поручений постепенно усложняется; с возрастом предъявляются и более высокие требования к самостоятельности, качеству выполнения задания, ответственному отношению к порученному делу.
Любые трудовые поручения всегда должны ставить определенную цель, воспитывать умение и желание выполнить задание независимо от того, интересно оно или нет.
Андрюша не знает, чем заняться. Воспитатель дает Ренату вожжи и просит: «Спроси Андрюшу, не хочет ли он поиграть с тобой в лошадки». Или: «Лена, будешь ложиться спать, посмотри, кто лучше всех сегодня ведет себя в спальне».
Часто поручения дают детям с целью отвлечь их от нежелательного занятия, помочь найти себе полезное дело: «Андрюша, посмотри, как дети песок собрали, а ты найди, пожалуйста, флажок и прикрепи его к самой вершине. Поправь лопаткой песок», «Лена, возьми метелку и смети снег со всех лавочек, чтобы дети не сидели на снегу».
Организуя поручения, необходимо решать задачу о правильном и целесообразном отборе их содержания, чтобы они в процессе трудовой деятельности способствовали нравственному воспитанию ребенка.
Кроме интересного содержания поручений большое значение имеет и наличие в них способов действий, их количества, трудности, т. е. того, что ведет к получению результата.
Удачные способы действий ведут к положительному результату и обычно выражаются в тех элементарных и простых требованиях, которые и определяют успех.
К примеру, воспитатель предлагает поставить на четыре стола подставки с цветными карандашами. Для выполнения такого поручения от ребенка требуется четыре одинаковых действия (если ставить на стол по одной подставке). Такое довольно простое поручение по своему содержанию и действию посильно для ребенка любого дошкольного возраста. Но если ему предлагается выбрать и поставить в стакан отточенные карандаши, затем раздать их, то здесь требуется больше усилий — больше способов действия, они сложнее по качеству (найти нужный карандаш и поставить в стакан).
Кроме того, требуются определенные знания, какими карандашами можно рисовать, а какими нельзя — они не заточены. Это вызывает у детей трудность. Ребенок в этом случае начинает часто обращаться с вопросами: «Этот карандаш куда класть? Им можно рисовать?» Естественно, что здесь результат выполнения поручения выступает несколько позднее.
Трудовые поручения, используемые в детском саду, имеют разное назначение. Одни из них кратковременны, эпизодичны, вызываются временной необходимостью: устранить быстро случившийся беспорядок, что-то поднять, отнести, отодвинуть, подать кисточку, клей, совок, предложить стул и т. д.
Такие поручения чаще всего возникают в силу жизненных обстоятельств. Дети, как правило, успешно с ними справляются даже на младших возрастных ступенях. Ценность их состоит в том, что, несмотряна их простое, элементарное содержание, они не имеют игрового начала, приучают детей к умению быстро ориентироваться в окружающей обстановке, среди многих вещей и предметов найти нужный.
Эти поручения способствуют воспитанию сообразительности, исполнительности, ловкости. Часто такого рода поручения сопровождают работу, которую в основном выполняют взрослые.
К примеру, воспитатель ремонтирует книги. Дети по его просьбе приносят все необходимое для этого: бумагу, клей, кисточки, ножницы, поднос, относят обрезки, прижимают тряпочкой наклеенные полоски. В процессе такого совместного труда дети постепенно узнают, какой материал, предметы нужны для выполнения такого поручения, как обращаться с ними, привыкают быть полезными в работе взрослых.
При этом легко можно увидеть возможности детей в выполнении данных поручений, их стремление справиться с заданием.
Выполнение второй группы поручений ставит своей целью обогатить детей умениями ухаживать за животными, растениями: помыть клетку, покормить животных, рыбок, птичку. Эти поручения воспитывают любовь к животным, к окружающей природе. Кроме того, они требуют от детей знаний и умений в обращении с материалами, орудиями труда.
К третьей группе относятся поручения, связанные с результатами, получаемыми не сразу: посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку и т. п. Получение результата связано с приложением усилий памяти, знанием некоторых временных понятий (утром когда приходишь в детский сад, после прогулки, вечером, после полдника, обеда, когда пойдешь домой).
Четвертая, особая группа, - это словесные поручения: спроситьповара, что сегодня на завтрак, есть ли корм для кролика, передать сведения о количестве детей, пригласить методиста или заведующую на занятие, позвать к телефону кого-либо из сотрудников детского сада, спросить, можно ли идти на музыкальное занятие, и т. д.
Хотя поручения такого рода не требуют от ребенка особых мускульных усилий, они представляют для детей, особенно 3—5 лет, большую трудность. Здесь ставятся задачи другого характера: уметь общаться со взрослыми, что-то вспомнить, запомнить, уметь ориентироваться в помещении и на территории участка. Выполнение этих задач представляет сложность для детей еще и потому, что в таких поручениях результат для ребенка не выступает наглядно и поэтому часто ему непонятен.
Но это не значит, что надо избегать подобных поручений в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Если ребенок не справляется с заданием, воспитатель должен прежде всего выяснить, почему он отказывается от выполнения поручения (стесняется, не знает того человека, к кому посылают плохо ориентируется, малообщителен и т. п.), и по возможности помочь ему справиться с заданием.
Целесообразно вначале давать поручения более смелому ребенку, при этом объяснить куда надо пойти, попросить его повторить задание и рассказать как он будет выполнять его. Следует напомнить правила: прежде чем обратиться к взрослому с просьбой, необходимо поздороваться, вежливо спросить, поблагодарить, попрощаться.
Таким образом, зная нагрузку различных по содержанию поручении, учитывая возможности каждого ребенка, воспитатель может целенаправленно организовать их, с тем чтобы учить детей тому, что они еще не умеют делать: у одного формировать трудовые навыки, другого учить тщательности, старательности выполнения задания и т. д.
Содержание трудовых поручений последних двух групп несколько сложнее первых. Поэтому они чаще используются в старшем возрасте. На более младших ступенях дошкольного детства содержание поручений обычно связано с трудом по самообслуживанию, повседневным бытом детей.
Специфику организации поручений следует рассматривать прежде всего в руководстве поручениями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.