Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изготовление игрушек-самоделок из различных материалов





В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» к труду по изготовлению игрушек можно привлекать детей с 4—5 лет.
Занимаясь изготовлением игрушек, дети приобретают много новых знаний и умений, они задумываются над устройством различных предметов, заполняют свой досуг разумным содержанием как в детском саду, так и дома.
Работа по изготовлению игрушек приобретает особенна большое воспитательное значение в тех детских садах, где воспитатель любит этот вид труда и многое умеет делать своими руками.
Сначала дети наблюдают за тем, как искусно воспитатель на глазах у детей превращает обычные коробки из-под спичек в паровоз, диван или письменный стол. Они видят, что работа эта не так уж сложна, и сами пытаются сначала помочь воспитателю, а потом и самостоятельно смастерить какую-нибудь незамысловатую игрушку.
Совершенно необходимо, чтобы для изготовления игрушек под руками был постоянно подходящий материал: коробки разного размера и формы, катушки, цветная бумага, картон, обрезки проволоки и пр.
Весь этот материал надо расположить так, чтобы всегда можно было легко найти то, что нужно. Удобно, если он хранится на полках или в ящике, разделенном на несколько частей, где материал можно разложить по видам: коробки, куски картона, ткань, катушки, бечевка, проволока.
Для изготовления игрушек надо иметь инструменты, которыми дети постепенно приучаются работать. В старшей и подготовительной группах необходимо иметь ножницы, маленькое шило с короткой колющей частью, кисточки для клея, клей канцелярский, синтетический, а также кусочки столярного клея, который воспитатель приготовит по мере необходимости.
Дети 4—5 лет могут сделать самые простые игрушки. Для того чтобы они успешно справились с поставленной задачей, надо дать им заготовленные части, которые можно легко соединить. Например, дети могут сделать для игры волчок. Для этого им надо предложить палочки длиной 3, 5—4 см с заостренным концом и вырезанные из плотного картона кружки, проколотые посередине. Детям надо показать, как соединить эти две части. С такой самодельной игрушкой ребята с удовольствием будут играть, запуская волчка на столе или на полу.
Много интересных игрушек дети могут научиться делать из коробок. Это и различные транспортные средства: тележка, грузовичок, паровоз, железнодорожный состав; мебель: столики, стулья, диванчики, шкафы, этажерки, книжные полки.
Можно сделать мост с перилами для пешеходов, для проезда автомобилей, железнодорожный мост. Можно изготовить и несложные механизмы: телефон, мельницу с вращающимися лопастями, подъемный кран, транспортер и многое другое.
Сделанные игрушки вместе с детьми можно покрасить или оклеить разноцветной глянцевой бумагой, игрушки приобретут более нарядный и привлекательный вид. Для игр с этими игрдшками следует дать детям маленьких кукол, их можно рассадить за стол на стульчики, диваны, можно покатать на автомашине, провести по мостику. Старшие дети могут изготовить такие игрушки для своих младших товарищей, подарить их.
Как сделать, например, вагон? К спичечной коробке приклеивают четыре картонных кружка — колеса. Из нескольких таких вагонов можно сделать целый состав. Старшим детям можно показать, как сделать подвижные колеса на осях — тонких деревянных палочках, пропущенных через отверстия по бокам коробки. Чтобы колеса держались, не соскакивали, надо концы осей обмотать тонкой проволокой или нитками. Трамвай, грузовая автомашина тоже могут быть сделаны из спичечных коробок, бумаги и картонных колес.
Много игрушек можно сделать путем сгибания и надрезывания листа бумаги. Некоторые игрушки делаются с помощью клея, а некоторые могут быть сделаны и без него. Например, дети делают корзиночки из квадрата с помощью клея. С этими корзиночками дети ходят в «магазин», в лес за «ягодами», за «грибами». Из бумаги можно с детьми 5—6 лет сделать вертушки, палатки, саночки, домики, пароходы, лодочки.
Из сосновых и еловых шишек, желудей, соломы и кукурузных початков можно сделать забавные игрушки: птичку, белочку, ежика, петушка, черепаху, человечков и др.
Части этих игрушек надо соединять при помощи столярного клея.
Коллективной формой работы, которая рекомендуется для старшей и подготовительной к школе групп, является изготовление макетов. В течение года можно изготовить с детьми несколько макетов разного содержания. Мальчики с удовольствием примут участие в поделке макета «футбол» или «хоккей».
На прямоугольной картонной подставке (30—50 см) с бортиками (1, 5—2 см) с четырех сторон ставят ворота, прочно приклеивают к «полю», которое в зависимости от содержания игры может быть или зеленым — «футбольное поле», или серо-голубым — «поле для игры в хоккей». На поле размещают фигурки «хоккеистов» или «футболистов»; их делают из желудей, пластилина и тонких палочек: голова из пластилина, туловище — желудь, а ноги и руки палочки, приклеенные к туловищу.
Для прочности в желуде для рук и ног шилом делают отверстия, в которые и вставляют палочки. Чтобы фигурки были устойчивы, их надо прикрепить пластилином. «Играющим» дают мяч или шайбу, их тоже можно сделать из пластилина. Фигурки переставляют. Детей делят на две команды, они охотно разыгрывают футбольные матчи.
Интересен макет «Зимние развлечения». На прямоугольном листе картона, оклеенном белой бумагой, расставляют зеленые елочки, кусты и деревья; делают горку из плотного картона, ее тоже оклеивают белой бумагой. Возле горки — ступеньки. Если положить клочки ваты, посыпать борной кислотой — «снег» заблестит.
Расставить «ребят», которые катаются на лыжах, на санках, кормят птиц. Эти фигурки также могут быть сделаны из желудей. Палочки для ног и рук потолще, чем у «футболистов», — дети в рейтузах, тепло одеты. Макет может служить наглядным пособием для рассказывания на занятиях о зимней прогулке. Макеты по сюжету сказок «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь» используют при пересказе детьми сказки, рассказывании их младшим детям.
Следует иметь в виду, что изготовление макетов — не начальный этап, скорее ои является завершающим. Сначала дети присматривались к тому, как воспитатель мастерит игрушки, потом сами учились делать то одну то другую вещь — домик, горку, мебель, делали фигурки птиц, животных, человечков. В макете все эти навыки дети применяют, разделяя между собой части работы.
Например, одни делают избушку, другие мебель, третьи лепят посуду, кто-то вырезает и раскрашивает мишек, делает деревья. Важно, чтобы дети договаривались между собой не только о том, кто что будет делать, но и о масштабе фигурок, деревьев, домиков, о том, как все, что изготовили, разместят на небольшой площади макета.
При отборе некоторые фигурки, сделанные неудачно, плохо вырезанные и неудачно раскрашенные деревья, не помещаются на макете. Дети должны убедить друг друга в том, что на макете могут быть самые лучшие работы, при этом воспитатель должен принять участие в их оценке.
Чья-то работа не будет помещена, но воспитателю очень важно оценить усилия, сноровку каждого ребенка, отметить, что в прошлый раз Коля или Наташа совсем не сумели сделать человечков, а в этот раз у них уже получилось, а когда еще раз надумают делать макет, их работы уже будут помещены вместе с работами других детей.
Изготовление макетов дает возможность развивать навыки планировать работу, предусматривать все условия, чтобы работа получилась.
Надо предусмотреть части макета и их количество. По сказке «Три медведя» это сделать довольно легко: избушку надо одну, медведей три, стульчиков тоже три и мисок три, но трудность заключается в том, чтобы по масштабам макета соответствовали размер и пропорции фигурок медведей, мебели и посуды. Деревьев надо много — медведи живут в дремучем лесу.
В том случае, если кто-то из детей берет на себя задачу, с которой он явно не справится, воспитателю следует посоветовать ему взяться за более простую работу, а в следующий раз взять более сложную. Такой подход предупредит возможные в этих случаях разочарования, неудовлетворение от неудачно выполненной работы.
С детьми старшей и подготовительной групп готовят оборудование и атрибуты для игр-драматизаций. Они могут сделать шапочки для козлят и волка, а потом поиграть в игру «Волк и семеро козлят», вырезать трех медведей из картона по контуру для разыгрывания одноименной сказки, а потом показать эту сказку маленьким детям.
Цель, поставленная перед детьми, — сделать фигуры медведей: большого — Михаила Ивановича, поменьше — Настасьи Петровны и маленького — Мишутки, раскрасить их, сделать три стульчика разной величины, сделать, стол, вылепить три миски разного размера, сделать избушку и много деревьев — елей, берез, которые вырезают по контуру, а потом раскрашивают.
Все это наполняет деятельность детей конкретным содержанием. Дети делают старательно, ведь то, что они сделают, будет показано малышам. Да и саму сказку надо хорошо знать, чтобы не сбиваться, рассказать выразительно, так, чтобы малыши поняли.
Для игр в «магазин» дети могут сделать многое: вылепить овощи (морковь, репу, картофель, помидоры), покрасить их, сделать весы, ящики для овощей. Можно слепить фрукты, печенье, конфеты.
Для конфет можно сделать коробки, на них можно наклеить цветной орнамент из геометрических форм или разрисовать красками (цветы, ягоды, веточки). Поводом к тому, чтобы работа выполнялась тщательно, была красивой, может быть проверка «директором магазина», он отбирает только свежие овощи и фрукты, красивые коробки для конфет и печенья.
Для игры в «обувной магазин» дети могут сделать босоножки, туфельки, сапожки из бумаги, коробки для обуви. Босоножки из картона — подошва и два-три переплета из цветной бумаги. Туфли и сапожки делают из плотной бумаги, вырезая по контуру, их можно раскрасить разными красками — черной, коричневой, красной и синей. На коробку можно соответственно наклеить сапожок или босоножку.
Дети старшей и подготовительной групп могут изготовить для младшей группы лото. Для этого надо заготовить трафареты геометрических форм — круг, треугольник, квадрат.
На плотной бумаге эти трафареты обводятся карандашом, затем дети вырезают их и раскрашивают в основные цвета. Дети сами могут сделать коробки для лото; в них должны быть перегородки, чтобы можно было разложить лото по формам, сделать отделения для больших карт.
Для изготовления лото используют изображения предметов, дети вырезают их по контуру (чашка с блюдцем, тарелка, ложка, нож, вилка). Можно на небольших карточках нарисовать игрушки: мяч, куклу, зайчика, лошадку-качалку или мишку, нарисовать и раскрасить фрукты: яблоко, грушу, сливы, вишни. Такая работа может быть предложена одновременно всем детям.
Каждый сделает по 2—3 карточки, их получится много, но отобрать надо самые лучшие, отбор могут сделать сами дети. Это будет объективная оценка и своей работы, и работы товарищей. Справедливость оценки подтверждается воспитателем.
В этой работе дети договариваются о том, чтобы изображенное в наибольшей степени соответствовало реальным предметам. Условиться, например, чтобы яблоко было нарисовано крупнее, чем вишни и сливы. Договориться о том, что яблоко раскрасят красной и желтой краской, а сливы — лиловой.
Чтобы лото было больше похоже на настоящее, по краям карточки можно обвести цветными полосками, а на крышке коробки сделать крупную надпись: «Лото малышам», наклеить справа и слева картинки, соответствующие содержанию лото.
Эта работа организуется во вторую половину дня, после сна. Летом ее можно проводить во время прогулки. Для этого на веранде устраивается маленькая мастерская, где есть нужный материал, инструменты, клей. Но воспитателю надо проследить, чтобы дети, увлекаясь этой работой, не тратили на нее все время прогулки. Надо, чтобы они смогли поиграть с песком и понаблюдать окружающее.
Многие работы по изготовлению игрушек проводятся в часы игр с небольшими группами детей на участке или в комнате.
Работа со всей группой организуется лишь в отдельных случаях (изготовление елочных игрушек, закладок, подарков маме к 8 Марта и пр.). Педагог, руководя работой небольшой группы детей, может уделить больше внимания эстетическим требованиям к детским поделкам, оказать помощь затрудняющимся детям.
Некоторые замыслы носят коллективный характер. Трудясь над созданием общей игрушки, полезного предмета, дети привыкают работать коллективно: сговариваться в начале работы распределять обязанности, работать дружно, помогать друг другу, согласовывать действия, выбор материалов, способы работы. Совместный творческий труд способствует укреплению дружбы детей. Педагогу следует иметь в виду развитие инициативы и самостоятельности всех участников, наблюдая за тем, чтобы более смелый не подавлял замысел более робкого.
Изготовление игрушек-самоделок старшими детьми для малышей имеет большое воспитательное значение. Дети с особым удовольствием стараются сделать для них вертушки, саночки, лопатки, елочные игрушки, ящики для весенних посадок, носилки.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.