Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Процесс управления. Цикл менеджмента






Глава включает информацию о содержании процесса управле­ния и его составных частях. Рассматриваются основные составля­ющие цикла менеджмента, включающего планирование, организа­цию, мотивацию и контроль.

Раскрывается сущность планирования как деятельности, на­правленной на определение приоритетных направлений и форми­рование целей развития производства, а также разработку конк­ретных мероприятий по их достижению. Подчеркивается важ­ность учета в процессе планирования обеспеченности предприя­тия необходимыми ресурсами.

Показана организационная составляющая цикла менеджмента, определяющая реальные условия деятельности предприятия.

Рассматриваются вопросы мотивации труда, направленной на создание системы стимулирования высокоэффективного труда ра­ботников предприятия.

Значительное место уделяется контрольной функции как со­ставной части цикла менеджмента. Обращается внимание на взаи­мосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

Управление — это регулирование процессов вложения и обра­ботки ресурсов, производства и реализации продукции.

В системе производства продукции управление занимает опре­деляющее место (рис. 3.1).

Характер и эффективность процесса производства товаров или услуг обусловливается уровнем организации его управления. Оно неотделимо от процесса производства, является его составной ча­стью, необходимым элементом. Основные задачи управления — обеспечение наиболее эффективного использования материаль­ных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов, созда­ние предпосылок для всемерного повышения эффективности про­изводства. Сложность и динамичность современных технологиче­ских процессов, информационных потоков, производственных и хозяйственных связей, значительный объем работ по сбору и об­работке информации — все это обусловливает повышение требо­ваний к организации управления предприятием. Функциональное назначение управления — обеспечить единство, соответствие и согласованность всех звеньев производства, для того чтобы произ­водственно-хозяйственная деятельность осуществлялась беспере­бойно и способствовала достижению плановых целей при наи­меньших затратах ресурсов. Схематически процесс управления можно представить следующим образом (рис. 3.2).

Получение и обработка информации о состоянии объекта. Процесс управления начинается с получения и обработки инфор­мации о состоянии управляемого объекта. Информация — это пе­редача сведений о состоянии управляемой системы объекта. Со­вокупность таких сведений может быть представлена в виде коли­чественных значений переменных, характеризующих систему. Для оптимального использования обработанной информации не­обходимо знать конкретные цели и задачи. Первое правило эф­фективного руководства: «Хорошо обдумайте цели и задачи, сто­ящие перед предприятием». Однако прежде чем определять кон­кретные цели, необходимо сформулировать принципы хозяйство­вания и выявить хозяйственные ориентиры.

Определение хозяйственных принципов и ориентиров, целей и задач. Принцип хозяйствования — это основополагающее, кар­динальное направление деятельности предприятия. Принципам хо­зяйствования обычно свойственны стабильность и постоянство, однако они при необходимости могут подлежать корректировке и пересмотру. Современные принципы хозяйствования существен­но отличаются от традиционных (табл. 3.1). Это связано с прин­ципиально иными подходами к пониманию целей производствен­ной деятельности, осознанию важности учета социальной состав­ляющей менеджмента, сохранению окружающей природной сре­ды и др.

Влияние принципов хозяйствования на производственно-хозяй­ственную деятельность предприятия можно проследить на класси­ческом примере работы компании Ford Motor Company (рис. 3.3). Из приведенной информации видно, что грамотный и в то же время нестандартный подход владельца компании Г. Форда к фор­мулированию основополагающих хозяйственных принципов по­зволил ему добиться решающего преимущества в конкурентной борьбе с другими производителями автомобилей.

Хозяйственный ориентир — это весьма отдаленная цель. Хо­зяйственным ориентирам необходима большая, нежели принци­пам хозяйствования, конкретность и оперативность. При этом же­лательно иметь их расчетное выражение. Они определяются в за­висимости от изменения внешней и внутренней среды предприя­тия. Число достигаемых ориентиров имеет связь с этапами разви­тия предприятия. Так, для небольшого предприятия обычно доста­точно единого ориентира, который, как правило, определяется прибылью. Хозяйственная деятельность крупного предприятия оп­ределяется необходимостью достижения множества разнообраз­ных ориентиров. При этом приоритеты у различных предприятий могут меняться. Примеры наиболее важных хозяйственных ориен­тиров: рост доли освоения рынка; увеличение доли новой продук­ции; прибыль на вложенный капитал; улучшение ассортимента продукции; рационализация производства; расширение сбытовой сети; улучшение условий труда; рост социального имиджа пред­приятия и т.д.

 
Таблица 3.1. Основные черты традиционных и современных принципов хозяйствования
Принцип хозяйствования
традиционный современный
Индивидуализм, имущественное право, самостоятельные решения Развитие социальной этики, коллективное участие и ответственность, социально-культурное воз действие на личное благосостояние
Личная выгода и процветание каждого — залог более успешной работы предприятия Необходимость согласованных общественных действий
Подъем эффективности путем разделения труда и специализации Осознание предела специализации с позиций человеческой удовлетворенности характером труда
Предприятие как хозяйственная единица Предприятие как социально-экономическая система
Максимизация прибыли как единственная цель Прибыль является главной, однако растет осознание социальных целей
Акцент на эффективные экономические решения Акцент на эффективность и удовлетворение интересов потребителей
Организация предприятия как закрытой системы Организация предприятия как открытой системы, взаимодействующей с окружающей средой
Реакция только на рынок и конкурентную среду Реакция на рынок, конкуренцию и социальную среду
Подход к деятельности правительства с позиций невмешательства во взаимодействия субъектов рыночной экономики Понимание роли правительства в соответствии с общественными целями
Стремление к использованию природы и господству над ней Жизнь в гармонии с природой и в подчинении ей
Использование экологических ресурсов в связи с экономическим ростом Осознание пределов роста и действий для охранения экологической целостности
Измерение достижений предприятий по прибыли Оценка деятельности фирмы по прибыли и достижению социальных результатов

Цели предприятия отражают более конкретный уровень приня­тия решений. Они могут выражаться в количественных и каче­ственных показателях.

Различают общие цели предприятия и специальные. Общие цели разрабатываются для предприятия в целом. Они отражают основную концепцию развития компании (основные направления программы развития) и разрабатываются на достаточно длитель­ную перспективу. Примерами общих целей могут быть: обеспече­ние оптимальной рентабельности производства; обеспечение ус­тойчивости положения фирмы на рынке; разработка новых на­правлений развития или новых видов производственно-хозяй­ственной деятельности и т.д.

Специальные цели определяются на основе общих целей пред­приятия по основным видам и направлениям деятельности в каж­дом из производственно-хозяйственных подразделений.

Примеры специфических целей:

■ определение рентабельности по каждому подразделению;

■ достижение определенного уровня продаж;

■ освоение новой продукции;

■ совершенствование системы сбыта;

■ определение структуры и источника финансирования;

■ расширение объема услуг по сервисному обслуживанию.

Задачи — это, по существу, развернутый план действий.

Важнейшей задачей менеджмента является организация произ­водства товаров или услуг с учетом выявленных потребностей на основе имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также обеспечение эффективности деятельности предпри­ятия и его стабильного положения на рынке. Перечень задач, решаемых предприятием, может быть чрезвычайно разнообраз­ным. В качестве примера отметим лишь некоторые наиболее важ­ные: освоение новых рынков сбыта продукции; повышение квали­фикации персонала; постоянный контроль за эффективностью де­ятельности предприятия; автоматизация производства; создание лучших условий труда и т. д.

Качество работы менеджера по выполнению поставленных за­дач и достижению намеченных целей получает оценку лишь в ре­зультате реализации произведенной продукции на рынке.

Выработка решений. Следующее звено процесса управления — выработка решения, которое следует в максимальной степени оп­тимизировать путем достижения заявленных целей предприятия при минимальном использовании ресурсов. Решения являются ос­новным средством воздействия менеджера на производственный коллектив. Методы обоснования решений выбираются с учетом специфики объекта, на который обращается решение.

Выдача команды, реализация решения, изменение объекта. Завершающие звенья процесса управления — выдача на основе принятого решения команды, призванной обеспечить реализацию принятого решения, изменение управляемого объекта или перевод его из одного состояния в другое.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.