Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь






Альтернативные издержки - нечто, от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое. Принятие любого решения требует осознания альтернативных издержек каждого варианта действий.

Если консультант по управлению провел день, работая над книгой, его альтернативные издержки будут равны недополученному гонорару за консультации (при условии, что кто-то нуждается в его услугах). Знание величины альтернативных издержек позволяет вынести суждение о том, насколько целесообразным является выбор того или иного решения. Очень часто альтернативные издержки трудно оценить достоверно.

Альянс - стратегический союз, который возникает между самостоятельными компаниями. Стратегический союз компаний в отличие от диверсифицированной корпорации не является самостоятельным юридическим лицом. Именно поэтому их союз имеет больше степеней свободы и часто приобретает более глубокий характер и гибкость, нежели это происходит в диверсифицированной корпорации.

Бизнес-единица - организационная структура, полностью отвечающая за выпуск конкретного товара (услуги).

Бизнес-план - документ, который описывает основные аспекты будущего компании в целом или отдельного проекта, анализирует все риски, определяет способы решения проблем и отвечает на вопрос: стоит ли вкладывать деньги в определенный проект и принесет ли он прибыль.

Наличие бизнес-плана - необходимое условие получения банковского кредита, средств венчурного капиталиста, иного источника. Типичная ошибка разработчика бизнес-плана состоит в недостаточном внимании к ключевым факторам успеха планируемого предприятия и возможным рискам, связанным с бизнес-идеей.


Видение - это та картина жизненной ситуации человека, содержание которой имеет для него положительный смысл и, следовательно, мотивирует его к инициативному действию. Эта картина лаконична, выразительна, действует на чувства, а не разум. Ее нельзя измерить, вписать в строгие временные рамки, точно сформулировать в виде набора положений. Однако она имеет сильное влияние на постановку жизненных и деловых целей. Видение - основа целеполагания.

Власть - это способность индивида воздействовать на других людей и события, основной капитал руководителя.

Отличие власти от властных полномочий состоит в том, что последние делегируются менеджеру вышестоящим руководством. Власть же никто не подарит, она зарабатывается с помощью личных качеств, умения воспользоваться возникшей ситуацией и активной деятельностью тогда, когда это уместно.

Потенциал власти имеет несколько источников:

> Власть положения.

^ Власть эксперта.

^ Личная власть.

^* Социальные навыки.

Внешнее окружение - это все то, что не вошло в границы компании после того, как эти границы были проведены. Обычно оно квалифицируется как включающее метасистему, а также некоторую комбинацию всего остального: потребителей, поставщиков, конкурентов, органов власти и т.п.

Выбор целевого рынка - тактическая рыночная сегментация, стремление увеличить долю рынка компании и достигнуть лидирующей позиции в каком-то определенном бизнес-сегменте.

Выращивание команд - специальные методы социального дизайна или иные социальные технологии, позволяющие из простой рабочей группы создать команду, обладающую высокой мотивацией и способностью к эффективной работе.


Словарь

Глобализация - процесс сближения потребительских предпочтений и универсализация ассортимента предлагаемой продукции по всему миру, в ходе которого всемирные продукты вытесняют местные.

Данный термин используется также для обозначения более общего процесса. Глобализация стала реальностью для большинства крупнейших компаний мира в том смысле, что им приходится мыслить и действовать в глобальных категориях покупателей, технологий, издержек, поставок, стратегических союзов и конкурентов.

Г.локализация - сокращение от термина " глобальная локализация". Направлена на то, чтобы компания была способна эффективно работать с клиентами, в какой бы стране она и ее потребители ни находились. Это значит, что структура компании должна быть стандартной, удобной для " глобального" клиента. Вследствие глокализации повышается эффективность работы компании, устраняется дублирование функций, существенно сокращается штат менеджеров, снижаются издержки.

Группы влияния. Правильнее говорить не об организационной цели, а о векторе многих целей, которые преследуют группы влияния, имеющие отношение к определенному бизнесу. Такими группами влияния могут быть акционеры, высший менеджмент и кредиторы.

Дерево целей. Эффективно разработанные цели компании представляют собой иерархическую структуру: достижение целей низшего уровня позволяет достичь целей более высокого уровня. Такая система называется цепочкой промежуточных результатов или деревом целей.

Диагностика - придание фактам смысла, веса, расстановка приоритетов и определение взаимоотношений между фактами, включая и те, которые вызваны самой диагностикой. Диагностика и " сбор данных" - это не одно и то же. " Сбор данных" означает упорядочивание фактов.

При диагностике необходимо:

а) определить сильные и слабые стороны компании;

б) указать те " акупунктурные точки" компании, воздействуя на которые, можно
улучшить состояние дел компании;


в) определить круг возможностей, которыми руководитель располагает для систематического и целенаправленного воздействия на ход событий.

Жизненный цикл команды. Процесс превращения нескольких сотрудников, выполняющих взаимосвязанные рабочие задания, в единую команду требует прохождения определенных этапов. Концепция жизненного цикла команды не предполагает, что реальная группа последовательно проходит все эти этапы командообразования. Выраженность и продолжительность этапов проявляется по-разному в каждой команде.

Обычно выделяют следующие этапы развития команды:

> Формирование.

> " Бунт" (смятение).

> Нормирование.

^ Выполнение работы.

> Расформирование.

Жизненный цикл товара - не очень вредный миф о том, что товар, как живой организм, рождается, живет и умирает. На самом деле все определяют потребности, а они умирают редко, но появляются немного чаще. Теория жизненного цикла товара внесла свою лепту в общее представление о том, что некоторые рынки сначала растут, а затем сокращаются, потом снова растут и опять " сжимаются" и т. д.

Иерархия. Термин " иерархия" ввели в оборот Отцы церкви, которые мыслили ее как структуру, имеющую двойственную природу. С одной стороны, в организации существует формально установленная иерархия (" земная иерархия"), которая определяет полномочия и границы ответственности всех служащих этой иерархии людей. С другой стороны, существует " небесная иерархия", которая " располагает" людей в соответствии с их духовным опытом и специальными знаниями. Это две иерархии, незримо взаимодействующие в той динамичной структуре, которую мы в современном управлении называем управленческой иерархией. Если две эти различные по своей природе иерархии достаточно хорошо совпадают, мы имеем эффективную (естественную) систему управления в компании.


Словарь

Сущность же организационной иерархии можно сформулировать следующим образом. В любой организации (маленькой или огромной) имеет место быть только три иерархических уровня. Они различаются между собой не количественно, а по сути.

" Посвященные в дела компании" - без них не принимаются и не отменяются стратегические решения.

" Специалисты" - они трудно заменимы в компании.

" Персонал" - все остальные сотрудники компании.

Инвестиции - любая деятельность (обучение, реклама и другие " мягкие" вложения средств в собственное образование и репутацию), направленная на получение отдачи в будущем. Приобретение финансовых активов.

Инновационные игры (ИНИ) - " самотрансформирующееся средство исследования и практического преобразования социальных систем за счет организации опыта саморазвития участников". Лидер данного направления - Дудченко B.C.

Информационные технологии - сбор, обработка и распространение данных с помощью компьютеров для обеспечения организации необходимой информацией.

Карта Стратегических Групп (КСГ) - инструмент, который эффективно и наглядно помогает разделить всех операторов рынков определенной отрасли на группы по схожим существенным признакам и позволяет оценить, какие компании имеют конкурентные позиции (сильные или слабые) на рынках, на которых собираемся работать мы.


Команда - это небольшая группа людей, стремящихся к достижению общей цели, постоянно взаимодействующих и координирующих свои усилия. В том случае, когда члены команды осознают общие цели, демонстрируют ответственность и энтузиазм, поддерживают усилия друг друга, правомерно говорить о командной работе. Достижение столь высокого уровня взаимодействий предполагает поддерживающую рабочую среду, сотрудников, обладающих необходимой для выполнения командных работ квалификацией, бросающую вызов, но посильную цель и хорошее вознаграждение. Граница между командой и эффективной рабочей группой размыта, а сама команда является весьма тонким организмом. Она приносит пользу компании в целом, если не противопоставляется всей компании, а является ее хорошо настроенной частью.

Контроль - поддержание стабильности компании за счет понимания последствий взаимодействия и поведения основных групп этой компании.

Конфликт. Можно выделить два типа производственных конфликтов: коммунальные и содержательные. И тот, и другой тип конфликта, как правило, эмоционально окрашен. Однако между ними есть существенные различия.

Коммунальный конфликт - конфликт, в котором собственно отсутствует общий для конфликтующих сторон предмет. Позиции здесь на первом месте, а интересы конфликтующих сторон находятся в " тени". Противоположная сторона всегда рисуется в образе " заклятого врага". Конфликт вызывает много отрицательных эмоций и приводит к деструктивным стрессам.

Содержательный конфликт - конфликт, который имеет общий предмет, в нем стороны не боятся и умеют говорить о своих интересах, оставляя в стороне позиции. В таком конфликте выигрывают обе стороны, а компанию в целом такой конфликт эффективно развивает.

Не существует развивающихся компаний без конфликтов - " свято место пусто не бывает". Если у лидера не хватит умения поддерживать содержательные конфликты, на их место придут " коммунальные склоки".


Словарь

Культура организации. Культуру организации трудно описать в рациональных понятиях. Она связана с конкретным набором ценностей, норм и убеждений, которые преобладают в данной организации и отражены в ее структуре и в считающихся приемлемыми нормах поведения ее сотрудников.

Культура плохо поддается изменению в короткие сроки, поэтому ее можно только терпеливо ее выращивать, учитывая национальные особенности людей, которые работают в компании. Кросскультурные проблемы имеют место там, где ими пренебрегают и там, где управлением в интернациональных коллективах занимаются неграмотные менеджеры. Во всех остальных случаях удается достигать хороших результатов.

Лидерство - это умение указать путь вперед, склонность к творчеству, богатое воображение, изобретательность и созидательность при решении организационных проблем. Такие качества встречаются у многих людей, однако в условиях современного индустриального общества интеллектуальный потенциал нормального человека лишь в редких случаях используется полностью. Многое зависит от ситуаций, в которых действует человек.

Маркетинг - действия, предпринимаемые индивидами и организацией для выявления и формирования потребностей и пожеланий клиентов с целью их удовлетворения.

Менеджмент - это воздействие на людей, поощряющее их направлять свое мышление и ресурсы туда, где они дадут наибольшие результаты.

Метод " Мозговой штурм" - метод поиска новых идей в бизнесе, позволяющий участникам групповой работы избавиться от стереотипов и проффессиональной зашоренности.


Миссия - это внешнее и внутреннее оправдание для существования компании. Поскольку стратегические цели являются, как принято выражаться, коммерческой тайной, должен существовать способ донесения до общественности смысла деятельности компании. В миссии дается ответ обществу и сотрудникам, какой положительный смысл несет существование данной компании. В заявлении о миссии содержится информация о том, что представляет собой компания и для чего, собственно, она существует. Для внешних заинтересованных групп (потенциальных инвесторов и кредиторов, местной власти, потребителей и поставщиков) заявление о миссии несет информацию о намерении компании, а также об обоснованности ее действий. Если все в порядке, общество в целом благосклонно относится к компании. Четко сформулированная, привлекательная миссия положительно воздействует не только на окружение, но и на сотрудников компании, способствует повышению степени их вовлеченности в общее дело.

Мотивация - это та " внутренняя пружина", которая заставляет людей действовать вполне определенным образом в конкретной ситуации.

Мотивация может быть осмысленна, как минимум, в виде трех сущностей:

1. желание удовлетворить потребность;

2. оценка своих возможностей добиваться удовлетворения этой потребности;

3. представление о том, приведут ли эти усилия к нужному результату или нет.

Мягкий Системный Подход (МСП) - инструмент развития организаций. П. Чекленд в основу методологии решения системных задач положил процесс " обучения", состоящий из ряда этапов:

1. Неструктурированная проблемная ситуация.

2. Анализ проблемной ситуации.

3. Формулировка ключевых определений подходящих систем.

4. Разработка концептуальных моделей.

5. Сравнение концептуальных моделей и проблемных ситуаций.

6. Выбор допустимых желательных изменений.

7. Действие, улучшающее ситуацию.


Словарь

Научающиеся организации. Методология научающихся организаций обеспечивает единство практики и теоретической подготовки одновременно.

Успешными организациями являются те, которые способны внедрять процессы обучения и за счет этого больше получать от своих сотрудников, в том числе и тех, кто находится на средних и нижних звеньях организационной структуры.

Обучение на рабочем месте предполагает внимание к контекстам и процессам, а также к заданиям и желаемым результатам. Это означает:

> Развитие способности более глубокого интуитивного понимания текущей обстановки.

> Умение отличить " чистую" теорию от применяемой на практике.

> Приобретение уверенности и способности к аналитическому и самокритичному мышлению.

> Умение идентифицировать взаимосвязи и взаимодействия систем и процессов, а не отдельные события, выявляя проблемы, лежащие за внешне заметными симптомами.

> Постоянную рефлексивную практику.

Воспитание стратегического мышления более ценно, чем усвоение готовой стратегии.

Обратная связь. Под обратной связью понимаются не столько формальные планы и ритуалы, на основе которых можно получить нужную информацию (отчеты, совещания, доклады и т.п.), а скорее неформальная (скрытая) коммуникация, которая позволяет увидеть важные вещи " между строчек официальных отчетов и докладов". Обратную связь необходимо представлять не как конкретную процедуру или организационный ритуал, а как некоторую метафору.

Огруппленное мышление. Суть его в следующем. Чем более близки члены команды между собой по своим данным (квалификации, ценностям и т.п.), тем большие удовлетворение и сплоченность они будут демонстрировать. В результате команда может превратиться в элитарное и скрепленное круговой порукой сообщество, которое начнет требовать конформизма от своих членов. Консенсус и гармония проявляются в такой степени, что нежелательные идеи, данные или информация умышленно игнорируются.


Оргдеятельностные Игры (ОДИ) - социальная технология, замещающая реальную практику апробации и внедрения концептуальных разработок (разработана Г.П Щедровицким).

Организационное Развитие (ОР) - собирательный термин, под которым понимается широкая философская концепция изменений, а не конкретная совокупность методов изменений. В этом широком контексте термин ОР часто используется для обозначения глобальных программ изменения компаний, однако под ним может также пониматься и сам образец действия, с помощью которого производятся частичные изменения. ОР имеет 5 отличительных особенностей:

1. Это всеобъемлющая самосогласованная стратегия, рассчитанная на умеренный или длительный срок, она является многоуровневой и использует многие методы.

2. ОР использует выводы и методы наук о поведении человека.

3. Для ОР приоритетным является процесс, а не цель.

4. ОР предполагает участие помощника (фасилитатора).

5. ОР предполагает широкое участие персонала.

Проблема. Выделяют несколько типов проблем:

> Задача — это проблема, которая имеет решение, известное кому-то.

> Четкая проблема - это проблема, которая хорошо сформулирована, но не имеет готового алгоритма решения. Его предстоит найти, решая такую четкую проблему.

> Нечеткая проблема. Она имеет место тогда, когда " будущее состояние" является плохо определенным и перспектива (с менеджерской точки зрения) - более расплывчатой и запутанной. Это обусловлено высокой степенью непредсказуемости и эмоциональной неустойчивостью ситуации. Трудно искать решение, когда не очень понятно, решением собственно чего оно должно явится, то есть что должно получиться в результате.

> Неопределенность (поле нечетких проблем). Это достаточно сложная ситуация, когда к нечеткости желаемого состояния объекта добавляется неясность с механизмами, определяющими реальное (наличное) состояние


Словарь

объекта. И это еще не все. Уровень эмоциональной вовлеченности людей и степень технологической сложности предстоящего изменения делают эту ситуацию целым полем плохо определенных проблем.

Профиль Основных Конкурентов (ПРОК) - инструмент для определения стратегического поведения конкурентов и прогноза их ближайших намерений (используется вместе с КСГ).

Рефлексия (reflexio - обращение назад, позднелатинское) - выход из осуществляемой деятельности с целью ее реконструкции, анализа и осознания в случае затруднений в этой деятельности и отсутствия образцов преодоления этих затруднений.

SWOT-анализ (англ. SWOT: сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) - метод оценки слабых и сильных стороны компании, а также возможностей и угроз, которые могут ее ждать в будущем.

Этот метод как бы сшивает пространство способностей компании и внешнего пространства возможностей. В этом смысле компания выступает определенного вида подсистемой некоторой системы, олицетворяющей внешнее окружение, в котором компания и осуществляет свои стратегические инициативы.

Методология использования этого инструмента предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, угроз и возможностей, и после этого установление взаимосвязей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

Синергизм (2+2 равно 5). Есть два типа синергизма.

Структурный синергизм - объединение ресурсов двух компаний, позволяющее снизить издержки и увеличить объем продаж.

Управленческий синергизм — улучшение показателей работы благодаря повышению качества управления, без каких-либо структурных изменений.


Системная Технология Вмешательства (СТВ) - один из методов проведения изменений. Системная Технология Вмешательства (СТВ) примыкает к " жесткой" части спектра стратегий управления изменениями. Это подход, основанный на командной работе и проектной методологии. Он наиболее удачно отвечает требованиям широкого класса ситуаций изменений относительной сложности.

СТВ включает в себя три пересекающиеся, однако относительно самостоятельные, фазы:

> диагностику;

^ проектирование;

> внедрение.

Система - это множество связанных между собой или упорядоченных определенным образом элементов. Границу данной системы задает аналитик, представивший некий объект в виде системы (имя " система" является этимологическим эквивалентом греческого имени " композиция").

Полезно различать два способа использования систем: У для представления интересующих нас производственных ситуаций на основе уже имеющегося у нас понимания и общепризнанных концепций.

> для построения целостного восприятия новых, уникальных ситуаций,
которые мы стремимся осмыслить по-новому.

Социальный Дизайн (СД-методология) - это методология, которая применяет отточенную систему использования инструментов стратегического планирования, позволяющую оперативно включать менеджеров компании-клиента в содержательную работу с соблюдением высоких системных стандартов.

Искусство социального дизайна состоит в том, чтобы, удерживая команду в многомерном пространстве коммуникации, привести ее к практическому, разделяемому членами команды, результату.

Такой подход позволяет обеспечить решение следующих задач: ^ выращивание, а не проектирование организации;

> воспитание у команды заказчика вкуса к стратегическому управлению в
режиме " реального времени", а не созданию долгосрочных стратегий,
которые устаревают раньше, чем их утвердит высшее руководство;


Словарь

> создание силами самих сотрудников компании совершенных образцов организационного поведения, норм интеллектуальных ритуалов с последующим закреплением их в " орг-чертежахи (вначале совершенный " образец", затем " чертеж");

> создание предпосылок выращивания той высокой культуры управления, которая может обеспечить чуткое реагирование на едва зарождающиеся позитивные изменения и идеи в организации с целью включения их в бизнес-процессы без " чертежной доски".

Социальная Инженерия (СИ) - область прикладной социологии, которая видит свою задачу в создании и применении набора средств, позволяющих разрешить острые социальные коллизии. Социальные инженеры работают с проблемными группами, общинами, а также с организациями.

СТАРТ - инструмент воплощения стратегических изменений в жизнь. Название представляет собой аббревиатуру, которая имеет следующее значение:

> " С" - стратег. Полновластное высшее должностное лицо (реже комитет высших должностных лиц), несущий всю полноту ответственности за результаты стратегических инициатив.

> " Т" _ трансформация. Явное указание на то, с какой именно стратегией связанно данное изменение.

> " А " - агент (администратор) перемен. Исполнительный менеджер, отвечающий за оперативные этапы перемен, планы, контроль исполнения и выявление возникающих " на марше" проблем.

> " Р" -ресурсы. Достаточно точная и недвусмысленная (в частности, отдельный бюджет и обязанности ключевых исполнителей и подразделений) оценка ресурсов, необходимых непосредственно для осуществления изменений.

> " J" _ технология. Методы и подходы, которые будут применяться для осуществления изменений.

Стили управления. Концепции, относящихся к стилю управления, выделяют два выраженных типа руководителей по этому основанию.


Первый тип - это лидеры, которые умеют отделять личные качества человека от его работы и получают удовлетворение от того, что им удается создавать и поддерживать нормальные отношения с персоналом. Это лидеры, ориентированные на человеческие отношения.

Второй тип - лидеры, которые ориентированы на неукоснительное выполнение поставленной задачи и связывают низкую производительность сотрудников с нежелательными чертами их характера.

Стратагема - действие или последовательность действий стратега, в которых есть скрытый от соперника замысел или ловушка. Сунь-цзы учил: " Сначала будь как невинная девушка - и противник откроет свою дверь. Потом будь как вырвавшийся заяц - и противник не успеет принять мер к защите". Всемирно известными являются 36 древнекитайских стратагем, которые впервые в европейской литературе упоминаются русским дипломатом С.Л. Владиславичем-Рагузинским (18 век). Под стратагемами в стратегическом управлении мы имеем в виду такие действия, направленные на достижение долгосрочных целей, как, например:

> минимизация общих издержек;

> дифференцирование товара;

> дифференцирование рынков;

> определение вектора роста корпорации;

> максимизация синергетического эффекта;

> сохранение стратегической гибкости и другие.

Стратегическое планирование - процесс развития организации на долгосрочную перспективу (действия расписываются на срок от 2 до 5 лет).

Стратегическое преимущество (конкурентное преимущество) - ситуация, когда одна из компаний сумела идентифицировать рынок или рыночную нишу, в которой она получает ценовые преимущества или достигает меньшего, в сравнении с соперниками, уровня издержек.


Словарь

Стратегическая цель - это цель, которая отнесена по времени в достаточно отдаленное будущее и, как правило, существенно отличается от того, что мы имеем в настоящее время.

Стратегическое управление - стратегическое планирование с обратной связью. Образно выражаясь, стратегическое управление - это деятельность, направленная на достижение важной цели, которая представлена в виде трех вещей:

> карты местности (стратегия);

> маршрута, который указывает направление движения (стратегический план);

> инструкции для ключевых фигур, объясняющей, как себя вести в условиях неопределенности.

Стратегия - это набор принципов и инициатив высшего руководства, который позволяет достичь цели с наименьшими потерями или переопределить цель.

Можно выделить несколько уровней стратегий в компании

> Корпоративная стратегия;

> Стратегия бизнес-единиц;

> Функциональная стратегия;

> Стратегия альянсов, корпоративных сетей и т.д..

Выделяют четыре типа стратегий, которые покрывают спектр всех возможных стратегических инициатив от предпринимательских до конкурентных.

СТЭП-анализ (" STEP-factors analyzing") - метода анализа внешнего окружения компании. Начальные буквы названий анализируемых факторов составили аббревиатуру данного метода (социальные (С), технологические (Т), экономические (Э), политические (П)).

Структура организации - изображение в виде схемы, показывающее иерархию уровней власти и подотчетности в организации. Структура организации призвана обеспечивать быстрое принятие решений и их эффективное выполнение, а также единство стратегического руководства. Структура организации должна меняться в соответствии с требованиями изменений.


Технология - применение научно-технических достижений в деятельности компаний.

Ценности - это то, во что глубоко верят люди, и что определяет их поведение.

Трансакционные издержки - издержки, возникающие при совершении любых видов операций (трансакций) по обмену одной вещи на другую.

Рыночные трансакции - это трансакции, совершаемые посредством денег и иногда заменяющих их ценных бумаг.

Люди создают организации потому, что они помогают им существенно снизить издержки, возникающие при совершении обменов (трансакций). Менеджмент - тот мощный ресурс, который существенно уменьшает трансакции в организации по сравнению с рыночными обменами.

Цель — это желаемое состояние будущего, достичь которого и пытается компания.

Эффективность - это оценочная категория. Эффективность любого производственного процесса является субъективной мерой, она может " меняться" с изменением наших оценок.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.